Реконструция стадиона "Динамо" в Бресте

Последний из осмотренных в Бресте объектов - реконструируемый стадион "Динамо". О ходе реализации 2-й очереди реконструкции рассказывает начальник управления Госстройнадзора по Брестской области В. В. Парашко.

Стадион был построен в 40-е годы, и эксплуатация его в прежнем состоянии длилась практически до позапрошлого года. (Хотя из года в год комиссия, регулярно обследовавшая объект, констатировала невозможность дальнейшей его эксплуатации. С определенными оговорками и ограничениями объект все же продолжал эксплуатироваться. Еще 10 лет назад была разработана необходимая для реконструкции ПСД, но тогда она осталась невостребованной вследствие невыделения не менее необходимых денежных средств.)

С позапрошлого года реконструкция стадиона перешла, наконец, в активную стадию. Заказчиком работ является УКС Брестского облисполкома, финансируют же их производство совместно республиканское ДСО "Динамо" и Брестский облисполком. Поступают средства и из бюджета республики.

Главная проблема состояла в следующем. В ПСД был предусмотрен, в общем-то, технически необходимый подъем всего стадиона, в том числе и футбольного поля, на 80 см. Для этого нужно было на несколько лет полностью перестать эксплуатировать объект. Как известно, современная финансовая ситуация характеризуется абсолютной неясностью вероятности дальнейшего финансирования чего бы то ни было. Поэтому сложно было сказать, можно ли будет выполнить реконструкцию в полном объеме. И поле было оставлено в существующей отметке. Что же касается беговых дорожек, то они были полностью сняты. Их было 6, теперь стало 8 (несколько раздвинуты трибуны). Полностью был заменен дренаж - с отсыпкой нового щебеночного основания и монтажом приобретенной в Польше современной дренажной системы со специальными гофрированными незаливающимися трубами. Насосная станция необходима для сброса воды в ливневую канализацию во время сильных ливней (раз подъема нет, то и самотек невозможен).

Для того же, чтобы заложить какую-то перспективу грядущего развития стадиона, все трибуны приподнимаются над землей как минимум на метр. Возможно, в будущем появится финансовая возможность подъема футбольного поля; к тому времени беговые дорожки, которые сегодня строятся, скорее всего, выработают свой ресурс. Тогда можно будет выполнить подсыпку, поднять поле и дорожки (с их обновлением), ничего не меняя конструктивно.

Поскольку в дальнейшем предполагается эксплуатировать спортсооружение в полном объеме - и как футбольное поле, и как легкоатлетическую арену, долго шли поиски подрядчика, способного выполнить необходимые работы на уровне мировых стандартов.

В какой-то степени помогло то, что одновременно аналогичные работы должны были быть произведены и на минском стадионе "Динамо"; таким образом, ДСО "Динамо" предстояло найти подрядчика и на этот объект. Как председатель городской тендерной комиссии я участвовал в работе республиканской, курируемой обществом. В итоге и Минск и Брест остановились на немецкой фирме "BSW".

Что касается Бреста, то следует сказать, что, вообще-то, почти все работы выполнила подрядная организация "Брестжилстрой". Падение объемов жилищного строительства в определенный период оставило эту организацию без работы. Поэтому она и получила возможность реконструировать стадион. Немецкие же коллеги поставили нам необходимые материалы; два немецких специалиста консультировали местных рабочих. Следует отдать последним должное - всему, что нужно, они научились за 2 недели, и впоследствии вполне обходились без подсказок.

Суммарная площадь беговых дорожек - 6000 м2. Основная проблема их устройства заключалась в необходимости соблюдения определенных требований при укладке асфальта поверх щебеночного основания. Требование ровности заключается в том, что в любом направлении отклонение по вертикали не должно превышать 4 мм на 4 м. Сегодня, когда поверх асфальта уложено ригополовое покрытие, не видно, что на дорожечном кольце было сделано, наверное, не менее сотни вырезов асфальта. А сколько раз перед этим пришлось приложить к нему 4-метровую рейку?

Уложенный поверх асфальта ригопол шпаклюется, далее покрывается красным клеем. После завершающей операции - нанесения красной резиновой крошки - покрытие беговых дорожек наконец предстает в законченном виде. Работы эти были прекращены с наступлением осеннего похолодания, так как температура воздуха при укладке не должна быть ниже +12 °С. Возобновление - 4 мая.

Вместимость готового стадиона будет составлять не менее 12 000 зрителей. Первоначальный вариант сидений (обычная сплошная доска) предполагал 14 000 посадочных мест. Но, начав вкладывать в строительство значительные средства, мы решили установить на трибунах пластмассовые (отдельное для каждого зрителя) сиденья. Итак, Восточная трибуна рассчитана примерно на 1800 мест, Южная - на 270, Северная - на 470. Окончательного проекта Западной трибуны пока нет, но там будет около 10 000 мест.

Западная трибуна, сооружаемая силами стройтреста №8, будет двухъярусной, и высота ее по коньку верхнего козырька составит 20 м. Под трибуной будут находиться 4 спортзала, гостиница на 92 места, комплекс питания, тренировочные залы, гардеробы для спортсменов и помещения для судей и представителей ФИФА.

На стадии разработки проекта реконструкции была идея устройства подогрева футбольного поля. Однако реализация ее требовала укладки под всем полем трубных разводок после предварительного его вспахивания. Пока это очень дорогое удовольствие, и мы ограничились укладкой под беговыми дорожками кожухов для пропуска кабелей питания. (Еще один задел на перспективу.)

За весь период производства работ на стадионе не было пропущено ни одной из запланированных футбольных встреч.

Кроме нового "Динамо", мы строим в Бресте еще одно спортсооружение - легкоатлетический манеж по ул. Московской. И в том и в другом случае работа над объектами осуществляется совместно - постоянно встречаются представители экспертизы, УКС, подрядчики и проектировщики. Технические решения, рождающиеся в итоге подобных обсуждений, закладываются в проекты сооружений, поэтому и работа над ними подчас идет параллельно стройке.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике надзор

©1995-2024 Строительство и недвижимость