О производственном травматизме и охране труда
23 апреля 1998 года в здании Минстройархитектуры состоялся семинар-совещание с главными инженерами и инженерами по охране труда предприятий и организаций, входящих в состав министерства, по вопросам соблюдения законодательства о труде, нормативных правовых актов по охране труда. В работе семинара приняли участие начальники главных управлений Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, представители органов государственного надзора и контроля, а также главные инженеры и инженеры по охране труда предприятий и организаций Беларуси.
Участники семинара отметили, что в 1997 году были ослаблены внимание к вопросам охраны труда и требования к руководителям структурных подразделений, службам охраны труда о выполнении ими своих функциональных обязанностей.
В своем докладе "О производственном травматизме" начальник главного управления строительства Минстройархитектуры В.В. Данилович подробно описал сложившуюся ситуацию в республике:
В 1997 году численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более составила 957 человек с общим числом нетрудоспособности 25 680 человеко-дней.
По актам спецрасследований и сообщениям предприятий и организаций о происшедших несчастных случаях, на производстве произошло 105 несчастных случаев с тяжелыми исходами, из них 24 случая со смертельным исходом (тресты № 14, 22, 32, 37, 40, гомельский ДСК, Автоспецтранс, Минский завод строительных материалов, любанский КСМ, ОАО "Кровля" - по одному смертельному случаю, объединения "Витебскоблсельстрой", "Минскоблсельстрой", АСМП "Промтехмонтаж", ПО "Кричевцементношифер" - по два случая, а в объединении "Брестоблсельстрой" - три случая), в то время как за 1996 год произошло 64 случая, из них 20 со смертельным исходом.
Анализ показывает, что для устранения причин, приведших к несчастным случаям с тяжелыми и смертельными исходами, зачастую не требуются вообще или требуются незначительные материальные и финансовые затраты, а необходимо только строгое выполнение своих должностных обязанностей руководителями и специалистами всех рангов.
В последние годы в республике принят ряд нормативных документов, направленных на смягчение последствий травматизма и гибели людей на производстве, повышения уровня социальной защищенности пострадавших и членов семей работников, погибших на производстве.
В соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, утвержденными постановлением КМ РБ от 9.11.1994 г. № 172, пенсии, назначенные по трудовому увечью и по случаю потери кормильца, не подлежат зачету в счет сумм, причитающихся для возмещения вреда. Кроме того, выплата этих сумм производится также независимо от получения других доходов. Заработок для начисления размера подлежащего возмещению вреда определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", то есть расширен перечень выплат, которые включаются в средний заработок. Увеличен возрастной ценз учащихся и студентов, обучающихся на дневных отделениях и имеющих право на возмещение вреда по случаю потери кормильца.
Повышена ответственность нанимателя за причиненный вред работнику при повреждении здоровья. Согласно постановлению КМ РБ от 8.11.1995 г. № 619, в случае трудового увечья работника от действия источника повышенной опасности, принадлежащего нанимателю, ответственность нанимателя наступает и при отсутствии его вины. Он освобождается от ответственности, если только докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Травматизм на производстве со смертельным и тяжелым исходами сопровождается также большими материальными потерями.
Материальные потери предприятий и организаций складываются из выплат, которые производятся в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев, или семьям погибших на производстве.
По отчетным данным, материальные последствия несчастных случаев за 1997 год составили 3890,87 млн рублей. Необходимо задуматься над этими цифрами.
Снижению травматизма и профзаболеваний во многих странах способствует хорошо организованная работа служб охраны труда. В проекте закона РБ "Об охране труда" в статье 18 говорится: "Должности специалистов по охране труда вводятся нанимателями в производственной сфере при численности работающих 100 и более человек, а в других отраслях - 500 и более человек". Расширены полномочия служб охраны труда и гарантируется социальная защита служб охраны труда: увольнение специалистов по охране труде по инициативе нанимателя в связи с сокращением штатов осуществляется с согласия государственного органа по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.
Что касается обеспечения конституционного права граждан на здоровье и безопасные условия труда в нашей республике, то сложившуюся ситуацию можно считать критической на данный период. Отсутствие законов, и в первую очередь закона об охране труда, не считая отдельных статей КЗОТ, усугубляет обстановку. Принимаемые нормативные правовые акты (документы) в развитие отдельно принимаемых правительством решений своевременно не выполняются. Особенно это касается малых, акционерных и совместных предприятий. Органы местного управления и самоуправления отмежевались от участия в решении вопросов охраны труда.
Проведенная проверка укомплектования служб охраны труда на предприятиях и в организациях показала, что в 1997 году руководители предприятий и организаций приняли должные меры. В то же время в объединениях по сельскому строительству и других предприятиях, имеющих большое количество подведомственных организаций и обширную их географию, в целях планомерного и оперативного решения вопросов по охране труда назрела необходимость обеспечения служб охраны труда автотранспортом.
Одним из важнейших вопросов безопасности работающих является обеспечение их спецодеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты, средствами измерения вредных производственных факторов.
Кроме этого, основными факторами, негативно влияющими на состояние безопасности, являются прогрессирующее старение и физический износ основных фондов, отсутствие необходимых финансовых средств на их замену, а также на реконструкцию и модернизацию производства; снижение ответственности руководителей и специалистов всех уровней управления, надлежащего контроля.
Особую тревогу вызывает эксплуатация паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, компрессорных установок, находящихся на балансе наших предприятий и организаций. Проблемы безопасной эксплуатации их в значительной степени обусловлены физическим и моральным износом, сокращением необходимых ремонтных работ, отсутствием материальных средств и запасных частей. Зачастую неудовлетворительно и несвоевременно проводятся планово-предупредительные ремонты, наладка оборудования докотловой обработки воды и тепловых режимов котлоагрегатов. Не везде ведется необходимая эксплуатационная документация, имеют место неисправности автоматики безопасности и регулирования режима работы котлов. Необходимо обратить внимание на подготовку и повышение квалификации, проверку знаний ответственных за безопасную эксплуатацию и обслуживающего персонала объектов, подконтрольных Проматомнадзору.
Допускаются нарушения требований нормативно-технической документации на предприятиях, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых открытым способом, а именно: нарушение разработки паспортов забоев в части превышения максимальной высоты уступов и углов откоса уступов; работа машин и механизмов в пределах призмы обрушения; несоблюдение положений нарядной системы, отсутствие на рабочих местах машинистов экскаваторов в карьерах инструкций по охране труда; технологический автотранспорт, работающий в карьерах, не оборудован автоматическими звуковыми сигналами заднего хода; зачастую отсутствуют разрешение на ведение горных работ, необходимая горно-маркшейдерская документация, подготовленный персонал для руководства горными работами; самовольная разработка месторождений и др.
В вопросах охраны труда большой социально-экономический эффект имеет аттестация рабочих мест по условиям труда. Хотелось бы обратиться к Минтруду Республики Беларусь с просьбой рассмотреть этот вопрос на отраслевом уровне. Во многих строительно-монтажных объединениях, трестах, промышленных предприятиях имеются аналогичные профессии и аналогичные условия труда (каменщик, электросварщик. арматурщик, автоклавщик и др.). Так, в строительно-монтажных объединениях, трестах имеется по несколько СУ, ПМК, выполняющих те же виды работ, имеются они на ряде промышленных предприятий (цементные производства, КСМ. КСИ, ЖБИ и др.). Однако, по положению, аттестацию рабочих мест необходимо проводить по одним и тем же профессиям и при аналогичных условиях в каждом СУ, ПМК, предприятии. В современных экономических условиях - это уже расточительство. На наш взгляд, для более полного и своевременного проведения аттестации рабочих мест назрела необходимость делового сотрудничества по этому вопросу с постоянными в каждом регионе научно-производственными обществами, лабораториями, имеющими соответствующие лицензии, с одинаковой ответственностью за эту работу.
Выражая озабоченность создавшимся положением и принимая во внимание настоятельную необходимость проведения активной работы в отрасли, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и обеспечения приоритета жизни и здоровья работающих по отношению к производственной деятельности, участники семинара сочли необходимым дать следующие рекомендации руководителям предприятий и организаций: принять конкретные меры по обеспечению безопасности труда на каждом рабочем месте, надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания, обучения, инструктажа и проверки знаний норм, правил и инструкций по охране труда, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению ответственности и уровня знаний руководителей всех рангов по вопросам охраны труда, созданию и укреплению служб охраны труда; не допускать сокращения средств, выделяемых на охрану труда, и выделять на осуществление этих целей необходимые средства из всех источников финансирования, в том числе не менее 0,4 % от прямых затрат в строительстве и 0,25% от общезаводских расходов в промышленности, в первую очередь на обеспечение работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты; в целях централизованного обеспечения нормативными правовыми документами, наглядной агитацией и плакатами по охране труда и технике безопасности в месячный срок рассмотреть вопрос о создании временного централизованного фонда охраны труда министерства до выхода "Положения о фондах охраны труда" на государственном уровне и свои предложения направить в главное управление строительства.
Кроме того, были внесены предложения об ускорении рассмотрения и принятия правовых нормативных актов, внесении изменений в "Кодекс законов о труде" и в Закон " О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" в части введения ведомственного и территориального контроля по охране труда, а также в законы "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" и "О налогах на добавленную стоимость" в части льготного налогообложения прибыли предприятий от выпускаемых спецодежды и других средств индивидуальной защиты работающих и средств измерения вредных производственных факторов.
Необходимо будет разработать положения "О службах охраны труда", "О фондах охраны труда", "О порядке сертификации средств защиты на соответствие их требованиям охраны труда", а также пересмотреть существующие "Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", "Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом".
Проблем назрело много. А успешно решать их можно только при четкой системе управления охраной труда, основной задачей которой является обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также при соблюдении требований законодательства о труде и соответствующих нормативных правовых актов.
Елена СЫС
Участники семинара отметили, что в 1997 году были ослаблены внимание к вопросам охраны труда и требования к руководителям структурных подразделений, службам охраны труда о выполнении ими своих функциональных обязанностей.
В своем докладе "О производственном травматизме" начальник главного управления строительства Минстройархитектуры В.В. Данилович подробно описал сложившуюся ситуацию в республике:
В 1997 году численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более составила 957 человек с общим числом нетрудоспособности 25 680 человеко-дней.
По актам спецрасследований и сообщениям предприятий и организаций о происшедших несчастных случаях, на производстве произошло 105 несчастных случаев с тяжелыми исходами, из них 24 случая со смертельным исходом (тресты № 14, 22, 32, 37, 40, гомельский ДСК, Автоспецтранс, Минский завод строительных материалов, любанский КСМ, ОАО "Кровля" - по одному смертельному случаю, объединения "Витебскоблсельстрой", "Минскоблсельстрой", АСМП "Промтехмонтаж", ПО "Кричевцементношифер" - по два случая, а в объединении "Брестоблсельстрой" - три случая), в то время как за 1996 год произошло 64 случая, из них 20 со смертельным исходом.
Анализ показывает, что для устранения причин, приведших к несчастным случаям с тяжелыми и смертельными исходами, зачастую не требуются вообще или требуются незначительные материальные и финансовые затраты, а необходимо только строгое выполнение своих должностных обязанностей руководителями и специалистами всех рангов.
В последние годы в республике принят ряд нормативных документов, направленных на смягчение последствий травматизма и гибели людей на производстве, повышения уровня социальной защищенности пострадавших и членов семей работников, погибших на производстве.
В соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, утвержденными постановлением КМ РБ от 9.11.1994 г. № 172, пенсии, назначенные по трудовому увечью и по случаю потери кормильца, не подлежат зачету в счет сумм, причитающихся для возмещения вреда. Кроме того, выплата этих сумм производится также независимо от получения других доходов. Заработок для начисления размера подлежащего возмещению вреда определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", то есть расширен перечень выплат, которые включаются в средний заработок. Увеличен возрастной ценз учащихся и студентов, обучающихся на дневных отделениях и имеющих право на возмещение вреда по случаю потери кормильца.
Повышена ответственность нанимателя за причиненный вред работнику при повреждении здоровья. Согласно постановлению КМ РБ от 8.11.1995 г. № 619, в случае трудового увечья работника от действия источника повышенной опасности, принадлежащего нанимателю, ответственность нанимателя наступает и при отсутствии его вины. Он освобождается от ответственности, если только докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Травматизм на производстве со смертельным и тяжелым исходами сопровождается также большими материальными потерями.
Материальные потери предприятий и организаций складываются из выплат, которые производятся в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев, или семьям погибших на производстве.
По отчетным данным, материальные последствия несчастных случаев за 1997 год составили 3890,87 млн рублей. Необходимо задуматься над этими цифрами.
Снижению травматизма и профзаболеваний во многих странах способствует хорошо организованная работа служб охраны труда. В проекте закона РБ "Об охране труда" в статье 18 говорится: "Должности специалистов по охране труда вводятся нанимателями в производственной сфере при численности работающих 100 и более человек, а в других отраслях - 500 и более человек". Расширены полномочия служб охраны труда и гарантируется социальная защита служб охраны труда: увольнение специалистов по охране труде по инициативе нанимателя в связи с сокращением штатов осуществляется с согласия государственного органа по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.
Что касается обеспечения конституционного права граждан на здоровье и безопасные условия труда в нашей республике, то сложившуюся ситуацию можно считать критической на данный период. Отсутствие законов, и в первую очередь закона об охране труда, не считая отдельных статей КЗОТ, усугубляет обстановку. Принимаемые нормативные правовые акты (документы) в развитие отдельно принимаемых правительством решений своевременно не выполняются. Особенно это касается малых, акционерных и совместных предприятий. Органы местного управления и самоуправления отмежевались от участия в решении вопросов охраны труда.
Проведенная проверка укомплектования служб охраны труда на предприятиях и в организациях показала, что в 1997 году руководители предприятий и организаций приняли должные меры. В то же время в объединениях по сельскому строительству и других предприятиях, имеющих большое количество подведомственных организаций и обширную их географию, в целях планомерного и оперативного решения вопросов по охране труда назрела необходимость обеспечения служб охраны труда автотранспортом.
Одним из важнейших вопросов безопасности работающих является обеспечение их спецодеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты, средствами измерения вредных производственных факторов.
Кроме этого, основными факторами, негативно влияющими на состояние безопасности, являются прогрессирующее старение и физический износ основных фондов, отсутствие необходимых финансовых средств на их замену, а также на реконструкцию и модернизацию производства; снижение ответственности руководителей и специалистов всех уровней управления, надлежащего контроля.
Особую тревогу вызывает эксплуатация паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, компрессорных установок, находящихся на балансе наших предприятий и организаций. Проблемы безопасной эксплуатации их в значительной степени обусловлены физическим и моральным износом, сокращением необходимых ремонтных работ, отсутствием материальных средств и запасных частей. Зачастую неудовлетворительно и несвоевременно проводятся планово-предупредительные ремонты, наладка оборудования докотловой обработки воды и тепловых режимов котлоагрегатов. Не везде ведется необходимая эксплуатационная документация, имеют место неисправности автоматики безопасности и регулирования режима работы котлов. Необходимо обратить внимание на подготовку и повышение квалификации, проверку знаний ответственных за безопасную эксплуатацию и обслуживающего персонала объектов, подконтрольных Проматомнадзору.
Допускаются нарушения требований нормативно-технической документации на предприятиях, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых открытым способом, а именно: нарушение разработки паспортов забоев в части превышения максимальной высоты уступов и углов откоса уступов; работа машин и механизмов в пределах призмы обрушения; несоблюдение положений нарядной системы, отсутствие на рабочих местах машинистов экскаваторов в карьерах инструкций по охране труда; технологический автотранспорт, работающий в карьерах, не оборудован автоматическими звуковыми сигналами заднего хода; зачастую отсутствуют разрешение на ведение горных работ, необходимая горно-маркшейдерская документация, подготовленный персонал для руководства горными работами; самовольная разработка месторождений и др.
В вопросах охраны труда большой социально-экономический эффект имеет аттестация рабочих мест по условиям труда. Хотелось бы обратиться к Минтруду Республики Беларусь с просьбой рассмотреть этот вопрос на отраслевом уровне. Во многих строительно-монтажных объединениях, трестах, промышленных предприятиях имеются аналогичные профессии и аналогичные условия труда (каменщик, электросварщик. арматурщик, автоклавщик и др.). Так, в строительно-монтажных объединениях, трестах имеется по несколько СУ, ПМК, выполняющих те же виды работ, имеются они на ряде промышленных предприятий (цементные производства, КСМ. КСИ, ЖБИ и др.). Однако, по положению, аттестацию рабочих мест необходимо проводить по одним и тем же профессиям и при аналогичных условиях в каждом СУ, ПМК, предприятии. В современных экономических условиях - это уже расточительство. На наш взгляд, для более полного и своевременного проведения аттестации рабочих мест назрела необходимость делового сотрудничества по этому вопросу с постоянными в каждом регионе научно-производственными обществами, лабораториями, имеющими соответствующие лицензии, с одинаковой ответственностью за эту работу.
Выражая озабоченность создавшимся положением и принимая во внимание настоятельную необходимость проведения активной работы в отрасли, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и обеспечения приоритета жизни и здоровья работающих по отношению к производственной деятельности, участники семинара сочли необходимым дать следующие рекомендации руководителям предприятий и организаций: принять конкретные меры по обеспечению безопасности труда на каждом рабочем месте, надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания, обучения, инструктажа и проверки знаний норм, правил и инструкций по охране труда, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению ответственности и уровня знаний руководителей всех рангов по вопросам охраны труда, созданию и укреплению служб охраны труда; не допускать сокращения средств, выделяемых на охрану труда, и выделять на осуществление этих целей необходимые средства из всех источников финансирования, в том числе не менее 0,4 % от прямых затрат в строительстве и 0,25% от общезаводских расходов в промышленности, в первую очередь на обеспечение работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты; в целях централизованного обеспечения нормативными правовыми документами, наглядной агитацией и плакатами по охране труда и технике безопасности в месячный срок рассмотреть вопрос о создании временного централизованного фонда охраны труда министерства до выхода "Положения о фондах охраны труда" на государственном уровне и свои предложения направить в главное управление строительства.
Кроме того, были внесены предложения об ускорении рассмотрения и принятия правовых нормативных актов, внесении изменений в "Кодекс законов о труде" и в Закон " О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" в части введения ведомственного и территориального контроля по охране труда, а также в законы "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" и "О налогах на добавленную стоимость" в части льготного налогообложения прибыли предприятий от выпускаемых спецодежды и других средств индивидуальной защиты работающих и средств измерения вредных производственных факторов.
Необходимо будет разработать положения "О службах охраны труда", "О фондах охраны труда", "О порядке сертификации средств защиты на соответствие их требованиям охраны труда", а также пересмотреть существующие "Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", "Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом".
Проблем назрело много. А успешно решать их можно только при четкой системе управления охраной труда, основной задачей которой является обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также при соблюдении требований законодательства о труде и соответствующих нормативных правовых актов.
Елена СЫС
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 1998 год в рубрике безопасность