Сельское жилищное строительство:недостаточен проектный фонд

Расширенное заседание коллегии Минстройархитектуры РБ, состоявшееся 7 апреля, было посвящено организации в республике мансардного и экспериментального усадебного строительства.

Хотя порой трудно бывает разделить эти два направления, развитию каждого из которых руководителями стройотрасли по праву уделяется значительное внимание, я позволил себе вычленить из всего сказанного на заседании все, что связано с мансардным строительством, и оставить знакомство читателей с этим блоком на май месяц, в рамках соответствующего тематического приложения.

Итак, вначале о финансировании, связанном с реализацией программы строительства экономичного усадебного жилья (сообщение начальника главного управления инфраструктуры и жилища министерства В. Б. Подволоцкого). Владимир Борисович остановился на льготах, которые будут предоставляться сельским застройщикам в соответствии с Указом Президента РБ "О дополнительных мерах по развитию жилищного строительства на селе" от 3 марта 1998 г. Дело в том, что прошлогодний опыт финансирования сельского жилищного строительства показал: жизненный уровень сельского населения не дает возможности брать кредит на строительство на действующих условиях. Поэтому отныне граждане РБ, проживающие в сельской местности и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют возможность безвозмездного получения одноразовой субсидии в размере не менее 50% стоимости жилого помещения типовых потребительских качеств, при необходимости же - льготных кредитов в размере остальной части стоимости усадьбы. Этим же указом облисполкомам вменяется в обязанность выделять гражданам, строящим жилье на селе, не менее 30% бюджетных средств, направляемых местным исполнительным органам на субсидирование жилищного строительства. Кредит выдается сроком на 40 лет с условием начала погашения через 3 года после получения.

Этим же указом, напомнил Владимир Борисович, хозяйствам разрешается за счет указанных в тексте источников (льготные кредиты, субсидирование, бюджетные средства, средства хозяйств) приобретать для своих работников пустующие жилые дома в сельских населенных пунктах. Это решение перекликается еще с одним - каждый из 4 новых домов, которые должны быть возведены в каждом из хозяйств (см. "СиН" № 12 и 13), должен быть вкраплен в существующую застройку. Таким образом, появится возможность одновременного приведения в порядок инфраструктуры всего населенного пункта.

Начальник главного управления территориального развития, градостроительства и архитектуры В. В. Египко затронул вопросы обеспечения объектов усадебного строительства проектной документацией. К началу 90-х годов, сказал он, все сельские населенные пункты БССР были обеспечены планами застройки. Вся эта документация сегодня вполне может быть использована - в отличие от генпланов городов она не претерпела существенных изменений. Что же касается типовых проектов сельских жилых домов, то, как известно, в последнее время централизованная разработка их не осуществлялась. Однако наработки ряда предшествующих лет способствовали формированию определенного задела по данной тематике. Правда, значительная часть проектов подлежит корректировке с целью приведения характеристик ограждений в соответствие с современными теплотехническими требованиями. В настоящее время министерство заказало проектному институту "БелНИИгипросельстрой" разработку каталога типовых проектных решений к июню месяцу. Анализ существующей проектной базы, произведенный специалистами института, выявил наличие около 60 проектов, которые с минимальными доработками могут быть применены. Очевидно, целесообразно и другим институтам пересмотреть свои архивы.

Главный советник управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Совета Министров РБ Р. И. Белогорцев уточнил: в Могилевской области есть только 8 проектов, соответствующих современным теплотехническим требованиям, касающимся конструкций ограждений и столярки, в Брестской - только 12. Он предложил в двухнедельный срок провести обмен проектами усадебных жилых домов между областями с участием Минстройархитектуры РБ.

Министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров, впрочем, не изъявил желания брать на себя издержки чьего-то иждивенчества, выражающегося в отсутствии тех или иных типовых проектов. Наказуема должна быть не только инициатива, но и ее отсутствие.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 1998 год в рубрике жилищное строительство

©1995-2024 Строительство и недвижимость