Основные производственные фонды
Министерство жилищно-коммунального хозяйства 25 марта провело заседание коллегии, на которой рассмотрено состояние основных производственных фондов подведомственных ремонтно-строительных организаций и определены меры по их обновлению.
На коллегии отмечено, что на производственных базах подведомственных организаций в прошлом году изготовлено 43,5 тыс. м3 пиломатериалов, 28,6 тыс. м2 оконных и 37,2 тыс. м2 дверных блоков, 115,7 тыс. т асфальтобетона, 77,1 тыс. м3 растворобетонных смесей, 18,8 тыс. м3 железобетонных изделий и другой продукции.
Вместе с тем годы финансового и экономического спада отрицательно сказались на состоянии основных производственных фондов жилищно-коммунального хозяйства республики. На заседании коллегии было отмечено, что работа по их техническому и технологическому обновлению осуществляется неудовлетворительно, что приводит к увеличению их износа, росту себестоимости изготавливаемой продукции и ухудшению ее качества.
Степень износа основных производственных фондов большинства подрядных организаций превышает 60%. Тем не менее источники обновления основных производственных фондов используются не в полной мере. Так, самый низкий удельный вес использования амортизационных отчислений имеет место в Могилевском ГПС РСТ (7,1%) и Гомельском ОПС РСО (10,3%), а максимальный - в Витебском ОПС РСО (50,4%). Обновление активной части основных производственных фондов, начиная с 1991 года, идет крайне медленными темпами.
Технический уровень производства постоянно снижается. Не соответствуют техническим требованиям производственные мощности по изготовлению столярных изделий в Витебском ГПС РСТ, железобетонных изделий - в Брестском ГПС РСТ, а экологическим требованиям - мощности по изготовлению асфальтобетона в Витебском ГПС РСТ и Брестском ГПС РСТ.
Из-за этого снижается конкурентоспособность изготавливаемой продукции. За пределами республики в прошлом году пользовались спросом только пиломатериалы. Общее количество их экспорта составило 1683 м3, или 3,7% от их объема производства.
Значительно снизились объемы производства по сравнению с уровнем 1991 года. В прошлом году загрузка мощностей по изготовлению пиломатериалов составила 18,8%, железобетонных конструкций - 20,1, асфальтобетона - 28,9, столярных изделий - 36,8, растворобетонных узлов - на 48,1%. По этой причине временно не эксплуатируются мощности на 8300 м 3 растворобетонных смесей в Брестском ОПСРСО, на 7800 м 3 железобетонных изделий и 600 м 3 пиломатериалов - в УДМСиБ. Однако вопросы консервации временно не используемых мощностей руководством подрядных организаций не рассматриваются, хотя это связано с издержками ремстройорганизаций в размере налога на недвижимость.
Подготовка производства к изготовлению продукции в соответствии с требованиями новых стандартов к ее сертификации осуществляется медленно, что грозит остановкой производств, не соответствующих установленным требованиям.
Большинство заказчиков не выполнили приказа министра о порядке отчислений на развитие производственных баз, предусмотренном в нормативных документах по ценообразованию в ремонтно-строительном производстве. Из 32,7 млрд руб., подлежащих перечислению подведомственным подрядным организациям на развитие баз, было перечислено только 12,1 млрд руб., или 33,6% от нормативной величины. Причем в Гродненской и Могилевской областях эти отчисления не производились вообще.
Подрядные организации уделяют недостаточное внимание вопросам экономического обоснования цен на продукцию подсобного производства и мероприятиям по снижению издержек производства, что приводит к значительным колебаниям цен в различных регионах республики.
Проанализировав состояние основных производственных фондов, коллегия определила основные меры по их обновлению. Повышена персональная ответственность руководителей ремонтно-строительных организаций за техническое и технологическое обновление производственных баз. В течение года в отрасли и на предприятиях будут созданы программы первоочередных мер по стабилизации основных производственных фондов до 2000 года. На 1998 год будут созданы программы уже во втором квартале.
В программах будет предусмотрено обновление активной части фондов, повышение качества продукции, развитие экспортного потенциала. Руководителям предприятий предложено сдать в аренду неиспользованные и законсервированные мощности. Предусматривается в постановлении также проведение сертификации выпускаемой продукции, недопущение необоснованного роста цен, устранение издержек производства и рациональное использование ресурсов.
Коллегия определила источники финансирования для обновления основных производственных фондов. Даны задания отраслевой науке по разработке необходимой нормативной, методической и справочной документации.
Владимир КИНЧИКОВ
На коллегии отмечено, что на производственных базах подведомственных организаций в прошлом году изготовлено 43,5 тыс. м3 пиломатериалов, 28,6 тыс. м2 оконных и 37,2 тыс. м2 дверных блоков, 115,7 тыс. т асфальтобетона, 77,1 тыс. м3 растворобетонных смесей, 18,8 тыс. м3 железобетонных изделий и другой продукции.
Вместе с тем годы финансового и экономического спада отрицательно сказались на состоянии основных производственных фондов жилищно-коммунального хозяйства республики. На заседании коллегии было отмечено, что работа по их техническому и технологическому обновлению осуществляется неудовлетворительно, что приводит к увеличению их износа, росту себестоимости изготавливаемой продукции и ухудшению ее качества.
Степень износа основных производственных фондов большинства подрядных организаций превышает 60%. Тем не менее источники обновления основных производственных фондов используются не в полной мере. Так, самый низкий удельный вес использования амортизационных отчислений имеет место в Могилевском ГПС РСТ (7,1%) и Гомельском ОПС РСО (10,3%), а максимальный - в Витебском ОПС РСО (50,4%). Обновление активной части основных производственных фондов, начиная с 1991 года, идет крайне медленными темпами.
Технический уровень производства постоянно снижается. Не соответствуют техническим требованиям производственные мощности по изготовлению столярных изделий в Витебском ГПС РСТ, железобетонных изделий - в Брестском ГПС РСТ, а экологическим требованиям - мощности по изготовлению асфальтобетона в Витебском ГПС РСТ и Брестском ГПС РСТ.
Из-за этого снижается конкурентоспособность изготавливаемой продукции. За пределами республики в прошлом году пользовались спросом только пиломатериалы. Общее количество их экспорта составило 1683 м3, или 3,7% от их объема производства.
Значительно снизились объемы производства по сравнению с уровнем 1991 года. В прошлом году загрузка мощностей по изготовлению пиломатериалов составила 18,8%, железобетонных конструкций - 20,1, асфальтобетона - 28,9, столярных изделий - 36,8, растворобетонных узлов - на 48,1%. По этой причине временно не эксплуатируются мощности на 8300 м 3 растворобетонных смесей в Брестском ОПСРСО, на 7800 м 3 железобетонных изделий и 600 м 3 пиломатериалов - в УДМСиБ. Однако вопросы консервации временно не используемых мощностей руководством подрядных организаций не рассматриваются, хотя это связано с издержками ремстройорганизаций в размере налога на недвижимость.
Подготовка производства к изготовлению продукции в соответствии с требованиями новых стандартов к ее сертификации осуществляется медленно, что грозит остановкой производств, не соответствующих установленным требованиям.
Большинство заказчиков не выполнили приказа министра о порядке отчислений на развитие производственных баз, предусмотренном в нормативных документах по ценообразованию в ремонтно-строительном производстве. Из 32,7 млрд руб., подлежащих перечислению подведомственным подрядным организациям на развитие баз, было перечислено только 12,1 млрд руб., или 33,6% от нормативной величины. Причем в Гродненской и Могилевской областях эти отчисления не производились вообще.
Подрядные организации уделяют недостаточное внимание вопросам экономического обоснования цен на продукцию подсобного производства и мероприятиям по снижению издержек производства, что приводит к значительным колебаниям цен в различных регионах республики.
Проанализировав состояние основных производственных фондов, коллегия определила основные меры по их обновлению. Повышена персональная ответственность руководителей ремонтно-строительных организаций за техническое и технологическое обновление производственных баз. В течение года в отрасли и на предприятиях будут созданы программы первоочередных мер по стабилизации основных производственных фондов до 2000 года. На 1998 год будут созданы программы уже во втором квартале.
В программах будет предусмотрено обновление активной части фондов, повышение качества продукции, развитие экспортного потенциала. Руководителям предприятий предложено сдать в аренду неиспользованные и законсервированные мощности. Предусматривается в постановлении также проведение сертификации выпускаемой продукции, недопущение необоснованного роста цен, устранение издержек производства и рациональное использование ресурсов.
Коллегия определила источники финансирования для обновления основных производственных фондов. Даны задания отраслевой науке по разработке необходимой нормативной, методической и справочной документации.
Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 1998 год в рубрике экономика