Фонд развития строительной науки Беларуси

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь 6 марта 1998 года утвердило (приказ №94) документы, определяющие порядок формирования и использования фонда развития строительной науки: Положение о порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь; Типовое положение о порядке формирования и использования фондов развития строительной науки министерств и других центральных органов управления (объединений); Типовое положение о порядке формирования и использования фондов развития строительной науки субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство.

Документы согласованы с Министерством труда и Минфином 6 марта 1998 года и 30 марта 1998 года зарегистрированы в Реестре государственной регистрации Минфином Республики Беларусь. Этим же приказом Минстройархитектуры утвердило перечень центральных органов управления, концернов и других субъектов хозяйствования, которые формируют в 1998 году фонды развития строительной науки за счет 20% средств, включенных в сводные сметные расчеты стоимости объектов строительства (договорную цену) в размере 1% от стоимости строительно-монтажных работ.

В перечень включены: Министерство связи и информатики Республики Беларусь; Министерство обороны Республики Беларусь; белорусский государственный энергетический концерн "Белэнерго"; производственный концерн "Минскстрой"; концерн "Белмелиоводхоз"; концерн "Белтопгаз"; коллективно-производственное предприятие "Минскпромстрой"; Комитет по автомобильным дорогам Министерства транспорта Республики Беларусь.

Материалы о фонде развития науки мы начинаем публиковать с интервью с начальником отдела технической политики и научно-технических программ Минстройархитектуры В. А. Борвоновым.

- Виктор Алексеевич, когда и какими решениями органов государственного управления создан фонд развития строительной науки?

- Фонд развития строительной науки в Республике Беларусь создан в 1993 году сроком на пять лет. Основанием для этого явилось постановление Верховного Совета Республики Беларусь "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики" и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1993 г. № 194 "О мерах по совершенствованию финансирования строительной науки". Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 1998 г." и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1998 г. № 141 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь на 1998 г." продлен на 1998 год срок функционирования фонда и порядок его формирования, действовавший в предшествующие годы.

- Каковы источники формирования фондов развития строительной науки?

- В соответствии с действующими законными и подзаконными нормативными актами источником формирования фондов развития строительной науки являются средства заказчиков объектов строительства в размере 1% от стоимости строительно-монтажных работ на всех объектах (кроме объектов, сооружаемых за счет средств жилищно-строительных кооперативов, фермерских хозяйств и жилья, возводимого индивидуальными застройщиками) независимо от форм собственности, источников финансирования работ и видов оплаты их в валюте (национальной и иностранной). При этом 30% перечисляемых инвесторами-заказчиками средств остается у подрядчика для выполнения прикладных исследований и внедрения эффективных разработок на своем производстве, 20% централизуется в республиканских органах государственного управления для выполнения научно-исследовательских работ, относящихся к группе предприятий отрасли, остальные средства концентрируются в Минстройархитектуры для решения общеотраслевых научно-технических проблем строительного комплекса.

- Цели создания инновационных фондов и фонда развития строительной науки во многом совпадают. Чем все же была вызвана необходимость принятия отдельных нормативных актов по фондам развития строительной науки, создаваемым в строительном комплексе?

- В капитальном строительстве имеется ряд существенных особенностей по сравнению с другими отраслями. И тот порядок формирования фондов, который "срабатывает" в промышленности, практически "не работает" в строительном комплексе. Основные особенности следующие.

Во-первых, с момента начала работ по созданию строительного объекта (изделия) и до их завершения проходит, как правило, более года и на каждый объект индивидуально разрабатывается своя проектно-сметная документация. В промышленности же на выпуск изделия уходит значительно меньше времени, оно выпускается в основном серийно и по ГОСТу;

Во-вторых, стоимость строительной продукции формирует не производитель работ (подрядчик), а разработчик проектно-сметной документации (проектировщик), выполняющий эту работу по договору с заказчиком объекта (потребителем продукции), который в силу этого обязан в рамках действующих нормативных актов принимать к исполнению требования заказчика к составу технических и иных решений, влияющих на стоимость объекта.

Во многих случаях министерства-заказчики имеют в своем подчинении проектные институты, через которые разрабатывается для подрядчика проектно-сметная документация, что дает дополнительную возможность административно влиять на формирование стоимости объекта. Кроме этого, стоимость объекта (смета) в соответствии с действующим законодательством утверждается заказчиком. Таким образом, заказчик (потребитель строительной продукции) не только знает, из чего слагается стоимость строительной продукции, но и активно влияет на ее формирование. В промышленности же смету (цену) на изделие формирует производитель.

Потребитель же покупает изделие и не знает, на основе чего сформирована цена.

В силу этих особенностей заказчик строительства предлагает разработчику проектно-сметной документации использовать, как правило, только ранее созданные научно-технические достижения, экономический эффект от внедрения которых в этом случае получает он, а не подрядчик. Таким образом, у заказчика имеется большая, чем у подрядчика, заинтересованность направлять средства на создание новшеств в строительстве.

Однако из-за технологических и временных особенностей при проектировании и строительстве объектов в случае выделения заказчиком средств на создание новшеств в строительстве эти новшества, как правило, могут быть применены лишь на других объектах, проектирование которых будет вестись в будущем. Следовательно, заказчик имеет потенциальную возможность не выделять средства на науку, а лишь использовать ее результаты. Вместе с тем с целью постоянного снижения стоимости и повышения качества строительно-монтажных работ имеется острая необходимость опережающего создания новшеств.

В связи с этим потенциальные заказчики должны принимать участие в создании эффективных научно-технических разработок через направление средств в фонд развития строительной науки и использовать их при возведении объектов с целью снижения сметной стоимости строительства.

Практика работы по формированию централизованных фондов в 1995 и 1997 годах показала, что подходы, заложенные в системе фондов развития строительной науки, наиболее эффективны и действенны. Так, активность акционерных и арендных предприятий в формировании фонда развития строительной науки была значительно выше, чем инновационного фонда. Это объясняется двумя факторами: обязательностью перечислений в фонд независимо от формы собственности предприятий и заинтересованностью предприятий в перечислении средств в фонды, так как часть из них остается в его распоряжении для внедрения созданных разработок за счет средств централизованных фондов и решения других задач научно-технического прогресса.

- Виктор Алексеевич, влияет ли фонд развития строительной науки на стабилизацию и развитие строительного комплекса?

- Мы все понимаем, что внедрение научно-технических достижений - это одно из основных условий для стабилизации и развития строительного комплекса. Не будь фонда развития строительной науки "развалился" бы научный потенциал строительного комплекса, как это произошло в других странах СНГ. А ведь республика всегда славилась своим интеллектуальным потенциалом в бывшем СССР. И сегодня этот потенциал, при существенном его сокращении по объективным причинам, работает с еще большей отдачей на строителей республики. Можно было бы приводить много конкретных примеров эффективного влияния отечественной науки на стабилизацию производства, повышение конкурентоспособности ее продукции, снижение стоимости и энергоемкости. Но я остановлюсь лишь на одном.

Так, возьмем проблему домостроительных комбинатов, на которых сегодня работает 11 тыс. человек, или 12% всех строителей. Сегодня это проблема из проблем. Она не решена ни в бывших странах Варшавского договора, ни в странах СНГ.

Наука в лице БелНИИС разработала новую конструктивно-технологическую систему строительства жилых зданий с максимальным использованием изделий и оборудования домостроительных комбинатов (ДСК), проведены испытания натурного фрагмента такого каркаса, результаты положительные. Они показали возможность возведения в этой конструктивной системе как жилых домов, так и других административных и общественных зданий. При этом набор помещений по номенклатуре практически не имеет ограничений, ресурсоемкость снижается в 1,7 раза, энергозатраты на эксплуатацию на 25-30% ниже аналогов. Институт совместно с МАПИД запроектировал реальный экспериментальный объект в г. Минске, в текущем году начнется его строительство. НИПТИС ведутся исследования по созданию ширококорпусных многоквартирных жилых домов на основе изделий ДСК.

В отличие от принятой в современной практике строительства жилых домов с шириной корпуса 10-12 м разрабатываемые здания будут иметь ширину корпуса до 20 м. Применение ширококорпусных домов позволит, как показывают предварительные расчеты, дать до 15-20% экономии территории жилой застройки, уменьшить на 20-25% площади наружных стен. Перевод ДСК на строительство зданий с такими конструктивными системами обеспечит их конкурентоспособность по сравнению с другими предприятиями, позволит им гибко реагировать на быстро меняющийся спрос как в структуре зданий, так и в типологии жилья.

Важно также и то, что в будущем возможна любая перепланировка и модернизация квартир без существенных капитальных затрат. Это позволит избежать тех проблем, которые имеются сейчас в так называемых "хрущевках", которые морально устарели, но "жесткая" панельная система не позволяет что-либо существенно изменить в планировке квартиры.

- Что нового в утвержденных положениях о порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки можно отметить в 1998 году?

- Практически все основные принципы и нормы в этих положениях о порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки остались прежними, за исключением ответственности за нецелевое использование средств. Согласно нормативным актам, неперечисление средств в фонды квалифицируется как сокрытие прибыли от налогообложения со всеми вытекающими отсюда последствиями в соответствии с действующим законодательством.

А в случае нецелевого использования средств фонда сейчас придется уплатить штраф в двойном размере, кроме этого, и возвратить эти средства. Таким образом, нецелевое использование обойдется предприятию в сумму с коэффициентом, равным 3.

Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость