Мингорсовет рассмотрит вопросы приватизации
25 марта Минский городской комитет по управлению государственным имуществом и приватизации в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией (МФК) провел семинар "Приватизация в Минске: итоги, задачи, перспективы" для депутатов Минского городского Совета. Необходимость проведения семинара был вызвана тем, что 7 апреля на очередную сессию Мингорсовета выносятся вопросы разгосударствления и приватизации коммунальной собственности.
На семинаре выступили первый заместитель министра по управлению государственным имуществом и приватизации Александр Блинковский, председатель Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Тадеуш Малиновский, председатель постоянной депутатской комиссии по контролю за использованием, управлением, распоряжением коммунальной собственностью и приватизацией Михаил Рыжанович, руководитель проекта Международной финансовой корпорации "Малая приватизация в Минске" Дэвид Сволли.
В центре внимания участников семинара был подписанный 20 марта Декрет Президента Республики Беларусь "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". А. Н. Блинковский подчеркнул, что выход декрета подтверждает серьезные намерения Президента поддерживать экономические реформы в нашем государстве. Какие же новшества вводит декрет в схему приватизации? Прежде всего он подчеркивает полномочия местных властей в принятии решений по вопросам приватизации. Им дано право самим решать конфликтные ситуации, возникающие при приватизации предприятий. Снова отмечено, что инициатором приватизации могут выступить местные исполнительные и распорядительные органы.
Государственные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в состав которых входят структурные подразделения, в процессе приватизации могут быть реструктуризированы. Как отметил А. Н. Блинковский, на практике реструктуризация предприятий и последующая приватизация их структурных подразделений значительно эффективнее акционирования и с позиции экономической целесообразности, и с позиции увеличения бюджетных доходов. Убыточные предприятия необходимо санировать и, если нужно, проводить их реструктуризацию, считает и Т. К. Малиновский. Принимать решения о реструктуризации вправе местные исполнительные власти.
Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах отныне будет осуществляться только за деньги. Что касается акционирования, декрет уточнил сроки регистрации и продажи акций, установил более жесткие временные рамки для оформления всех вопросов, связанных с созданием в процессе разгосударствления и приватизации акционерных обществ.
Декрет не регламентирует разработку ежегодных программ разгосударствления и приватизации, а также перечней подлежащих приватизации объектов. Однако А. Н. Блинковский рекомендовал депутатам принять такие документы на городском уровне, что позволило бы вести приватизацию более планомерно. С этим согласен и руководитель проекта МФК "Малая приватизация в Минске" Дэвид Сволли. По его мнению, необходим документ, который регулировал бы вопросы приватизации на местном уровне с учетом особенностей столицы на весь период проведения приватизации. Совет депутатов как собственник коммунального имущества имеет право принимать такие документы, устанавливать цели, темпы и объемы приватизации в городе.
Т. К. Малиновский в своем выступлении обратил внимание присутствующих на четыре случая в практике столичной приватизации, когда продаваемые на аукционах предприятия имеют перед кредиторами задолженность, значительно превышающую балансовую стоимость их активов. Декрет дает возможность продавать такие объекты на аукционе или конкурсе за одну минимальную зарплату.
Собственник приватизированного таким образом предприятия обязан погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест и выполнить условия договора купли-продажи.
Декрет расставил необходимые акценты и четко определил роль и полномочия местных Советов в осуществлении процесса приватизации коммунальной собственности, отметил, выступая на семинаре, М. А. Рыжанович. Теперь требуется соответствующая нормативная база, которую Мингорсовет планирует разработать в месячный срок и принять на следующей своей сессии.
После семинара депутаты посетили ряд приватизированных объектов столицы: универсамы "Брест, "Нарочь", "Парк", магазин строительных и отделочных материалов "Товары для дома" на ул. Пулихова. Эти магазины - лишь малая часть приватизированных предприятий города, но, видя их работу, можно с уверенностью сказать, что приватизация - важный процесс, создающий условия для более эффективной работы предприятий, что приносит пользу не только городской экономике, но и всем нам - покупателям и потребителям.
На семинаре выступили первый заместитель министра по управлению государственным имуществом и приватизации Александр Блинковский, председатель Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Тадеуш Малиновский, председатель постоянной депутатской комиссии по контролю за использованием, управлением, распоряжением коммунальной собственностью и приватизацией Михаил Рыжанович, руководитель проекта Международной финансовой корпорации "Малая приватизация в Минске" Дэвид Сволли.
В центре внимания участников семинара был подписанный 20 марта Декрет Президента Республики Беларусь "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". А. Н. Блинковский подчеркнул, что выход декрета подтверждает серьезные намерения Президента поддерживать экономические реформы в нашем государстве. Какие же новшества вводит декрет в схему приватизации? Прежде всего он подчеркивает полномочия местных властей в принятии решений по вопросам приватизации. Им дано право самим решать конфликтные ситуации, возникающие при приватизации предприятий. Снова отмечено, что инициатором приватизации могут выступить местные исполнительные и распорядительные органы.
Государственные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в состав которых входят структурные подразделения, в процессе приватизации могут быть реструктуризированы. Как отметил А. Н. Блинковский, на практике реструктуризация предприятий и последующая приватизация их структурных подразделений значительно эффективнее акционирования и с позиции экономической целесообразности, и с позиции увеличения бюджетных доходов. Убыточные предприятия необходимо санировать и, если нужно, проводить их реструктуризацию, считает и Т. К. Малиновский. Принимать решения о реструктуризации вправе местные исполнительные власти.
Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах отныне будет осуществляться только за деньги. Что касается акционирования, декрет уточнил сроки регистрации и продажи акций, установил более жесткие временные рамки для оформления всех вопросов, связанных с созданием в процессе разгосударствления и приватизации акционерных обществ.
Декрет не регламентирует разработку ежегодных программ разгосударствления и приватизации, а также перечней подлежащих приватизации объектов. Однако А. Н. Блинковский рекомендовал депутатам принять такие документы на городском уровне, что позволило бы вести приватизацию более планомерно. С этим согласен и руководитель проекта МФК "Малая приватизация в Минске" Дэвид Сволли. По его мнению, необходим документ, который регулировал бы вопросы приватизации на местном уровне с учетом особенностей столицы на весь период проведения приватизации. Совет депутатов как собственник коммунального имущества имеет право принимать такие документы, устанавливать цели, темпы и объемы приватизации в городе.
Т. К. Малиновский в своем выступлении обратил внимание присутствующих на четыре случая в практике столичной приватизации, когда продаваемые на аукционах предприятия имеют перед кредиторами задолженность, значительно превышающую балансовую стоимость их активов. Декрет дает возможность продавать такие объекты на аукционе или конкурсе за одну минимальную зарплату.
Собственник приватизированного таким образом предприятия обязан погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест и выполнить условия договора купли-продажи.
Декрет расставил необходимые акценты и четко определил роль и полномочия местных Советов в осуществлении процесса приватизации коммунальной собственности, отметил, выступая на семинаре, М. А. Рыжанович. Теперь требуется соответствующая нормативная база, которую Мингорсовет планирует разработать в месячный срок и принять на следующей своей сессии.
После семинара депутаты посетили ряд приватизированных объектов столицы: универсамы "Брест, "Нарочь", "Парк", магазин строительных и отделочных материалов "Товары для дома" на ул. Пулихова. Эти магазины - лишь малая часть приватизированных предприятий города, но, видя их работу, можно с уверенностью сказать, что приватизация - важный процесс, создающий условия для более эффективной работы предприятий, что приносит пользу не только городской экономике, но и всем нам - покупателям и потребителям.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1998 год в рубрике приватизация