Противопожарная защита зданий и сооружений
Позвольте завершить рассказ о семинаре-совещании, посвященном вопросам противопожарной защиты зданий и сооружений. Старший инженер УГПН ГУВПС А. В. Басов, повествуя о современных системах пожарной автоматики, не преминул заметить, что часто та или иная система является как раз той частью будущего объекта, на которой хотел бы сэкономить заказчик. О разрешении не устанавливать ее он умоляет самые высокие инстанции, пытаясь изобразить крайнюю ограниченность в средствах и необходимость экономить на всем. В действительности же строящийся объект оказывается средоточием всевозможной мыслимой и немыслимой роскоши. В конечном итоге все это сгорает...
Выступление заместителя начальника госпожнадзора Мингоруправления ВПС Б. Н. Корниевича касалось противопожарной защиты объектов реконструкции и капремонта. Вопросы защиты должны быть достаточно подробно освещены в проектах, однако сама проектно-сметная документация порой весьма низкого качества.
Ведущий научный сотрудник Республиканского научно-практического центра пожарной безопасности А. Г. Яцукевич в своем сообщении об огнезащитных составах и областях их применения подчеркнул: накопленный центром опыт исследования пожаровзрывобезопасности стройматериалов подтвердил, что продукция инофирм по огнестойкости и огнезащитной эффективности намного превосходит те аналоги, которые раньше выпускались отечественными предприятиями. Например, материалы британской фирмы "E. Wood", о которых можно было прочесть в № 1 "СиН" от 13 января (с. 6), обеспечивают удовлетворительную трудногорючесть при достаточно простой технологии нанесения. В то же время использовавшиеся ранее и используемые в настоящее время отечественные материалы, технология получения которых достаточно проста, обеспечивают всего лишь трудновоспламеняемость. В результате проведенных РНПЦ ПБ исследований были получены составы, характеризуемые гораздо более сложной технологией производства. Обработка ими древесины методом капиллярной пропитки - процесс достаточно простой; в результате дерево становится трудногорючим (расход - 330 мл/м 2).
Из документов, которые сейчас разрабатываются и скоро появятся, такое понятие, как трудновоспламеняемость, вообще уйдет. Повсеместно должна обеспечиваться трудногорючесть древесины и в соответствии с ГОСТ 3019-95 трудногорючесть именно подгрупп 1А, 1Б и 1В.
1А - это трудногорючая древесина, не способная к самостоятельному горению в течение длительного времени в условиях развившегося пожара (при этом потеря массы не превышает 5%, а температура выхода горючих газов - 520 оС).
1Б - то же в условиях развивающегося пожара (соответственно 7% и 250 оС), а 1В - трудногорючая древесина, не способная к самостоятельному горению в начальный период пожара (9% и 350 оС). Индекс распространения пламени должен быть нулевой.
Проектирование современных АЗС, гаражей и автостоянок с учетом всех необходимых противопожарных мероприятий явилось темой сообщения главного специалиста УГПН ГУВПС А. А. Пукача.
Острота проблемы состоит в том, что уже в течение нескольких лет в РБ строятся многофункциональные АЗС. В состав каждой из таких станций, помимо емкостей для хранения топлива, островков с заправочными колонками и пультового управления, как правило, входят объекты сервиса: кафе, магазины, мойки, посты техобслуживания, различные складские помещения, офисы и котельные.
В соответствии со СНиП "Градостроительство" сотрудники госпожнадзора требуют, чтобы расстояние от павильонов сервиса до собственно заправочных мощностей не превышало 25 м при менее чем 500 заправках и 50 м в остальных случаях. Это обстоятельство и является основным спорным вопросом.
Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости - повсюду на АЗС: в подземных емкостях, заправляющемся автотранспорте, раздаточных колонках; в расфасованном виде они реализуются в магазинах. Сами павильоны нередко строятся с применением сгораемых материалов.
В качестве потенциальных источников зажигания выступают и автомобили с работающими двигателями, и электрооборудование, применяемое для освещения двигателей, и размещаемые в составе павильонов котельные.
Вот каковы основные требования, выработанные УГПН ГУВПС на основании опыта и строительства, и противопожарной деятельности.
Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями многофункциональных АЗС должны назначаться в соответствии с действующими нормами (СНиП "Градостроительство" и "Производственные здания", ВСН 01-89), расстояния же от заправочных островков до зданий сервиса должны быть не менее 5 м. Сами здания сервиса должны быть одноэтажными и без подвалов. Степень огнестойкости их не должна быть ниже 3А.
Предел огнестойкости наружных стен строений со стороны раздаточных колонок и емкостей топлива должен быть не менее 0,75 часа, проемов в этих стенах - 0,6 часа. Навесы над заправочными островками должны быть негорючими, и кровля их должна быть расположена выше кровли павильонов.
При наличии противопожарного водопровода обязательно наличие и пожарного гидранта, в противном случае обязательно должен быть противопожарный резервуар. Со всех сторон к АЗС должен быть обеспечен подъезд, причем покрытие всех проездов должно быть твердым, устройство же их над резервуарами с топливом исключено.
Внутренняя отделка помещений и коридоров должна быть выполнена из негорючих материалов. Помещения различного функционального назначения необходимо разделять между собой противопожарными перегородками.
Здания павильонов при АЗС необходимо защищать автоматической системой пожаротушения при площади более 20 м 2 и автоматической пожарной сигнализацией при площади менее 20 м 2. Помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения; на территории должно находиться не менее 2 порошковых огнетушителей объемом 100 л или других аналогичных по эффективности.
Наружное электрооборудование, выполненное в соответствии с ПУЭ, должно быть класса В1Е, отопление - воздушным или электрическим. Пластмассовые трубы и резервуары с двойными стенками допускается применять только при подземном их размещении.
Теплопункты должны отделяться противопожарными перегородками с наружным расположением расходной емкости. Складские помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны огораживаться противопожарными стенами II типа. В торговом зале магазина не должно находиться более 50 л горючих и 20 л легковоспламеняющихся жидкостей.
Количество эваковыходов из здания должно приниматься расчетным путем (но не менее 2). Выходы должны располагаться рассредоточенно; один из них обязательно должен находиться со стороны, противоположной примыкающей к раздаточным колонкам и емкостям. Раздвижные и вращающиеся двери, турникеты в расчет не принимаются. На постах техобслуживания и мойках необходимо устройство калиток для автомобилей.
Включение электроэнергии питания раздаточных колонок должно быть централизованным. Расстояние между заправочными островками - не менее 3 м.
Все эти мероприятия являются на сегодняшний день компенсирующими ввиду отсутствия норм. Каждый проект многофункциональной АЗС должен иметь согласование всех этих компенсирующих мероприятий, равно как и всей ПСД, с ГУВПС.
Замечания УГПН ГУВПС по нормам проектирования гаражей и автостоянок, вошедшие в первую редакцию МСН, включают ограничение этажности подземных гаражей пятью, а надземных - девятью этажами. При этом подземные гаражи независимо от их площади должны быть оборудованы устройствами автоматического пожаротушения. То же касается надземных гаражей выше двух этажей и пристроек к гаражам. Одно- и двухэтажные гаражи оборудуются в зависимости от площади, если нет выезда непосредственно из каждого бокса наружу. Обязательно должно быть предусмотрено дымоудаление как из подземных, так и из надземных гаражей.
Сергей ЗОЛОТОВ
Выступление заместителя начальника госпожнадзора Мингоруправления ВПС Б. Н. Корниевича касалось противопожарной защиты объектов реконструкции и капремонта. Вопросы защиты должны быть достаточно подробно освещены в проектах, однако сама проектно-сметная документация порой весьма низкого качества.
Ведущий научный сотрудник Республиканского научно-практического центра пожарной безопасности А. Г. Яцукевич в своем сообщении об огнезащитных составах и областях их применения подчеркнул: накопленный центром опыт исследования пожаровзрывобезопасности стройматериалов подтвердил, что продукция инофирм по огнестойкости и огнезащитной эффективности намного превосходит те аналоги, которые раньше выпускались отечественными предприятиями. Например, материалы британской фирмы "E. Wood", о которых можно было прочесть в № 1 "СиН" от 13 января (с. 6), обеспечивают удовлетворительную трудногорючесть при достаточно простой технологии нанесения. В то же время использовавшиеся ранее и используемые в настоящее время отечественные материалы, технология получения которых достаточно проста, обеспечивают всего лишь трудновоспламеняемость. В результате проведенных РНПЦ ПБ исследований были получены составы, характеризуемые гораздо более сложной технологией производства. Обработка ими древесины методом капиллярной пропитки - процесс достаточно простой; в результате дерево становится трудногорючим (расход - 330 мл/м 2).
Из документов, которые сейчас разрабатываются и скоро появятся, такое понятие, как трудновоспламеняемость, вообще уйдет. Повсеместно должна обеспечиваться трудногорючесть древесины и в соответствии с ГОСТ 3019-95 трудногорючесть именно подгрупп 1А, 1Б и 1В.
1А - это трудногорючая древесина, не способная к самостоятельному горению в течение длительного времени в условиях развившегося пожара (при этом потеря массы не превышает 5%, а температура выхода горючих газов - 520 оС).
1Б - то же в условиях развивающегося пожара (соответственно 7% и 250 оС), а 1В - трудногорючая древесина, не способная к самостоятельному горению в начальный период пожара (9% и 350 оС). Индекс распространения пламени должен быть нулевой.
Проектирование современных АЗС, гаражей и автостоянок с учетом всех необходимых противопожарных мероприятий явилось темой сообщения главного специалиста УГПН ГУВПС А. А. Пукача.
Острота проблемы состоит в том, что уже в течение нескольких лет в РБ строятся многофункциональные АЗС. В состав каждой из таких станций, помимо емкостей для хранения топлива, островков с заправочными колонками и пультового управления, как правило, входят объекты сервиса: кафе, магазины, мойки, посты техобслуживания, различные складские помещения, офисы и котельные.
В соответствии со СНиП "Градостроительство" сотрудники госпожнадзора требуют, чтобы расстояние от павильонов сервиса до собственно заправочных мощностей не превышало 25 м при менее чем 500 заправках и 50 м в остальных случаях. Это обстоятельство и является основным спорным вопросом.
Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости - повсюду на АЗС: в подземных емкостях, заправляющемся автотранспорте, раздаточных колонках; в расфасованном виде они реализуются в магазинах. Сами павильоны нередко строятся с применением сгораемых материалов.
В качестве потенциальных источников зажигания выступают и автомобили с работающими двигателями, и электрооборудование, применяемое для освещения двигателей, и размещаемые в составе павильонов котельные.
Вот каковы основные требования, выработанные УГПН ГУВПС на основании опыта и строительства, и противопожарной деятельности.
Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями многофункциональных АЗС должны назначаться в соответствии с действующими нормами (СНиП "Градостроительство" и "Производственные здания", ВСН 01-89), расстояния же от заправочных островков до зданий сервиса должны быть не менее 5 м. Сами здания сервиса должны быть одноэтажными и без подвалов. Степень огнестойкости их не должна быть ниже 3А.
Предел огнестойкости наружных стен строений со стороны раздаточных колонок и емкостей топлива должен быть не менее 0,75 часа, проемов в этих стенах - 0,6 часа. Навесы над заправочными островками должны быть негорючими, и кровля их должна быть расположена выше кровли павильонов.
При наличии противопожарного водопровода обязательно наличие и пожарного гидранта, в противном случае обязательно должен быть противопожарный резервуар. Со всех сторон к АЗС должен быть обеспечен подъезд, причем покрытие всех проездов должно быть твердым, устройство же их над резервуарами с топливом исключено.
Внутренняя отделка помещений и коридоров должна быть выполнена из негорючих материалов. Помещения различного функционального назначения необходимо разделять между собой противопожарными перегородками.
Здания павильонов при АЗС необходимо защищать автоматической системой пожаротушения при площади более 20 м 2 и автоматической пожарной сигнализацией при площади менее 20 м 2. Помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения; на территории должно находиться не менее 2 порошковых огнетушителей объемом 100 л или других аналогичных по эффективности.
Наружное электрооборудование, выполненное в соответствии с ПУЭ, должно быть класса В1Е, отопление - воздушным или электрическим. Пластмассовые трубы и резервуары с двойными стенками допускается применять только при подземном их размещении.
Теплопункты должны отделяться противопожарными перегородками с наружным расположением расходной емкости. Складские помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны огораживаться противопожарными стенами II типа. В торговом зале магазина не должно находиться более 50 л горючих и 20 л легковоспламеняющихся жидкостей.
Количество эваковыходов из здания должно приниматься расчетным путем (но не менее 2). Выходы должны располагаться рассредоточенно; один из них обязательно должен находиться со стороны, противоположной примыкающей к раздаточным колонкам и емкостям. Раздвижные и вращающиеся двери, турникеты в расчет не принимаются. На постах техобслуживания и мойках необходимо устройство калиток для автомобилей.
Включение электроэнергии питания раздаточных колонок должно быть централизованным. Расстояние между заправочными островками - не менее 3 м.
Все эти мероприятия являются на сегодняшний день компенсирующими ввиду отсутствия норм. Каждый проект многофункциональной АЗС должен иметь согласование всех этих компенсирующих мероприятий, равно как и всей ПСД, с ГУВПС.
Замечания УГПН ГУВПС по нормам проектирования гаражей и автостоянок, вошедшие в первую редакцию МСН, включают ограничение этажности подземных гаражей пятью, а надземных - девятью этажами. При этом подземные гаражи независимо от их площади должны быть оборудованы устройствами автоматического пожаротушения. То же касается надземных гаражей выше двух этажей и пристроек к гаражам. Одно- и двухэтажные гаражи оборудуются в зависимости от площади, если нет выезда непосредственно из каждого бокса наружу. Обязательно должно быть предусмотрено дымоудаление как из подземных, так и из надземных гаражей.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 1998 год в рубрике наука