Перспективы развития городов и поселков
Существенные изменения, происходящие в экономике нашего государства, потребовали пересмотра многих вопросов в области архитектурной и градостроительной деятельности. Что касается первой, то здесь более или менее все понятно: она стала ориентироваться на создание объектов, менее энергоемких и максимально доступных потребителю с точки зрения их себестоимости и затрат на эксплуатацию. С градостроительной же деятельностью все намного сложнее, что обусловлено ее спецификой. Градостроительные проекты имеют, как правило, более длительный инвестиционный период, результат можно увидеть лишь на завершающей стадии их реализации, а то и намного позднее. Они призваны решать гораздо больше вопросов, чем архитектурные проекты, начиная от чисто утилитарных в границах небольшого земельного участка и заканчивая социальными и экономическими на государственном и межгосударственном уровнях. Следовательно, градостроительная деятельность более чем какая-либо другая должна чутко реагировать на внутригосударственные перемены и увязывать их с ситуацией в сопредельных странах. А перемен, как было уже сказано, в последние несколько лет произошло предостаточно. Как же реагируют на них градостроители, и что в связи с этим ожидает нас в ближайшем будущем?
На этот и другие вопросы мы пригласили ответить главного советника управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Совета Министров Республики Беларусь Руслана Белогорцева.
- Что касается первого вопроса, то не вдаваясь в подробности, хотелось бы сказать вот о чем. В градостроительстве на этот год и до конца тысячелетия намечены серьезные планы упорядочения как нормативных, так и практических вопросов. Причем основное внимание уделяется сейчас не теории и проектам с прицелом на далекую перспективу, а практическим вопросам, способным решать сегодняшние проблемы. Этому как раз отвечает деятельность Национальной комиссии по развитию населенных пунктов Республики Беларусь, которую возглавляет заместитель премьер-министра Геннадий Новицкий.
На последнем заседании комиссии 20 февраля этого года была одобрена программа внеочередных мер по комплексному развитию территорий и населенных пунктов Республики Беларусь. Это достаточно серьезная работа, охватывающая нормативно-правовые, экономические, социально-культурные, экологические аспекты. В рамках этой программы намечено подготовить предложения по совершенствованию системы платежей за землю населенных пунктов на основе экономической и градостроительной оценки, разработать и утвердить реставрационные нормы и правила, методику кадастровой оценки земли. Сюда же входит разработка и реализация планов по обеспечению Республики Беларусь общественным транспортом до 2005 года, ликвидации сверхнормативного незавершенного строительства, модернизации и тепловой реабилитации существующего жилого фонда, строительству объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, сохранению историко-культурного наследия и т.д.
Особо хочется подчеркнуть такое направление, как благоустройство и эстетизация среды обитания, также включающее в себя целый ряд задач. Здесь и разработка нормативных документов по сохранению и восстановлению зеленых насаждений в населенных пунктах, реализация мероприятий по ликвидации или приведению в порядок свалок бытовых и других отходов вокруг городов и поселков, в том числе коттеджных и дачных. Эти и другие мероприятия - как раз подтверждение тому, что деятельность Национальной комиссии все больше уходит от теоретических вопросов по линии ХАБИТАТ, ООН, ЮНЕСКО, связанных с международными программами, к практическим с учетом сегодняшних внутригосударственных потребностей.
Конечно, второе не исключает первого - в международных программах мы активно участвуем. Но результаты этой деятельности рассчитаны на перспективу, и отдача от них может быть ощутима через 10-20, а то и более лет.
Люди же больше обращают внимание на то, что прямо перед глазами: перевернутые скамейки, выбоины на асфальте, ржавые крыши, пылящие газоны и прочее. Видно и то, что все наши города и поселки какие-то безликие. Чем, например, отличаются Чашники от Чаус, Столбцы от Старых Дорог? А ведь в любом населенном пункте есть своя изюминка, ее нужно только подчеркнуть, облагородить, привести в порядок.
- Руслан Игоревич, все эти работы по обустройству населенных пунктов и приданию им какого-то имиджа - изюминки, как Вы сказали, будут определяться сверху, по принципу "увидел и дал указание"?
- Все как раз наоборот. Целесообразность подобных мероприятий - инициатива местных руководителей. Да и проблема назрела. Возьмите, скажем, Минск. Какой градостроительный или архитектурный объект вы можете назвать лицом в хорошем понимании какого-то административного района?
Конечно, можно усомниться в том, насколько это актуально сейчас, в условиях недостаточного финансирования даже жизненно важных для общества программ и проектов. Но, с другой стороны, чем чище и уютнее будут наши города и поселки, тем веселее мы будем смотреть на жизнь - и это немаловажно. Где взять деньги? Думается, что это для местных бюджетов не такая большая проблема, тем более что речь идет не о строительстве каких-то крупных объектов, а всего лишь о придании тому или иному населенному пункту некоего характера, причем самыми малыми средствами. Что стоит, например, где-нибудь в Речице привести в порядок городской парк или на въезде в Слуцк установить герб города?
Еще один вопрос - схема расселения, которая также включена в программу развития населенных пунктов. В Законе об основах архитектурной и градостроительной деятельности схема комплексной территориальной организации республики и ее регионов вписана как самый высший градостроительный документ и ее нужно обновлять. Естественно, с учетом миграционных и экономических процессов.
При этом очень важно сделать упор на перспективное развитие населенных пунктов, что, опять же, не боюсь повториться, охватывает целый комплекс задач, связанных с устойчивым развитием городов и поселков.
- А что подразумевается под устойчивым развитием?
- В первую очередь это конечно же экономика: как работает местная промышленность, в каком состоянии находится социальная инфраструктура, насколько равномерно поступают налоги в местный бюджет и на что они используются и могут использоваться. Кстати, на заседании Национальной комиссии был рассмотрен еще один вопрос - о ходе эксперимента в г. Орше по совершенствованию системы платежей за территориальные ресурсы. Последние, между прочим, и являются, как показывает мировая практика, одним из главных источников финансирования многих социальных программ: того же благоустройства и даже строительства социального жилья.
Оршанский эксперимент, мы надеемся, даст положительные результаты и будет распространен впоследствии на всю страну. Причем уже сейчас подобную практику готовы у себя внедрить многие города и поселки, в том числе Солигорск, Дзержинск, Заславль. Опять же, многое зависит от инициативы на местах.
Кроме того, большая работа намечена по унификации нормативно-правовых актов Беларуси и России в рамках единого экономического пространства. Есть и менее крупные проекты. Среди них можно назвать экспериментальные разработки экологически ориентированных проектов, в том числе "энергопассивные" дома, экспериментальную и энерго- и ресурсосберегающую застройку микрорайона Вулька-3 в г. Бресте, региональные программы реконструкции тепловых сетей с использованием предизолированных труб, новейших устройств и приборов регулирования и учета тепловой энергии и т.д.
- А какие Вы могли бы назвать архитектурные объекты, по своей значимости не уступающие названным только что градостроительным программам?
- В первую очередь это центральный железнодорожный вокзал и Дворец республики в Минске.
- Каково все же функциональное назначение дворца?
- Начнем с того, что это многофункциональный объект. Но основное его назначение культурное - проведение театрализованных мероприятий, концертов, выставок и т.д. Одновременно он будет выполнять и административные функции. Учитывая, что там будет самый большой в республике зал, в нем будут проходить и общественные собрания. Ну и, конечно же, - чисто утилитарные функции. Предполагается, что во дворец будет переведена театральная труппа Оперного театра на время его ремонта. Здесь смогут разместиться многие творческие коллективы. У тех же ансамблей "Хорошки" и "Песняры" нет своего зала. А залов во дворце целых четыре, не считая главного и аудиторно-учебных помещений. В него включен и комплекс общественного питания, музейный комплекс и т.д.
- Учитывая его предполагающуюся загрузку, не будут ли возникать сложности с временной парковкой автомобилей?
- Парковки предусмотрены на отведенных местах на площади, а при проведении каких-то крупных мероприятий можно будет ставить машины на всей площади. К тому же уже предусмотрены и места для парковки на перспективу. То есть проблем с этим не будет.
Хотелось бы обратить внимание вот на что. На заседании Национальной комиссии рассматривался еще один вопрос - программа приемки на селе жилищно-коммунальных объектов, в том числе и жилого фонда, на баланс служб Минжилкомхоза. Сейчас они находятся на балансе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
И чтобы содержать их в нормальном состоянии, нужны деньги. А их у сельского хозяйства нет даже на то, чтобы содержать коммунальную службу. И последнее - в качестве дополнительного пункта - Минжилкомхозу поручено доработать условия проведения республиканского конкурса по благоустройству населенных пунктов. Это, на мой взгляд, нужная и интересная работа. Люди должны жить в нормальных условиях.
- Руслан Игоревич, раз уж мы вернулись опять к проблеме населенных пунктов, как будет решаться проблема не перспективных в смысле дальнейшего экономического роста городов и поселков? Ведь не секрет, что многие населенные пункты, оказавшиеся отрезанными от главных транспортных магистралей, промышленных центров, оказавшиеся непривлекательными для инвестирования, приходят сегодня в упадок.
- Проблема эта весьма сложная, но все же решаемая. И главную роль здесь должно сыграть жилищное строительство - сфера, на которой будет строиться развитие экономики в целом.
Это касается и сельского и городского жилищного строительства. Большой упор будет делаться на строительство в каждом хозяйстве 3-4 домов с одновременными работами по благоустройству, а также на помощь фермерским хозяйствам, в первую очередь в строительстве жилья.
Эта программа дорабатывается, по ней будет принято специальное постановление правительства. Планы, конечно же, большие, но все они осуществимы. Главное, чтобы была инициатива, и в первую очередь инициатива на местах.
Беседовала Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
На этот и другие вопросы мы пригласили ответить главного советника управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Совета Министров Республики Беларусь Руслана Белогорцева.
- Что касается первого вопроса, то не вдаваясь в подробности, хотелось бы сказать вот о чем. В градостроительстве на этот год и до конца тысячелетия намечены серьезные планы упорядочения как нормативных, так и практических вопросов. Причем основное внимание уделяется сейчас не теории и проектам с прицелом на далекую перспективу, а практическим вопросам, способным решать сегодняшние проблемы. Этому как раз отвечает деятельность Национальной комиссии по развитию населенных пунктов Республики Беларусь, которую возглавляет заместитель премьер-министра Геннадий Новицкий.
На последнем заседании комиссии 20 февраля этого года была одобрена программа внеочередных мер по комплексному развитию территорий и населенных пунктов Республики Беларусь. Это достаточно серьезная работа, охватывающая нормативно-правовые, экономические, социально-культурные, экологические аспекты. В рамках этой программы намечено подготовить предложения по совершенствованию системы платежей за землю населенных пунктов на основе экономической и градостроительной оценки, разработать и утвердить реставрационные нормы и правила, методику кадастровой оценки земли. Сюда же входит разработка и реализация планов по обеспечению Республики Беларусь общественным транспортом до 2005 года, ликвидации сверхнормативного незавершенного строительства, модернизации и тепловой реабилитации существующего жилого фонда, строительству объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, сохранению историко-культурного наследия и т.д.
Особо хочется подчеркнуть такое направление, как благоустройство и эстетизация среды обитания, также включающее в себя целый ряд задач. Здесь и разработка нормативных документов по сохранению и восстановлению зеленых насаждений в населенных пунктах, реализация мероприятий по ликвидации или приведению в порядок свалок бытовых и других отходов вокруг городов и поселков, в том числе коттеджных и дачных. Эти и другие мероприятия - как раз подтверждение тому, что деятельность Национальной комиссии все больше уходит от теоретических вопросов по линии ХАБИТАТ, ООН, ЮНЕСКО, связанных с международными программами, к практическим с учетом сегодняшних внутригосударственных потребностей.
Конечно, второе не исключает первого - в международных программах мы активно участвуем. Но результаты этой деятельности рассчитаны на перспективу, и отдача от них может быть ощутима через 10-20, а то и более лет.
Люди же больше обращают внимание на то, что прямо перед глазами: перевернутые скамейки, выбоины на асфальте, ржавые крыши, пылящие газоны и прочее. Видно и то, что все наши города и поселки какие-то безликие. Чем, например, отличаются Чашники от Чаус, Столбцы от Старых Дорог? А ведь в любом населенном пункте есть своя изюминка, ее нужно только подчеркнуть, облагородить, привести в порядок.
- Руслан Игоревич, все эти работы по обустройству населенных пунктов и приданию им какого-то имиджа - изюминки, как Вы сказали, будут определяться сверху, по принципу "увидел и дал указание"?
- Все как раз наоборот. Целесообразность подобных мероприятий - инициатива местных руководителей. Да и проблема назрела. Возьмите, скажем, Минск. Какой градостроительный или архитектурный объект вы можете назвать лицом в хорошем понимании какого-то административного района?
Конечно, можно усомниться в том, насколько это актуально сейчас, в условиях недостаточного финансирования даже жизненно важных для общества программ и проектов. Но, с другой стороны, чем чище и уютнее будут наши города и поселки, тем веселее мы будем смотреть на жизнь - и это немаловажно. Где взять деньги? Думается, что это для местных бюджетов не такая большая проблема, тем более что речь идет не о строительстве каких-то крупных объектов, а всего лишь о придании тому или иному населенному пункту некоего характера, причем самыми малыми средствами. Что стоит, например, где-нибудь в Речице привести в порядок городской парк или на въезде в Слуцк установить герб города?
Еще один вопрос - схема расселения, которая также включена в программу развития населенных пунктов. В Законе об основах архитектурной и градостроительной деятельности схема комплексной территориальной организации республики и ее регионов вписана как самый высший градостроительный документ и ее нужно обновлять. Естественно, с учетом миграционных и экономических процессов.
При этом очень важно сделать упор на перспективное развитие населенных пунктов, что, опять же, не боюсь повториться, охватывает целый комплекс задач, связанных с устойчивым развитием городов и поселков.
- А что подразумевается под устойчивым развитием?
- В первую очередь это конечно же экономика: как работает местная промышленность, в каком состоянии находится социальная инфраструктура, насколько равномерно поступают налоги в местный бюджет и на что они используются и могут использоваться. Кстати, на заседании Национальной комиссии был рассмотрен еще один вопрос - о ходе эксперимента в г. Орше по совершенствованию системы платежей за территориальные ресурсы. Последние, между прочим, и являются, как показывает мировая практика, одним из главных источников финансирования многих социальных программ: того же благоустройства и даже строительства социального жилья.
Оршанский эксперимент, мы надеемся, даст положительные результаты и будет распространен впоследствии на всю страну. Причем уже сейчас подобную практику готовы у себя внедрить многие города и поселки, в том числе Солигорск, Дзержинск, Заславль. Опять же, многое зависит от инициативы на местах.
Кроме того, большая работа намечена по унификации нормативно-правовых актов Беларуси и России в рамках единого экономического пространства. Есть и менее крупные проекты. Среди них можно назвать экспериментальные разработки экологически ориентированных проектов, в том числе "энергопассивные" дома, экспериментальную и энерго- и ресурсосберегающую застройку микрорайона Вулька-3 в г. Бресте, региональные программы реконструкции тепловых сетей с использованием предизолированных труб, новейших устройств и приборов регулирования и учета тепловой энергии и т.д.
- А какие Вы могли бы назвать архитектурные объекты, по своей значимости не уступающие названным только что градостроительным программам?
- В первую очередь это центральный железнодорожный вокзал и Дворец республики в Минске.
- Каково все же функциональное назначение дворца?
- Начнем с того, что это многофункциональный объект. Но основное его назначение культурное - проведение театрализованных мероприятий, концертов, выставок и т.д. Одновременно он будет выполнять и административные функции. Учитывая, что там будет самый большой в республике зал, в нем будут проходить и общественные собрания. Ну и, конечно же, - чисто утилитарные функции. Предполагается, что во дворец будет переведена театральная труппа Оперного театра на время его ремонта. Здесь смогут разместиться многие творческие коллективы. У тех же ансамблей "Хорошки" и "Песняры" нет своего зала. А залов во дворце целых четыре, не считая главного и аудиторно-учебных помещений. В него включен и комплекс общественного питания, музейный комплекс и т.д.
- Учитывая его предполагающуюся загрузку, не будут ли возникать сложности с временной парковкой автомобилей?
- Парковки предусмотрены на отведенных местах на площади, а при проведении каких-то крупных мероприятий можно будет ставить машины на всей площади. К тому же уже предусмотрены и места для парковки на перспективу. То есть проблем с этим не будет.
Хотелось бы обратить внимание вот на что. На заседании Национальной комиссии рассматривался еще один вопрос - программа приемки на селе жилищно-коммунальных объектов, в том числе и жилого фонда, на баланс служб Минжилкомхоза. Сейчас они находятся на балансе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
И чтобы содержать их в нормальном состоянии, нужны деньги. А их у сельского хозяйства нет даже на то, чтобы содержать коммунальную службу. И последнее - в качестве дополнительного пункта - Минжилкомхозу поручено доработать условия проведения республиканского конкурса по благоустройству населенных пунктов. Это, на мой взгляд, нужная и интересная работа. Люди должны жить в нормальных условиях.
- Руслан Игоревич, раз уж мы вернулись опять к проблеме населенных пунктов, как будет решаться проблема не перспективных в смысле дальнейшего экономического роста городов и поселков? Ведь не секрет, что многие населенные пункты, оказавшиеся отрезанными от главных транспортных магистралей, промышленных центров, оказавшиеся непривлекательными для инвестирования, приходят сегодня в упадок.
- Проблема эта весьма сложная, но все же решаемая. И главную роль здесь должно сыграть жилищное строительство - сфера, на которой будет строиться развитие экономики в целом.
Это касается и сельского и городского жилищного строительства. Большой упор будет делаться на строительство в каждом хозяйстве 3-4 домов с одновременными работами по благоустройству, а также на помощь фермерским хозяйствам, в первую очередь в строительстве жилья.
Эта программа дорабатывается, по ней будет принято специальное постановление правительства. Планы, конечно же, большие, но все они осуществимы. Главное, чтобы была инициатива, и в первую очередь инициатива на местах.
Беседовала Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 1998 год в рубрике новости