Дорожные фрезы и рипэйверы американских фирм

В странах Америки и Европы для снятия изношенного слоя асфальтобетона при ремонте или реконструкции дорог различных категорий холодным способом, то есть без предварительного разогрева, широко применяют машины фрезерного типа. Они используются для снятия асфальтобетона перед укладкой нового слоя и для создания такой текстуры выравнивающего слоя, по которому может открываться движение транспорта без устройства нового слоя. Кроме того, фрезерование поверхностного слоя может осуществляться с целью создания шероховатого покрытия.

Машины для холодного фрезерования включают три функциональных агрегата: базовую машину, фрезу и ленточный конвейер для транспортирования материала срезаемого слоя старого покрытия дороги в кузов автомобиля или укладки в валик.

Фирма "Arrow Construction Equipment Ltd" (Англия) выпускает производительный дорожный планировщик модели СР2000. Эта машина имеет следующие отличительные особенности. Высокопроизводительный двухступенчатый транспортер с задней загрузкой и возможностью поворота вправо или влево на С35° от продольной оси транспортера обеспечивает боковую загрузку; более равномерную загрузку; удобство при загрузке срезанного асфальтобетона с углов площадок, тупиковых проездов, пересечений и примыканий; хороший обзор для оператора; максимальную гибкость при подрезании слоя до препятствия. Вторая ступень транспортера является съемной.

Режущий барабан фрезы смонтирован на массивной раме с оптимальным соотношением мощности и массы. Ременной привод через механическую коробку передач обеспечивает эффективную передачу мощности на резцы (ножи); поглощение ударов при загрузке ременным приводом; низкую стоимость обслуживания; легкость снятия барабана; подрезание до бордюрной кромки (при поднятых боковинах); применение максимально усиленных захватных коробов и резцов на барабане; легкую и быструю смену инструмента; максимальную глубину резания до 6 дюймов (152,4 мм) в зависимости от срезаемого материала; автоматическую систему выравнивания; использование водяного бака емкостью 450 галлонов (2043 л) для обеспыливающего разбрызгивания.

Рабочая площадка машины и пульт управления предоставляют оператору отличный обзор и возможность легкого управления машиной. Фреза полностью оснащена необходимыми приборами для управления и контроля за работой. Пульт имеет эргономичное расположение рукояток и органов управления. Емкости водяного и топливного баков соответствуют потребности в одной полной проходке. Фреза издает небольшой шум при работе и имеет самоконтролируемый стояночный тормоз.

Планировщик СР2000 оснащен четырехколесным гидроприводом с регулируемой скоростью и трехточечной подвеской. Сплошные резиновые шины с грунтозацепами для влажной поверхности основания дороги обеспечивают эффективную тягу, гладкое фрезерование, эффективный контроль глубины резания, минимальное повреждение материала основания дороги.

Технические характеристики дорожного планировщика СР2000 приведены в табл. 1.

Холодная фреза модели RX50 фирмы "Barber Greene" (Illinois, США) включает дизельный двигатель мощностью 525 л.с. (393,7 кВт); уравновешенную трехточечную гусеничную подвеску (три гусеничных тележки) для стабильности хода; высокопроизводительную, разгружаемую впереди планировщика конвейерную систему с шириной ленты 914,4 мм; рулевое управление тремя гусеничными тележками, позволяющее выполнять поворот с радиусом 4,57 м; режущий барабан, ширина которого составляет 1914 мм, то есть половину ширины полосы движения проезжей части дороги; высокопроизводительное срезание слоя старого асфальтобетонного или цементобетонного дорожного покрытия толщиной до 254 мм; устойчивое управление процессом срезки; точную и надежную автоматику контроля нивелирования и уклона поверхности дорожного полотна; режущий барабан, расположенный в машине таким образом, что обеспечивается нулевой зазор между резцами и препятствием (старым покрытием). Инструменты, детали и сервисная помощь фирмы "Barber Greene" - лучшие в машиностроительной индустрии стран Европы и Америки.

Модель холодной фрезы RX50 с дизельным двигателем мощностью 525 л.с. и эксплуатационной массой 34 050 кг на гусеничном ходу позволяет достигнуть самой высокой производительности работы для фрез этого класса.

Система подавления пыли имеет бак для воды вместимостью 4540 л и гидравлически управляемую водяную помпу (насос) с насадками для разбрызгивания воды.

Трехопорная гусеничная подвеска со всеми тремя управляемыми гусеничными тележками дает реальную устойчивость и возможность передвигаться на любых типах основания и покрытия дороги.

Режущий барабан на сварочных швах имеет систему резцов (каждый размером 254 мм), особым образом соединенных на штифтах и зафиксированных в определенном положении в резцедержателях.

Двойные пульты управления делают управление машиной легче, обзорная видимость увеличивается.

Дизельный двигатель большой мощности дает возможность работать с прочными материалами, срезая верхние слои дорожных покрытий на большую толщину ( до 254 мм).

Собранная из двух частей конвейерная система передней разгрузки имеет ширину ремней 914,4 мм, что дает возможность выгружать срезанный асфальтобетон в самосвалы с высокой производительностью. Грузовой конвейер имеет возможность поворачиваться на 45° в обе стороны от продольной оси конвейера, отличительной особенностью является гидравлическое регулирование высоты конвейера.

Особенностью гусеничных движителей (тележек) являются предназначенные для тяжелого режима работы компоненты тракторного типа и стальные ленты гусениц, на которые крепятся пластины из прочной износостойкой резины.

Стандартная система автоматического контроля нивелирования состоит из датчиков контроля нивелирования, установленных на обеих сторонах машины, которые контролируют положение концов резцов фрезерного барабана для срезки старого дорожного покрытия на требуемую проектом толщину.

Система дополнительного контроля нивелирования включает электронную и гидравлическую системы контроля нивелирования поверхности и уклона дорожного основания и покрытия с точностью до 1/8" (3 мм). Такая высокая точность системы контроля поддерживает необходимую точность продольного нивелирования и поперечного уклона дорожного покрытия.

Дополнительная "плавающая" балка системы контроля нивелирования помогает устранить погрешности мелких неровностей поверхности дорожного основания или покрытия, обеспечивая контроль нивелирования участка реформируемого покрытия.

Холодный планировщик модели RX75 Dynaplane фирмы "Barber Greene" срезает слой дорожного покрытия шириной в полосу движения проезжей части улицы, тогда как планировщик модели RX40 этой же фирмы ремонтирует покрытие только на ширине, равной половине такой полосы.

Два режущих барабана шириной 3175 и 3785 мм могут устанавливаться на модели RX75. Барабан стандартной ширины 1905 мм устанавливается на машине RX40.

Покрытые карбидом вольфрама стальные резцы всех трех конструкций фрезерных барабанов рассчитаны на тяжелый режим работы при фрезеровании прочных материалов слоев дорожных покрытий. Толщина листа фрезерного барабана на модели RX75 составляет 3 дюйма (7,62 см) и 2 дюйма (5,08 см) - на модели RX40.

Каждый режущий барабан планировщиков Dynaplane снабжен комплектом колец со стальными ободами. 12 резцов закрепляются на каждое кольцо, что дает возможность устранить повышенный боковой износ внешней кромки резца при поворотах машины. Обода колец также помогают выполнять чистое и ровное врезание в слой покрытия на глубину до 190 мм (для планировщика модели RX75) и 178 см (для RX40).

Модели RX75 и RX40 планировщика Dynaplane сконструированы на трехточечной подвеске (см. рис. 2 и 3). Три гусеничных тележки на каждой модели обеспечивают устойчивость машины и достаточную точность срезания покрытия резцами фрезерного барабана, который болтами крепится к раме планировщика.

Автоматическая система нивелирования обеспечивает надежную и точную работу резцов фрезерного барабана и контроль за работой гидравлических цилиндров, присоединенных к каждому гусеничному движителю.

Большая открытая площадка оператора с пультом управления на каждой модели RX75 и RX40 Dynaplane обеспечивает прекрасное наблюдение за кромками резцов барабана, за выгрузкой материала из конвейера в самосвалы и обзорность впереди машины. Каждая модель планировщика оборудована двойным пультом управления для легкого управления машиной с обеих сторон платформы.

Погрузочные конвейеры планировщиков Dynaplane могут поворачиваться в обе стороны от продольной оси конвейера на 80°. При боковой или передней погрузке срезанного старого асфальтобетона на самосвалы конвейер планировщика RX75 может работать с производительностью до 900 т/ч, тогда как производительность конвейера машины модели RX40 достигает 300 т/ч. Поворачивающийся конвейер облегчает оператору машины работу в стесненных условиях (узкие улицы или большие транспортные потоки на магистрали).

Оборудованный дизельным двигателем мощностью 750 л.с. (562 кВт) и массой 34 050 кг планировщик модели RX75 Dynaplane комплектуется (на выбор) двумя режущими барабанами шириной 3175 и 3785 мм. Такой планировщик может развивать производительность срезания старого покрытия на уровне 800 т/ч. Машина может передвигаться с транспортной скоростью 6,5 км/ч и рабочей скоростью 38 м/мин.

В США сегодня применяются при технических решения по переработке старого асфальтобетона: холодное фрезерование старых покрытий улиц и дорог с дальнейшей переработкой старого асфальтобетона в улучшенную асфальтобетонную смесь на асфальтобетонных заводах; снятие старого асфальтобетона способом инфракрасного разогрева с дальнейшей переработкой на асфальтобетонных заводах или непосредственной вывозкой на новые участки и укладкой в неответственные конструктивные элементы дорог (основания, обочины); самое современное решение, предложенное по патенту Эрла Катлера и получившее название "Cutler Repave".

В настоящее время технология Катлера широко применяется в США, а также в Швеции, Швейцарии, Норвегии, Англии, Голландии, Финляндии.

По данным фирмы Катлер, в США по всем строительным работам в области дорожных покрытий достигнуто снижение их стоимости на 5,5%. Средняя стоимость мили покрытия (1609 м) составила &8000 против обычной $14 500. Средний расход новой горячей асфальтобетонной смеси в расчете на милю составил 30 т против обычных 350 т, объем транспортных перевозок снизился в 13 раз, достигнута экономия битума в количестве 50 000 т.

Технология "Cutler Repave". Весь технологический процесс базируется на применении специальной машины "Cutler Metro Halif Planer", которая за один проход выполняет следующие технологические операции: разогрев старого покрытия до температуры 140-160° С при помощи двух блоков инфракрасных горелок (общее количество горелок 360 шт.); снятие разогретого старого покрытия (глубина 25 мм); подача дополнительного количества жидкого битума (при необходимости); подача снятого слоя асфальтобетона в лопастную мешалку; перемешивание старой смеси с битумом или порцией свежей смеси (при необходимости); распределение смеси по поверхности ремонтируемого покрытия; уплотнение смеси вибробрусом.

Окончательное уплотнение смеси выполняется одним катком статического действия массой 10-12 т. Машина Катлера выпускается в двух модификациях: "Cutler Jumbo" применяется для загородных автомобильных дорог, она приспособлена для обогащения старой смеси жидким битумом, но не может использовать свежую асфальтобетонную смесь; "Cutler Metro" - универсальная машина, приспособлена для подачи свежей смеси и жидкого битума. Ее индекс "Cutler R-1000E".

Главные технические параметры: габаритные размеры, мм (длина х ширина х высота) - 14950х3050х2600; масса - 23,2 т; рабочая скорость - 2,44-7,62 м/мин; транспортная скорость - 16 км/ч; ширина полосы укладки - 3050-3965 мм; двигатель марки General Motors, мощность - 471 кВт; привод ходового шасси - гидростатический, бесступенчатый, вперед и назад; три самостоятельных гидродвигателя с двухскоростными колесными редукторами (передаточное отношение 1:176,51 и 1:28,08); тормоза пневмогидравлические от компрессора силового агрегата через аккумулятор давления емкостью 340 л; гидравлические силовые насосы привода: восемь отдельных насосов серии Р30 с подпиткой от двух последовательно включенных насосов серии Р50, давление в системе 250 кгс/см 2; гидродвигатели: 5 шт. марки Cherr-Linn-Orbital; краны управления с соленоидным приводом: 110В, 250 кгс/см 2, четырехпозиционные типа Denison; электрооборудование: генератор 40 кВ•А, трехфазный, 208-110 В с автоматическим регулятором.

Включение: магнитным пускателем Allen Bradly с кнопочным управлением; электродвигатели: постоянно замкнутые, воздушно охлаждаемые; два блока разогрева: каждый Cutler Helio размером 1950х3200 мм, с одним из сопл - 50 мм и одним - 24,7 мм; рыхлитель с пневмоприводом; планирующий отвал 300х3000 мм с автоматическим контролем положения; планирующие шнеки - 300-миллиметровые фракционные приводные муфты от реверсивных двигателей типа Cherr-Linn. Правая и левая половины шнека приводятся индивидуально через механические редукторы; мешалка - одновальная лопастная с индивидуальными двигателями правого и левого вращения; шнеки распределения готовой смеси: диаметр 300 мм с индивидуальным приводом через механический редуктор от гидродвигателей; вибробрус - электровибрационного типа от 5 электровибраторов, обогрев пропановыми горелками; нивелир-автоматика для обеспечения и контроля ровности покрытия; вентиляторы охлаждения - 4 шт. диаметром 500 мм, мощность 0,38 кВт при 6000 мин -1.

Технология Cutler Repave может быть успешно использована: при устройстве черных покрытий, в качестве вяжущего для которых использовались нефтяные битумы. Глубина отдельных разрушений на покрытиях не должна превышать 50 мм (при превышении указанной глубины должен быть предварительно проведен ямочный ремонт); толщина однослойного покрытия, на котором осуществляется процесс, не должна быть менее 25 мм; основание должно иметь необходимую несущую способность и не требовать усиления. Особенно выгодно использовать технологию Cutler Repave ранней весной и поздней осенью, когда другие способы укладки применять невозможно из-за повышенной влажности или низкой температуры.

Эксплуатационная реальная производительность машины Cutler Metro - 5000-6000 м 2 в смену. Годовая норма - 50 км (при ширине покрытия дороги 7,0 м). Обслуживающий персонал - 3 человека.

Евгений МАРГАЙЛИК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 1998 год в рубрике del - техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость