Противопожарная защита зданий и сооружений

Семинар-совещание по вопросам противопожарной защиты зданий и сооружений при проектировании и строительстве, организованный и проведенный Минстройархитектуры РБ и управлением госпожнадзора Главного управления военизированной пожарной службы МВД РБ 4 марта 1998 г., без всякого преувеличения следует считать поворотным пунктом в развитии взаимоотношений пожарных и строителей республики.

Открывая семинар, начальник главного управления территориального развития, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры РБ В. В. Египко отметил не только своевременность, но и некоторую запоздалость мероприятия. Дело в том, что острота проблем противопожарной защиты зданий и сооружений с каждым годом нарастает на всех уровнях - от градостроительной документации до объектной. Множество претензий накопилось у представителей и органов противопожарной защиты и местных органов власти, особенно у проектировщиков. Специфика сегодняшнего дня состоит в том, сказал Вячеслав Владимирович, что если раньше как при нормотворчестве, так и проектировании ориентиром являлась застройка свободных территорий, то теперь строители все в большей и большей степени озабочены реконструкцией существующих зданий и сооружений. Эта сторона инвестиционного процесса отражена в нормативно-технической документации гораздо слабее. В ряде случаев применяемые сегодня нормативы не дают тех решений, которые удовлетворяли бы все заинтересованные стороны. Тенденция же к поддержанию существующего жилого фонда, других строений в нормальном состоянии свойственна в наши дни, пожалуй, для всего Старого Света.

Начальник управления госпожнадзора Главного управления веонизированной пожарной службы МВД РБ А. С. Гурьев, говоря о проблемах противопожарных требований, норм и правил при проектировании и строительстве, отметил рост количества реконструируемых объектов, внедрения новых пожароопасных материалов и конструкций, применения импортного оборудования и новых технологий и напомнил о необходимости информировать руководителей и ведущих специалистов строительных и проектных организаций о проблемах обеспечения пожарной безопасности объектов строительства, состоянии и перспективах развития системы противопожарного нормирования и стандартизации.

С другой стороны, сказал Анатолий Семенович, и работники пожарной службы должны получать своевременную и исчерпывающую информацию о перспективах развития стройкомплекса. В ряде случаев пожароопасность объекта "обеспечивается" уже на стадии проектирования. Проведенные проверки показали, что лучше дела обстоят в тех проектных организациях, технические отделы которых укомплектованы штатными специалистами, отвечающими за пожарную безопасность. Наиболее характерными нарушениями являются применение горючих материалов для утепления наружных стен зданий, проектирование крышных котельных до ввода в действие соответствующих норм и изменений к СНиП, а также без заключения органов ГПН о возможности строительства этих котельных, проектирование без согласования с органами ГПН АЗС с помещениями общественного назначения в их составе, проектирование отдельных объектов, на которые отсутствуют нормы, без заключения органов ГПН. В частности, сюда могут быть отнесены надстройка мансардными этажами эксплуатируемых общественных зданий и устройство атриумов.

Известно, что парламентом республики принят Закон о противопожарной безопасности, имеется постановление СМ РБ о системе противопожарного нормирования, разработана концепция противопожарного нормирования, Минстройархитектуры РБ с учетом международного опыта реализуется программа создания блока нормативно-технических документов "Пожарная безопасность", в которую будут включены разделы "Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре", "Предотвращение распространения пожара", конструктивно-планировочные решения и ряд других документов. Указанные нормы явятся основой для создания в будущем единого нормативного документа по пожарной безопасности - Кодекса пожарной безопасности, в котором общие инженерно-технические требования должны быть обобщены на основе требований экономической эффективности и безопасности.

С анализом основных нарушений требований норм и правил пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий в Минске выступил заместитель начальника Минского городского управления военизированной пожарной службы В. В. Карпицкий. Выявленные органами ГПН нарушения противопожарных требований действующих норм и правил при проектировании и строительстве в Минске позволяют сделать вывод, что часть из них наиболее характерна для крупных городов. (В частности, в области высотного строительства.) Так, на стадии проектирования в нарушение СНиП 2.08.02-89 выполнены чертежи ряда высотных зданий общественного назначения, насчитывающих более 16 этажей (планировалась разработка проекта общественного здания и выше 30 этажей). При этом авторы проектов ссылаются на требования действующих СНиП, не учитывая того, что состоящая на вооружении в минском гарнизоне техника - автолестницы, коленчатые подъемники - не обеспечивает доступа пожарных на верхние этажи и не может гарантировать эвакуацию людей в случае пожара.

Планировочные решения по эвакуации при пожарах предлагаются такие же, как для 10-16-этажных зданий. Во многих случаях не учитывается требование СНиП "Жилые здания", касающееся размещения нежилых помещений на первом, втором или цокольном этажах. Доходит до того, что и на 4-м этаже жилых зданий размещаются помещения общественного назначения. Это характерно как для новостроек, так и для реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий. В ряде случаев не выполняется требование этих СНиП о необходимости проектирования изолированных от жилой части здания эвакуационных выходов.

Остекление балконов и лоджий давно уже приняло в Минске массовый характер. Это делается как жильцами - в индивидуальном порядке, так и централизованно, строительными организациями. Нередко нарушается требование СНиП 2.02.01-89 о недопущении остекления балконов и лоджий, используемых в противопожарных целях. При этом проектировщики и строители пускаются на хитрости. Зная требования ГПН, проектировщики выдают остекление отдельными проектами через свои творческие мастерские, строители же выполняют остекление уже после сдачи дома в эксплуатацию.

В последнее время органами ГПН с трудом пресекается применение трудногорючих материалов для наружной отделки зданий 1-й, 2-й и 3-й степени огнестойкости. Работы сегодня выполняются быстро, и приходится идти на неимоверные ухищрения в поисках компромиссных решений. Затрачиваются немалые средства, здание совершенно видоизменяется, но пребывание в нем людей становится небезопасным - по этим материалам пламя быстро распространяется на другие этажи.

Довольно часто допускаются ошибки при проектировании гаражей, в том числе встроенных. В проектах занижается степень противопожарной защиты, то есть вместо автоматизированной системы пожаротушения проектируется пожарная сигнализация, выезд же из подвального помещения выполняется не непосредственно наружу, а через 1-й этаж.

В последнее время при проектировании АЗС в их состав включаются магазины, кафе и прочие помещения иного назначения, хотя соответствующие нормы еще не разработаны. Для снижения процента перечисленных нарушений предлагается ввести либо восстановить в проектных институтах штатную единицу главного специалиста по пожарной безопасности. (Сегодня во многих институтах эта должность сокращена.) А еще - при необходимости согласования тех или иных отклонений обращаться в органы ГПН еще на стадии предпроектных проработок, а не ставить эти органы перед фактом реализации опасных решений на стройплощадках. Корректировку ПСД после ввода объекта в эксплуатацию должна выполнять только проектная организация, разработавшая проект, либо по согласию с ГИПом должно осуществляться внесение изменений в архивные экземпляры проекта.

При осуществлении экспертизы следует настаивать на выполнении противопожарных требований норм и правил в полном объеме.

Необходимо также повысить качество проведения авторского надзора при строительстве объектов. Госстройнадзору следует выдавать разрешения на проведение и продление основных строительных работ только после выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий, заложенных в ПСД: обеспечения функционирования наружного противопожарного водопровода, наличия первичных средств пожаротушения, устройства бытового городка согласно стройгенплану. СМР следует осуществлять только в строгом соответствии с проектом, обеспечивая противопожарную защиту здания на всех этапах строительства. Нарушение стадийности проектирования порой влечет за собой невозможность тушения пожара на стройплощадке. Например, наружный водопровод должен работать еще до начала СМР, а внутренний - до начала отделочных, электротехнических и чистовых сантехнических работ.

Заместитель начальника главного управления территориального развития, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры РБ И. С. Журавлев коснулся тех проблем разработки проектной документации на современном этапе, которые требуют решения совместно с органами ГПН, и, в частности, сказал:

- Очень часто проектировщики, приходя к пожарным за согласованием, уходят ни с чем. Дело в том, что элементарная логика для них гораздо понятнее буквы нормативного акта. Отсюда следует пожелание пожарным: очевидно, было бы целесообразнее при разговорах с проектировщиками оперировать не пунктами норм, а теми последствиями, которые может повлечь невыполнение того или иного норматива. Если есть возможность, почему бы не подсказать путь нахождения конструктивного решения, выхода из тупиковой ситуации. То есть желательно, чтобы пожарные, таким образом, стали полноправными участниками инвестиционного процесса. Основная ответственность за качество объекта должна лежать на заказчике, заказчик же - регулировать взаимоотношения между всеми участниками этого процесса.

Говоря о роли государственной вневедомственной экспертизы проектов в выявлении нарушений противопожарных требований норм и правил, об организации этой работы и путях улучшения взаимоотношений с органами ГПН, заместитель начальника Главэкспертизы Минстройархитектуры РБ Н. Н. Ястремский заметил, что эксперт не должен повторять пути проектировщика. Задача эксперта - оценка инженерных, экономических, социальных и прочих последствий строительства. Роль Главэкспертизы РБ в определении пожаро- и взрывобезопасности запроектированных, построенных и эксплуатируемых объектов подтверждается статистическими данными.

Вот три основных критерия, несоблюдение которых является основанием для возвращения документации на доработку: надежность (в частности, пожаро- и взрывобезопасность), соблюдение градостроительных, экологических и социальных требований и экономное расходование топливно-энергетических, материальных и природных ресурсов.

Значителен в каждом конкретном случае и огромен для государства в целом экономический эффект комплексной экспертной оценки проектов, превысивший по результатам корректировки проектов в процессе их рассмотрения в 1997 г. 1,5 трлн рублей в текущих ценах. В равной мере это относится к органам пожнадзора. Там, где был получен выигрыш при обхождении норм и правил на стадии проектирования, следуют многократные потери при строительстве и эксплуатации. 65% причин возврата проектов на доработку в течение 10 лет работы вневедомственной госэкспертизы - несоблюдение требований надежности и пожаро- и взрывобезопасности запроектированных объектов.

К сожалению, практика проведения "круглых столов" по конкретным проектам, и по сей день имеющая место в России. Исполнители и эксперты должны совместно предпринимать что-то вроде мозговой атаки, направленной на разрешение возникших конкретных проблем. Разумеется, это предполагает наискорейшее приведение существующей нормативной базы в соответствие с требованиями, выдвигаемыми жизнью.

Необходима системная координация работы представителей органов госнадзора, госуправления и госэкспертизы, а также сотрудничество их всех с проектировщиками по конкретным объектам.

Главный специалист ГП "Стройтехнорм" В. Н. Агеев подробнее остановился на разработке нормативно-технической документации блока "Пожарная безопасность" системы нормирования Минстройархитектуры РБ. В настоящее время готовятся республиканские строительные нормы СНБ "Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре", СНБ "Предотвращение распространения пожара принятыми планировочными решениями" и СНБ "Огнестойкость зданий и сооружений". В декабре 1997 г. началась доработка основополагающего документа - межгосударственных строительных норм "Пожарная безопасность зданий и сооружений" с учетом особенностей национальной системы нормирования и стандартизации в строительстве. Программа создания нормативно-технических документов блока "Пожарная безопасность" была разработана в 1996 г. Сегодня видно, что она нуждается в корректировке. Многие решения (лестницы между лоджиями, ликвидируемые с омоноличиванием люков, проходные подъезды, забитые всевозможными коммерческими "точками") нежизнеспособны и должны быть пересмотрены. И, разумеется, следует узаконить остекление лоджий и нормировать эту деятельность.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 1998 год в рубрике безопасность

©1995-2024 Строительство и недвижимость