Рынок мягких кровельных материалов
Рулонные кровельные материалы остаются наиболее употребительными в Беларуси при устройстве кровель. В настоящее время в Европе применяется около 150 видов гидроизоляционных материалов. Несколько десятков видов насчитывают варианты технологий и теплоизоляционных материалов.
Если характеризовать плоскую кровлю как продукт подрядных организаций в области нового строительства и ремонтных работ (особенно капитальных ремонтов) в соответствии с маркетинговой концепцией жизненного цикла товара, то можно сделать вывод, что рассматриваемый нами продукт находится в стадии роста.
Так, сбыт его является быстрорастущим, прибыль, получаемая при его реализации, стремится к максимальной. Потребность в капитальном ремонте плоских кровель является массовой на рынке строительных услуг. Это связано с тем, что срок капитального ремонта плоской кровли определенный СНиПом, составляет 15-20 лет. В конце 60 - 80-х годов строительная отрасль Белоруссии была наиболее энергично развивающейся. Так, Минск был одним из самых быстрорастущих городов СССР (население города за этот период выросло в четыре раза). На вторую половину 70-х-начало 80-х годов приходится период широкого распространения технологии индустриального домостроения (типовые проекты гражданских и жилых зданий, которыми пользуются проектировщики и сейчас, содержали в качестве конструктивного элемента плоскую кровлю).
На этот же период падает наибольшая интенсивность инвестиций в строительство новых производственных корпусов заводов, фабрик, промышленных и сельскохозяйственных объектов, на которых проектом предусмотрена, как правило, плоская кровля.
Тема плоской кровли всегда являлась больной темой для всех организаций, эксплуатирующих здания, как промышленные, так и гражданские. Дело в том, что кровля является наиболее уязвимой строительной конструкцией таких зданий и, следовательно, наиболее подвержена ремонту. Такие ремонты (называемые текущими) с конца 80-х годов массово выполнялись хозяйственным способом. Хозяйственный способ ремонта с привлечением непрофессиональных рабочих обычно лишен инженерной диагностики, а вместе с ней обоснованных рекомендаций по техническим решениям слабых мест конструкции кровли, поэтому является неэффективным. Выполняемый ежегодно такой ремонт многократно повышает эксплутационную стоимость кровли.
Переход на арендные отношения, приватизация жилья, приобретение недвижимости в частную собственность юридическими лицами заставили всех не только считать деньги, но и открыть глаза на те "дыры", куда эти деньги исчезают. Под угрозой повреждения оказались не только потолки, стены и имущество жильцов домов , но и дорогие "евроремонты" офисов фирм, установленные компьютерные системы стоимостью в тысячи долларов, банковское оборудование и прочие объекты вложения средств.
Таким образом, на конец 90-х годов приходятся массовые реконструкции плоских кровель. Этот сегмент рынка привлекает большое количество новых конкурентов, закрепляющихся в определенных рыночных нишах. Такие ниши определяются отраслевой принадлежностью заказчика - владельца зданий. Основным стратегическим усилием поведения подрядчиков на этом сегменте рынка строительных услуг является проникновение в глубь рынка. Затраты на маркетинг кровельных фирм выше, чем в среднем по строительной отрасли. Цены стали несколько ниже, продукт (плоская кровля как система) совершенствуется. Конкуренция начинает усиливаться и одновременно появляются новые товары-конкуренты.
Основными видами гидроизоляционных материалов и покрытий, предлагаемых на строительном рынке нашей республики, являются рулонные материалы на полиэфирной, стеклотканевой или смешанной основе из битума, модифицированного стирен-бутадиен-стиреновым (СБС) полимером; аналогичные материалы, модифицированные АПП-полимером; термопластики ПВХ; полиуретановые пленочные материалы; битумные мастики; асфальтовые мастики; жидкие пленки типов Ре, EPDM, ЕСВ и др.; материалы на основе жидкой резины; набрызговые полиуретановые материалы и др.
Первичным критерием для оценки качества материалов является наличие на них сертификата соответствия, хотя этот показатель все же является недостаточным, так как констатирует только соответствие их нормативной строительной базе РБ. Опыт применения этих материалов во всех странах Европы, нормативная документация этих стран позволяют выбрать правильное решение с учетом предъявляемых требований.
Общий объем производства кровельных материалов в Европе в 1996 году составил около 240 млн м 2, в том числе на основе битумов, модифицированных стирол-бутадиен-стиролом (СБС) и атактическим полипропиленом (АПП), - около 81%, термопластиков и эластомеров - около 16%, и только незначительную часть (около 2% от общего объема) составили другие виды гидроизоляционных покрытий.
Увеличение объема производства материалов на битумной основе, модифицированных стирол-бутадиен-стиролом, в первую очередь связано с совершенствованием технологии их производства, большим объемом научных исследований, что позволило разработать целую гамму разнообразных по области применения и по назначению материалов. Битумные материалы СБС отличаются от других более высокой долговечностью (не менее 40 лет), стабильными механическими, гидроизоляционными и другими специальными свойствами. Материалы, модифицированные АПП-полимером, отличаются более высокой устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. Это позволяет сделать вывод, что употребление СБС-битумных материалов, обладающих высокой пластичностью, предпочтительнее в местностях с более суровым климатом, холодной зимой, а АПП-полимерные материалы больше подходят для местностей с жарким климатом. Этим и объясняется преимущественное использование на рынке Северной и Восточной Европы материалов с СБС-полимерными битумными добавками.
Помимо высоких потребительских свойств, данные материалы обладают привлекательностью для подрядных организаций в силу своей эргономичности и технологичности: укладывание их производится за счет подплавления нижней поверхности материала газовой горелкой, применения приклеивающих мастик, как правило, не требуется.
Ведущими западноевропейскими фирмами, производящими такие материалы и представленными на белорусском рынке, являются фирмы "Siplast" (Франция) и "Icopal" (Дания). Наиболее полно сертифицирована на белорусском рынке продукция "Siplast". С меньшей активностью продвигают на белорусский рынок свои материалы "Copernit&C" (Италия), "Reno Tech" (Швеция), "Onduline International" (Франция).
Отечественный рынок, однако, склонен к российской продукции в силу ее конкурентоспособности по цене. Весь спектр наплавляемых материалов, как на основе стеклоткани, так и на полиэстерной основе, представляет собой, несмотря на различных производителей и их торговые наименования, аналогичную по техническим характеристикам продукцию. Наибольшим спросом среди материалов на полиэстерной основе пользуется продукция завода "Изофлекс": материалы изопласт (модификации ХПП,ЭПП - для нижнего слоя кровли, ЭКП - для верхнего) и изоэласт. Завод "Днепропромстрой" АО "Эверест" поставляет на наш рынок материалы стекломаст и днерофлекс, предприятие "Полимеркровля" - днепромаст. Производителем материалов под торговым наименованием линокром на негниющей основе различных типов (в том числе и полиэстерной) является АООТ "Крома" (г. Рыбинск). Линокром больше подходит для гидроизоляции, хотя на нашем рынке позиционируется и как кровельный. Материал бикрост ЗАО "ТехноНИКОЛЬ" (г. Выборг) при всех приемлемых технических характеристиках, свойственных материалам с АПП-модификацией битумного вяжущего, не обладает достаточной эксплуатационной стабильностью качества.
Европейские и российские рулонные материалы, изготовленные по современным технологиям, представляют в республике такие предприятия, как АО "Кровля", фирмы "Сакрамент", "Сипласт", "Белроскровля", "ДиБ", "НейлСервисПлюс", "Претти", "Гермопласт", "Будэкспорт", "Ритм", "Гидроизолстрой" и ряд других.
На рынке производителей кровельных работ в 1997 г. наметилась тенденция к все большему применению на объектах нового строительства наплавляемых материалов: применение их менее трудоемко и энергоемко, выше гарантии качества. Наиболее успешно на наш рынок продвигается российская продукция "Изопласт", по качеству она мало уступает зарубежным аналогам, а цены на 30-35% ниже. Такая ситуация заставила представителей фирмы "Сипласт" снизить цену на наиболее ходовую на восточных рынках продукцию на 18% в ноябре 1997 года и применить новую тактику проникновения на наш рынок. Было принято решение о сотрудничестве с крупнейшим местным производителем материалов. Предполагается, что партнером по СП станет АО "Кровля".
Основной производитель мягких кровельных материалов в Беларуси - Осиповичский рубероидный завод (в настоящее время АО "Кровля"). Реально это несколько отдельных технологических производств с различной долей иностранного участия, ориентированных на диверсификацию основного продукта. Большим спросом в 1997 году начал пользоваться наплавляемый рубероид СП "ДиБ"(ТУ РБ 28320717.114-97), производящийся по немецкой технологии. На нашем рынке представлен десятью марками. В качестве основы используются стеклоткань и стеклохолст. Конкурентоспособность этого продукта объясняется лучшим качеством, чем у обычного рубероида, и более низкой ценой, чем у российских наплавляемых материалов на битумно-полимерной основе. Материал имеет хорошие перспективы для применения в условиях текущего и капитального ремонта.
Склонность рынка к потреблению во все большем объеме наплавляемых модифицированных битумных материалов подтолкнула предприятие к разработке и внедрению нового продуктов, которые появились на рынке летом 1997 года, - МГ-ПМ, МК-ПК. К сожалению, материалы не обладают стабильным качеством. Фирме "Битумные технологии" привелось работать с ними одной из первых как на новом строительстве, так и на ремонте кровель.
В случае, если альянс с французской фирмой "Сипласт" окажется продуктивным, АО "Кровля" сможет потеснить на отечественном рынке российских производителей и, возможно, выйти на европейский рынок со своей продукцией, но€ не под собственной торговой маркой.
Завершая тему наплавляемых кровельных материалов, необходимо отметить существенную проблему применения их на нашем рынке. Дело в том, что один слой такого материала эффективно заменяет 2-3 слоя рубероида на кровле. Однако, слои "рубероидного пирога", переслаиваемые, как обычно, мастикой, компенсируют все первичные неровности бетонного основания под кровлю. Наплавляемым материалам необходимо ровное основание (если кровля не утепляемая) или подкладка из стабильного (жесткого) утеплителя. Применение легких кровельных асфальтов ПК ООО "Битумные технологии" позволяет выравнивать стяжку на плоских кровлях, что по достоинству было оценено специалистами фирмы "Сипласт" еще в 1995 году. Следовательно, применение и распространение "ноу-хау" нашей фирмы как решение существующей проблемы может принести прибыль с развитием рынка наплавляемых материалов.
Важной тенденцией конца 1997-начала 1998 года на рынке кровельных материалов для плоской кровли стало формирование спроса на технологические системы материалов (т.е. когда сбытовой единицей является комплект из материалов для пароизоляции, теплоизоляции и гидроизоляции данной конкретной кровли, чаще всего одного производителя). Одновременно наметилась широкая диверсификация предложения специальных кровельных элементов: водосливов, водоотводов, вентиляционных выходов, защиты от листьев, зенитных фонарей и т.п.
Рынок плоской кровли стал более восприимчив и к предложению фасонных кровельных деталей (в том числе конструкционных профилей) из оцинкованной стали. Отмечается склонность спроса к конкурентной импортной продукции с дополнительным пластиковым покрытием, улучшающим потребительские свойства данной продукции: долговечность и, безусловно, эстетический вид.
Светлана ГЛАЗКОВА
Если характеризовать плоскую кровлю как продукт подрядных организаций в области нового строительства и ремонтных работ (особенно капитальных ремонтов) в соответствии с маркетинговой концепцией жизненного цикла товара, то можно сделать вывод, что рассматриваемый нами продукт находится в стадии роста.
Так, сбыт его является быстрорастущим, прибыль, получаемая при его реализации, стремится к максимальной. Потребность в капитальном ремонте плоских кровель является массовой на рынке строительных услуг. Это связано с тем, что срок капитального ремонта плоской кровли определенный СНиПом, составляет 15-20 лет. В конце 60 - 80-х годов строительная отрасль Белоруссии была наиболее энергично развивающейся. Так, Минск был одним из самых быстрорастущих городов СССР (население города за этот период выросло в четыре раза). На вторую половину 70-х-начало 80-х годов приходится период широкого распространения технологии индустриального домостроения (типовые проекты гражданских и жилых зданий, которыми пользуются проектировщики и сейчас, содержали в качестве конструктивного элемента плоскую кровлю).
На этот же период падает наибольшая интенсивность инвестиций в строительство новых производственных корпусов заводов, фабрик, промышленных и сельскохозяйственных объектов, на которых проектом предусмотрена, как правило, плоская кровля.
Тема плоской кровли всегда являлась больной темой для всех организаций, эксплуатирующих здания, как промышленные, так и гражданские. Дело в том, что кровля является наиболее уязвимой строительной конструкцией таких зданий и, следовательно, наиболее подвержена ремонту. Такие ремонты (называемые текущими) с конца 80-х годов массово выполнялись хозяйственным способом. Хозяйственный способ ремонта с привлечением непрофессиональных рабочих обычно лишен инженерной диагностики, а вместе с ней обоснованных рекомендаций по техническим решениям слабых мест конструкции кровли, поэтому является неэффективным. Выполняемый ежегодно такой ремонт многократно повышает эксплутационную стоимость кровли.
Переход на арендные отношения, приватизация жилья, приобретение недвижимости в частную собственность юридическими лицами заставили всех не только считать деньги, но и открыть глаза на те "дыры", куда эти деньги исчезают. Под угрозой повреждения оказались не только потолки, стены и имущество жильцов домов , но и дорогие "евроремонты" офисов фирм, установленные компьютерные системы стоимостью в тысячи долларов, банковское оборудование и прочие объекты вложения средств.
Таким образом, на конец 90-х годов приходятся массовые реконструкции плоских кровель. Этот сегмент рынка привлекает большое количество новых конкурентов, закрепляющихся в определенных рыночных нишах. Такие ниши определяются отраслевой принадлежностью заказчика - владельца зданий. Основным стратегическим усилием поведения подрядчиков на этом сегменте рынка строительных услуг является проникновение в глубь рынка. Затраты на маркетинг кровельных фирм выше, чем в среднем по строительной отрасли. Цены стали несколько ниже, продукт (плоская кровля как система) совершенствуется. Конкуренция начинает усиливаться и одновременно появляются новые товары-конкуренты.
Основными видами гидроизоляционных материалов и покрытий, предлагаемых на строительном рынке нашей республики, являются рулонные материалы на полиэфирной, стеклотканевой или смешанной основе из битума, модифицированного стирен-бутадиен-стиреновым (СБС) полимером; аналогичные материалы, модифицированные АПП-полимером; термопластики ПВХ; полиуретановые пленочные материалы; битумные мастики; асфальтовые мастики; жидкие пленки типов Ре, EPDM, ЕСВ и др.; материалы на основе жидкой резины; набрызговые полиуретановые материалы и др.
Первичным критерием для оценки качества материалов является наличие на них сертификата соответствия, хотя этот показатель все же является недостаточным, так как констатирует только соответствие их нормативной строительной базе РБ. Опыт применения этих материалов во всех странах Европы, нормативная документация этих стран позволяют выбрать правильное решение с учетом предъявляемых требований.
Общий объем производства кровельных материалов в Европе в 1996 году составил около 240 млн м 2, в том числе на основе битумов, модифицированных стирол-бутадиен-стиролом (СБС) и атактическим полипропиленом (АПП), - около 81%, термопластиков и эластомеров - около 16%, и только незначительную часть (около 2% от общего объема) составили другие виды гидроизоляционных покрытий.
Увеличение объема производства материалов на битумной основе, модифицированных стирол-бутадиен-стиролом, в первую очередь связано с совершенствованием технологии их производства, большим объемом научных исследований, что позволило разработать целую гамму разнообразных по области применения и по назначению материалов. Битумные материалы СБС отличаются от других более высокой долговечностью (не менее 40 лет), стабильными механическими, гидроизоляционными и другими специальными свойствами. Материалы, модифицированные АПП-полимером, отличаются более высокой устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. Это позволяет сделать вывод, что употребление СБС-битумных материалов, обладающих высокой пластичностью, предпочтительнее в местностях с более суровым климатом, холодной зимой, а АПП-полимерные материалы больше подходят для местностей с жарким климатом. Этим и объясняется преимущественное использование на рынке Северной и Восточной Европы материалов с СБС-полимерными битумными добавками.
Помимо высоких потребительских свойств, данные материалы обладают привлекательностью для подрядных организаций в силу своей эргономичности и технологичности: укладывание их производится за счет подплавления нижней поверхности материала газовой горелкой, применения приклеивающих мастик, как правило, не требуется.
Ведущими западноевропейскими фирмами, производящими такие материалы и представленными на белорусском рынке, являются фирмы "Siplast" (Франция) и "Icopal" (Дания). Наиболее полно сертифицирована на белорусском рынке продукция "Siplast". С меньшей активностью продвигают на белорусский рынок свои материалы "Copernit&C" (Италия), "Reno Tech" (Швеция), "Onduline International" (Франция).
Отечественный рынок, однако, склонен к российской продукции в силу ее конкурентоспособности по цене. Весь спектр наплавляемых материалов, как на основе стеклоткани, так и на полиэстерной основе, представляет собой, несмотря на различных производителей и их торговые наименования, аналогичную по техническим характеристикам продукцию. Наибольшим спросом среди материалов на полиэстерной основе пользуется продукция завода "Изофлекс": материалы изопласт (модификации ХПП,ЭПП - для нижнего слоя кровли, ЭКП - для верхнего) и изоэласт. Завод "Днепропромстрой" АО "Эверест" поставляет на наш рынок материалы стекломаст и днерофлекс, предприятие "Полимеркровля" - днепромаст. Производителем материалов под торговым наименованием линокром на негниющей основе различных типов (в том числе и полиэстерной) является АООТ "Крома" (г. Рыбинск). Линокром больше подходит для гидроизоляции, хотя на нашем рынке позиционируется и как кровельный. Материал бикрост ЗАО "ТехноНИКОЛЬ" (г. Выборг) при всех приемлемых технических характеристиках, свойственных материалам с АПП-модификацией битумного вяжущего, не обладает достаточной эксплуатационной стабильностью качества.
Европейские и российские рулонные материалы, изготовленные по современным технологиям, представляют в республике такие предприятия, как АО "Кровля", фирмы "Сакрамент", "Сипласт", "Белроскровля", "ДиБ", "НейлСервисПлюс", "Претти", "Гермопласт", "Будэкспорт", "Ритм", "Гидроизолстрой" и ряд других.
На рынке производителей кровельных работ в 1997 г. наметилась тенденция к все большему применению на объектах нового строительства наплавляемых материалов: применение их менее трудоемко и энергоемко, выше гарантии качества. Наиболее успешно на наш рынок продвигается российская продукция "Изопласт", по качеству она мало уступает зарубежным аналогам, а цены на 30-35% ниже. Такая ситуация заставила представителей фирмы "Сипласт" снизить цену на наиболее ходовую на восточных рынках продукцию на 18% в ноябре 1997 года и применить новую тактику проникновения на наш рынок. Было принято решение о сотрудничестве с крупнейшим местным производителем материалов. Предполагается, что партнером по СП станет АО "Кровля".
Основной производитель мягких кровельных материалов в Беларуси - Осиповичский рубероидный завод (в настоящее время АО "Кровля"). Реально это несколько отдельных технологических производств с различной долей иностранного участия, ориентированных на диверсификацию основного продукта. Большим спросом в 1997 году начал пользоваться наплавляемый рубероид СП "ДиБ"(ТУ РБ 28320717.114-97), производящийся по немецкой технологии. На нашем рынке представлен десятью марками. В качестве основы используются стеклоткань и стеклохолст. Конкурентоспособность этого продукта объясняется лучшим качеством, чем у обычного рубероида, и более низкой ценой, чем у российских наплавляемых материалов на битумно-полимерной основе. Материал имеет хорошие перспективы для применения в условиях текущего и капитального ремонта.
Склонность рынка к потреблению во все большем объеме наплавляемых модифицированных битумных материалов подтолкнула предприятие к разработке и внедрению нового продуктов, которые появились на рынке летом 1997 года, - МГ-ПМ, МК-ПК. К сожалению, материалы не обладают стабильным качеством. Фирме "Битумные технологии" привелось работать с ними одной из первых как на новом строительстве, так и на ремонте кровель.
В случае, если альянс с французской фирмой "Сипласт" окажется продуктивным, АО "Кровля" сможет потеснить на отечественном рынке российских производителей и, возможно, выйти на европейский рынок со своей продукцией, но€ не под собственной торговой маркой.
Завершая тему наплавляемых кровельных материалов, необходимо отметить существенную проблему применения их на нашем рынке. Дело в том, что один слой такого материала эффективно заменяет 2-3 слоя рубероида на кровле. Однако, слои "рубероидного пирога", переслаиваемые, как обычно, мастикой, компенсируют все первичные неровности бетонного основания под кровлю. Наплавляемым материалам необходимо ровное основание (если кровля не утепляемая) или подкладка из стабильного (жесткого) утеплителя. Применение легких кровельных асфальтов ПК ООО "Битумные технологии" позволяет выравнивать стяжку на плоских кровлях, что по достоинству было оценено специалистами фирмы "Сипласт" еще в 1995 году. Следовательно, применение и распространение "ноу-хау" нашей фирмы как решение существующей проблемы может принести прибыль с развитием рынка наплавляемых материалов.
Важной тенденцией конца 1997-начала 1998 года на рынке кровельных материалов для плоской кровли стало формирование спроса на технологические системы материалов (т.е. когда сбытовой единицей является комплект из материалов для пароизоляции, теплоизоляции и гидроизоляции данной конкретной кровли, чаще всего одного производителя). Одновременно наметилась широкая диверсификация предложения специальных кровельных элементов: водосливов, водоотводов, вентиляционных выходов, защиты от листьев, зенитных фонарей и т.п.
Рынок плоской кровли стал более восприимчив и к предложению фасонных кровельных деталей (в том числе конструкционных профилей) из оцинкованной стали. Отмечается склонность спроса к конкурентной импортной продукции с дополнительным пластиковым покрытием, улучшающим потребительские свойства данной продукции: долговечность и, безусловно, эстетический вид.
Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 1998 год в рубрике кровля