Подрядные торги в строительстве в РБ.
Программа семинаров выставки "Стройэкспо-98" включала и прозвучавший 25 марта доклад зав. лабораторией НИАП "Стройэкономика" М. Л. Кабовой, посвященный порядку организации и проведения подрядных торгов в строительстве на территории РБ.
28 июня 1995 г., напомнила Маргарита Львовна, был издан Указ Президента РБ № 242 "О подрядных торгах в капитальном строительстве". Данный документ предусматривал обязательное проведение торгов по объектам стоимостью свыше 200 минимальных зарплат независимо от источника финансирования объекта. В соответствии с вышеупомянутым указом в том же году специалистами лаборатории было разработано Положение о процедуре проведения подрядных торгов.
В ходе претворения положения в жизнь был выявлен ряд неучтенных проблем. Необходимость их решения вызвала к жизни дополнительные меры по осуществлению указа № 242. Например, была введена статистическая отчетность по торгам. Это означало, что на третий день после подведения итогов торгов заказчик был обязан заполнить форму статистической отчетности "один-тендер", в которой указаны все реквизиты этой процедуры, и представить ее в вышестоящую организацию и в Минстройархитектуры РБ. Кроме того, с конца 1996 г. в республике был введен порядок, в соответствии с которым Госстройнадзор РБ выдавал заказчику разрешение на право производства строительно-монтажных работ только при наличии у него в числе прочих необходимых документов протокола о подведении итогов подрядных торгов.
Кроме того, у различных специалистов РБ, так или иначе связанных с проведением торгов, в том числе и у специалистов НИАП "Стройэкономика", появился богатый зарубежный опыт в результате участия их в международных семинарах, ежегодно, а то и дважды в год проводимых в различных европейских странах министерством строительства Германии с участием представителей стран Западной и Восточной Европы, а также бывшего СССР. Последний такой, уже 9-й по счету семинар проводился в прошлом году в Минске.
Далее, продолжала Маргарита Львовна, в июле 1997 г. вышел Указ Президента РБ № 417, содержащий поправки к указу № 242, касающиеся изменения стартовой цены, которая является критерием обязательности проведения торгов, с 200 на 70 000 минимальных зарплат.
Все это, а также множество иных изменений и уточнений вызвало необходимость коренного пересмотра действовавшего положения. Таким образом и родилось новое Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов в строительстве на территории РБ. Это положение было утверждено приказом министра архитектуры и строительства РБ 4 декабря 1997 г., а 22 декабря оно было зарегистрировано в Минюсте РБ.
Итак, первое и самое главное изменение и уточнение, которое нужно было внести в Положение о процедуре проведения подрядных торгов, состоит в том, что оно обязательно для проведения торгов по объектам, стоимость которых превышает 70 000 минимальных зарплат, причем стоимость эта определяется в текущих ценах на момент принятия заказчиком решения о проведении торгов. Далее, положением предусматривается проведение преимущественно открытых подрядных торгов. Закрытые подрядные торги проводятся только в исключительных случаях: по экспериментальным объектам, по объектам специального (оборонного) назначения, требующим соблюдения особого режима при их возведении, а также по объектам, возводимым с применением "ноу-хау", которые еще не нашли повсеместного распространения. Такое ужесточение формы торгов было вызвано тем, что подрядные торги по более чем 300 объектам, прошедшие в истекшем году, были преимущественно закрытыми, хотя сами объекты -обычные и подчас довольно мелкие. (Эта информация появилась в результате анализа заполненных форм "один-тендер".) Это практически не торги, а их дискредитация. Порой заказчики открытым текстом объясняли это тем, что вот, мол, по соседству простаивает "свой" подрядчик - необходимо его загрузить. То есть работает отлаженная в советское время система традиционных связей, в результате заключаются традиционные договоры. Но ведь если выигрывает единственный участник, то торгов как таковых по сути и нет. Резко ограничиваются и круг участников торгов, и возможный результат этих торгов. Ведь целью их проведения является снижение стоимости строительства. Но когда заказчик приглашает пусть даже не одного, а 2-3 исполнителей, с которыми он постоянно поддерживает связь, то их уровень, вполне отработанный и известный, он уже знает. Выше им уже не прыгнуть, вероятность же появления новых интересных решений в данном случае отсутствует. Именно торги являются проводниками конкурентоспособной среды, являющейся основой рыночных отношений.
Если торги осуществляет иностранный заказчик, то они обязательно должны быть открытыми. Известны неоднократные случаи возведения иностранными и даже совместными предприятиями различных объектов, о которых никто из местных подрядчиков ничего не знал - просто снова привлекались "свои" строительные фирмы. То есть появилась насущная необходимость защиты подрядчиков РБ, предоставления им фронта работ, коль скоро они сидят без дела. Какие же конкретно меры защиты предусматривает новое положение?
В открытых торгах по объектам, стоимость которых находится в пределах от 70 000 до 500 000 минимальных зарплат, принимают участие исключительно отечественные строители.
Если в торгах все-таки участвуют иностранные подрядчики, то при подведении итогов строителям РБ дается преференциальная поправка, то есть льгота в размере 20% стоимости работ. То есть если ценовое предложение отечественного подрядчика превышает предложение иностранного не более, чем на 20%, то в этом случае цены считаются эквивалентными.
Если же иностранный подрядчик выигрывает торги, то он непременно должен использовать при строительстве не менее 30% материалов, конструкций и изделий отечественного производства, кроме того, не менее 30% объемов работ должно быть выполнено с участием местных строительных рабочих.
Новое положение предусматривает и упрощенный порядок проведения торгов. Этот порядок уместен при стоимости объектов в пределах от 70 000 до 300 000 минимальных зарплат, а также применительно к жилищному строительству независимо от стоимости объектов. Упрощенная процедура предполагает сокращение сроков подачи предложений и всех необходимых документов, а также рассмотрения и анализа предложений. До возможных пределов сокращен и упрощен состав тендерной документации.
При проведении тендера рискуют и заказчик и подрядчик, однако риск последнего все-таки больше - необходимую документацию он должен готовить в любом случае и, хотя всегда настраивается на победу, может и проиграть. За рубежом, например, нормальной для подрядчика считается ситуация, когда он выигрывает одни торги из 10, в которых принимает участие. В РБ же риска гораздо меньше - некоторых подрядчиков привлекают к участию в торгах чуть ли не насильно. Тем не менее затраты, ложащиеся на стоимость, ощутимы в любом случае.
Впервые в положении предусмотрен порядок разрешения споров как до, так и после подведения итогов торгов. Этой теме в новом документе отведен целый раздел.
Для того чтобы правильно составить тендерную документацию, тендерное предложение, следует настолько тщательно продумать все нюансы взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, между всеми претендентами, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения в том, что предпочтение не отдается никому. В идеале подход ко всем участникам тендера должен быть абсолютно одинаковым. (На деле так не бывает, поэтому и возникают спорные вопросы.)
Решением этих вопросов должна заниматься конкурсная комиссия, которая и подводит итоги. Вот если уже конкурсная комиссия оказалась не в состоянии удовлетворить жалобу, дело передается далее по инстанции - заказчику. Если заказчик также не решил вопроса, остается еще республиканская конкурсная комиссия (правда, она пока только создается, и сегодня не согласный с решением конкурсной комиссии может обращаться далее лишь в суд).
До сих пор те или иные нарушения в области торгов были совершенно ненаказуемы, виновных в этих нарушениях нельзя было привлечь к ответственности. (Так, часто конкурсная комиссия делает немотивированный выбор, в рамках торгов практикуются различные виды негласных договоренностей.)
Для того чтобы осуществлять какой-то контроль, как-то руководить этим процессом, необходимо было данную сферу деятельности узаконить, то есть создать вышеупомянутую республиканскую конкурсную комиссию, осуществляющую общий контроль деятельности всех конкурсных комиссий, создаваемых на местах, как постоянных, так и временных. Специалистами НИАП "Стройэкономика" подготовлены и сданы на подпись в Совмин РБ все необходимые документы, в том числе и проект Положения о республиканской конкурсной комиссии. Комиссия будет работать при Минстройархитектуры РБ на постоянной основе, это будет межведомственная комиссия, в которую будут входить представители по возможности всех министерств, ведомств и органов государственного управления. В ведении членов комиссии будут находиться все проблемные вопросы (постановка вопросов, принятие решений о создании тех или иных документов). То есть это будет орган, который будет координировать всю работу по проведению подрядных торгов.
Понятно, что даже новым положением не будет исчерпан весь объем вопросов, который с каждым днем растет подобно снежному кому и в таком виде доходит до НИАП "Стройэкономика". В настоящее время готовится практическое пособие по применению положения со всеми необходимыми комментариями. В настоящее время в институт поступает много вопросов, связанных с тем, что тот или иной пункт изложен вроде бы грамотно, однако отдельными фирмами и организациями он трактуется не вполне правильно, нет единообразия восприятия данной информации. Это указывает на необходимость подробного разъяснения содержания пункта, который вызвал разночтения.
Кроме того, совершенно неясным остается вопрос оценки тендерных предложений. Да, заказчик должен объективно, с соблюдением равенства подхода подвести итоги, а каковы критерии объективности? Никто не знает. Не обеспечивает требуемого равенства и тайное голосование, к которому прибегают сегодня. Поэтому специалистами НИАП "Стройэкономика" подготовлена и Рекомендуемая методика оценки тендерных предложений, предусматривающая балльную систему, применение которой в соответствии с предпочтениями заказчика направлено на облегчение процедуры выбора победителя.
Если заказчик решил провести торги на территории РБ, он в обязательном порядке должен поместить в газетах "Республика" и "Советская Белоруссия" соответствующее объявление за 1,5-2 месяца до планируемого мероприятия. (Разумеется, не возбраняется прибегать и к помощи местных, а также международных изданий, если есть желание привлечь иностранные фирмы, но два вышеуказанных органа должны быть задействованы в любом случае.)
Небольшая дискуссия, возникшая после доклада Маргариты Львовны, коснулась следующего соображения. Какой смысл объявлять подрядные торги, например, в системах энергетического строительства либо Метростроя? Кто справится с чем-то специфическим лучше специалистов, занимающихся этим всю жизнь?
Дело в том, что смысл подрядных торгов в разрушении монополизма и инициировании развития конкуренции. Сегодня на строительном рынке действует множество толковых фирм, даже от такого монополиста, как МАПИД, их отпочковалось несколько. (Совсем свежий пример - приезд бригады метростроевцев из России, которые, заключив необходимый договор, участвовали, как положено, в торгах на строительство одного из объектов Минскметростроя и выиграли их.) Да, раньше существовало четкое разграничение: это- вотчина комбината "Минскстрой", дальше - "Белсельстроя", а вот эти объекты возводят исключительно дорожники. Но о какой конкуренции может идти речь, если заранее известно, кто что делает? Очевидно, в ситуации всеобщего развала и разрыва связей (в последнее время, впрочем, что-то начинает восстанавливаться) есть определенный смысл кому-то уверенному в своих силах попробовать их на "чужой" территории.
Примеров подобных попыток, и попыток успешных, немало. Организации Минстройархитектуры РБ строят объекты, традиционно входившие в сферу влияния Минэнерго РБ, энергетики же, наоборот, решают общестроительные задачи. "Белтрансстрой" вовсю строит жилье, да какое! В жизни он этим не занимался, а выигрывает на торгах! Совсем свежий пример - приезд бригады метростроевцев из России, которые, заключив необходимый договор, участвовали, как положено, в торгах на строительство одного из объектов Минского метрополитена и выиграли их. Так что фронт работ есть, это и подталкивает людей. Именно взвешенность решений, принимаемых конкурсными комиссиями, и является залогом того, что басенная мораль о пирожнике и сапожнике в иных случаях не работает.
Способствует тому, чтобы "расцветало сто цветов", и вышеупомянутый упрощенный порядок проведения торгов, в соответствии с которым вы одновременно даете объявление в прессе и направляете приглашения тем, кого считаете потенциальным исполнителем. А вдруг приедет кто-то еще, в результате же вы получите исполнителя оптимального? В любом случае, вы ничего не теряете...
Сергей ЗОЛОТОВ
28 июня 1995 г., напомнила Маргарита Львовна, был издан Указ Президента РБ № 242 "О подрядных торгах в капитальном строительстве". Данный документ предусматривал обязательное проведение торгов по объектам стоимостью свыше 200 минимальных зарплат независимо от источника финансирования объекта. В соответствии с вышеупомянутым указом в том же году специалистами лаборатории было разработано Положение о процедуре проведения подрядных торгов.
В ходе претворения положения в жизнь был выявлен ряд неучтенных проблем. Необходимость их решения вызвала к жизни дополнительные меры по осуществлению указа № 242. Например, была введена статистическая отчетность по торгам. Это означало, что на третий день после подведения итогов торгов заказчик был обязан заполнить форму статистической отчетности "один-тендер", в которой указаны все реквизиты этой процедуры, и представить ее в вышестоящую организацию и в Минстройархитектуры РБ. Кроме того, с конца 1996 г. в республике был введен порядок, в соответствии с которым Госстройнадзор РБ выдавал заказчику разрешение на право производства строительно-монтажных работ только при наличии у него в числе прочих необходимых документов протокола о подведении итогов подрядных торгов.
Кроме того, у различных специалистов РБ, так или иначе связанных с проведением торгов, в том числе и у специалистов НИАП "Стройэкономика", появился богатый зарубежный опыт в результате участия их в международных семинарах, ежегодно, а то и дважды в год проводимых в различных европейских странах министерством строительства Германии с участием представителей стран Западной и Восточной Европы, а также бывшего СССР. Последний такой, уже 9-й по счету семинар проводился в прошлом году в Минске.
Далее, продолжала Маргарита Львовна, в июле 1997 г. вышел Указ Президента РБ № 417, содержащий поправки к указу № 242, касающиеся изменения стартовой цены, которая является критерием обязательности проведения торгов, с 200 на 70 000 минимальных зарплат.
Все это, а также множество иных изменений и уточнений вызвало необходимость коренного пересмотра действовавшего положения. Таким образом и родилось новое Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов в строительстве на территории РБ. Это положение было утверждено приказом министра архитектуры и строительства РБ 4 декабря 1997 г., а 22 декабря оно было зарегистрировано в Минюсте РБ.
Итак, первое и самое главное изменение и уточнение, которое нужно было внести в Положение о процедуре проведения подрядных торгов, состоит в том, что оно обязательно для проведения торгов по объектам, стоимость которых превышает 70 000 минимальных зарплат, причем стоимость эта определяется в текущих ценах на момент принятия заказчиком решения о проведении торгов. Далее, положением предусматривается проведение преимущественно открытых подрядных торгов. Закрытые подрядные торги проводятся только в исключительных случаях: по экспериментальным объектам, по объектам специального (оборонного) назначения, требующим соблюдения особого режима при их возведении, а также по объектам, возводимым с применением "ноу-хау", которые еще не нашли повсеместного распространения. Такое ужесточение формы торгов было вызвано тем, что подрядные торги по более чем 300 объектам, прошедшие в истекшем году, были преимущественно закрытыми, хотя сами объекты -обычные и подчас довольно мелкие. (Эта информация появилась в результате анализа заполненных форм "один-тендер".) Это практически не торги, а их дискредитация. Порой заказчики открытым текстом объясняли это тем, что вот, мол, по соседству простаивает "свой" подрядчик - необходимо его загрузить. То есть работает отлаженная в советское время система традиционных связей, в результате заключаются традиционные договоры. Но ведь если выигрывает единственный участник, то торгов как таковых по сути и нет. Резко ограничиваются и круг участников торгов, и возможный результат этих торгов. Ведь целью их проведения является снижение стоимости строительства. Но когда заказчик приглашает пусть даже не одного, а 2-3 исполнителей, с которыми он постоянно поддерживает связь, то их уровень, вполне отработанный и известный, он уже знает. Выше им уже не прыгнуть, вероятность же появления новых интересных решений в данном случае отсутствует. Именно торги являются проводниками конкурентоспособной среды, являющейся основой рыночных отношений.
Если торги осуществляет иностранный заказчик, то они обязательно должны быть открытыми. Известны неоднократные случаи возведения иностранными и даже совместными предприятиями различных объектов, о которых никто из местных подрядчиков ничего не знал - просто снова привлекались "свои" строительные фирмы. То есть появилась насущная необходимость защиты подрядчиков РБ, предоставления им фронта работ, коль скоро они сидят без дела. Какие же конкретно меры защиты предусматривает новое положение?
В открытых торгах по объектам, стоимость которых находится в пределах от 70 000 до 500 000 минимальных зарплат, принимают участие исключительно отечественные строители.
Если в торгах все-таки участвуют иностранные подрядчики, то при подведении итогов строителям РБ дается преференциальная поправка, то есть льгота в размере 20% стоимости работ. То есть если ценовое предложение отечественного подрядчика превышает предложение иностранного не более, чем на 20%, то в этом случае цены считаются эквивалентными.
Если же иностранный подрядчик выигрывает торги, то он непременно должен использовать при строительстве не менее 30% материалов, конструкций и изделий отечественного производства, кроме того, не менее 30% объемов работ должно быть выполнено с участием местных строительных рабочих.
Новое положение предусматривает и упрощенный порядок проведения торгов. Этот порядок уместен при стоимости объектов в пределах от 70 000 до 300 000 минимальных зарплат, а также применительно к жилищному строительству независимо от стоимости объектов. Упрощенная процедура предполагает сокращение сроков подачи предложений и всех необходимых документов, а также рассмотрения и анализа предложений. До возможных пределов сокращен и упрощен состав тендерной документации.
При проведении тендера рискуют и заказчик и подрядчик, однако риск последнего все-таки больше - необходимую документацию он должен готовить в любом случае и, хотя всегда настраивается на победу, может и проиграть. За рубежом, например, нормальной для подрядчика считается ситуация, когда он выигрывает одни торги из 10, в которых принимает участие. В РБ же риска гораздо меньше - некоторых подрядчиков привлекают к участию в торгах чуть ли не насильно. Тем не менее затраты, ложащиеся на стоимость, ощутимы в любом случае.
Впервые в положении предусмотрен порядок разрешения споров как до, так и после подведения итогов торгов. Этой теме в новом документе отведен целый раздел.
Для того чтобы правильно составить тендерную документацию, тендерное предложение, следует настолько тщательно продумать все нюансы взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, между всеми претендентами, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения в том, что предпочтение не отдается никому. В идеале подход ко всем участникам тендера должен быть абсолютно одинаковым. (На деле так не бывает, поэтому и возникают спорные вопросы.)
Решением этих вопросов должна заниматься конкурсная комиссия, которая и подводит итоги. Вот если уже конкурсная комиссия оказалась не в состоянии удовлетворить жалобу, дело передается далее по инстанции - заказчику. Если заказчик также не решил вопроса, остается еще республиканская конкурсная комиссия (правда, она пока только создается, и сегодня не согласный с решением конкурсной комиссии может обращаться далее лишь в суд).
До сих пор те или иные нарушения в области торгов были совершенно ненаказуемы, виновных в этих нарушениях нельзя было привлечь к ответственности. (Так, часто конкурсная комиссия делает немотивированный выбор, в рамках торгов практикуются различные виды негласных договоренностей.)
Для того чтобы осуществлять какой-то контроль, как-то руководить этим процессом, необходимо было данную сферу деятельности узаконить, то есть создать вышеупомянутую республиканскую конкурсную комиссию, осуществляющую общий контроль деятельности всех конкурсных комиссий, создаваемых на местах, как постоянных, так и временных. Специалистами НИАП "Стройэкономика" подготовлены и сданы на подпись в Совмин РБ все необходимые документы, в том числе и проект Положения о республиканской конкурсной комиссии. Комиссия будет работать при Минстройархитектуры РБ на постоянной основе, это будет межведомственная комиссия, в которую будут входить представители по возможности всех министерств, ведомств и органов государственного управления. В ведении членов комиссии будут находиться все проблемные вопросы (постановка вопросов, принятие решений о создании тех или иных документов). То есть это будет орган, который будет координировать всю работу по проведению подрядных торгов.
Понятно, что даже новым положением не будет исчерпан весь объем вопросов, который с каждым днем растет подобно снежному кому и в таком виде доходит до НИАП "Стройэкономика". В настоящее время готовится практическое пособие по применению положения со всеми необходимыми комментариями. В настоящее время в институт поступает много вопросов, связанных с тем, что тот или иной пункт изложен вроде бы грамотно, однако отдельными фирмами и организациями он трактуется не вполне правильно, нет единообразия восприятия данной информации. Это указывает на необходимость подробного разъяснения содержания пункта, который вызвал разночтения.
Кроме того, совершенно неясным остается вопрос оценки тендерных предложений. Да, заказчик должен объективно, с соблюдением равенства подхода подвести итоги, а каковы критерии объективности? Никто не знает. Не обеспечивает требуемого равенства и тайное голосование, к которому прибегают сегодня. Поэтому специалистами НИАП "Стройэкономика" подготовлена и Рекомендуемая методика оценки тендерных предложений, предусматривающая балльную систему, применение которой в соответствии с предпочтениями заказчика направлено на облегчение процедуры выбора победителя.
Если заказчик решил провести торги на территории РБ, он в обязательном порядке должен поместить в газетах "Республика" и "Советская Белоруссия" соответствующее объявление за 1,5-2 месяца до планируемого мероприятия. (Разумеется, не возбраняется прибегать и к помощи местных, а также международных изданий, если есть желание привлечь иностранные фирмы, но два вышеуказанных органа должны быть задействованы в любом случае.)
Небольшая дискуссия, возникшая после доклада Маргариты Львовны, коснулась следующего соображения. Какой смысл объявлять подрядные торги, например, в системах энергетического строительства либо Метростроя? Кто справится с чем-то специфическим лучше специалистов, занимающихся этим всю жизнь?
Дело в том, что смысл подрядных торгов в разрушении монополизма и инициировании развития конкуренции. Сегодня на строительном рынке действует множество толковых фирм, даже от такого монополиста, как МАПИД, их отпочковалось несколько. (Совсем свежий пример - приезд бригады метростроевцев из России, которые, заключив необходимый договор, участвовали, как положено, в торгах на строительство одного из объектов Минскметростроя и выиграли их.) Да, раньше существовало четкое разграничение: это- вотчина комбината "Минскстрой", дальше - "Белсельстроя", а вот эти объекты возводят исключительно дорожники. Но о какой конкуренции может идти речь, если заранее известно, кто что делает? Очевидно, в ситуации всеобщего развала и разрыва связей (в последнее время, впрочем, что-то начинает восстанавливаться) есть определенный смысл кому-то уверенному в своих силах попробовать их на "чужой" территории.
Примеров подобных попыток, и попыток успешных, немало. Организации Минстройархитектуры РБ строят объекты, традиционно входившие в сферу влияния Минэнерго РБ, энергетики же, наоборот, решают общестроительные задачи. "Белтрансстрой" вовсю строит жилье, да какое! В жизни он этим не занимался, а выигрывает на торгах! Совсем свежий пример - приезд бригады метростроевцев из России, которые, заключив необходимый договор, участвовали, как положено, в торгах на строительство одного из объектов Минского метрополитена и выиграли их. Так что фронт работ есть, это и подталкивает людей. Именно взвешенность решений, принимаемых конкурсными комиссиями, и является залогом того, что басенная мораль о пирожнике и сапожнике в иных случаях не работает.
Способствует тому, чтобы "расцветало сто цветов", и вышеупомянутый упрощенный порядок проведения торгов, в соответствии с которым вы одновременно даете объявление в прессе и направляете приглашения тем, кого считаете потенциальным исполнителем. А вдруг приедет кто-то еще, в результате же вы получите исполнителя оптимального? В любом случае, вы ничего не теряете...
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике выставки