Автоматизация и диспетчеризация объектов ЖКХ
Учитывая остроту проблем энергосбережения, эффективного энергопотребления, экономии топливно-энергетических ресурсов и защиты окружающей среды, в Министерстве архитектуры и строительства, Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и других ведомствах рассматривались вопросы надежности инженерного оборудования, технических средств автоматизации и диспетчеризации, новые требования строительных норм и правил к эксплуатации инженерного оборудования.
Сегодня мы публикуем взгляды на эту проблему начальника отдела ПИГП "Белжилпроект" М.О. Гладышева: С внедрением энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальное хозяйство особое значение приобретает автоматизированное и диспетчерское обеспечение контроля и управления инженерным оборудованием, в частности, создание объединенных диспетчерских служб (ОДС), в обязанности которых входит контроль за работой всего инженерного оборудования зданий; оперативное устранение выявленных неисправностей и аварийных повреждений; выполнение ремонтных работ по заявкам населения; связь с общегородскими службами (энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, в том числе аварийными).
Разработка и внедрение ОДС начались в 1975 году. За прошедший период предприятием "Белжилпроект" выполнено 62 проекта ОДС, в том числе для г. Минска 36 проектов, из которых реализовано 17.
В настоящее время из-за трудностей в финансировании, в комплектовании приборов, незаинтересованности заказчиков и по ряду других причин внедрение ОДС в республике практически приостановилось. Поэтому специалистами АМПО "Жилкоммунтехника" в 1993 году проведен анализ действующих ОДС в г. Минске. В результате этого анализа и решения Мингорисполкома № 378 от 20.07.1993 г. УЖХ Мингорисполкома приняло решение об их восстановлении (реконструкции) с приведением объема реализуемой информации в соответствие с проектной документацией. В остальных городах республики никаких программ нет и последняя ОДС была запроектирована в 1988 г. для микрорайона Росляки в г. Лиде.
Проведенный анализ действующих ОДС также показал, что, неся дополнительные расходы на приобретение, монтаж, наладку и эксплуатацию оборудования, эти службы не имеют материального стимулирования. В то же время, учитывая трудности в комплектовании вышедщих из строя приборов, некоторые работники ЖЭС смотрят на ОДС как на дополнительную обузу и не заинтересованы в их внедрении и эксплуатации. Все это привело к значительному уменьшению числа сигналов и как следствие снижению эффективности ОДС. В большинстве действующих ОДС в итоге используется только лифтовая диспетчеризация и переговорная связь из подъездов. Многие сигналы не работают из-за отсутствия приборов.
Но не во всех районах такое положение, следует отметить активную, целенаправленную работу по реконструкции ОДС в Заводском ЖРЭО. Там, в частности, на ОДС ЖЭС-91 установлен современный комплекс технических средств ТМ 322 и диспетчеру выведен ряд сигналов телеизмерения параметров теплоснабжения и горячего водоснабжения непосредственно из жилых домов (в большинстве же диспетчеру телеизмерение выводится только из ЦТП). Такой подход к ОДС позволил району с честью выйти из аварийной ситуации в конце 1995 года, начале 1996 г.
Еще дальше пошли в ЖЭС-68 Советского района г. Минска, где, кроме установки приборов учета тепла на группы жилых домов проектом предусмотрена и внедряется организация локальной вычислительной сети ЖЭС, включающей в себя микроЭВМ и видеотерминальное устройство, поставляемые комплектно с телемеханикой и ПЭВМ, устанавливаемых в ЖЭС для решения экономических задач.
ПЭВМ осуществляет прием телемеханической информации, ее анализ, вывод на дисплей и печать, длительное хранение и учет этой информации в экономических задачах, а также формирование обобщенной информации для передачи ее на верхний уровень управления - ЦДП ЖРЭО.
Ведутся работы по реконструкции ОДС ЖРЭО-2 Фрунзенского района. Так, реконструирована ОДС ЖЭС-53, которая была введена в эксплуатацию в 1976 г. на базе оборудования, изготавливаемого объединением "Мослифт". Основу этого оборудования составляли дистанционное управление и сигнализация. Остальные ЖРЭО к данным работам не приступали.
В последнее время в связи с новыми требованиями правил устройств электробезопасности лифтов, автоматизацией учета холодной и горячей воды в квартирах, установкой переговорно-замочных устройств требуется дополнительный вывод информации на диспетчерский пункт.
Например, в настоящее время предприятием выполнены работы по автоматизации учета холодной и горячей воды в квартирах и вводах жилых домов (практически в одном доме в каждом районе г. Минска). В проектах предусматривается передача показаний счетчиков на групповые вычислители, устанавливаемые в электрощитах на лестничных клетках, с дальнейшей передачей данных и использованием модемной связи в ЖЭС (ЖРЭО, "Водоканал" и т.д.) и дальнейшее создание автоматизированного контроля системы водоснабжения, что даст значительное сокращение контролеров-обходчиков.
АНПО "Жилкоммунтехника" разработало КТС "Беллифт" для диспетчеризации лифтов (изготовлен опытный образец), которые при соответствующей доработке могут быть применены для диспетчеризации инженерного оборудования. Учитывая, что информация с комплекса может передаваться по радиоканалу, необходимо решить вопрос о его серийном изготовлении после соответствующей доработки.
Медленное внедрение ОДС в республике в первую очередь сдерживается из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы и дефицита комплектующих изделий. Особо дефицитен телефонный кабель. В связи с этим предприятие "Белжилпроект" и ПО "Горизонт" ставят задачу создать комплексную систему, позволяющую использовать телеканал для объединения и передачи всех сигналов по единой кабельной телевизионно-распределительной сети. Использование обратного телеканала даст возможность жильцам выходить на городские службы и диспетчера ОДС, исключая громкоговорящую связь из подъездов.
Следовательно, первоочередная задача сейчас состоит в том, чтобы совершенствовать ОДС в части расширения их функций, номенклатуры объектов и аппаратуры с дальнейшим созданием автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления (АСДУ), которая обеспечит надежную и устойчивую работу предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, повысит оперативность контроля за возникающими авариями и повреждениями инженерных сетей и сооружений водотеплоэлектроснабжения, а также ходом аварийно-восстановительных работ. В настоящее время разработаны проектные предложения по созданию АСДУ в Первомайском и Заводском ЖРЭО г. Минска.
Для четкого выполнения поставленных задач и дальнейшего развития диспетчеризации инженерного оборудования объектов жилищно-коммунального хозяйства в городе необходимо разработать единые технологические требования к объектам диспетчеризации; осуществлять более четкую координацию работы организаций, занимающихся вопросами диспетчеризации; совершенствовать ОДС в части расширения их функций, номенклатуры объектов и аппаратуры; совершенствовать имеющиеся в настоящее время технические решения и средства диспетчеризации, использовать возможности конверсии для производства приборов и телемеханических комплексов; разработать рациональную структуру диспетчеризации.
На основании приказа Минжилкомхоза Республики Беларусь № 58 от 14.06.95 г. "О повышении эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства" и в соответствии с программой реконструкции и строительства ОДС в жилищном хозяйстве г. Минска необходимо произвести реконструкцию существующих ОДС. Это поможет обозначить места потерь энергии и потребует от эксплуатационных служб их ликвидации.
М.О. ГЛАДЫШЕВ
Сегодня мы публикуем взгляды на эту проблему начальника отдела ПИГП "Белжилпроект" М.О. Гладышева: С внедрением энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальное хозяйство особое значение приобретает автоматизированное и диспетчерское обеспечение контроля и управления инженерным оборудованием, в частности, создание объединенных диспетчерских служб (ОДС), в обязанности которых входит контроль за работой всего инженерного оборудования зданий; оперативное устранение выявленных неисправностей и аварийных повреждений; выполнение ремонтных работ по заявкам населения; связь с общегородскими службами (энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, в том числе аварийными).
Разработка и внедрение ОДС начались в 1975 году. За прошедший период предприятием "Белжилпроект" выполнено 62 проекта ОДС, в том числе для г. Минска 36 проектов, из которых реализовано 17.
В настоящее время из-за трудностей в финансировании, в комплектовании приборов, незаинтересованности заказчиков и по ряду других причин внедрение ОДС в республике практически приостановилось. Поэтому специалистами АМПО "Жилкоммунтехника" в 1993 году проведен анализ действующих ОДС в г. Минске. В результате этого анализа и решения Мингорисполкома № 378 от 20.07.1993 г. УЖХ Мингорисполкома приняло решение об их восстановлении (реконструкции) с приведением объема реализуемой информации в соответствие с проектной документацией. В остальных городах республики никаких программ нет и последняя ОДС была запроектирована в 1988 г. для микрорайона Росляки в г. Лиде.
Проведенный анализ действующих ОДС также показал, что, неся дополнительные расходы на приобретение, монтаж, наладку и эксплуатацию оборудования, эти службы не имеют материального стимулирования. В то же время, учитывая трудности в комплектовании вышедщих из строя приборов, некоторые работники ЖЭС смотрят на ОДС как на дополнительную обузу и не заинтересованы в их внедрении и эксплуатации. Все это привело к значительному уменьшению числа сигналов и как следствие снижению эффективности ОДС. В большинстве действующих ОДС в итоге используется только лифтовая диспетчеризация и переговорная связь из подъездов. Многие сигналы не работают из-за отсутствия приборов.
Но не во всех районах такое положение, следует отметить активную, целенаправленную работу по реконструкции ОДС в Заводском ЖРЭО. Там, в частности, на ОДС ЖЭС-91 установлен современный комплекс технических средств ТМ 322 и диспетчеру выведен ряд сигналов телеизмерения параметров теплоснабжения и горячего водоснабжения непосредственно из жилых домов (в большинстве же диспетчеру телеизмерение выводится только из ЦТП). Такой подход к ОДС позволил району с честью выйти из аварийной ситуации в конце 1995 года, начале 1996 г.
Еще дальше пошли в ЖЭС-68 Советского района г. Минска, где, кроме установки приборов учета тепла на группы жилых домов проектом предусмотрена и внедряется организация локальной вычислительной сети ЖЭС, включающей в себя микроЭВМ и видеотерминальное устройство, поставляемые комплектно с телемеханикой и ПЭВМ, устанавливаемых в ЖЭС для решения экономических задач.
ПЭВМ осуществляет прием телемеханической информации, ее анализ, вывод на дисплей и печать, длительное хранение и учет этой информации в экономических задачах, а также формирование обобщенной информации для передачи ее на верхний уровень управления - ЦДП ЖРЭО.
Ведутся работы по реконструкции ОДС ЖРЭО-2 Фрунзенского района. Так, реконструирована ОДС ЖЭС-53, которая была введена в эксплуатацию в 1976 г. на базе оборудования, изготавливаемого объединением "Мослифт". Основу этого оборудования составляли дистанционное управление и сигнализация. Остальные ЖРЭО к данным работам не приступали.
В последнее время в связи с новыми требованиями правил устройств электробезопасности лифтов, автоматизацией учета холодной и горячей воды в квартирах, установкой переговорно-замочных устройств требуется дополнительный вывод информации на диспетчерский пункт.
Например, в настоящее время предприятием выполнены работы по автоматизации учета холодной и горячей воды в квартирах и вводах жилых домов (практически в одном доме в каждом районе г. Минска). В проектах предусматривается передача показаний счетчиков на групповые вычислители, устанавливаемые в электрощитах на лестничных клетках, с дальнейшей передачей данных и использованием модемной связи в ЖЭС (ЖРЭО, "Водоканал" и т.д.) и дальнейшее создание автоматизированного контроля системы водоснабжения, что даст значительное сокращение контролеров-обходчиков.
АНПО "Жилкоммунтехника" разработало КТС "Беллифт" для диспетчеризации лифтов (изготовлен опытный образец), которые при соответствующей доработке могут быть применены для диспетчеризации инженерного оборудования. Учитывая, что информация с комплекса может передаваться по радиоканалу, необходимо решить вопрос о его серийном изготовлении после соответствующей доработки.
Медленное внедрение ОДС в республике в первую очередь сдерживается из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы и дефицита комплектующих изделий. Особо дефицитен телефонный кабель. В связи с этим предприятие "Белжилпроект" и ПО "Горизонт" ставят задачу создать комплексную систему, позволяющую использовать телеканал для объединения и передачи всех сигналов по единой кабельной телевизионно-распределительной сети. Использование обратного телеканала даст возможность жильцам выходить на городские службы и диспетчера ОДС, исключая громкоговорящую связь из подъездов.
Следовательно, первоочередная задача сейчас состоит в том, чтобы совершенствовать ОДС в части расширения их функций, номенклатуры объектов и аппаратуры с дальнейшим созданием автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления (АСДУ), которая обеспечит надежную и устойчивую работу предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, повысит оперативность контроля за возникающими авариями и повреждениями инженерных сетей и сооружений водотеплоэлектроснабжения, а также ходом аварийно-восстановительных работ. В настоящее время разработаны проектные предложения по созданию АСДУ в Первомайском и Заводском ЖРЭО г. Минска.
Для четкого выполнения поставленных задач и дальнейшего развития диспетчеризации инженерного оборудования объектов жилищно-коммунального хозяйства в городе необходимо разработать единые технологические требования к объектам диспетчеризации; осуществлять более четкую координацию работы организаций, занимающихся вопросами диспетчеризации; совершенствовать ОДС в части расширения их функций, номенклатуры объектов и аппаратуры; совершенствовать имеющиеся в настоящее время технические решения и средства диспетчеризации, использовать возможности конверсии для производства приборов и телемеханических комплексов; разработать рациональную структуру диспетчеризации.
На основании приказа Минжилкомхоза Республики Беларусь № 58 от 14.06.95 г. "О повышении эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства" и в соответствии с программой реконструкции и строительства ОДС в жилищном хозяйстве г. Минска необходимо произвести реконструкцию существующих ОДС. Это поможет обозначить места потерь энергии и потребует от эксплуатационных служб их ликвидации.
М.О. ГЛАДЫШЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике жкх