Экспорт строительных услуг

В Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь проанализирована работа по экспорту строительных услуг, защите отечественных товаропроизводителей в прошедшем году и определены меры, необходимые для увеличения экспорта. Сегодня мы публикуем по этой проблеме статью заведующего сектором Управления внешних связей и информации министерства Александра Чернявского.

Экспорт продукции, работ и услуг строительного комплекса в 1997 году увеличился на 14% по сравнению с 1996 годом и составил 4,28 трлн бел. рублей. Доля экспорта строительных материалов и конструкций достигла 18% от общего выпуска продукции по министерству. Подрядными и проектными организациями министерства экспортировано работ и услуг на 1,3 трлн бел. рублей.

Снижение объема строительно-монтажных работ обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Так, в результате снижения объемов капитальных вложений в Российской Федерации произошло уменьшение объемов подрядных работ в 1997 году на 5% по сравнению с 1996 годом.

До настоящего времени не полностью урегулированы вопросы, связанные с двойным налогообложением подрядных организаций, работающих в Российской Федерации. Указом Президента Республики Беларусь от 24.01.1997 года №101 и действующим налоговым законодательством Республики Беларусь частично решены вопросы, связанные с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, налогом на недвижимость. Однако белорусские строители вынуждены уплачивать в России и Беларуси налог на содержание жилищного фонда, отчисления в дорожный фонд. Кроме того, ими уплачиваются чрезвычайный налог для финансирования расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и отчисления во внебюджетный фонд на содержание ведомственных дошкольных учреждений, которые контрактной стоимостью строительства не предусматриваются.

Так, структурное подразделение треста №27 - представительство в г. Новгороде, зарегистрированное в качестве налогоплательщика в Российской Федерации без права юридического лица, за выполненные в 1997 году работы уплатило налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, транспортный и налог на пользователей автодорог на сумму 231 млн российских рублей. Одновременно трест №27 по требованию территориальной налоговой инспекции г. Гомеля за выполненные в России работы за этот период уплатил подобные налоги по законодательству Республики Беларусь на сумму 1,98 млрд бел. рублей. Сумма чрезвычайного налога и отчислений на содержание детских дошкольных учреждений составила 2,19 млрд бел. рублей. Всего на территории республики по этим видам налогов уплачено 4,17 млрд бел. рублей, что составляет 40% от ожидаемого (11 млрд бел. рублей) размера прибыли. При этом доля экспорта в объеме выполненных работ треста составила более 50%.

Такое положение вынуждает белорусских строителей отказываться от участия в международных торгах, сдерживает экспорт строительной продукции и уменьшает возможности поступления валютных средств в Республику Беларусь.

Падает конкурентоспособность экспортируемой в страны СНГ промышленной продукции из-за повышения ее стоимости за счет включения в цену налога на добавленную стоимость и отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также в целевые бюджетные фонды местных Советов на содержание ведомственного жилищного фонда. Проблема особенно актуальна для предприятий, реализующих продукцию в Россию по контрактам, в счет погашения задолженности за поставку в Республику Беларусь природного газа.

Так, Молодечненский завод легких металлоконструкций, осуществляя поставку продукции в Российскую Федерацию по контрактам, заключенным в счет погашения задолженности за газ, выдерживает конкуренцию на российском рынке только за счет высокого качества изготавливаемой продукции, которая аттестована международным знаком качества фирмы "Ллойд-Регистр" и имеет сертификат. По итогам работы предприятия за 1997 год объем поставок на экспорт в счет погашения задолженности за газ составил 8,3 млн долларов США. Удельный вес экспортированной продукции по отношению к уровню 1996 года снизился с 69,5% до 45,1%. В то же время для сохранения стабильного уровня цен, недопущения снижения объемов поставок на экспорт и сокращения количества рабочих мест завод вынужден устанавливать цены без плановой прибыли. На 1998 год планируется поставка продукции на экспорт в объеме 22 млн долларов США, что обеспечивает рост по отношению к уровню 1997 года в 2,7 раза.

До введения в действие принципа "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами-участниками договора от 29 марта 1996 г. целесообразно предоставить субъектам хозяйствования, реализующим продукцию по контрактам в счет погашения задолженности за газ, льготы по налогу на добавленную стоимость, а также освободить от отчислений во внебюджетные фонды. Это позволит сохранить рынки сбыта, стабильный уровень цен на продукцию, увеличить объем производства, решая при этом проблему погашения задолженности Беларуси за газ. Кроме того, за счет роста объемов производства будет обеспечен прирост прибыли, что позволит содержать непроизводственную сферу, сохранить рабочие места и восполнить доходную часть бюджета.

Применение названных льгот позволит также привлечь иные субъекты хозяйствования к участию в погашении задолженности за газ.

В настоящее время при заключении контракта с зарубежным партнером необходимо предоставление безусловной банковской гарантии первоклассного банка, которую не могут предоставить банки Республики Беларусь. Привлечение в качестве гарантов банков России или других требует применения международных норм, в том числе в проведении расчетов. При этом зарубежный банк, выполняя контрольные функции, блокирует на расчетном счете подрядной организации авансовые платежи заказчика и производит перечисление средств подрядной организации только по мере выполнения работ при предоставлении ему платежных сертификатов на материальные затраты по контракту. Все это ограничивает возможности подрядчика самостоятельно распорядиться этими средствами, приводит к нарушению сроков обязательной продажи полученной валюты, что влечет за собой наложение штрафных санкций налоговыми службами.

Практически при этих условиях невозможно выполнить положения Указа Президента Республики Беларусь №311 от 2.06.1997 г. "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты" в части продажи на Межбанковской валютной бирже в течение 5 дней со дня поступления на счета в иностранных банках 30% средств в СКВ и российских рублях, что влечет за собой наложение штрафных санкций на виновную сторону.

Подобное нарушение допустил арендный трест № 27 г. Гомеля, выигравший тендер (на сумму 7,0 млн долларов США) на право строительства "Площадки Псковская" в г. Новгороде жилищного проекта Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации. Руководствуясь Указом Президента Республики Беларусь №31 от 25 января 1996 года "О совершенствовании государственной денежно-кредитной политики", трест из поступивших платежей за период с мая 1996 г. по февраль 1997 г. реализовал на Межбанковской валютной бирже иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, на сумму 1,4 млн долларов США, а также свободно продал на МВБ валюту на сумму 0,4 млн долларов США.

В то же время инспекция Государственного налогового комитета Центрального района г. Гомеля по результатам проверки наложила на стройтрест №27 штраф в размере 0,78 млн долларов США за нарушение сроков обязательной продажи и необоснованное занижение суммы валютных поступлений. Действительно, трест не смог в течение 60 дней продать на МВБ 0,75 млн долларов США, так как по условиям контракта авансовый платеж был заблокирован на расчетном счете треста банком-гарантом УКБ "Новобанк" г. Новгорода. По мере выполнения работ и разблокировки счета все средства, согласно Указам Президента Республики Беларусь от 28 июня 1996 года № 236 и от 2 октября 1996 года № 393, продавались на МВБ, что подтверждается реестрами распределения валютной выручки, ежемесячно контролируемыми Национальным банком Республики Беларусь.

Более того, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 2 июня 1997 г. №311 вышеназванные средства (авансовые платежи в иностранной валюте) должны быть освобождены от обязательной продажи на МБВ, как и гласит подпункт 2.4 пункта 2: "Поступающая на счета юридических лиц и предпринимателей и не принадлежащая им на праве собственности (полного хозяйственного ведения, оперативного управления) в соответствии с законодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими юридическими лицами и предпринимателями".

Несмотря на неоднократные обращения в Государственный налоговый комитет, обоснования треста и Минстройархитектуры по данному вопросу, а также заключение Национального банка Республики Беларусь, решение об освобождении треста №27 от штрафных санкций до сих пор не принято.

Не обеспечивается согласно п.1.4 Указа от 24.01.1997 г. №101 своевременная и в полном объеме продажа на МВБ безналичных российских рублей строительным организациям, осуществляющим работы в России по контрактам в счет погашения задолженности за поставки в Республику Беларусь природного газа.

Так, АСМТ-19 (г. Лида) подана заявка на покупку российских рублей и перечислено на биржу начиная с 4 ноября 1997 года 33 млрд бел. рублей, а 29 декабря 1997 года с биржи было возвращено без исполнения 20 млрд бел. рублей. За период нахождения денег на бирже в результате инфляции безвозвратно потерян 1 млрд бел. рублей.

Предприятия строительного комплекса испытывают большие трудности в расчетах за энергоресурсы в связи с недостатком оборотных средств. Задолженность на 01.12.1997 г. в целом по отрасли составляет 556 млрд бел. рублей.

Энергоресурсы и другие виды сырья для производства продукции предприятия приобретают в Российской Федерации и Украине за валюту и российские рубли. Так, для обеспечения технологического процесса и поддержания высоких качественных параметров ОАО "Гомельстекло" более 80% сырьевых материалов вынуждено покупать за пределами республики. Размер валютной выручки, необходимой для обеспечения закупок материальных ресурсов за СКВ, в 1998 году должен составлять ежемесячно не менее 900 тыс. долларов США. Кроме того, по состоянию на 1.01.1998 г. предприятие имеет задолженность за полученное сырье в сумме 610 тыс. долларов США (сроки платежа - январь) и задолженность по долгосрочным обязательствам, связанным с затратами на строительство и освоение производства полированного стекла, 2,7 млн долларов США. Ежемесячные валютные поступления от реализованной за пределами республики продукции с учетом обязательной продажи не покрывают названные затраты. Из-за невозможности приобретения валюты на МВБ по курсу Национального банка предприятие вынуждено производить оплату за сырье в белорусских рублях по курсу Центрального банка России, что приводит к его удорожанию на 30-40%. В то же время освобождение ОАО "Гомельстекло" от обязательной продажи иностранной валюты позволит увеличить размер оборотных средств, направляемых на покупку сырья, и достичь 100%-ной проектной мощности предприятия к декабрю текущего года, а также реализовать в течение 1998 года за пределы республики (Голландия, Англия, ФРГ, Греция, Болгария, Италия, Прибалтика и Россия) 13 млн кв.м стекла полированного. Это обеспечит увеличение поступления иностранной валюты в республику до 20 млн долларов США против 2 млн долларов валютной выручки в 1997 году.

Анализ экспортной деятельности ОАО "Гомельстекло", других предприятий отрасли, использующих валюту для закупки энергетических и сырьевых ресурсов, показывает, что из-за недостатка оборотных средств, в том числе валютных, предприятия вынуждены решать эту проблему путем сокращения объема производства и экспортного потенциала или за счет увеличения бартерных операций.

Серьезно подорвала конкурентоспособность нашей продукции отмена Управлением белорусской железной дороги 30%-ной скидки к железнодорожным тарифам на перевозку строительных материалов. Например, только на 8 предприятиях отмена скидки привела к расторжению во втором полугодии 1997 года 400 договоров на сумму около 300 млрд бел. рублей.

Министерство совместно с Минжилкомхозом, облисполкомами и Минским горисполкомом внесло в Совет Министров предложения о строительстве жилья для бывших граждан Республики Беларусь, работающих на Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе. Отсутствие законодательно-нормативной базы в области строительства и приобретения в Республике Беларусь жилья для граждан, выезжающих из Мурманской области на постоянное место жительства (получение гражданства, пенсионное обеспечение и др.), сдерживает привлечение инвестиций в республику.

В целях защиты отечественных товаропроизводителей, повышения качества продукции и ограничения поступления в республику зарубежных материалов низкого качества Минстройархитектуры с 1 октября 1997 года введен в действие РДС 1.01.06-97 "Порядок выдачи технических свидетельств на применение новых или ввозимых из-за пределов государства строительных материалов, изделий, конструкций и технических решенией". В этих же целях министерством осуществлен ряд мероприятий по снижению ввоза сырья и материалов.

Так, для производства многих видов продукции: цемента, шифера, сантехнических изделий, керамических плиток, линолеума, стеклоизделий, фарфоровой посуды и других завозятся следующие основные сырьевые материалы: кальцинированная сода, асбест, каолин, трепел, граншлаки, свинцовый сурик, глинозем, алюминиевая пудра, полимерное сырье, огнеупоры и другие. Указанные виды сырья являются дорогостоящими. Их стоимость составляет 16-17 % от стоимости материальных затрат на выпуск продукции.

В целях сокращения импорта стекольные заводы республики перешли на кварцевые пески месторождения Ленино Гомельского ГОКа. Взамен привозного доломита и мела стекольные заводы используют витебские доломиты месторождения Гралево и местный мел ОАО "Красносельскцемент".

В производстве керамических плиток для внутренней облицовки и черепицы исключено применение ввозимого каолина и нефелина. Все предприятия по их производству перешли на использование местных глин.

На Речицком комбинате стройматериалов и ПО "Горыньстройматериалы" осуществляется выпуск тугоплавкого кирпича для различных отраслей народного хозяйства, что позволяет сократить импорт дорогостоящих огнеупоров.

В АО "Кровля" ведется освоение огнеупоров по низкоэнергоемкой технологии на базе местного сырья и вторресурсов на основе полиалюмосилаксанной вяжущей суспензии.

Намечается также создание производств по выпуску шамотных огнеупоров на Молодечненском комбинате стройматериалов и магнезиальных в ОАО "Красносельскцемент". Разработаны технология и частично проектная документация. Однако из-за отсутствия средств создание мощностей на этих предприятиях откладывается.

Для увеличения экспорта строительных услуг создан консорциум по зарубежному строительству "Белстройэкспорт" на базе ГП "Белстройэкспорт", который проводит определенную организационно-маркетинговую работу по выявлению перспективных строительных рынков товаров и услуг.

В целях защиты отечественного товаропроизводителя и создания равных условий для всех субъектов хозяйствования необходимо принятие идентичных со странами СНГ правовых и нормативных документов. В настоящее время направлены письма в Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике и внесены предложения о проведении встречи для выработки перспективного плана сотрудничества в вопросах сближения национального законодательства в области строительства с законодательством Российской Федерации.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость