Облицовочные и отделочные материалы из местного сырья
26 февраля посетители строительной выставки "Стройэкспо-98" могли принять участие в семинаре, подготовленном специалистами ГП НИИСМ. Слушателям были представлены два доклада: "Получение легковесных динасовых изделий из местного сырья Республики Беларусь" и "Облицовочные и отделочные материалы на основе новых технологий".
Научную разработку темы "Получение легковесных динасовых изделий из местного сырья Республики Беларусь" осуществили Н. П. Садченко, Л. А. Киселева, З. Н. Козич, А. И. Червоный и А. В. Куфто. Выступившая перед собравшимися З. Н. Козич отметила, что потребность в разработке и производстве широкого ассортимента легковесных теплоизоляционных огнеупорных изделий, обладающих низкой кажущейся плотностью и теплопроводностью при достаточной механической прочности, вызвана необходимостью сокращения теплопотерь через ограждающие конструкции и создания возможности снижения толщины стен и сводов промышленных печей. Высокие теплозащитные свойства легковесных огнеупоров определяются их теплопроводностью, которая является функцией плотности и пористости материала.
Собственных предприятий, специализирующихся на изготовлении легковесных огнеупоров, Республика Беларусь не имеет. Потребность в этих материалах обеспечивается поставками из России и Украины. При этом актуальной является проблема сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов и использования в производстве запасов местного сырья. Беларусь богата природными запасами песков с содержанием кремнезема, достигающим 90-94%, которые и могут быть использованы при получении динасовых огнеупоров.
В этой связи ГП НИИСМ выполнило исследование по разработке энергосберегающей технологии получения легковесных динасовых изделий плотностью 0,4-0,6 г/см 3. Для получения сырца использован эффект вспенивания газосиликата - порообразование в результате химического вспенивания алюминиевой пудры с гидроксидом кальция.
В условиях завода "Стройфарфор" АО "Керамин" опытные партии легковеса изготовлены и испытаны по показателям, регламентируемым ГОСТ 5040 "Изделия легковесные - теплоизоляционные, огнеупорные и высокоогнеупорные". Вот эти показатели: массовая доля SiO 2 (90%), кажущиеся плотности (0,4-0,6 г/см 3), предел прочности при сжатии (1,2-2,4 МПа), плотность (2,42 г/см 3), теплопроводность (0,158-0,174 Вт/м 2•К), дополнительная линейная усадка (минус 0,2% - плюс 0,4%), а также удельная эффективная активность естественных радионуклидов (370 Бк/кг).
Учитывая, что основной объем легковеса используется при температурах эксплуатации не выше 1150° С, такой же может быть и максимальная температура обжига. Поэтому легковес можно обжигать в печах для производства кирпича и санфаянса, где максимальная температура обжига в зависимости от используемого сырья составляет 1050-1200° С. Общая продолжительность обжига сокращается с 60-70 часов при промышленном производстве динаса ДЛ-1,2 до 30-50 часов для марок 0,4 и 0,6 при обжиге легковеса совместно с санфаянсом или кирпичом.
Уменьшение температуры обжига на 260-410° С, а также его продолжительности на 20-30 часов приводит к снижению расхода топлива до 70 кг у.т. на 1 м 3 изделий.
Технологический процесс является безотходным, твердые отходы и промывные воды возвращаются в производство.
Обобщая и конкретизируя все вышеперечисленное, З. Н. Козич отметила, что разработанная технология позволяет использовать в производстве легковесного динаса рядовые пески, сократить продолжительность сушки и обжига по сравнению с промышленным динасом ДЛ-1,2 и снизить плотность изделий с 1,2 г/см 3 до 0,4-0,6 г/см 3.
Доклад Б. Б. Борисова "Облицовочные и отделочные материалы на основе новых технологий" сопровождался показом видеофильма.
Борис Борисович рассказал о бетонной брусчатке, которая широко используется во всем мире как заменитель асфальтобетона. К преимуществам этого материала относятся долговечность, прочность, эстетичность, экологическая безопасность. Как свидетельствует 40-летний опыт Германии, дороги из брусчатки практически не требуют ремонта, чем выгодно отличаются от нуждающихся в постоянном восстановлении асфальтобетонных покрытий.
Именно поэтому из ежегодно выпускаемых в Германии 200 млн/м %22 брусчатки 36% (72 млн м2) используется для устройства проезжих частей автодорог. Брусчатка имеет отличные прочностные характеристики, используется на аэродромах, где способна выдержать нагрузку от многотонных боингов.
По стоимости покрытие из брусчатки дешевле асфальтобетонного, кроме того, не происходит загрязнения окружающей среды вредными выделениями. Высока и производительность труда. Бригада из двух человек укладывает 1 м 2 покрытия за 30-40 секунд, то есть сменная выработка составляет 500-700м 2.
Под бетонную брусчатку устраивается песчаное основание толщиной 50 мм. Поверхность уложенной брусчатки посыпается песком для забивки стыков. Производство брусчатки налажено на двух белорусских предприятиях: Новополоцком "Витолите" и Барановичском ДПП. Важно, что поставляемые из-за границы дорогостоящие виброформовочные установки окупаются производителями в течение года. Правда, масштабы производств пока недостаточно велики.
Изготавливается брусчатка толщиной 80 мм. Верхние 10 мм - это слой повышенной износостойкости, который в случае необходимости подкрашивается. Проектная марка используемого бетона на сжатие - 500-700 на цементе марки 500. Состав брусчатки таков: 99% - местные материалы и лишь 1% - химические добавки и пигменты.
К новому виду отделочно-облицовочных материалов относятся цементно-песчаные безобжиговые изделия: блоки, плиты, кирпичи. Одним из главных достоинств этих изделий является их низкая энергоемкость, поскольку обжига (а зачастую и тепловой обработки) они не требуют. Рядовая обработка заключается в прогреве при 30-40° С в течение 8-10 часов. Так, применяемый в качестве фасадной облицовки цементно-песчаный кирпич, не требующий автоклавной обработки, в 2-3 раза дешевле керамического и силикатного кирпича в силу своей низкой энергоемкости и почти стопроцентного использования местного сырья. Этот кирпич обладает и лучшими физико-механическими показателями, может иметь практически любой цвет и фактуру - от камнеобразной, колотой до прессованной и шлифованной. Таким образом, по эстетике, долговечности, стоимости и другим показателям цементно-песчаные изделия выигрывают у керамических.
Благодаря помощи западных партнеров Республика Беларусь в настоящее время имеет технологические линии, которые позволяют полностью обеспечить ее потребности в облицовочных и отделочных материалах и работать на экспорт.
Сейчас разработан новый материал - облицовочная плитка, которая изготавливается по прокатной технологии. Толщина ее составляет 10-12 мм, что в 2-3 раза меньше толщины плит, произведенных по вибропрессовой технологии. Эта плитка прочна, долговечна, а по эстетике вполне сопоставима с плитами из таких природных камней, как гранит и мрамор. Первые партии этого материала должны появиться к середине будущего года, а опытные образцы - уже в этому году.
И в больших и в малых современных городах нанесение фасадных красок - один из наиболее популярных методов декоративной отделки. Например, в районах Восточного Берлина происходит замена старой плиточной облицовки на фасадные краски. К сожалению, Республика Беларусь не имеет основного компонента для производства красок - вяжущего.
Некоторое время применялись красочные покрытия на российских латексах с местными наполнителями в виде дробленого газосиликата и керамического кирпича. Такие краски имели существенные недостатки. В них отсутствовали антистарители, и это приводило к тому, что светлые краски быстро желтели. Велик был и расход материала (2,5-3,5 кг на 1м 2 поверхности). Поэтому на белорусском рынке эти составы были вытеснены практически гладкими акриловыми красками.
Более 90% фасадных красок - это водорастворимые или вододисперсионные краски. Вяжущим является акриловый латекс, который еще называют дисперсией.
Организованные совместно с западными фирмами предприятия работают исключительно с импортным сырьем по импортным технологиям и на импортном оборудовании. А вот ГП НИИСМ осуществлена интересная разработка, где из импортных материалов использовано только вяжущее (до 30%), а все остальные материалы - местные.
На сегодняшний день ничего более надежного и качественного, чем акриловые композиции, не существует. В заключение доклада было подчеркнуто, что в нашей республике достаточно широко налажен выпуск облицовочных и отделочных материалов по новым технологиям с использованием местного сырья.
Наталья ТОВСТИК
Научную разработку темы "Получение легковесных динасовых изделий из местного сырья Республики Беларусь" осуществили Н. П. Садченко, Л. А. Киселева, З. Н. Козич, А. И. Червоный и А. В. Куфто. Выступившая перед собравшимися З. Н. Козич отметила, что потребность в разработке и производстве широкого ассортимента легковесных теплоизоляционных огнеупорных изделий, обладающих низкой кажущейся плотностью и теплопроводностью при достаточной механической прочности, вызвана необходимостью сокращения теплопотерь через ограждающие конструкции и создания возможности снижения толщины стен и сводов промышленных печей. Высокие теплозащитные свойства легковесных огнеупоров определяются их теплопроводностью, которая является функцией плотности и пористости материала.
Собственных предприятий, специализирующихся на изготовлении легковесных огнеупоров, Республика Беларусь не имеет. Потребность в этих материалах обеспечивается поставками из России и Украины. При этом актуальной является проблема сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов и использования в производстве запасов местного сырья. Беларусь богата природными запасами песков с содержанием кремнезема, достигающим 90-94%, которые и могут быть использованы при получении динасовых огнеупоров.
В этой связи ГП НИИСМ выполнило исследование по разработке энергосберегающей технологии получения легковесных динасовых изделий плотностью 0,4-0,6 г/см 3. Для получения сырца использован эффект вспенивания газосиликата - порообразование в результате химического вспенивания алюминиевой пудры с гидроксидом кальция.
В условиях завода "Стройфарфор" АО "Керамин" опытные партии легковеса изготовлены и испытаны по показателям, регламентируемым ГОСТ 5040 "Изделия легковесные - теплоизоляционные, огнеупорные и высокоогнеупорные". Вот эти показатели: массовая доля SiO 2 (90%), кажущиеся плотности (0,4-0,6 г/см 3), предел прочности при сжатии (1,2-2,4 МПа), плотность (2,42 г/см 3), теплопроводность (0,158-0,174 Вт/м 2•К), дополнительная линейная усадка (минус 0,2% - плюс 0,4%), а также удельная эффективная активность естественных радионуклидов (370 Бк/кг).
Учитывая, что основной объем легковеса используется при температурах эксплуатации не выше 1150° С, такой же может быть и максимальная температура обжига. Поэтому легковес можно обжигать в печах для производства кирпича и санфаянса, где максимальная температура обжига в зависимости от используемого сырья составляет 1050-1200° С. Общая продолжительность обжига сокращается с 60-70 часов при промышленном производстве динаса ДЛ-1,2 до 30-50 часов для марок 0,4 и 0,6 при обжиге легковеса совместно с санфаянсом или кирпичом.
Уменьшение температуры обжига на 260-410° С, а также его продолжительности на 20-30 часов приводит к снижению расхода топлива до 70 кг у.т. на 1 м 3 изделий.
Технологический процесс является безотходным, твердые отходы и промывные воды возвращаются в производство.
Обобщая и конкретизируя все вышеперечисленное, З. Н. Козич отметила, что разработанная технология позволяет использовать в производстве легковесного динаса рядовые пески, сократить продолжительность сушки и обжига по сравнению с промышленным динасом ДЛ-1,2 и снизить плотность изделий с 1,2 г/см 3 до 0,4-0,6 г/см 3.
Доклад Б. Б. Борисова "Облицовочные и отделочные материалы на основе новых технологий" сопровождался показом видеофильма.
Борис Борисович рассказал о бетонной брусчатке, которая широко используется во всем мире как заменитель асфальтобетона. К преимуществам этого материала относятся долговечность, прочность, эстетичность, экологическая безопасность. Как свидетельствует 40-летний опыт Германии, дороги из брусчатки практически не требуют ремонта, чем выгодно отличаются от нуждающихся в постоянном восстановлении асфальтобетонных покрытий.
Именно поэтому из ежегодно выпускаемых в Германии 200 млн/м %22 брусчатки 36% (72 млн м2) используется для устройства проезжих частей автодорог. Брусчатка имеет отличные прочностные характеристики, используется на аэродромах, где способна выдержать нагрузку от многотонных боингов.
По стоимости покрытие из брусчатки дешевле асфальтобетонного, кроме того, не происходит загрязнения окружающей среды вредными выделениями. Высока и производительность труда. Бригада из двух человек укладывает 1 м 2 покрытия за 30-40 секунд, то есть сменная выработка составляет 500-700м 2.
Под бетонную брусчатку устраивается песчаное основание толщиной 50 мм. Поверхность уложенной брусчатки посыпается песком для забивки стыков. Производство брусчатки налажено на двух белорусских предприятиях: Новополоцком "Витолите" и Барановичском ДПП. Важно, что поставляемые из-за границы дорогостоящие виброформовочные установки окупаются производителями в течение года. Правда, масштабы производств пока недостаточно велики.
Изготавливается брусчатка толщиной 80 мм. Верхние 10 мм - это слой повышенной износостойкости, который в случае необходимости подкрашивается. Проектная марка используемого бетона на сжатие - 500-700 на цементе марки 500. Состав брусчатки таков: 99% - местные материалы и лишь 1% - химические добавки и пигменты.
К новому виду отделочно-облицовочных материалов относятся цементно-песчаные безобжиговые изделия: блоки, плиты, кирпичи. Одним из главных достоинств этих изделий является их низкая энергоемкость, поскольку обжига (а зачастую и тепловой обработки) они не требуют. Рядовая обработка заключается в прогреве при 30-40° С в течение 8-10 часов. Так, применяемый в качестве фасадной облицовки цементно-песчаный кирпич, не требующий автоклавной обработки, в 2-3 раза дешевле керамического и силикатного кирпича в силу своей низкой энергоемкости и почти стопроцентного использования местного сырья. Этот кирпич обладает и лучшими физико-механическими показателями, может иметь практически любой цвет и фактуру - от камнеобразной, колотой до прессованной и шлифованной. Таким образом, по эстетике, долговечности, стоимости и другим показателям цементно-песчаные изделия выигрывают у керамических.
Благодаря помощи западных партнеров Республика Беларусь в настоящее время имеет технологические линии, которые позволяют полностью обеспечить ее потребности в облицовочных и отделочных материалах и работать на экспорт.
Сейчас разработан новый материал - облицовочная плитка, которая изготавливается по прокатной технологии. Толщина ее составляет 10-12 мм, что в 2-3 раза меньше толщины плит, произведенных по вибропрессовой технологии. Эта плитка прочна, долговечна, а по эстетике вполне сопоставима с плитами из таких природных камней, как гранит и мрамор. Первые партии этого материала должны появиться к середине будущего года, а опытные образцы - уже в этому году.
И в больших и в малых современных городах нанесение фасадных красок - один из наиболее популярных методов декоративной отделки. Например, в районах Восточного Берлина происходит замена старой плиточной облицовки на фасадные краски. К сожалению, Республика Беларусь не имеет основного компонента для производства красок - вяжущего.
Некоторое время применялись красочные покрытия на российских латексах с местными наполнителями в виде дробленого газосиликата и керамического кирпича. Такие краски имели существенные недостатки. В них отсутствовали антистарители, и это приводило к тому, что светлые краски быстро желтели. Велик был и расход материала (2,5-3,5 кг на 1м 2 поверхности). Поэтому на белорусском рынке эти составы были вытеснены практически гладкими акриловыми красками.
Более 90% фасадных красок - это водорастворимые или вододисперсионные краски. Вяжущим является акриловый латекс, который еще называют дисперсией.
Организованные совместно с западными фирмами предприятия работают исключительно с импортным сырьем по импортным технологиям и на импортном оборудовании. А вот ГП НИИСМ осуществлена интересная разработка, где из импортных материалов использовано только вяжущее (до 30%), а все остальные материалы - местные.
На сегодняшний день ничего более надежного и качественного, чем акриловые композиции, не существует. В заключение доклада было подчеркнуто, что в нашей республике достаточно широко налажен выпуск облицовочных и отделочных материалов по новым технологиям с использованием местного сырья.
Наталья ТОВСТИК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 1998 год в рубрике выставки