Контроль качество строительства

Для решения этих проблем необходимо усовершенствовать механизм выдачи лицензий. Предлагается создать при Комитете по надзору за ведением работ в строительстве экспертно-лицензионный центр с филиалами в областях, который должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами. Центр должен обеспечить обстоятельную проработку материалов на выдачу лицензий субъектам хозяйствования с проверкой имеющихся у них технических возможностей и специалистов для ведения тех или иных видов строительной деятельности.

Центр будет также осуществлять лицензирование или аттестацию профессиональной деятельности специалистов строительной отрасли, в том числе работников государственного технического и авторского надзоров, инженерно-технических работников строительных организаций, проектировщиков, работников службы заказчика и в целом организаций строительного комплекса.

Для повышения влияния государственного лицензирования в строительной деятельности на качество строительства назрела необходимость разработки нового республиканского законодательства в сфере лицензирования. Именно в этом направлении и предполагается осуществлять деятельность комитета по совершенствованию и формированию новых подходов в такой важной области государственного регулирования, как лицензирование субъектов хозяйствования.

В числе основных направлений деятельности комитета необходимо также отметить проведение учебы с работниками органов Госстройнадзора службами технического надзора заказчика. С ноября 1997 года работают курсы по повышению квалификации, подготовке, переподготовке и аттестации специалистов служб технического надзора местных исполнительных комитетов, региональных органов Госстройнадзора на базе факультета повышения квалификации при Белорусской государственной политехнической академии.

В течение 1998 года планируется повысить квалификацию не менее 300 человек, с организацией филиалов учебных центров повышения квалификации в г. Бресте (Брестский политехнический институт) и в г. Гомеле (Белорусский государственный университет транспорта).

Одним из начальных этапов формирования нового подхода к вопросам строительно-монтажных работ в условиях реформирования экономики явилось принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 года "О коренном улучшении качества жилищного строительства". В соответствии с данным документом в июле 1997 года подготовлено и проведено заседание коллегии Минстройархитектуры "О мерах по выполнению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.1997 г. N474 "О коренном улучшении качества жилищного строительства". В соответствии с решениями коллегии утвержден и реализуется план действий Минстройархитектуры, облисполкомов, Минского горисполкома по его выполнению.

В первую очередь это касается разработки новых правил о договорах (контрактах) подряда в капитальном строительстве. В основу правил положены рекомендации Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIK) по составлению контрактов на сооружения гражданского типа.

Строительному комплексу республики необходимо смело переходить к обязательной системе страхования и предоставления гарантий на выполнение контрактных условий как заказчиком, так и подрядчиком и проектировщиком, что должно быть заложено в новых правилах.

Особо хотелось бы остановиться на проблеме низкого качества строительных материалов, выпускаемых промышленными и подрядными организациями в нашей республике. Эти вопросы неоднократно обсуждались на коллегиях министерства, принимались конкретные решения, но существенного улучшения не происходит. Так, проведенные в IY квартале 1997 года проверки ряда предприятий и организаций стройиндустрии органами Госстройнадзора и Госстандарта выявили грубые нарушения технологии и отступления от стандартов. По выявленным нарушениям органами Госстандарта предъявлены штрафные санкции в размере более 88 млн рублей и наложен запрет на реализацию забракованных партий проверенной продукции.

Сегодня производители строительных материалов и изделий, поставщики, непосредственные участники строительного производства обязаны наравне с проектировщиками, заказчиками и подрядчиками нести всю полноту ответственности за качество поставляемых материалов и изделий. К сожалению, сегодня в большинстве случаев внимание на качество поступающих материалов обращается только непосредственно перед началом их эксплуатации. Для решения данного вопроса необходима скорейшая разработка закона о поставках продукции для строительства, где будет отражена мера ответственности поставщиков за бракованную, не отвечающую требованиям норм и стандартов продукцию.

Эти же требования предусмотрены и в рекомендациях Международной федерации инженеров консультантов (FIDIC) при заключении контрактов на сооружения гражданского типа, где все коммерсанты, торговцы и прочие лица, выполняющие какие-либо работы или поставляющие какие-либо товары, материалы, оборудование и др., должны именоваться "назначенными субподрядчиками". Назначенный субподрядчик берет на себя перед подрядчиком обязательство и ответственность, которые позволяют подрядчику выполнить свои обязательства перед заказчиком и гарантируют подрядчику возмещение ущерба по таким обязательствам, а также по всем искам, судебным разбирательствам, убыткам и затратам, возникшим в связи с невыполнением обязательств (ст. 59.1-59.2 FIDIC). Эти требования должны найти свое отражение в новых правилах и договорах (контрактах) подряда.

Особая роль в повышении качества строительства должна отводиться заказчику и его службе технического надзора. К сожалению, сегодня можно констатировать, что в лице УКСов государство не нашло действенного органа, обеспечивающего эффективное использование выделяемых капиталовложений и качество выполняемых строительно-монтажных работ.

Деятельностью заказчиков, их проблемами в последние 20-25 лет практически никто серьезно не занимался. Их работа сегодня регламентируется положениями, в которых вопросы юридической ответственности за конечный результат работы не находят должной принципиальной оценки.

Затраты на содержание заказчика в настоящее время лимитированы независимо от сложности объекта, его удаленности и конкретных условий строительства. В отдельных случаях эти средства расходуются и на другие работы, не связанные со строительством объекта. Как известно, численность аппарата УКСов постоянно, из года в год сокращается.

Например, сегодня в г. Минске в среднем на одного работника технического надзора приходится 10-15 объектов, а в областных и районных УКСах еще больше, при уровне заработной платы ниже, чем у подрядчика. Такое положение дел и обусловливает порою безответственное отношение работников технического надзора к качеству выполняемых работ, применяемых материалов, ведению документации.

Положение дел усугубляется еще и тем, что зачастую все участники строительного процесса (проектировщик, заказчик, технический надзор и подрядчик) являются частью одной организационной структуры, что порождает конфликт интересов, подрывает авторитет технического надзора и в конечном итоге приводит к низкому качеству строительно-монтажных работ.

Поэтому на данном этапе усиление функций технического надзора является настоятельной и первейшей необходимостью. Эта задача может быть решена путем создания института независимого технического надзора, деятельность которого должна быть регламентирована строительными нормами Беларуси, разрабатываемыми в настоящее время новыми СНБ.

Для успешной деятельности независимого технического надзора следует отказаться от существующей практики выделения фиксированной доли средств на осуществление технического надзора за любым проектом независимо от его сложности, квалификации подрядчиков и сметной стоимости работ.

На заседании коллегии были оглашены некоторые итоги работы комитета. Региональные управления Госстройнадзора (по состоянию на 1 января 1998 года) зарегистрировали 7050 объектов различного назначения, из них 2940 объектов жилищного строительства, 870 - промышленного назначения, 273 - строительства автомобильных дорог.

За 1997 год выдано 6156 разрешений на производство строительно-монтажных и специальных работ, в том числе 2525 разрешений на жилищное строительство, 854 - на объекты промышленного назначения, 242 - на строительство автомобильных дорог.

Работниками региональных управлений Госстройнадзора проверено 7248 строящихся объектов, в том числе 3091 объект строительства жилищного строительства, 912 объектов промышленного назначения, 240 объектов строительства автомобильных дорог.

По результатам проверок было выявлено самовольное строительство на 772 объектах, в том числе на 292 объектах жилищного строительства, на 134 объектах промышленного назначения и 19 объектах строительства автомобильных дорог.

Были применены экономические санкции по 505 объектам на сумму свыше 9 млрд рублей.

За отчетный период по 3148 объектам при приемке в эксплуатацию были выданы заключения. Снято с ввода 12 объектов различного назначения.

Кроме того, за 1997 год приостановлено действие 32 лицензий субъектам хозяйствования. В основном это организации негосударственной формы собственности. Основанием для приостановки послужили нарушения указанных в лицензиях особых условий и правил осуществления данного вида деятельности, нарушение обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, нормативно-технической и проектной документации при выполнении строительных работ, невыполнение предписаний органов Госстройнадзора.

Работниками комитета в январе 1998 года проведена выборочная проверка соблюдения субъектами хозяйствования установленного порядка, правил приемки объектов в эксплуатацию и соблюдения ими требований нормативно-технической и проектной документации.

В связи с тем что проверялись введенные объекты, основное внимание уделялось инженерному обеспечению объектов, качеству выполнения отделочных работ, устройству кровли, санитарно-техническим работам, оформлению актов приемочных комиссий, наличию необходимой исполнительской документации.

При этом установлено, что на большинстве проверенных объектов, принятых в эксплуатацию в IV квартале 1997 года, имеют место недоделки, а также некачественно выполненные работы, с грубыми нарушениями оформляются акты приемочных комиссий, что свидетельствует о недостаточной требовательности инспекторов Госстройнадзора при выдаче заключений о соответствии принимаемых объектов проектно-сметной документации и требованиям СНБ 1.03.04-92.

Поэтому необходимо ужесточить контроль на всех этапах: на стадии выдачи разрешений на строительство необходимо обратить внимание на такую практику, как проверка знаний проектной документации у представителей заказчика, осуществляющего технический надзор и подрядчика; при выполнении строительно-монтажных работ - на жесткое соблюдение установленного порядка при оформлении исполнительской документации, наличие лабораторного контроля, четкую работу служб геодезического обеспечения, жесткое соблюдение строительных норм и требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Особенно необходимо усилить контроль за соблюдением технологии производства работ, обеспечением выполнения нормативных требований к содержанию объекта, при приемке объекта в эксплуатацию. Иногда инспекторам региональных управлений ввиду недальновидного подхода отдельных должностных лиц на местах трудно сохранить беспристрастность и принципиальность при выполнении своих функций. Этого допускать нельзя, так как на стороне инспекторов закон.

На заседании принято постановление, предусматривающее принятие ряда мер, призванных обеспечить в 1998 году решение поставленных задач.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 1998 год в рубрике качество

©1995-2024 Строительство и недвижимость