Многоярусные гаражи

Говоря о надземных многоярусных гаражах, построенных в дальнем зарубежье, стоит отметить одну немаловажную деталь: по своему архитектурно-художественному облику такие сооружения совершенно не соответствуют нашему представлению об объектах транспортного обслуживания. Это не банальные железобетонные коробки, начиненные автомобилями, а интересные в композиционном плане объекты, прекрасно вписывающиеся в городскую застройку. Один из таких объектов - многоэтажный "хайтековский" гараж, пристроенный к историческому жилому зданию в Берлине. Данное здание было построено в рамках пилотного проекта "Экологическое градостроительство", реализуемого в германской столице. Историческое жилое здание, поврежденное во время второй мировой войны, было решено подвергнуть комплексной санации. Одновременно с восстановлением корпуса здания решалась проблема благоустройства и оздоровления прилегающей к нему территории. Концепция благоустройства предусматривала озеленение двора и освобождение придомового пространства от автотранспорта. Так как градостроительные условия не позволяли спрятать места парковки автомобилей под землю, было решено пристроить по всей высоте существующего здания специальный гаражный блок. Не вдаваясь в финансовые особенности реализации проекта, следует только отметить, что затраты на возведение пристроенного гаража оказались ниже издержек на наземное хранение автомобилей на придомовой территории.

Тридцатиметровая гаражная башня была рассчитана на 67 машино-мест. Башня была возведена в легких металлических конструкциях, дополненных остекленными участками большой площади. Применение металлоконструкций позволило максимально упростить и унифицировать инженерно-технические решения пристроенного гаража. Кроме того, архитекторам удалось найти оптимальный вариант сочетания исторического стиля существующего здания и ультрасовременного стиля гаражной пристройки, совместив их в единое гармоничное целое. Еще одной особенностью реализованного проекта стала максимальная экономия занимаемой придомовой территории - многоэтажный гараж с совокупной полезной площадью 1400 м2 занял всего лишь 300 м2 земли.

Возведение гаражной пристройки велось в такой последовательности. Сначала методом монолитного бетонирования была выполнена фундаментная и цокольная части пристройки. После этого был смонтирован каркас сооружения, изготовленный из оцинкованных стальных элементов, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности. Следующими этапами строительства стали облицовка каркаса алюминиевыми листами, выполняющими ограждающую и декоративную функцию, и монтаж конструкций вертикального остекления гаражного блока. В местах соединения боковых фасадов существующего исторического здания и новой пристройки были размещены остекленные лестничные клетки, ставшие основными композиционно-оформительскими акцентами реконструкции. Главный фасад пристроенного гаража также был оснащен лестничным блоком, вынесенным за пределы строительного объема. Следует также отметить, что центральный лестничный блок был размещен непосредственно на остекленной плоскости фасада, запроектированной для возможности наблюдения за технической жизнью гаража с улицы.

Внутренняя структура пристроенного гаража выглядит следующим образом. Шесть парковочных рядов, по двенадцать машино-мест каждый, располагаются в двух вертикальных этажерках. Кроме того, во входной области гаража размещены три постоянных и два временных парковочных места. Примечательно, что ячейки для хранения автомобилей представляют собой не капитальные, а сборные металлические конструкции, которые могут быть демонтированы или переоснащены в любой момент. Транспортировка автомобилей в закрепленные за ними ячейки выполняется посредством специальных подъемников. Заезд автомобилей на полотно подъемника осуществляется прямо с транспортного подъезда. Ворота пристроенного гаража были выбраны с учетом всех требований, предъявляемых к конструкциям объектов транспортного обслуживания. В частности, они рассчитаны на 46 000 открываний-закрываний в год. Само собой разумеется, что при проектировании и строительстве пристроенного гаража также были учтены требования звукоизоляции и пожарной защиты.

Технические решения подземных гаражей в многоэтажных зданиях

Следующий пример, на котором мы остановимся в данной статье, - устройство гаражей в подвальной части многоэтажного офисного здания. Речь пойдет о восьмиэтажной офисной "башне", построенной на берлинской площади Курфюрстендамм по проекту знаменитого американского архитектора Хельмута Яна. Возведение данного объекта происходило с 1991 по 1995 год. Тридцатиметровое здание с совокупной полезной площадью 12 800 м2 состоит из двух L-образных флигелей, примыкающих к центральному корпусу. Первый этаж объекта полностью выполнен в светопрозрачных конструкциях и по всему периметру здания дополнен козырьком, изготовленным из легких ажурных металлических элементов. Но главной достопримечательностью здания, служащей объектом для подражания и копирования, является не его внешний вид и архитектурно-планировочное решение, а именно подземная часть объекта, в которой размещены гаражи и временные парковки.

Подземный гараж, рассчитанный на 183 машино-места, был выполнен при помощи унифицированных парковочных конструкций, разработанных и изготовленных немецкой фирмой "Otto Woehr GmbH". Примечательно, что на данном объекте был использован новый, усовершенствованный вариант парковочной системы. Особенностями такой системы стали высокомощные приводы, автоматизированное решение по отводу выхлопных газов, модульная конструкция и относительно низкая стоимость.

Так как высота подземного гаражного блока была минимальной, в проекте был использован принцип "горизонтального складирования" автомобилей, то есть размещения их в одном подземном этаже. Постоянные парковочные места располагались под углом 90° по отношению к центральному транспортному проезду. Ширина каждой парковочной ячейки составила 2,5 м, длина всего гаражного блока - 40 м. Плиты основания парковочных ячеек были окантованы особо прочными и жесткими металлическими профилями шириной 90 мм. Перемещение автомобилей по основному проезду осуществляется при помощи специального транспортера - некоего подобия передвижного конвейера. Автомобиль устанавливается на гофрированную металлическую платформу, передвигающуюся по направляющим рельсам. Скорость движения платформы составляет 0,2 м/сек. Транспортер рассчитан на восприятие высоких нагрузок, и поэтому может использоваться для одновременного перемещения нескольких тяжелых транспортных средств. Транспортер приводится в действие при помощи автоматического привода, соединенного с электрическим устройством управления. Зазор между перемещающимися металлическими платформами и полом составляет 20 мм, благодаря чему достигается свободное передвижение конструкции. Применение транспортера позволяет экономить полезную площадь гаража, освобожденную от транспортных проездов.

Подземные гаражи в районах исторической застройки

Еще один пример подземного гаражного строительства связан с возведением нового объекта в исторической части Берлина. Репрезентативное семиэтажное здание на проспекте Unter den Linden, предназначенное для роли музея современного искусства, строилось с 1992 по 1995 год. Два из трех подземных этажей здания были отведены под хранение и временную парковку автотранспорта. Полностью автоматизированные парковочные системы фирмы Otto Woehr, смонтированные в подземной части объекта, позволили освободить территорию, прилегающую к зданию, от надземных автостоянок. Техническое решение подземного гаража было разработано с участием специалистов фирмы "Otto Woehr GmbH". Чтобы подземная часть объекта смогла воспринимать высокие нагрузки от семиэтажной надземной части здания, при строительстве были использованы свайные фундаменты особой конструкции, погруженные на 8 м ниже уровня грунтовых вод. Для защиты свайных фундаментов от водной эрозии были применены самые современные гидроизоляционные технологии. Для экономии полезной площади гаража еще на проектной стадии было решено отказаться от рамп, лестниц, лифтов для автомобилей и всех прочих дорогостоящих и занимающих много места сооружений. Вместо них для доставки автомобилей в их "ячейки для хранения" при строительстве гаража были использованы специальные транспортеры, перемещающиеся в вертикальном, горизонтальном и даже наклонном направлениях. Движение транспортеров автомобилей и доступ на территорию гаража регулируются при помощи единого блока автоматического управления. Транспортировочные платформы изготовлены из оцинкованных стальных листов с гофрированной структурой поверхности. Вся система парковки и транспортировки автомобилей выполнена в унифицированных металлоконструкциях, которые при необходимости могут быть легко демонтированы и переоборудованы. В гараже также предусмотрены блоки для ремонта автомобилей, сконструированные с использованием самых современных технических решений.

Елена ИНОЗЕМЦЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 1998 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость