Асфальтоукладчики западных фирм
Малогабаритные вибрационные катки моделей VTA-20 и VTA-30, выпускаемые заводом "Industrias Lebrero" фирмы "Comoplesa" (Испания) - это вибрационные катки-тандемы с гладкими вальцами. Поскольку катки VTA-20 и VTA-30 имеют малые размеры, они применимы для уплотнения нижних и верхних слоев дорожной одежды: полос проезжей части дороги, прилегающих к бордюру; переходно-скоростных полос уширений дорог; площадок для стоянки автомобилей; площадок, устраиваемых внутри зданий и сооружений или прилегающих к зданиям.
Результатом действия вращения двух эксцентрично расположенных валов, размещенных внутри каждого вальца и управляемых двумя гидромоторами, вляется вибрация.
Рулевое управление состоит из системы Orbitrol и гидростатического цилиндра, преимуществом такого управления является малый радиус поворота катка без видимых усилий оператора. .
Фирма "Comoplesa" (Испания) изготавливает самоходные вибрационные катки (комбинированные или двухвальцовые), прицепные катки, малогабаритные катки, ручные виброкатки, виброплиты и вибротрамбовки, машины и оборудование для ремонта и содержания дорог.
Комбинированные виброкатки включают три базовых типоразмера массой 10, 13 и 17,6 т с двигателями мощностью от 66 до 125 кВт. На основе базовых типоразмеров выпускается около десяти различных моделей катков с учетом соответствия каждой модели конкретным условиям эксплуатации за счет вариации параметров рабочего органа (удельного статического линейного давления вальца, частоты и амплитуды вибрации), наличия или отсутствия привода вальца, наличия двух или трех диапазонов скоростей, применения двухколесной или многоколесной схемы одноосного тягача. Универсальность каждой модели достигается за счет возможности установки гладкого или кулачкового вальца, шин с гладкими протектором или с рисунком для увеличения тягово-сцепных свойств, различных систем смачивания вальца при работе на горячих и холодных асфальтобетонных смесях.
На виброкатках устанавливаются высокооборотные (2200-2500 мин-1) с непосредственным впрыском топлива дизельные двигатели с воздушным охлаждением испанской фирмы "MWM" (по лицензии фирмы "Deutz" с топливной системой фирмы "Bosch), германской фирмы "Deutz" и с водяным охлаждением фирмы "Pegaso" (Испания), "Caterpillar" (США), "General Motors" (США), "Perkins" (Великобритания) мощностью от 65 до 125 кВт.
Удельная мощность силовой установки в среднем составляет около 7,4 кВт/т. Эксплуатационный расход топлива колеблется в пределах 12-17 л/ч для катков массой 10 т; 15-22 л/ч - для катков массой 13 т и 20-26 л/ч - для катков массой 17,6 т. Вместимость топливного бака в среднем обеспечивает двухсменную работу катка.
На всех моделях комбинированных катков установлены гидрообъемные трансмиссии. На моделях 120 и 130 установлены комплектные гидрообъемные трансмиссии фирмы "Eaton" (США) с регулируемым и реверсивным аксиально-поршневым насосом и нерегулируемым аксиально-поршневым гидромотором. Для обеспечения рабочего (до 7,5 км/ч) и транспортного (до 30 км/ч) диапазонов скоростей на этих моделях установлена трехступенчатая коробка передач, прифланцованная к картеру главной передачи ведущего моста.
На последних моделях 125, 135, массой 10 и 13 т, представляющих новое семейство катков, фирмы переходит от мостовой схемы гидрообъемной трансмиссии базового тягача к схеме с мотор-колесами. При этой схеме используются регулируемый аксиально-поршневой гидронасос SPV-22 фирмы "Sauer" и два высокомоментных гидромотора PMF-21 той же фирмы, встроенных в колеса базового одноосного тягача. Для варианта с ведущим вибровальцом (серия ТТ) дополнительно устанавливается гидромотор привода вальца, работающий от того же гидронасоса.
В этом случае фирма устанавливает радиально-поршневой гидромотор Н20-2СХ фирмы "Poclain".
В виброкатках фирмы "Comoplesa" применен запатентованный фирмой механизм вибрации вальца с изменяемой массой дебаланса. Гидропривод механизма вибрации обеспечивает бесступенчатое изменение частоты вибрации от 0 до 33,3-35 Гц. На моделях 125; 135 гидропривод механизма вибрации включает регулируемый аксиально-поршневой гидронасос SPV-22 фирмы "Sauer" и гидромотор М2А2213 фирмы "Hamworthy" (США).
По данным фирмы "Comoplesa", конструкция механизма дебалансов в сочетании с регулируемой частотой вибрации обеспечивает работу виброкатка в двух режимах: "максимального удара", при котором механизм вибрации работает с максимальной амплитудой (около 6 мм) при частоте 26-27 Гц, и "согласованного удара" - механизм вибрации работает с максимальной амплитудой (около 2 мм) и максимальной частотой до 33-35 Гц.
Режим "максимального удара" рекомендуется для уплотнения грунтов насыпей плотин, земляного полотна дорог; песчано-гравийных смесей оснований дорожных одежд; больших объемов грунтов или песчано-гравийных смесей при устройстве оснований дорожных одежд взлетно-посадочных полос аэродромов, т.е. там, где требуется большая глубина уплотнения при скорости движения катка 3-6 км/ч.
Режим "согласованного удара" - для уплотнения слоев из асфальтобетонных смесей и поверхностного уплотнения дорог при окончательных проходах на грунтах и основаниях различных видов при повышенной скорости до 7 км/ч.
Вальцы виброкатков фирма изготавливает из толстолистового стального проката толщиной 32 мм для катков массой 10 т, толщиной 35 мм - для катков массой 13 т и толщиной 50 мм - для тяжелых катков массой 17,6 т.
Для обеспечения одинакового линейного давления вальца на опорную поверхность предусмотрено точное совмещение центра тяжести передней полурамы с продольной вертикальной плоскостью, проходящей через середину вальца, за счет разной толщины листов, из которых изготавливаются левая и правая боковины передней полурамы.
Система поворота с шарнирно-сочлененной рамой обеспечивает поворот полурам на угол 30°.
На всех катках применяется гидрообъемный рулевой механизм типа Orbitrol фирмы "Danfoss" (Дания).
Модель 128 АS массой 10 т предназначена для уплотнения асфальтобетонных покрытий. Эта модель отличается механизмом вибрации, обеспечивающим три ступени вибрации с меньшей амплитудой и энергией уплотнения.
Модель 152 представляет собой комбинацию пневмошинного и вальцового катков.
Технические характеристики катков фирмы "Comoplesa" приведены в табл. 2.
Малогабаритный одновальцовый каток RV-570 фирмы "Comoplesa", управляемый пешим оператором, предназначен для уплотнения грунтов или твердых покрытий из битумных смесей - при устройстве садово-парковых и велодорожек, узких проездов и подъездов к гаражам, коттеджам, дачам, аллей садов и парков. Мини-каток можно применять как вспомогательное оборудование, используемое в местах, недоступных для работы тяжелых уплотняющих машин, а также как уплотнитель дна траншей. Вибрационный каток снабжен одновальным дебалансным вибровозбудителем с частотой колебаний 4500 мин-1.
Передвижением катка и работой вибратора управляет оператор с помощью рукояток, расположенных на выносном пульте.
Гидротрансмиссия хода дает возможность плавно изменять скорость передвижения катка вперед и назад.
На катке RV-570 установлен водяной бак вместимостью 33 л для смачивания поверхности вальца. Технические характеристики катка RV-570 приведены в табл. 3.
Мини-укладчики моделей F25 и F25V выпускает фирма "Case-Vibromax" (США-ФРГ). Гусеничные укладчики F25 и F25V предназначены для устройства или ремонта покрытий вело- и пешеходных дорожек, узких проезжих частей улиц, тротуаров.
Три плавающих вибробруса укладывают, разравнивают асфальтобетонную смесь, уплотняют покрытие с высоким качеством.
Фирма "ABG" (ФРГ) разработала новую модель малогабаритного укладчика Titan-III. Укладчик используется для устройства покрытий тротуаров. Ширина укладки 1,5-3,0 м, толщина укладки до 300 мм, производительность 300 т/ч. Мощность двигателя укладчика Titan-III - 42 кВт, масса 6,5 т. Укладчик обслуживается одним оператором.
С помощью нового самоходного асфальтоукладчика модели Allpavez SP-50 фирмы "Allat Ltd" (Канада) бригада из трех человек легко и быстро производит восстановление покрытия. Ширина укладываемой полосы может колебаться в пределах от 0,3 до 2,2 м. Толщина слоя при этом составляет 63-102 мм. Доставленная самосвалами горячая асфальтобетонная смесь загружается в бункер укладчика емкостью 3,6 т. Разравнивающий брус и крылья бункера с помощью гидроуправления могут быть приподняты для укладки смеси около различных препятствий. Для сохранения удобноукладываемости смеси основной трамбующий брус оборудован двумя нагревателями на жидком пропане. Асфальтоукладчик перемещается на резиновых гусеницах, смонтированных на трех пневматических шинах с каждой стороны. Машину можно успешно применять и при строительстве автомобильных дорог. Так, например, при устройстве полос уширения или асфальтобетонных обочин укладчик Allpavez SP-50 обеспечивает надежную связь смеси с существующим покрытием. Фирма "Allat" выпускает также малогабаритные асфальтоукладчики модели 450 Р.
В асфальтоукладчиках модели 450 Р предусмотрено автоматическое управление системой подачи и распределения материалов. Укладчики модели 450 Р оборудованы гидравлическими раздвижными плитами. Виброплиты имеют гидравлический привод, газовый и жидкостный подогрев. По заявке потребителя на машинах этой модели может быть установлено автоматическое устройство нивелирования фирмы "Allat".
Самая известная и крупнейшая в мире фирма "Barber Greene" (США), специализирующаяся на производстве дорожных укладчиков, выпускает наряду с мощными высокопроизводительными машинами и малогабаритный асфальтоукладчик на колесном ходу модели ВG 200, который получил широкое распространение не только в Америке, но и в Европе. Техническая характеристика этого укладчика приведена в табл. 4. Асфальтоукладчики модели BG 200 характеризуются легкостью эксплуатации и обслуживания, универсальностью и высокими техническими параметрами. Более 80% основных составных частей укладчика унифицированы. Укладчик BG 200 оснащен автоматически регулируемыми системами подачи. Гидравлически управляемые заслонки позволяют регулировать расход материала в зависимости от ширины уплотняемой полосы. Широкий бункер большой вместимости позволяет использовать мощные грузовые машины.
Фирма "Blaw-Knox" (США) также выпускает, кроме крупногабаритных высокопроизводительных асфальтоукладчиков, и ряд малогабаритных укладчиков: PF-22, PF-35, PF-110, PF-150, характеристика которых приведена в табл. 2. Укладчики фирмы "Blaw-Knox" оборудованы гидравлическими раздвижными уширителями, плавающими брусьями для укладки смеси, автоматическим контролем уровня укладки смеси.
Для уплотнения уложенных малогабаритными асфальтоукладчиками покрытий в США и Канаде, а в последнее время и в Европе получили распространение малогабаритные самоходные двухвальцовые виброкатки фирмы "Ingersoll Rand Company" (США).
В ФРГ ряд фирм, специализирующихся на изготовлении дорожных укладчиков, разработал интересные и перспективные модели мини-асфальтоукладчиков. Фирма "Demag" создала новый брус Extensor-Plus повышенной мощности, уплотняющий асфальтобетонную смесь в три этапа: смесь предварительно уплотняют трамбующими планками с плавным регулированием частоты ударов, затем уплотнение проводят основным брусом посредством вибрации с направленными колебаниями, завершает процесс элемент дополнительного уплотнения, соединенный шарнирами через балансир с основным брусом. Новый брус надежен, экономичен и бесшумен. Брус можно использовать при уплотнении слоя толщиной до 300 мм. У асфальтоукладчиков на гусеничном ходу опорные ролики заменили не требующими уходами пластиковыми скользящими плитами, которые при сильном износе можно легко и быстро заменить. Смесь для асфальтоукладчиков подают на небольших грузовиках. Хорошая звукоизоляция двигателя, выхлопной трубы и бруса позволяет использовать укладчик при строительстве дорог в густонаселенных районах. Отделочную машину для дорожных покрытий DF 60Р обслуживает один рабочий, она экономична, пригодна для применения в стесненных условиях. Минимальная ширина укладки 1,5 м, плавное регулирование ширины до 2,5 м, механическое увеличение ширины до 3,5 м.
Другая отделочная машина DF 60С используется при устройстве велосипедных, пешеходных дорожек, при ремонте и устройстве покрытий дорог на слабом основании. Машина имеет следящую систему управления, транспортер с двумя шнеками с независимым гидростатическим приводом.
Фирма "FB/MBV" (ФРГ) предложила четыре новые модели мини-асфальтобетоноукладчиков. Мини-укладчик 350Р, обслуживаемый одним оператором, имеет малую габаритную ширину, благодаря чему пригоден для использования на небольших строительных площадках, например при устройстве тротуаров, узких проездов. Распределяющий брус с гидроприводом имеет плавно регулируемую ширину 1,22-2,14 м. Минимальная ширина укладки составляет 0,3 м. Виброуплотнение и виброподогрев осуществляют по всей ширине укладки. Ходовая часть механизма - гусеничная, с резиновыми траками. Специальное оборудование - гидравлический поворотный бункер - обеспечивает возможность загрузки асфальтобетоноукладчика и в случае, если одна откидная часть бункера, например со стороны, вплотную прилегающей к стене здания, должна быть постоянно поднятой, то есть находится в нерабочем положении.
Компактный укладчик 450Р на гусеничном ходу, обслуживаемый одним оператором, предназначен для работ на небольших площадках. Укладчик обеспечивает вибрационное уплотнение и подогрев укладываемой смеси по всей ширине бруса. Ширина укладки, плавно регулируемой гидроприводом, составляет 1,37-2,29 м. Минимальная ширина укладки 0,45м.
Асфальтобетоноукладчик на колесном ходу 600Р отличается высокой маневренностью. Брус с гидравлически регулируемой шириной укладки (1,83-3,25 м) обеспечивает производство работ на малых строительных площадках.
Асфальтобетоноукладчик на гусеничном ходу 750Р является наиболее совершенной моделью. Распределяющий брус с гидравлически регулируемой шириной полосы обработки снабжен устройством для укатки асфальтобетонного покрытия и вибрационным устройством. Ширина укладки полосы покрытия составляет 2,44-4,28 м.
Широкое распространение во всем мире получили дорожные асфальто- и бетоноукладчики фирмы "Vogele" (ФРГ). Эта фирма также выпускает несколько моделей укладчиков, способных вести работу на строительных площадках малых размеров. Модель Super 32 (фото 4) предназначена для устройства асфальтобетонных покрытий пешеходных дорог, велосипедных дорожек, узких проездов. Мини-укладчик выполнен на колесном ходу и может перемещаться собственным ходом или перевозиться на грузовике. Вследствие небольших размеров у этого укладчика ряд деталей отличается от других укладчиков класса Super: рессивер можно расширять от 1,9 до 2,5 м. Система транспортирования материала состоит из приподнятой на своей задней части ленты конвейера и из распределительного желоба для спуска материала. Боковые щиты можно выдвигать гидростатикой на 0,5 м с обеих сторон вместе с передней стенкой бруса. Выглаживающий брус отапливается пропаном. Агрегатом уплотнения является вибратор. Мощность двигателя 24,5 кВт, запас материала 3 т, толщина укладываемого слоя 100 мм.
Фирма "Vogele" разработала принципиально новый асфальтоукладчик Superboy, предназначенный для укладки покрытий пешеходных, садовых и велодорожек шириной 1,6-2,6 м. Укладчик эффективно использует мощность двигателя благодаря усовершенствованному гидростатическому приводу. Равномерный проход поворотов малого радиуса обеспечивает электронный дифференциал, управляемый кнопкой на пульте оператора. Электронный дифференциал следит за тем, чтобы каждая из гусениц перемещалась с оптимальной окружной скоростью. Новый укладчик оборудован эффективными уплотняющими брусьями.
Евгений МАРГАЙЛИК
Результатом действия вращения двух эксцентрично расположенных валов, размещенных внутри каждого вальца и управляемых двумя гидромоторами, вляется вибрация.
Рулевое управление состоит из системы Orbitrol и гидростатического цилиндра, преимуществом такого управления является малый радиус поворота катка без видимых усилий оператора. .
Фирма "Comoplesa" (Испания) изготавливает самоходные вибрационные катки (комбинированные или двухвальцовые), прицепные катки, малогабаритные катки, ручные виброкатки, виброплиты и вибротрамбовки, машины и оборудование для ремонта и содержания дорог.
Комбинированные виброкатки включают три базовых типоразмера массой 10, 13 и 17,6 т с двигателями мощностью от 66 до 125 кВт. На основе базовых типоразмеров выпускается около десяти различных моделей катков с учетом соответствия каждой модели конкретным условиям эксплуатации за счет вариации параметров рабочего органа (удельного статического линейного давления вальца, частоты и амплитуды вибрации), наличия или отсутствия привода вальца, наличия двух или трех диапазонов скоростей, применения двухколесной или многоколесной схемы одноосного тягача. Универсальность каждой модели достигается за счет возможности установки гладкого или кулачкового вальца, шин с гладкими протектором или с рисунком для увеличения тягово-сцепных свойств, различных систем смачивания вальца при работе на горячих и холодных асфальтобетонных смесях.
На виброкатках устанавливаются высокооборотные (2200-2500 мин-1) с непосредственным впрыском топлива дизельные двигатели с воздушным охлаждением испанской фирмы "MWM" (по лицензии фирмы "Deutz" с топливной системой фирмы "Bosch), германской фирмы "Deutz" и с водяным охлаждением фирмы "Pegaso" (Испания), "Caterpillar" (США), "General Motors" (США), "Perkins" (Великобритания) мощностью от 65 до 125 кВт.
Удельная мощность силовой установки в среднем составляет около 7,4 кВт/т. Эксплуатационный расход топлива колеблется в пределах 12-17 л/ч для катков массой 10 т; 15-22 л/ч - для катков массой 13 т и 20-26 л/ч - для катков массой 17,6 т. Вместимость топливного бака в среднем обеспечивает двухсменную работу катка.
На всех моделях комбинированных катков установлены гидрообъемные трансмиссии. На моделях 120 и 130 установлены комплектные гидрообъемные трансмиссии фирмы "Eaton" (США) с регулируемым и реверсивным аксиально-поршневым насосом и нерегулируемым аксиально-поршневым гидромотором. Для обеспечения рабочего (до 7,5 км/ч) и транспортного (до 30 км/ч) диапазонов скоростей на этих моделях установлена трехступенчатая коробка передач, прифланцованная к картеру главной передачи ведущего моста.
На последних моделях 125, 135, массой 10 и 13 т, представляющих новое семейство катков, фирмы переходит от мостовой схемы гидрообъемной трансмиссии базового тягача к схеме с мотор-колесами. При этой схеме используются регулируемый аксиально-поршневой гидронасос SPV-22 фирмы "Sauer" и два высокомоментных гидромотора PMF-21 той же фирмы, встроенных в колеса базового одноосного тягача. Для варианта с ведущим вибровальцом (серия ТТ) дополнительно устанавливается гидромотор привода вальца, работающий от того же гидронасоса.
В этом случае фирма устанавливает радиально-поршневой гидромотор Н20-2СХ фирмы "Poclain".
В виброкатках фирмы "Comoplesa" применен запатентованный фирмой механизм вибрации вальца с изменяемой массой дебаланса. Гидропривод механизма вибрации обеспечивает бесступенчатое изменение частоты вибрации от 0 до 33,3-35 Гц. На моделях 125; 135 гидропривод механизма вибрации включает регулируемый аксиально-поршневой гидронасос SPV-22 фирмы "Sauer" и гидромотор М2А2213 фирмы "Hamworthy" (США).
По данным фирмы "Comoplesa", конструкция механизма дебалансов в сочетании с регулируемой частотой вибрации обеспечивает работу виброкатка в двух режимах: "максимального удара", при котором механизм вибрации работает с максимальной амплитудой (около 6 мм) при частоте 26-27 Гц, и "согласованного удара" - механизм вибрации работает с максимальной амплитудой (около 2 мм) и максимальной частотой до 33-35 Гц.
Режим "максимального удара" рекомендуется для уплотнения грунтов насыпей плотин, земляного полотна дорог; песчано-гравийных смесей оснований дорожных одежд; больших объемов грунтов или песчано-гравийных смесей при устройстве оснований дорожных одежд взлетно-посадочных полос аэродромов, т.е. там, где требуется большая глубина уплотнения при скорости движения катка 3-6 км/ч.
Режим "согласованного удара" - для уплотнения слоев из асфальтобетонных смесей и поверхностного уплотнения дорог при окончательных проходах на грунтах и основаниях различных видов при повышенной скорости до 7 км/ч.
Вальцы виброкатков фирма изготавливает из толстолистового стального проката толщиной 32 мм для катков массой 10 т, толщиной 35 мм - для катков массой 13 т и толщиной 50 мм - для тяжелых катков массой 17,6 т.
Для обеспечения одинакового линейного давления вальца на опорную поверхность предусмотрено точное совмещение центра тяжести передней полурамы с продольной вертикальной плоскостью, проходящей через середину вальца, за счет разной толщины листов, из которых изготавливаются левая и правая боковины передней полурамы.
Система поворота с шарнирно-сочлененной рамой обеспечивает поворот полурам на угол 30°.
На всех катках применяется гидрообъемный рулевой механизм типа Orbitrol фирмы "Danfoss" (Дания).
Модель 128 АS массой 10 т предназначена для уплотнения асфальтобетонных покрытий. Эта модель отличается механизмом вибрации, обеспечивающим три ступени вибрации с меньшей амплитудой и энергией уплотнения.
Модель 152 представляет собой комбинацию пневмошинного и вальцового катков.
Технические характеристики катков фирмы "Comoplesa" приведены в табл. 2.
Малогабаритный одновальцовый каток RV-570 фирмы "Comoplesa", управляемый пешим оператором, предназначен для уплотнения грунтов или твердых покрытий из битумных смесей - при устройстве садово-парковых и велодорожек, узких проездов и подъездов к гаражам, коттеджам, дачам, аллей садов и парков. Мини-каток можно применять как вспомогательное оборудование, используемое в местах, недоступных для работы тяжелых уплотняющих машин, а также как уплотнитель дна траншей. Вибрационный каток снабжен одновальным дебалансным вибровозбудителем с частотой колебаний 4500 мин-1.
Передвижением катка и работой вибратора управляет оператор с помощью рукояток, расположенных на выносном пульте.
Гидротрансмиссия хода дает возможность плавно изменять скорость передвижения катка вперед и назад.
На катке RV-570 установлен водяной бак вместимостью 33 л для смачивания поверхности вальца. Технические характеристики катка RV-570 приведены в табл. 3.
Мини-укладчики моделей F25 и F25V выпускает фирма "Case-Vibromax" (США-ФРГ). Гусеничные укладчики F25 и F25V предназначены для устройства или ремонта покрытий вело- и пешеходных дорожек, узких проезжих частей улиц, тротуаров.
Три плавающих вибробруса укладывают, разравнивают асфальтобетонную смесь, уплотняют покрытие с высоким качеством.
Фирма "ABG" (ФРГ) разработала новую модель малогабаритного укладчика Titan-III. Укладчик используется для устройства покрытий тротуаров. Ширина укладки 1,5-3,0 м, толщина укладки до 300 мм, производительность 300 т/ч. Мощность двигателя укладчика Titan-III - 42 кВт, масса 6,5 т. Укладчик обслуживается одним оператором.
С помощью нового самоходного асфальтоукладчика модели Allpavez SP-50 фирмы "Allat Ltd" (Канада) бригада из трех человек легко и быстро производит восстановление покрытия. Ширина укладываемой полосы может колебаться в пределах от 0,3 до 2,2 м. Толщина слоя при этом составляет 63-102 мм. Доставленная самосвалами горячая асфальтобетонная смесь загружается в бункер укладчика емкостью 3,6 т. Разравнивающий брус и крылья бункера с помощью гидроуправления могут быть приподняты для укладки смеси около различных препятствий. Для сохранения удобноукладываемости смеси основной трамбующий брус оборудован двумя нагревателями на жидком пропане. Асфальтоукладчик перемещается на резиновых гусеницах, смонтированных на трех пневматических шинах с каждой стороны. Машину можно успешно применять и при строительстве автомобильных дорог. Так, например, при устройстве полос уширения или асфальтобетонных обочин укладчик Allpavez SP-50 обеспечивает надежную связь смеси с существующим покрытием. Фирма "Allat" выпускает также малогабаритные асфальтоукладчики модели 450 Р.
В асфальтоукладчиках модели 450 Р предусмотрено автоматическое управление системой подачи и распределения материалов. Укладчики модели 450 Р оборудованы гидравлическими раздвижными плитами. Виброплиты имеют гидравлический привод, газовый и жидкостный подогрев. По заявке потребителя на машинах этой модели может быть установлено автоматическое устройство нивелирования фирмы "Allat".
Самая известная и крупнейшая в мире фирма "Barber Greene" (США), специализирующаяся на производстве дорожных укладчиков, выпускает наряду с мощными высокопроизводительными машинами и малогабаритный асфальтоукладчик на колесном ходу модели ВG 200, который получил широкое распространение не только в Америке, но и в Европе. Техническая характеристика этого укладчика приведена в табл. 4. Асфальтоукладчики модели BG 200 характеризуются легкостью эксплуатации и обслуживания, универсальностью и высокими техническими параметрами. Более 80% основных составных частей укладчика унифицированы. Укладчик BG 200 оснащен автоматически регулируемыми системами подачи. Гидравлически управляемые заслонки позволяют регулировать расход материала в зависимости от ширины уплотняемой полосы. Широкий бункер большой вместимости позволяет использовать мощные грузовые машины.
Фирма "Blaw-Knox" (США) также выпускает, кроме крупногабаритных высокопроизводительных асфальтоукладчиков, и ряд малогабаритных укладчиков: PF-22, PF-35, PF-110, PF-150, характеристика которых приведена в табл. 2. Укладчики фирмы "Blaw-Knox" оборудованы гидравлическими раздвижными уширителями, плавающими брусьями для укладки смеси, автоматическим контролем уровня укладки смеси.
Для уплотнения уложенных малогабаритными асфальтоукладчиками покрытий в США и Канаде, а в последнее время и в Европе получили распространение малогабаритные самоходные двухвальцовые виброкатки фирмы "Ingersoll Rand Company" (США).
В ФРГ ряд фирм, специализирующихся на изготовлении дорожных укладчиков, разработал интересные и перспективные модели мини-асфальтоукладчиков. Фирма "Demag" создала новый брус Extensor-Plus повышенной мощности, уплотняющий асфальтобетонную смесь в три этапа: смесь предварительно уплотняют трамбующими планками с плавным регулированием частоты ударов, затем уплотнение проводят основным брусом посредством вибрации с направленными колебаниями, завершает процесс элемент дополнительного уплотнения, соединенный шарнирами через балансир с основным брусом. Новый брус надежен, экономичен и бесшумен. Брус можно использовать при уплотнении слоя толщиной до 300 мм. У асфальтоукладчиков на гусеничном ходу опорные ролики заменили не требующими уходами пластиковыми скользящими плитами, которые при сильном износе можно легко и быстро заменить. Смесь для асфальтоукладчиков подают на небольших грузовиках. Хорошая звукоизоляция двигателя, выхлопной трубы и бруса позволяет использовать укладчик при строительстве дорог в густонаселенных районах. Отделочную машину для дорожных покрытий DF 60Р обслуживает один рабочий, она экономична, пригодна для применения в стесненных условиях. Минимальная ширина укладки 1,5 м, плавное регулирование ширины до 2,5 м, механическое увеличение ширины до 3,5 м.
Другая отделочная машина DF 60С используется при устройстве велосипедных, пешеходных дорожек, при ремонте и устройстве покрытий дорог на слабом основании. Машина имеет следящую систему управления, транспортер с двумя шнеками с независимым гидростатическим приводом.
Фирма "FB/MBV" (ФРГ) предложила четыре новые модели мини-асфальтобетоноукладчиков. Мини-укладчик 350Р, обслуживаемый одним оператором, имеет малую габаритную ширину, благодаря чему пригоден для использования на небольших строительных площадках, например при устройстве тротуаров, узких проездов. Распределяющий брус с гидроприводом имеет плавно регулируемую ширину 1,22-2,14 м. Минимальная ширина укладки составляет 0,3 м. Виброуплотнение и виброподогрев осуществляют по всей ширине укладки. Ходовая часть механизма - гусеничная, с резиновыми траками. Специальное оборудование - гидравлический поворотный бункер - обеспечивает возможность загрузки асфальтобетоноукладчика и в случае, если одна откидная часть бункера, например со стороны, вплотную прилегающей к стене здания, должна быть постоянно поднятой, то есть находится в нерабочем положении.
Компактный укладчик 450Р на гусеничном ходу, обслуживаемый одним оператором, предназначен для работ на небольших площадках. Укладчик обеспечивает вибрационное уплотнение и подогрев укладываемой смеси по всей ширине бруса. Ширина укладки, плавно регулируемой гидроприводом, составляет 1,37-2,29 м. Минимальная ширина укладки 0,45м.
Асфальтобетоноукладчик на колесном ходу 600Р отличается высокой маневренностью. Брус с гидравлически регулируемой шириной укладки (1,83-3,25 м) обеспечивает производство работ на малых строительных площадках.
Асфальтобетоноукладчик на гусеничном ходу 750Р является наиболее совершенной моделью. Распределяющий брус с гидравлически регулируемой шириной полосы обработки снабжен устройством для укатки асфальтобетонного покрытия и вибрационным устройством. Ширина укладки полосы покрытия составляет 2,44-4,28 м.
Широкое распространение во всем мире получили дорожные асфальто- и бетоноукладчики фирмы "Vogele" (ФРГ). Эта фирма также выпускает несколько моделей укладчиков, способных вести работу на строительных площадках малых размеров. Модель Super 32 (фото 4) предназначена для устройства асфальтобетонных покрытий пешеходных дорог, велосипедных дорожек, узких проездов. Мини-укладчик выполнен на колесном ходу и может перемещаться собственным ходом или перевозиться на грузовике. Вследствие небольших размеров у этого укладчика ряд деталей отличается от других укладчиков класса Super: рессивер можно расширять от 1,9 до 2,5 м. Система транспортирования материала состоит из приподнятой на своей задней части ленты конвейера и из распределительного желоба для спуска материала. Боковые щиты можно выдвигать гидростатикой на 0,5 м с обеих сторон вместе с передней стенкой бруса. Выглаживающий брус отапливается пропаном. Агрегатом уплотнения является вибратор. Мощность двигателя 24,5 кВт, запас материала 3 т, толщина укладываемого слоя 100 мм.
Фирма "Vogele" разработала принципиально новый асфальтоукладчик Superboy, предназначенный для укладки покрытий пешеходных, садовых и велодорожек шириной 1,6-2,6 м. Укладчик эффективно использует мощность двигателя благодаря усовершенствованному гидростатическому приводу. Равномерный проход поворотов малого радиуса обеспечивает электронный дифференциал, управляемый кнопкой на пульте оператора. Электронный дифференциал следит за тем, чтобы каждая из гусениц перемещалась с оптимальной окружной скоростью. Новый укладчик оборудован эффективными уплотняющими брусьями.
Евгений МАРГАЙЛИК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 1998 год в рубрике техника