Вслед за независимой экспертизой появятся инженерно-консалтинговые фирмы
Продолжаем знакомить читателей с ходом расширенного заседания коллегии Минстройархитектуры Республики Беларусь, посвященной подведению итогов 1997 г. и задачам на 1998 г.
Председатель Комитета по надзору за ведением работ в строительстве В. В. Сыс был настроен решительно: — Дальнейшее привлечение инвестиций в стройкомплекс республики предполагает необходимость создания механизма, препятствующего нерациональному их использованию. В этих условиях возрастает актуальность проблем качества строительства объектов, их потребительских свойств, а также долговечности и эксплуатационной надежности.
Как правило, расчет с подрядчиком за построенный им объект заказчик производит не на стадии готовности объекта, когда он в случае чего может отказаться его принимать, а задолго до сдачи объекта в эксплуатацию. Таким образом, существенно возрастает необходимость контроля качества строительства на всех этапах инвестиционной деятельности. Именно кропотливая профилактическая работа на всех стадиях строительства должна быть направлена на достижение всеми субъектами хозяйствования самого четкого взаимопонимания. Важно не изобличить правонарушителя, а ликвидировать почву, на которой могут рождаться любые нарушения.
Для всех должно быть непреложным правилом: ущерб, связанный с браком в строительной продукции, должен возмещаться за счет юридических и физических лиц, его допустивших, без увеличения сроков строительства объекта. При этом основную ответственность должны нести те, кто оплачивает некачественно выполненные работы, так как они поощряют бракоделов.
Качество строительной продукции должно обеспечиваться системой экономико-правовых мер с учетом экономической заинтересованности всех участников инвестиционного процесса. То есть обязательно должно возникнуть правовое поле, регламентирующее правила игры.
Существенным этапом на пути решения означенных проблем должно стать принятие Закона РБ "О внесении изменений и дополнений в кодекс административной ответственности".
Как дальнейший этап можно рассматривать и разработку Строительного кодекса и Закона о строительстве РБ.
Коснувшись работы проектных организаций, Виктор Васильевич отметил, что в условиях рыночных отношений варианты проектов должны рассматриваться исключительно на тендерной основе, при этом предпочтение должно отдаваться наиболее прогрессивным проектным решениям. Как известно, большинство представляемых проектов включает типовые решения, разработанные порой более 15 лет назад. Проект уже давно перестал быть элементом творчества. Такой подход удобен для исполнителей, упрощает жизнь проектировщикам и страхует их от возможных проблем в будущем. Проектировщик имеет личное право вносить изменения и дополнения в рамках норм и стандартов с учетом конкретных условий проекта. Однако риск проектировщика должен быть в достаточной степени застрахован.
Далее он остановился на низком качестве отдельных видов строительных материалов, выпускаемых промышленными и подрядными организациями РБ. Об этом неоднократно говорилось и говорится на заседаниях коллегии министерства, принимаются конкретные решения, но существенного улучшения не наступает. В течение IV квартала 1997 г. продукция, произведенная рядом предприятий белорусской стройиндустрии, была признана не удовлетворяющей требованиям стандартов.
В данной ситуации видится необходимость считать производителей и поставщиков непосредственными участниками строительного производства, которые должны делить с заказчиками и подрядчиками всю полноту ответственности за качество конечной строительной продукции. Назрело принятие закона о поставке продукции для строительства.
Особая роль в повышении качества строительства должна отводиться заказчику и его службе технадзора. К сожалению, сегодня приходится констатировать отсутствие в отрасли органа, гарантирующего эффективное использование выделяемых капвложений и качество выполняемых строительно-монтажных работ.
Затраты заказчика недостаточно точно соотносятся со сложностью объекта, его удаленностью и конкретными условиями строительства. В отдельных случаях эти деньги расходуются на другие работы, не связанные со строительством объектов. Как известно, численность аппаратов УКСов регламентируется исполкомами и постоянно из года в год сокращается. Так, сегодня в Минске на одного работника технадзора в среднем приходится 10-15 объектов. В областных и районных УКСах - еще больше. Уровень зарплаты - порой ниже, чем у подрядчиков. Часто все это порождает безответственное отношение работников технадзора к своим обязанностям.
Задача усиления службы технадзора является первоочередной. Эта задача может быть решена путем создания института независимого технического надзора, деятельность которого совпадала бы с предписаниями строительных норм РБ, с приданием ему юридического статуса.
Затраты на содержание технадзора не должны носить постоянного характера, они должны быть различными в зависимости от характеристик конкретного объекта.
- Тот факт, что средства, сэкономленные на содержании технадзора, - добавил Виктор Васильевич, - на деле экономией не являются, лично у меня не вызывает никакого сомнения.
Создание независимых служб технадзора повлечет за собой увеличение спроса на услуги инженерно-консалтинговых фирм, одной из основных задач которых будет оптимизация инвестиций в строительство.
Помимо всего прочего, структура цен на строительно-подрядные услуги вовсе не предусматривает затраты на приобретение необходимой нормативно-технической документации.
Нужно расширить перечень строительно-монтажных и спецработ, которые необходимо лицензировать. Должны быть лицензированы функции генподрядчика и заказчика, юридические работы на стройплощаадке, контроль качества СМР, производство отдельных видов стройматериалов, конструкций и изделий, а также испытание зданий и сооружений на несущую способность. Очевидна необходимость создания лицензионного центра, который осуществлял бы выдачу лицензий субъектам хозяйствования.
Управляющий арендным строительно-монтажным трестом №19 (г. Лида) Г. Ф. Курочкин сообщил, что главным затруднением при работе организации в России является двойное налогообложение. С одной стороны, трест, дислоцирующийся в РБ, должен платить белорусские налоги, с другой, он, строя на российской земле, вынужден рассчитываться и с налоговой службой России. При этом никого не интересует, есть у организации расчетный счет в России или нет. С 1996 г., сказал Геннадий Филиппович, и возглавляемая им организация, и многие другие их коллеги, работающие в России, всеми правдами и неправдами уклоняются от выполнения данного положения российского законодательства. Дело в том, что существенное различие между налоговыми законодательствами РФ И РБ вынуждают работающих в России белорусских строителей нарушать законодательство РФ. Основной вид налога на жилищное строительство в России - это налог на добавленную стоимость. Размер соответствующего белорусского налога в 3,38 раза меньше, но в РБ существует ряд налогов, в России полностью отсутствующих. Подводя итог, легко видеть, что суммарный налог оказывается в данном случае в 1,8 раза больше того, что реально должен уплатить трест. Таким образом, двойное налогообложение бьет по развитию белорусского строительства в России.
Кроме того, с организацией рассчитываются по курсу Нацбанка РБ, ей же нужны российские рубли для уплаты тех же налогов, оплаты различных приобретаемых на месте материалов, перевозок, выплаты командировочных и прочих нужд.
А таможенные пошлины? Трест строит, и очень много, за пределами и РБ и РФ (в основном, это - санаторно-курортные объекты и лечебные учреждения), и, когда необходимые материалы приходится возить из РБ, он сталкивается и с этими пошлинами.
Кроме того, до марта 1996 г. курсы Нацбанка РБ и Центробанка РФ совпадали. Сегодня же разница между курсами составляет 34,6%, то есть трест несет еще и такие потери. Раньше, когда объектов за пределами РБ было не так много, выручали покупка российских рублей на бирже и нормальные отношения с заказчиками. Теперь же, когда число объектов резко возросло, это практически невозможно.
Находившийся в президиуме председатель Совета республики Национального собрания РБ П. В. Шипук поинтересовался ценой квадратного метра жилья, возводимого трестом в РБ и РФ. Соответственно $280 и $640-663, ответил Г. Ф. Курочкин. Павел Владимирович выразил сомнение в том, что это соотношение именно таково, а не наоборот, однако пообещал в случае, если правота Геннадия Филипповича подтвердится, свою помощь в решении всех наболевших вопросов.
Управляющий АО "Белсантехмонтаж-1" (которое, как и 19-й трест, много строит в России) В. Э. Савицкий предположил, что, вероятно, такова судьба всех монтажников - быть в определенной степени жертвами загрузочной диспропорции. То есть в первом и даже в середине второго квартала наблюдается явный недобор объемов работ, во второй же половине года данная ситуация сменяется пиковыми нагрузками. Впрочем, в прошедшем году поддержка облисполкомов и основных поставщиков (АО "Керамин" и Минский завод отопительного оборудования) позволила справиться с заданным генподрядчиками графиком. Выполненный АО объем работ приблизился к 600 млрд рублей, ожидаемая прибыль - к 50 млрд рублей. Личный состав предприятия примерно равен 2000 человекам, и приличная зарплата позволила не только не потерять этой численности, а даже нарастить ее.
В 1997 г. предприятие было преобразовано из АП в АО. Отнести рост прибыли и производительности труда исключительно на этот счет было бы, скорее всего, необъективно, однако налицо факт повышения производственной и исполнительской дисциплины внутри предприятия. При кажущейся свободе работа в АО предполагает достаточно жесткие взаимоотношения внутри коллектива. Это и более четкое отношение к распределению чистой прибыли и ее использованию, и контроль восполнения фонда потребления каждой из 16 организаций БСТМ-1, и более пристальное внимание к состоянию основных фондов и их использованию.
Что же касается работы предприятия за пределами РБ, то ситуация в данном случае - обратная той, в которой находятся лидчане. Вероятно, это было связано с тем, что и в позапрошлом, и в прошлом году предприятие было востребовано в основном в РБ. Работа за пределами республики ведется преимущественно для того, чтобы сохранить потенциальных партнеров, отношения с которыми складывались в течение многих лет. В первую очередь это финны - партнеры БСТМ-1 по строительству дома для РАО "Газпром". Работать пришлось без использования белорусских материалов, так как бороться с таможенными барьерами уже нет сил. Финнам было предложено взять поставку на себя. Протяженность сантехсистем этого 300-квартирного дома сопоставима с протяженностью тех же систем в 1700 обычных квартирах
И напоследок - о ценообразовании. Работа РНТЦ, безусловно, важна и нужна, но принимаемые им базовые цены носят односторонний характер, к нашему же мнению в данном случае не прислушиваются. Хорошие материалы и оборудование не закладываются в средневзвешенные цены, равно как не учитывают эти цены и доводку до ума того, что делается с помощью посредственных материалов, регулирования несовершенного оборудования. Наверное, при определении этих цен больше внимания было уделено чисто строительным организациям, нежели монтажным, потому что, к примеру, даже на одном и том же предприятии можно встретить один и тот же кирпич по двум разным ценам, в то время как цена на ту или иную сантехзаготовку всегда одна и та же независимо от предприятия, транспортной системы и накладных расходов.
Директор ГП "Минский завод гипса и гипсовых стройдеталей" А. А. Бобовников рассказал следующее:
- В этом году заводу исполняется 50 лет. На сегодняшний день износ основных фондов составляет более 80%. Продукция в объеме 56,4% реализуется в регионах РФ, 43,6% - в РБ. Остатки на начало 1998 г. практически нулевые.
На сегодняшний день в Петриковском районе Гомельской области разведаны большие запасы гипсового камня. Теперь можно будет уменьшить долю импорта этого сырья из РФ. Причем рассчитывать на такие местные поставки сможет не только наш завод.
Что же касается фирмы "Knauf", то она является нашим основным конкурентом на территории РФ. Она выкупила все карьеры в Молдове и РФ, являющиеся нашими основными поставщиками. Есть идея создания с этой фирмой ОАО с 50%-ным участием ее капитала. Это дает дополнительные инвестиции в экономику РБ, как результат - дополнительные рабочие места, кроме того, сокращение импорта.
В этом году планируется создание учебного центра на базе Минского завода гипса и гипсовых стройдеталей, так как работа с гипсокартонными листами требует определенных навыков. Уже сегодня мы готовы консультировать подрядчиков. А материал это весьма перспективный, и развитие мансардного строительства невозможно без его применения.
Есть просьба к Мингорисполкому о выдаче гарантии на арендное пользование занимаемым предприятием участком земли хотя бы в течение 20 лет (на сегодняшний день есть разрешение Мингорисполкома только на 5 лет). Иначе какой может быть у нас разговор с любым из партнеров о вкладывании средств в наше предприятие?
Выступление начальника управления экономики Минстройархитектуры РБ Е. И. Драчука касалось ценообразования в строительстве как действенного инструмента регулирования взаимоотношений субъектов хозяйствования. От умелого использования этого инструмента зависит экономическое благополучие предприятий и организаций. Именно использование ценового механизма регулирования производства железобетонных изделий позволило республике сохранить производственный потенциал стройкомплекса и обеспечить его загрузку.
В 1996-1997 гг. подрядчики неоднократно ставили на совещаниях коллегии Минстройархитектуры РБ и других совещаниях вопрос о неполном возмещении заказчиками затрат по статьям "Зарплата" и "Накладные расходы". На основании изучения этих фактов министерство приняло решение об уточнении структуры индекса изменения стоимости строительства без его увеличения. Принятые меры позволили упорядочить удельный вес элементов затрат в стоимости СМР. Выработанная система создала условия для безубыточной работы предприятий.
Главным управлениям министерства совместно с руководством "Оргтехстроя" надлежит в течение I квартала 1998 г. детально проанализировать функции убыточных организаций и выработать предложения по выходу их на рентабельную работу. Не исключается и рассмотрение вопроса о ликвидации тех или иных убыточных предприятий. При этом рабочие коллективы будут переданы более мощным предприятиям.
— Столь же пристальное внимание будет уделено формированию цен предприятий промышленности стройматериалов и стройиндустрии. Индексация цен на их продукцию позволит избежать ошибок прошлого года, когда некоторые предприятия в силу различных причин не меняли цены в течение длительного времени, а потом сделали это одновременно и скачкообразно.
В IV квартале 1997 г. в развитие опыта Витебской области на все регионы республики был распространен метод определения стоимости материальных затрат и затрат на машины и механизмы не по факту, а по средневзвешенным ценам на материалы, машины и механизмы-представители. Тем самым подрядным организациям предоставляется возможность получить дополнительную прибыль за счет более эффективной работы их маркетинговых служб, ибо средства, сэкономленные за счет использования материалов и конструкций, закупленных по ценам ниже средневзвешенных, остаются подрядным организациям в виде премий. Мощности промышленности стройматериалов и стройиндустрии загружены в отдельных случаях всего на 25-30%, то есть их достаточно для развития производства материалов и изделий по более низким ценам.
Особая роль во внедрении прогрессивных методов определения цен на стройматериалы, их индексации принадлежит региональным центрам ценообразования. Работа над постановлением об их создании ведется правительством и находится на завершающей стадии. Эти центры должны будут способствовать формированию рынка конечной строительной продукции.
По мере приближения отечественной экономики к нормальной рыночной модели сегодняшние методы контролирования затрат, будут вытесняться противозатратными системами ценообразования в области строительной продукции.
Управляющий гомельским арендным строительно-монтажным трестом №27 Э. П. Балащенко, возвращаясь к теме работы за рубежом, затронул вопрос о льготах строителям в области продажи своей продукции. Дело в том, что строительная продукция совершенно несопоставима с любым из промышленных товаров. Коль скоро это неудобство добавляется ко всему тому, что изложил Г. Ф. Курочкин, и не решается ни одна из назревших проблем, 27-й трест, несмотря на то что он имеет не только развитую московскую производственную базу, но и прогрессивные разработки БелНИИС, открывающие определенные перспективы для работы в Москве, вынужден будет уйти из РФ и работать исключительно в РБ.
Начальник главного управления реформирования госсобственности Мингосимущества РБ В. С. Халымская напомнила, что к концу 1997 г. Минстройархитектуры РБ должно было разгосударствить все свои предприятия. Это не было осуществлено. Но в этом повинно не только данное министерство.
Дело в том, что, во-первых, ежегодная программа разгосударствления и приватизации не поддерживается всеми министерствами РБ, и Президент РБ не чувствует, что соответствующий декрет необходимо подписать уже сейчас. И Минстройархитектуры РБ и вице-премьер РБ Г. В. Новицкий со всей твердостью должны поставить вопрос о необходимости этого шага.
Во-вторых, Мингосимущества РБ и Минфин РБ очень тревожит следующее обстоятельство: на руках у граждан РБ находится приватизационных чеков на 27 трлн рублей. Как известно, к июлю 1999 г. все граждане, не вложившие свои чеки в различные предприятия, в имущество, должны будут получить денежную компенсацию. В каком положении окажется Минфин РБ? Необходимо срочно решать проблему замены этих чеков на акции.
В-третьих, государственная программа разгосударствления и приватизации принималась достаточно давно - 3 года назад. Давно пора внести в нее изменения. В результате Минфин РБ должен получить четкие правила осуществления этой программы, которые бы не истолковывались двояко.
В-четвертых, среди предприятий Минстройархитектуры РБ очень много арендных. Недавно вышел указ Президента, который дает право Мингосимущества РБ разрешать эффективно работающим и не имеющим задолженностей по арендной плате предприятиям продлевать договор об аренде. Разумеется, самым пристальным образом будут рассматриваться все показатели предприятия: баланс, госимущество, находящееся в аренде, другие показатели, которые вот-вот будут утверждены Совмином РБ, и по их совокупности Мингосимущества РБ будет лицензировать состояние предприятия. Тем не менее следует отдавать себе отчет в том, что аренда - это уже вчерашний день. Идея создания акционерных обществ по своей значимости может быть сопоставима лишь с изобретением денег. В любом случае теперешней ситуации будет положен конец с принятием Гражданского кодекса, где будет четко сказано: все предприятия, в том числе и арендные, должны быть преобразованы в хозяйственные общества. Все предприятия к концу года должны быть готовы преобразоваться либо в ЗАО, либо в ОАО, действуя в рамках Закона о разгосударствлении и приватизации. Поэтому, зная, что на удлинение срока составления проекта преобразования АП в АО влияет в первую очередь беспорядок в учете, всем необходимо как можно быстрее, точнее и полнее составить и представить на рассмотрение в Мингосимущества свой баланс.
Председатель БРК профсоюза строителей и работников промышленности строительных материалов П. П. Змитрович заострил внимание на двух вопросах.
Первый вопрос касался нехватки рабочих кадров ряда строительных специальностей. При имеющей место безработице молодежь, в том числе выпускники ГПТУ, не идет на стройки. Проблема замещения стареющих кадров и передачи практических рабочих навыков по-прежнему актуальна.
Еще один вопрос - охрана труда и техника безопасности на предприятиях Минстройархитектуры РБ. На протяжении лишь 3 последних лет на стройках республики погибло 54 человека. К сожалению, забыто многое из того, что являлось обязательным для руководителей строительных предприятий и служб охраны труда и техники безопасности в прежние годы.
Заместитель председателя Витебского облисполкома Н. С. Пашенько предложил решать проблему внебюджетного финансирования жилищного строительства на селе путем более рационального использования земельных ресурсов. Другие вопросы, требующие, по его мнению, неотложного решения в наступившем году: улучшение жилищных условий проживающих в ветхом жилье (люди годами живут в бараках, но не могут взять необходимый кредит), а также возврат к практике самостоятельного строительства жилья сельскими хозяйствами.
Министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров предложил Н. С. Пашенько провести в Витебской области выездное заседание коллегии министерства, посвященное экспорту строительных материалов и услуг предприятиями области.
Генеральный директор инвестиционной строительной ассоциации "Рациональный дом" В. А. Лопатин сообщил, что решением Совмина РБ программе "Рациональный дом", представляющей собой, как известно, белорусский вариант европейской системы аккумулирования стройсбережений (они же средства граждан), придан статус базового государственного эксперимента. Принципиально новый порядок жилищного кредитования позволяет будущему жильцу до вселения внести лишь половину необходимой суммы, вторую же - уже проживая в квартире. Новая система защиты собранных средств от инфляции связана с немедленным вложением их в строительство. Однако УКСы горисполкомов не должны занимать позицию сторонних наблюдателей данного процесса - им следует изо всех сил способствовать реализации программы. Здесь также очевидна необходимость создания независимых служб технадзора.
Директор проектного института "Брестпроект" В. Я. Самцов рассказал о разработанной специалистами института комплексной энергосберегающей программе. Этот чрезвычайно важный вопрос заслуживает не скороговорки, а отдельного пристального рассмотрения. Остается надеяться, что посвященный вопросу выездной семинар Минстройархитектуры РБ, который по тем или иным причинам не состоялся весной прошлого года в Бресте, все же будет проведен.
Вице-премьер РБ Г. В. Новицкий, подводя итог заседанию, отметил, что последовательное накопление, анализ и решение всех поистине животрепещущих проблем, о которых говорили все выступающие, собственно, и составляет работу министерства.
- Считаю, что затянулся этап становления Комитета по надзору за ведением работ в строительстве, - подчеркнул Геннадий Васильевич. - И хотелось бы, чтобы каждый из присутствующих уяснил себе, что нет сегодня более актуальной проблемы, чем улучшение качества строительных работ, связанного с ценой. Чтобы, помимо планируемых нами экономических мер: приватизации, разгосударствления, преобразования АП в АО, всех нас не оставляло сознание того, что еще не исчерпан действенный потенциал требования на всех участках строительного производства неукоснительного соблюдения правильной его технологии. Самым жестким требованиям и суждено инициировать самые существенные подвижки от поточной халтуры к полновесному коммерческому предложению, учитывающему пожелания конкретного потребителя, а не безликой статистической единицы. Согласен, что есть такие проблемы: из чего строить, кто заплатит за строительство. В их решении должны принимать самое непосредственное участие местные органы власти, в первую очередь управления капитального строительства.
Требование качества неразрывно связано с требованием приведения в порядок территории проживания и деятельности - одно логически вытекает из другого.
Сергей ЗОЛОТОВ
Председатель Комитета по надзору за ведением работ в строительстве В. В. Сыс был настроен решительно: — Дальнейшее привлечение инвестиций в стройкомплекс республики предполагает необходимость создания механизма, препятствующего нерациональному их использованию. В этих условиях возрастает актуальность проблем качества строительства объектов, их потребительских свойств, а также долговечности и эксплуатационной надежности.
Как правило, расчет с подрядчиком за построенный им объект заказчик производит не на стадии готовности объекта, когда он в случае чего может отказаться его принимать, а задолго до сдачи объекта в эксплуатацию. Таким образом, существенно возрастает необходимость контроля качества строительства на всех этапах инвестиционной деятельности. Именно кропотливая профилактическая работа на всех стадиях строительства должна быть направлена на достижение всеми субъектами хозяйствования самого четкого взаимопонимания. Важно не изобличить правонарушителя, а ликвидировать почву, на которой могут рождаться любые нарушения.
Для всех должно быть непреложным правилом: ущерб, связанный с браком в строительной продукции, должен возмещаться за счет юридических и физических лиц, его допустивших, без увеличения сроков строительства объекта. При этом основную ответственность должны нести те, кто оплачивает некачественно выполненные работы, так как они поощряют бракоделов.
Качество строительной продукции должно обеспечиваться системой экономико-правовых мер с учетом экономической заинтересованности всех участников инвестиционного процесса. То есть обязательно должно возникнуть правовое поле, регламентирующее правила игры.
Существенным этапом на пути решения означенных проблем должно стать принятие Закона РБ "О внесении изменений и дополнений в кодекс административной ответственности".
Как дальнейший этап можно рассматривать и разработку Строительного кодекса и Закона о строительстве РБ.
Коснувшись работы проектных организаций, Виктор Васильевич отметил, что в условиях рыночных отношений варианты проектов должны рассматриваться исключительно на тендерной основе, при этом предпочтение должно отдаваться наиболее прогрессивным проектным решениям. Как известно, большинство представляемых проектов включает типовые решения, разработанные порой более 15 лет назад. Проект уже давно перестал быть элементом творчества. Такой подход удобен для исполнителей, упрощает жизнь проектировщикам и страхует их от возможных проблем в будущем. Проектировщик имеет личное право вносить изменения и дополнения в рамках норм и стандартов с учетом конкретных условий проекта. Однако риск проектировщика должен быть в достаточной степени застрахован.
Далее он остановился на низком качестве отдельных видов строительных материалов, выпускаемых промышленными и подрядными организациями РБ. Об этом неоднократно говорилось и говорится на заседаниях коллегии министерства, принимаются конкретные решения, но существенного улучшения не наступает. В течение IV квартала 1997 г. продукция, произведенная рядом предприятий белорусской стройиндустрии, была признана не удовлетворяющей требованиям стандартов.
В данной ситуации видится необходимость считать производителей и поставщиков непосредственными участниками строительного производства, которые должны делить с заказчиками и подрядчиками всю полноту ответственности за качество конечной строительной продукции. Назрело принятие закона о поставке продукции для строительства.
Особая роль в повышении качества строительства должна отводиться заказчику и его службе технадзора. К сожалению, сегодня приходится констатировать отсутствие в отрасли органа, гарантирующего эффективное использование выделяемых капвложений и качество выполняемых строительно-монтажных работ.
Затраты заказчика недостаточно точно соотносятся со сложностью объекта, его удаленностью и конкретными условиями строительства. В отдельных случаях эти деньги расходуются на другие работы, не связанные со строительством объектов. Как известно, численность аппаратов УКСов регламентируется исполкомами и постоянно из года в год сокращается. Так, сегодня в Минске на одного работника технадзора в среднем приходится 10-15 объектов. В областных и районных УКСах - еще больше. Уровень зарплаты - порой ниже, чем у подрядчиков. Часто все это порождает безответственное отношение работников технадзора к своим обязанностям.
Задача усиления службы технадзора является первоочередной. Эта задача может быть решена путем создания института независимого технического надзора, деятельность которого совпадала бы с предписаниями строительных норм РБ, с приданием ему юридического статуса.
Затраты на содержание технадзора не должны носить постоянного характера, они должны быть различными в зависимости от характеристик конкретного объекта.
- Тот факт, что средства, сэкономленные на содержании технадзора, - добавил Виктор Васильевич, - на деле экономией не являются, лично у меня не вызывает никакого сомнения.
Создание независимых служб технадзора повлечет за собой увеличение спроса на услуги инженерно-консалтинговых фирм, одной из основных задач которых будет оптимизация инвестиций в строительство.
Помимо всего прочего, структура цен на строительно-подрядные услуги вовсе не предусматривает затраты на приобретение необходимой нормативно-технической документации.
Нужно расширить перечень строительно-монтажных и спецработ, которые необходимо лицензировать. Должны быть лицензированы функции генподрядчика и заказчика, юридические работы на стройплощаадке, контроль качества СМР, производство отдельных видов стройматериалов, конструкций и изделий, а также испытание зданий и сооружений на несущую способность. Очевидна необходимость создания лицензионного центра, который осуществлял бы выдачу лицензий субъектам хозяйствования.
Управляющий арендным строительно-монтажным трестом №19 (г. Лида) Г. Ф. Курочкин сообщил, что главным затруднением при работе организации в России является двойное налогообложение. С одной стороны, трест, дислоцирующийся в РБ, должен платить белорусские налоги, с другой, он, строя на российской земле, вынужден рассчитываться и с налоговой службой России. При этом никого не интересует, есть у организации расчетный счет в России или нет. С 1996 г., сказал Геннадий Филиппович, и возглавляемая им организация, и многие другие их коллеги, работающие в России, всеми правдами и неправдами уклоняются от выполнения данного положения российского законодательства. Дело в том, что существенное различие между налоговыми законодательствами РФ И РБ вынуждают работающих в России белорусских строителей нарушать законодательство РФ. Основной вид налога на жилищное строительство в России - это налог на добавленную стоимость. Размер соответствующего белорусского налога в 3,38 раза меньше, но в РБ существует ряд налогов, в России полностью отсутствующих. Подводя итог, легко видеть, что суммарный налог оказывается в данном случае в 1,8 раза больше того, что реально должен уплатить трест. Таким образом, двойное налогообложение бьет по развитию белорусского строительства в России.
Кроме того, с организацией рассчитываются по курсу Нацбанка РБ, ей же нужны российские рубли для уплаты тех же налогов, оплаты различных приобретаемых на месте материалов, перевозок, выплаты командировочных и прочих нужд.
А таможенные пошлины? Трест строит, и очень много, за пределами и РБ и РФ (в основном, это - санаторно-курортные объекты и лечебные учреждения), и, когда необходимые материалы приходится возить из РБ, он сталкивается и с этими пошлинами.
Кроме того, до марта 1996 г. курсы Нацбанка РБ и Центробанка РФ совпадали. Сегодня же разница между курсами составляет 34,6%, то есть трест несет еще и такие потери. Раньше, когда объектов за пределами РБ было не так много, выручали покупка российских рублей на бирже и нормальные отношения с заказчиками. Теперь же, когда число объектов резко возросло, это практически невозможно.
Находившийся в президиуме председатель Совета республики Национального собрания РБ П. В. Шипук поинтересовался ценой квадратного метра жилья, возводимого трестом в РБ и РФ. Соответственно $280 и $640-663, ответил Г. Ф. Курочкин. Павел Владимирович выразил сомнение в том, что это соотношение именно таково, а не наоборот, однако пообещал в случае, если правота Геннадия Филипповича подтвердится, свою помощь в решении всех наболевших вопросов.
Управляющий АО "Белсантехмонтаж-1" (которое, как и 19-й трест, много строит в России) В. Э. Савицкий предположил, что, вероятно, такова судьба всех монтажников - быть в определенной степени жертвами загрузочной диспропорции. То есть в первом и даже в середине второго квартала наблюдается явный недобор объемов работ, во второй же половине года данная ситуация сменяется пиковыми нагрузками. Впрочем, в прошедшем году поддержка облисполкомов и основных поставщиков (АО "Керамин" и Минский завод отопительного оборудования) позволила справиться с заданным генподрядчиками графиком. Выполненный АО объем работ приблизился к 600 млрд рублей, ожидаемая прибыль - к 50 млрд рублей. Личный состав предприятия примерно равен 2000 человекам, и приличная зарплата позволила не только не потерять этой численности, а даже нарастить ее.
В 1997 г. предприятие было преобразовано из АП в АО. Отнести рост прибыли и производительности труда исключительно на этот счет было бы, скорее всего, необъективно, однако налицо факт повышения производственной и исполнительской дисциплины внутри предприятия. При кажущейся свободе работа в АО предполагает достаточно жесткие взаимоотношения внутри коллектива. Это и более четкое отношение к распределению чистой прибыли и ее использованию, и контроль восполнения фонда потребления каждой из 16 организаций БСТМ-1, и более пристальное внимание к состоянию основных фондов и их использованию.
Что же касается работы предприятия за пределами РБ, то ситуация в данном случае - обратная той, в которой находятся лидчане. Вероятно, это было связано с тем, что и в позапрошлом, и в прошлом году предприятие было востребовано в основном в РБ. Работа за пределами республики ведется преимущественно для того, чтобы сохранить потенциальных партнеров, отношения с которыми складывались в течение многих лет. В первую очередь это финны - партнеры БСТМ-1 по строительству дома для РАО "Газпром". Работать пришлось без использования белорусских материалов, так как бороться с таможенными барьерами уже нет сил. Финнам было предложено взять поставку на себя. Протяженность сантехсистем этого 300-квартирного дома сопоставима с протяженностью тех же систем в 1700 обычных квартирах
И напоследок - о ценообразовании. Работа РНТЦ, безусловно, важна и нужна, но принимаемые им базовые цены носят односторонний характер, к нашему же мнению в данном случае не прислушиваются. Хорошие материалы и оборудование не закладываются в средневзвешенные цены, равно как не учитывают эти цены и доводку до ума того, что делается с помощью посредственных материалов, регулирования несовершенного оборудования. Наверное, при определении этих цен больше внимания было уделено чисто строительным организациям, нежели монтажным, потому что, к примеру, даже на одном и том же предприятии можно встретить один и тот же кирпич по двум разным ценам, в то время как цена на ту или иную сантехзаготовку всегда одна и та же независимо от предприятия, транспортной системы и накладных расходов.
Директор ГП "Минский завод гипса и гипсовых стройдеталей" А. А. Бобовников рассказал следующее:
- В этом году заводу исполняется 50 лет. На сегодняшний день износ основных фондов составляет более 80%. Продукция в объеме 56,4% реализуется в регионах РФ, 43,6% - в РБ. Остатки на начало 1998 г. практически нулевые.
На сегодняшний день в Петриковском районе Гомельской области разведаны большие запасы гипсового камня. Теперь можно будет уменьшить долю импорта этого сырья из РФ. Причем рассчитывать на такие местные поставки сможет не только наш завод.
Что же касается фирмы "Knauf", то она является нашим основным конкурентом на территории РФ. Она выкупила все карьеры в Молдове и РФ, являющиеся нашими основными поставщиками. Есть идея создания с этой фирмой ОАО с 50%-ным участием ее капитала. Это дает дополнительные инвестиции в экономику РБ, как результат - дополнительные рабочие места, кроме того, сокращение импорта.
В этом году планируется создание учебного центра на базе Минского завода гипса и гипсовых стройдеталей, так как работа с гипсокартонными листами требует определенных навыков. Уже сегодня мы готовы консультировать подрядчиков. А материал это весьма перспективный, и развитие мансардного строительства невозможно без его применения.
Есть просьба к Мингорисполкому о выдаче гарантии на арендное пользование занимаемым предприятием участком земли хотя бы в течение 20 лет (на сегодняшний день есть разрешение Мингорисполкома только на 5 лет). Иначе какой может быть у нас разговор с любым из партнеров о вкладывании средств в наше предприятие?
Выступление начальника управления экономики Минстройархитектуры РБ Е. И. Драчука касалось ценообразования в строительстве как действенного инструмента регулирования взаимоотношений субъектов хозяйствования. От умелого использования этого инструмента зависит экономическое благополучие предприятий и организаций. Именно использование ценового механизма регулирования производства железобетонных изделий позволило республике сохранить производственный потенциал стройкомплекса и обеспечить его загрузку.
В 1996-1997 гг. подрядчики неоднократно ставили на совещаниях коллегии Минстройархитектуры РБ и других совещаниях вопрос о неполном возмещении заказчиками затрат по статьям "Зарплата" и "Накладные расходы". На основании изучения этих фактов министерство приняло решение об уточнении структуры индекса изменения стоимости строительства без его увеличения. Принятые меры позволили упорядочить удельный вес элементов затрат в стоимости СМР. Выработанная система создала условия для безубыточной работы предприятий.
Главным управлениям министерства совместно с руководством "Оргтехстроя" надлежит в течение I квартала 1998 г. детально проанализировать функции убыточных организаций и выработать предложения по выходу их на рентабельную работу. Не исключается и рассмотрение вопроса о ликвидации тех или иных убыточных предприятий. При этом рабочие коллективы будут переданы более мощным предприятиям.
— Столь же пристальное внимание будет уделено формированию цен предприятий промышленности стройматериалов и стройиндустрии. Индексация цен на их продукцию позволит избежать ошибок прошлого года, когда некоторые предприятия в силу различных причин не меняли цены в течение длительного времени, а потом сделали это одновременно и скачкообразно.
В IV квартале 1997 г. в развитие опыта Витебской области на все регионы республики был распространен метод определения стоимости материальных затрат и затрат на машины и механизмы не по факту, а по средневзвешенным ценам на материалы, машины и механизмы-представители. Тем самым подрядным организациям предоставляется возможность получить дополнительную прибыль за счет более эффективной работы их маркетинговых служб, ибо средства, сэкономленные за счет использования материалов и конструкций, закупленных по ценам ниже средневзвешенных, остаются подрядным организациям в виде премий. Мощности промышленности стройматериалов и стройиндустрии загружены в отдельных случаях всего на 25-30%, то есть их достаточно для развития производства материалов и изделий по более низким ценам.
Особая роль во внедрении прогрессивных методов определения цен на стройматериалы, их индексации принадлежит региональным центрам ценообразования. Работа над постановлением об их создании ведется правительством и находится на завершающей стадии. Эти центры должны будут способствовать формированию рынка конечной строительной продукции.
По мере приближения отечественной экономики к нормальной рыночной модели сегодняшние методы контролирования затрат, будут вытесняться противозатратными системами ценообразования в области строительной продукции.
Управляющий гомельским арендным строительно-монтажным трестом №27 Э. П. Балащенко, возвращаясь к теме работы за рубежом, затронул вопрос о льготах строителям в области продажи своей продукции. Дело в том, что строительная продукция совершенно несопоставима с любым из промышленных товаров. Коль скоро это неудобство добавляется ко всему тому, что изложил Г. Ф. Курочкин, и не решается ни одна из назревших проблем, 27-й трест, несмотря на то что он имеет не только развитую московскую производственную базу, но и прогрессивные разработки БелНИИС, открывающие определенные перспективы для работы в Москве, вынужден будет уйти из РФ и работать исключительно в РБ.
Начальник главного управления реформирования госсобственности Мингосимущества РБ В. С. Халымская напомнила, что к концу 1997 г. Минстройархитектуры РБ должно было разгосударствить все свои предприятия. Это не было осуществлено. Но в этом повинно не только данное министерство.
Дело в том, что, во-первых, ежегодная программа разгосударствления и приватизации не поддерживается всеми министерствами РБ, и Президент РБ не чувствует, что соответствующий декрет необходимо подписать уже сейчас. И Минстройархитектуры РБ и вице-премьер РБ Г. В. Новицкий со всей твердостью должны поставить вопрос о необходимости этого шага.
Во-вторых, Мингосимущества РБ и Минфин РБ очень тревожит следующее обстоятельство: на руках у граждан РБ находится приватизационных чеков на 27 трлн рублей. Как известно, к июлю 1999 г. все граждане, не вложившие свои чеки в различные предприятия, в имущество, должны будут получить денежную компенсацию. В каком положении окажется Минфин РБ? Необходимо срочно решать проблему замены этих чеков на акции.
В-третьих, государственная программа разгосударствления и приватизации принималась достаточно давно - 3 года назад. Давно пора внести в нее изменения. В результате Минфин РБ должен получить четкие правила осуществления этой программы, которые бы не истолковывались двояко.
В-четвертых, среди предприятий Минстройархитектуры РБ очень много арендных. Недавно вышел указ Президента, который дает право Мингосимущества РБ разрешать эффективно работающим и не имеющим задолженностей по арендной плате предприятиям продлевать договор об аренде. Разумеется, самым пристальным образом будут рассматриваться все показатели предприятия: баланс, госимущество, находящееся в аренде, другие показатели, которые вот-вот будут утверждены Совмином РБ, и по их совокупности Мингосимущества РБ будет лицензировать состояние предприятия. Тем не менее следует отдавать себе отчет в том, что аренда - это уже вчерашний день. Идея создания акционерных обществ по своей значимости может быть сопоставима лишь с изобретением денег. В любом случае теперешней ситуации будет положен конец с принятием Гражданского кодекса, где будет четко сказано: все предприятия, в том числе и арендные, должны быть преобразованы в хозяйственные общества. Все предприятия к концу года должны быть готовы преобразоваться либо в ЗАО, либо в ОАО, действуя в рамках Закона о разгосударствлении и приватизации. Поэтому, зная, что на удлинение срока составления проекта преобразования АП в АО влияет в первую очередь беспорядок в учете, всем необходимо как можно быстрее, точнее и полнее составить и представить на рассмотрение в Мингосимущества свой баланс.
Председатель БРК профсоюза строителей и работников промышленности строительных материалов П. П. Змитрович заострил внимание на двух вопросах.
Первый вопрос касался нехватки рабочих кадров ряда строительных специальностей. При имеющей место безработице молодежь, в том числе выпускники ГПТУ, не идет на стройки. Проблема замещения стареющих кадров и передачи практических рабочих навыков по-прежнему актуальна.
Еще один вопрос - охрана труда и техника безопасности на предприятиях Минстройархитектуры РБ. На протяжении лишь 3 последних лет на стройках республики погибло 54 человека. К сожалению, забыто многое из того, что являлось обязательным для руководителей строительных предприятий и служб охраны труда и техники безопасности в прежние годы.
Заместитель председателя Витебского облисполкома Н. С. Пашенько предложил решать проблему внебюджетного финансирования жилищного строительства на селе путем более рационального использования земельных ресурсов. Другие вопросы, требующие, по его мнению, неотложного решения в наступившем году: улучшение жилищных условий проживающих в ветхом жилье (люди годами живут в бараках, но не могут взять необходимый кредит), а также возврат к практике самостоятельного строительства жилья сельскими хозяйствами.
Министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров предложил Н. С. Пашенько провести в Витебской области выездное заседание коллегии министерства, посвященное экспорту строительных материалов и услуг предприятиями области.
Генеральный директор инвестиционной строительной ассоциации "Рациональный дом" В. А. Лопатин сообщил, что решением Совмина РБ программе "Рациональный дом", представляющей собой, как известно, белорусский вариант европейской системы аккумулирования стройсбережений (они же средства граждан), придан статус базового государственного эксперимента. Принципиально новый порядок жилищного кредитования позволяет будущему жильцу до вселения внести лишь половину необходимой суммы, вторую же - уже проживая в квартире. Новая система защиты собранных средств от инфляции связана с немедленным вложением их в строительство. Однако УКСы горисполкомов не должны занимать позицию сторонних наблюдателей данного процесса - им следует изо всех сил способствовать реализации программы. Здесь также очевидна необходимость создания независимых служб технадзора.
Директор проектного института "Брестпроект" В. Я. Самцов рассказал о разработанной специалистами института комплексной энергосберегающей программе. Этот чрезвычайно важный вопрос заслуживает не скороговорки, а отдельного пристального рассмотрения. Остается надеяться, что посвященный вопросу выездной семинар Минстройархитектуры РБ, который по тем или иным причинам не состоялся весной прошлого года в Бресте, все же будет проведен.
Вице-премьер РБ Г. В. Новицкий, подводя итог заседанию, отметил, что последовательное накопление, анализ и решение всех поистине животрепещущих проблем, о которых говорили все выступающие, собственно, и составляет работу министерства.
- Считаю, что затянулся этап становления Комитета по надзору за ведением работ в строительстве, - подчеркнул Геннадий Васильевич. - И хотелось бы, чтобы каждый из присутствующих уяснил себе, что нет сегодня более актуальной проблемы, чем улучшение качества строительных работ, связанного с ценой. Чтобы, помимо планируемых нами экономических мер: приватизации, разгосударствления, преобразования АП в АО, всех нас не оставляло сознание того, что еще не исчерпан действенный потенциал требования на всех участках строительного производства неукоснительного соблюдения правильной его технологии. Самым жестким требованиям и суждено инициировать самые существенные подвижки от поточной халтуры к полновесному коммерческому предложению, учитывающему пожелания конкретного потребителя, а не безликой статистической единицы. Согласен, что есть такие проблемы: из чего строить, кто заплатит за строительство. В их решении должны принимать самое непосредственное участие местные органы власти, в первую очередь управления капитального строительства.
Требование качества неразрывно связано с требованием приведения в порядок территории проживания и деятельности - одно логически вытекает из другого.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 1998 год в рубрике экономика