Контроль за качеством строительства

30 января состоялось заседание коллегии Комитета по надзору за ведением работ в строительстве при Минстройархитектуры Республики Беларусь. На заседании рассмотрен вопрос "Об итогах работы Госстройнадзора Республики Беларусь и основных направлениях деятельности по предотвращению правонарушений в строительстве". В работе коллегии приняли участие руководители управлений госстройнадзора областей, Минского и Гомельского горисполкомов, руководители управлений Государственной вневедомственной экспертизы при облисполкомах и Мингорисполкоме. Сегодня мы публикуем отчет о работе коллегии.

На коллегии отмечено, что на протяжении последних шести лет достаточно сложная ситуация в нашей экономике породила не менее сложную ситуацию в строительном комплексе республики, вызванную падением объемов капитальных вложений. Все это требовало очень скрупулезного анализа. Правительством республики были предприняты существенные меры по обеспечению стабильности в строительном комплексе. Сегодня наблюдается оживление инвестиционной активности на рынке строительных услуг. Впервые возросла площадь вводимого в эксплуатацию жилья. Особое внимание уделяется правительством инвестированию социальной сферы, которое превышает инвестирование производственной.

Одним из критериев эффективности инвестиций в строительство являются потребительские свойства построенных объектов, их долговечность и эксплуатационная надежность. Это также и один из критериев конкурентоспособности готовой строительной продукции.

Анализ материалов обследований строительных объектов, экспертной оценки проектных решений и примененных методик расчетов конструкций показывает, что для эффективного решения проблем, связанных с эксплуатационной надежностью конструкций зданий и сооружений, качеством строительной продукции, необходима комплексная реорганизация правовых, экономических, технических и научных подходов на всех этапах инвестиционной деятельности в строительстве.

Основу подготовки строительной отрасли к "восприятию" системы управления качеством должны составить правовые акты, изменяющие сложившиеся при плановой экономике стереотипы принципов организации работы всех субъектов хозяйствования, задействованных на строительстве объектов. Это предполагает переход на новый уровень производственных отношений, в основе которого лежит механизм экономической заинтересованности и саморегулирования.

О необходимости усиления ответственности юридических и физических лиц, в том числе и за правонарушения в строительстве, обязывает Декрет Президента Республики Беларусь от 4.08.97 г. N14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений". Принятие данного документа требует от всех надзорных органов мобилизации сил по его выполнению.

На основании Закона Республики Беларусь "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", постановлением Совета Министров от 27.11.91 г. N455 вместо бывших органов Госархстройконтроля были созданы органы Государственного строительного надзора.

Анализ положения дел в строительном комплексе республики выявил необходимость продолжения работы по дальнейшей реорганизации системы надзорных органов, следствием которой явилось создание Комитета по надзору за ведением работ в строительном комплексе.

Комитету отводится роль органа, который должен стать составной частью системы органов государственного регулирования организационно-правового порядка в строительстве в сфере безопасности, эксплуатационной надежности и качества строительной продукции, в целях защиты прав ее потребителей, а в определенной степени и повышения инвестиционной активности. Наряду с формированием нормативно-законодательной базы в строительстве предполагается создание совместно с региональными органами Госстройнадзора единой системы надзорных органов, обеспечивающих эффективный контроль за строительством объектов, не позволяющий возводить их с нарушениями требований нормативно-технической документации.

Поэтому комитет является не только органом контроля за соответствием строящегося объекта требованиям нормативно-технической документации, но и органом государственного регулирования, обязанным в полной мере использовать всю систему экономико-административных мер, направленных на недопущение нарушения организационно-правового порядка в строительстве.

Существенным этапом на пути создания системы, обеспечивающей единство подхода в методах осуществления государственного строительного надзора, явится создание единой компьютерной сети, связывающей региональные органы Госстройнадзора с банком данных в комитете и последующим выходом на единую компьютерную систему Минстройархитектуры. Именно с целью повышения эффективности деятельности органов Госстройнадзора на основе увеличения степени достоверности, оперативности и полноты информации в 1998-1999 годах предусматривается создание республиканской базы данных по Госстройнадзору. Это будет двухуровневая автоматизированная система, состоящая из интегрированной базы данных на уровне комитета, связанной посредством модемной связи через телефонную сеть общего пользования с типовыми локальными базами данных на уровне областных управлений. Это поможет решить типовые прикладные задачи, функционирующие на основе единого программного, информационного и технического обеспечения.

Функционирование такой системы позволит значительно улучшить работу сотрудников комитета и управлений Госстройнадзора по подготовке необходимой информации.

В настоящее время комитету переданы функции по лицензированию субъектов хозяйствования, занимающихся строительной деятельностью.

Лицензирование строительной деятельности субъектов хозяйствования, зарегистрированных в республике и за ее пределами, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляется с февраля 1992 года. Необходимость данной работы была вызвана формированием новых взаимоотношений, появлением новых форм собственности, с целью государственного регулирования тех видов деятельности, которые могут наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.

Начиная с 1992 года до настоящего времени (за период лицензионной деятельности) выдано более 7000 лицензий, в том числе на проектные работы более 2500, на строительно-монтажные - более 4500.

Выдача лицензий осуществляется на основании документов, перечень которых утвержден "Временным положением о лицензировании видов деятельности в области проектирования и строительства в Республике Беларусь".

Тем не менее анализ более чем пятилетнего периода работы показал слабые звенья деятельности службы лицензирования. До сих пор не обеспечены экспертными заключениями (кроме заключений органов Госстройнадзора и Госэкспертизы) все субъекты хозяйствования, желающие получить лицензию. Отсутствует жесткий контроль за деятельностью субъектов хозяйствования.

В настоящее время, учитывая развитие и углубление в рамках Союза Беларуси и России правовых, нормативных и методологических документов в области государственного лицензирования строительной деятельности, назрела необходимость в унификации перечня лицензируемых видов работ в сторону их увеличения. Создание новых строительных предприятий в Республике Беларусь в последнее время происходило в условиях экономического спада. Анализ ситуации показал нарастание негативных явлений в строительном комплексе республики. Особенно это проявилось при разработке проектно-сметной документации, при производстве строительно-монтажных работ. Поэтому создаваемый перечень работ, требующих лицензирования, явится результатом тщательной проработки опыта стран ближнего и дальнего зарубежья.

В первую очередь лицензирования требуют работы, связанные с применением дорогостоящего естественного камня (гранит, мрамор и т.д.) для облицовки стен и устройства полов. Также необоснованно исключены из перечня штукатурные, малярные, облицовочные работы, работы по устройству всех видов полов.

Вместе с тем при производстве указанных видов работ (сюда относятся и кровельные работы). Имеется наибольшее количество брака и недоделок.

До настоящего времени также не нашли должного отражения вопросы лицензирования таких видов деятельности, как выполнение функций генерального подрядчика, заказчика, технического надзора заказчика, геодезические работы на стройплощадке, контроль качества строительно-монтажных работ, производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий, оказывающих влияние на несущую способность зданий и сооружений.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 1998 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость