Экономные архитектурно-планировочные приемы
В условиях стесненной городской или приусадебной застройки довольно широкое распространение получил архитектурно-планировочный прием, когда помещения, находящиеся ниже нулевой отметки, приспосабливаются для выполнения различных "нетехнических" функций. В подвальной части здания могут размещаться мастерские, рабочие помещения и т. д.
Функциональное использование подземных строительных объемов позволяет не только экономить площадь застраиваемой территории, но и снижать расходы на устройство инженерных систем. Немецкая фирма Zapf развила идею приспособления подземного пространства для нужд застройщиков еще дальше, создав концепцию Raumplus. Возможно, что разработка немецких проектировщиков в чистом виде не может быть применена в наших условиях, но от этого она не становится менее интересной.
Суть данной концепции заключается в освоении подземного пространства, расположенного под отдельно стоящими гаражами. Основной целью размещения рабочих помещений под гаражами является максимальное удешевление стоимости строительства всего жилого объекта или комплекса в целом. Действительно, за счет применения строительных элементов и конструкций с высокой степенью заводской готовности и использования уже имеющихся инженерных систем стоимость строительства подвальных помещений под гаражами получается почти в два раза меньшей, чем стоимость возведения обычных подземных этажей зданий.
Согласно концепции Raumplus, стандартная площадь подземного этажа гаража составляет 18 или 19,5 м2. Соответственно в сдвоенных или блокированных гаражах площадь подземных рабочих помещений увеличивается пропорционально совокупной площади гаражей. Впрочем, "рабочее помещение" - весьма условный термин в данном контексте. Подземная часть гаража может использоваться для самых различных функций: в качестве ремонтного бокса автомобиля, мастерской любого профиля, мини-спортзала и даже... комнаты отдыха. В зависимости от заданной функции помещения выбираются его планировочное решение (размещение лестницы и других вспомогательных элементов), материалы для отделки интерьера, необходимое инженерное оборудование и т. д. Если гараж расположен на участке со сложным рельефом, за счет перепада высотных отметок можно даже добиться естественного освещения подвального помещения. В качестве основного отделочного материала для помещения авторы идеи рекомендуют использовать древесину или другие природные материалы.
Конечно, при реализации концепции Raumplus необходимо учитывать все существующие технические, конструктивные и функциональные нормы: уровень освещенности помещения, нормы воздухообмена и вентиляции, нормы пожарной безопасности и т. д. Но, как считают специалисты фирмы Zapf, строгое соблюдение строительных нормативов не может стать препятствием для осуществления рассмотренной идеи на практике.
Елена ИНОЗЕМЦЕВА
Функциональное использование подземных строительных объемов позволяет не только экономить площадь застраиваемой территории, но и снижать расходы на устройство инженерных систем. Немецкая фирма Zapf развила идею приспособления подземного пространства для нужд застройщиков еще дальше, создав концепцию Raumplus. Возможно, что разработка немецких проектировщиков в чистом виде не может быть применена в наших условиях, но от этого она не становится менее интересной.
Суть данной концепции заключается в освоении подземного пространства, расположенного под отдельно стоящими гаражами. Основной целью размещения рабочих помещений под гаражами является максимальное удешевление стоимости строительства всего жилого объекта или комплекса в целом. Действительно, за счет применения строительных элементов и конструкций с высокой степенью заводской готовности и использования уже имеющихся инженерных систем стоимость строительства подвальных помещений под гаражами получается почти в два раза меньшей, чем стоимость возведения обычных подземных этажей зданий.
Согласно концепции Raumplus, стандартная площадь подземного этажа гаража составляет 18 или 19,5 м2. Соответственно в сдвоенных или блокированных гаражах площадь подземных рабочих помещений увеличивается пропорционально совокупной площади гаражей. Впрочем, "рабочее помещение" - весьма условный термин в данном контексте. Подземная часть гаража может использоваться для самых различных функций: в качестве ремонтного бокса автомобиля, мастерской любого профиля, мини-спортзала и даже... комнаты отдыха. В зависимости от заданной функции помещения выбираются его планировочное решение (размещение лестницы и других вспомогательных элементов), материалы для отделки интерьера, необходимое инженерное оборудование и т. д. Если гараж расположен на участке со сложным рельефом, за счет перепада высотных отметок можно даже добиться естественного освещения подвального помещения. В качестве основного отделочного материала для помещения авторы идеи рекомендуют использовать древесину или другие природные материалы.
Конечно, при реализации концепции Raumplus необходимо учитывать все существующие технические, конструктивные и функциональные нормы: уровень освещенности помещения, нормы воздухообмена и вентиляции, нормы пожарной безопасности и т. д. Но, как считают специалисты фирмы Zapf, строгое соблюдение строительных нормативов не может стать препятствием для осуществления рассмотренной идеи на практике.
Елена ИНОЗЕМЦЕВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике архитектура