Современная японская архитектура

27 января 1998 г. закрылась фотовыставка "Современная японская архитектура", проходившая в выставочном зале Республиканского дома архитектора. Нелишним будет сказать пару фраз об организаторах сего мероприятия: главный инициатор оного - посольство Японии в РБ, а учредители - "Японский фонд", - с одной стороны, и "Белорусский союз архитекторов" - с другой. Именно благодаря стараниям людей из вышеозначенных организаций мы и имели возможность видеть достижения архитектуры Японии за десятилетний период (с 1985 по 1996 г.).

Вся представленная информация состояла из семи основных разделов: "Архитектура мегаполисов", "Архитектура городов средней величины" (областные центры), "Архитектура малых городов" (районные центры), "Архитектура пригородов", а также "Поселки и "возобновленные" земли", "Сельская местность" и "Курорты". Посетители выставки могли любоваться ровно сотней изумительных полноцветных натурных фотографий, представленных на метровых планшетах и показывающих ровно сотню объектов назначения жилого (муниципальное жилье) и общественного (офисы, отели, музеи и так далее).

Промышленной архитектуры явно представлено не было - видимо, в программу "Отображение десятилетнего роста японской экономики и ее научно-технического развития" показ таковой не входил. А жаль. Быть может, такова была философия сего мероприятия, но все равно непонятно, поскольку (на мой взгляд, конечно) в Японии именно промархитектура наиболее восприимчива ко всяческим новшествам и креативна в плане ассимиляции этих самых новшеств в естественную природную среду. И именно в архитектуре промзданий мы можем увидеть все новейшие конструкции, системы и даже получить представление о технологиях строительства, но...

Что ж, нет - так нет. В конце концов, нам, не избалованным подобного рода выставками, жаловаться грешно, дескать, чего-то не хватает. В плане информативности выставка сия, быть может, несколько и проигрывала, зато была красивой. Кто не согласен - пусть первый бросит в меня камень. (А их там было 13 - помните "сад камней" на полу выставочного зала?)

Что можно сказать определенно по поводу экспонировавшегося материала? Явно прослеживается несколько основных тенденций.

Тенденция первая: использование традиционных (исторически сформировавшихся) национальных канонов и пропорций, стилистически более характерных для архитектуры средневековья, но с "увеличенной масштабной линейкой". Здесь скорее - отсутствие какого-либо конкретного стиля. Предпочтение отдается эклектике, формы же, несмотря ни на что, достаточно функциональны и рациональны, просты и аскетичны, а характерная для творений подобного стиля декоративность и лубочная эстетика глаз не режет и вообще не ощущается. Похвально, тем более что везде используются современные и ультрасовременные технологии и конструкции - преимущественно сталь: стальные прокатные профили и стержни, армированные тонкостенные бетонные элементы, армобетонные плиты и рамы и оболочки из облегченного бетона. В интерьерах отделка - дерево, сталь, пластик - большей частью имитация.

Таким образом, сохраняется традиция визуального восприятия, наблюдается некая преемственность времен, однако "начинка" совершенно иная, предельно функциональная, экономичная во всех аспектах - от уменьшения удельного веса ставших традиционными материалов за счет различных "маленьких хитростей" в их структурировании, до широкого использования энергосберегающих и прочих теорий современной архитектурной экономики и инженерного оснащения общественных зданий. Все это - исключительно незаметно и во многих случаях попросту скрывается от глаз людских всеми возможными способами. Меблировка - самая разнообразная: от ставших уже традиционными функционалистичных американских заморочек до самых невообразимых по своему дизайну форм.

Архитекторы либо пытаются воссоздать некие традиции во внешнем объеме и экстерьере либо пытаются адаптировать весь объем здания за счет широкого использования деревянных и клеефанерных конструкций.

Третий метод - использование национальных мотивов если не во всем интерьере, то в отдельных его элементах, так или иначе встречается, по-моему, во всех работах, представленных на выставке, да и во всей японской архитектуре. Говорить об этом бесполезно - это необходимо ощущать на подсознательном уровне. Хотя видевшему это все было вполне понятно и так, без лишних слов.

Тенденция вторая (характерна для архитектуры Токио, а также малых городов, пригородов, городов-курортов, и лично мне показалась наиболее интересной): технократичность во всем - от наружного объема до функций ограждающих конструкций. Все раздвигается, самоориентируется в зависимости от условий инсоляции и наружного температурного режима.

Хотелось бы сказать, что музеи и галереи по их архитектуре можно смело выделять в особую группу - настолько это уникальное явление, описывать которое просто бессмысленно. Достаточно упомянуть "Бумажную галерею" в Токио (Shigeru Ban, Nomura, 1994 г.), где все несущие и ограждающие конструкции выполнены из бумаги, вернее, из бумажных труб различного диаметра€ Даже мебель, за исключением стеклянной столешницы, - бумажная! Здорово. Да пожалеют не увидавшие это!

Еще несколько слов о применении стекла при конструировании подобного рода заведений. В половине случаев оно используется не только традиционно, для заполнения световых проемов, но и в качестве перегородок и внешних ограждающих конструкций, выливаясь при этом в самые непредсказуемые формы - от банальных экспозиционных залов в форме стеклянных труб со стальным облегченным каркасом и шарообразных конференц-залов до искривленных и совершенно "негеометричных" объемов.

Особое внимание посетителей выставки хитрые японцы постоянно пытались сосредоточить на безотходной технологии производства этих самых конструкций, энергосберегающих принципах работы частей зданий и совмещения их функций с функциями дополнительными: аккумулирующими, защитными и прочими. Оно и не мудрено - даже самая абсурдная форма должна быть функционально обоснована и оправдана с инженерной и многих других точек зрения, а здесь японским архитекторам-изобретателям опыта не занимать. Даже в самом случайном, на первый взгляд, элементе, случайность его - лишь кажущаяся, скрывающая в себе целый ряд выгод.

Опять же подчеркну - один из акцентов постоянно делался на стабилизации и преодолении барьеров экономики и как следствие на резком прорыве вперед науки и техники, культуры и образования Японии. Представленная архитектура, как бы делая реверанс десятилетнему периоду развития государства, должна была заявить примат технократичной донельзя Страны Восходящего Солнца и убедить всех, что, если не наступит конец света, то именно за такой архитектурой - будущее. Хочется верить. Здесь надлежит отдать должное умению японских архитекторов и проектировщиков органично сочетать уникальную природу и атмосферу Японии с самыми невероятными и радикальными архитектурными формами. Несмотря на то что в доброй половине случаев человеческий масштаб явно утерян (вернее, его попросту не было), ни одно из зданий не выглядит "чужим" подобно уродливой инфернальной скотине. Архитектура не напоминает элемент фантастических романов - паразита, всосавшегося в природу. Наоборот, она человечна, щадяща по отношению к биосфере и по-философски созерцательна. Она гармонизирует и очищает окружающее пространство, объединяя разрозненные элементы его, играет роль утерянного звена в экологической системе региона. Таким образом, архитекторы пытаются на подсознательном, психологическом и физическом уровнях воспитывать интеллект и поведение человека на его пути к самосознанию (элемент, играющий важнейшую роль в японской культуре). В этом плане особенно показательны три из ста представленных объектов.

Water/Glass - домик для гостей, Кенго Кума, Атами, 1995 г.: три железобетонные колонны в качестве несущих конструкций, ограждающие конструкции выполнены из стекла. Здание расположено на поверхности озера, и интерьер и экстерьер взаимопроникают друг в друга. Комната, по сути дела, превращается в окружающий ландшафт: человек должен испытывать ощущение полного единения с природой.

Несколько дублирует данный объект пансионат в Нагано "Daikin Eau de Ciel Tateshina" (Murofushi Jiro, Takenaka, 1991 г.). Идеология постройки идентична, в конструктивном же аспекте добавляется дерево как отделочный материал и в качестве отдельных несущих конструкций.

Третье здание - церковь на воде на Хоккайдо (Tadao Ando, Obayashi, 1988 г.), где алтарная часть решается как открытый ландшафт. Стена действительно отсутствует, открывается вид на озеро, включающийся в интерьер церкви. Горный пояс и крест в центре озера знаменуют полное единство формы и идеологии на пути к полной гармонии. Конструкции, примененные здесь, - железобетонный каркас и облегченные армобетонные навесные плиты.

Тенденция третья - застройка мегаполисов, урбанизированных центров. Здесь все, как положено: офисы, сети супермаркетов. Все это решается в виде поднадоевших уже небоскребов, традиционных в своем каркасном решении и принципиально ничем друг от друга не отличающихся. Правда, подсветка ночью красивая. Налицо весьма нерадивая эклектика на темы европейского классицизма в видении его японцами. Кому-то это нравится. Например, гигантский стилизованный ионический ордер из железобетона с арочными раскреповками и перемычками в стиле восемнадцатого века. По мне, это наивно, по-детски как-то (здание общественного центра М2, Кенго Кума, Токио, 1991 г). Широкое применение находят различные аппроксимированные поверхности (оболочки из облегченного армобетона) и тентовые конструкции. Как уже говорилось, большое значение уделяется работе зданий в ночном режиме (не только подсветка, но и эксперименты с диапроекторами, например, Restore Station, ателье Shinichi Ogawa, Хиросима, 1991 г.).

Тенденция четвертая - муниципальное жилье. Здесь - также ничего революционного, хотя в целом мило, красиво и вообще эстетично. Преимущественно малоэтажная секционная застройка и терассные дома. Удивительно модульное решение квартирного пространства. Весьма оригинально решаются системы дренажа и гидроизоляции в тех случаях, когда застройка выходит непосредственно "в воду" (Shinchi Housing, Кунихико Хаякава, Кумамото, 1991 г.). Было бы чему поучиться - опять же жаль, что информативная часть была весьма урезана в пользу части художественной. Побывавшие на выставке поймут, о чем это я€

Тенденция пятая (и последняя) - очистные, аэрационные и вентиляционные сооружения в крупных городах - фантастически красиво, зачастую непонятно, материалы - сталь, стекло, бетон€ подсветка.€ Ох уж, эта подсветка! Без нее японская архитектура либо была бы не архитектурой, либо не японской. Все равно здорово и опять же мило исключительно! Жаль что так мало...

DIVINA ENEMA


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость