Минжилкомхоз: определена программа действий

Окончание. Начало в "СиН" N№3 (136)

Руководители областных управлений, ГПУЖХ Мингорисполкома не добились от подведомственных объединений существенного улучшения работы, проводимой с населением по своевременному взысканию квартирной платы и коммунальных платежей. Просроченная задолженность граждан за 1997 год снизилась на 7%, однако составляет на конец года значительную сумму - около 100 млрд руб.

В минувшем году имели место отвлечения значительных сумм не профинансированных бюджетом средств на благоустройство городов, что привело к ухудшению и без того сложного финансового состояния объединений и предприятий отрасли. На фоне недофинансирования капитального ремонта жилищного фонда в отдельных областях, например в Брестской и Гомельской, изысканы средства на объекты внешнего благоустройства, многократно (соответственно в 3,5 раза и 3,3 раза) превышающие объемы капитального ремонта жилищного фонда.

В 1997 году рядом объединений и предприятий использованы не по назначению амортизационные отчисления и прибыль в фонд накопления. В связи с недостатком оборотных средств предприятий и отменой прежнего порядка централизации амортизационных отчислений они в значительной мере расходуются на текущие нужды. Так, в 1997 г. предприятиями отрасли начислено амортизационного фонда на сумму около 970 млрд руб., а использовано по назначению только 32% от начисленных средств.

На конец 1997 года износ основных средств по отрасли в целом составил 41%, в том числе по ремонтно-строительным организациям - 54%. При этом складывается ненормальная ситуация, когда происходит старение основных фондов при наличии у предприятий собственных источников их обновления.

Цены. Серьезное внимание коллегией было уделено вопросу соблюдения государственной дисциплины цен.

Руководители всех без исключения областных управлений ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖКХ Мингорисполкома не организовали на должном уровне ведомственный контроль за правильностью установления цен и тарифов на оказываемые услуги. Более того, не принимаются действенные меры по результатам вневедомственных проверок, выявляющих многочисленные факты нарушения действующего порядка установления цен и тарифов. Основной причиной выявленных нарушений является завышение действующих норм расхода топлива, электроэнергии и других затрат, включаемых в себестоимость при формировании отпускных цен и тарифов на коммунальные услуги. В доход бюджета с учетом штрафов изымаются сотни миллионов рублей, что значительно ухудшает и без того тяжелое финансовое положение объединений и предприятий отрасли.

В докладе приведен ряд примеров характерных нарушений. Так, в Щучинском ПОЖКХ Гродненской области была завышена потребность в дотации из бюджета на сумму 842 млн руб. По завышенным тарифам взималась плата за услуги водоснабжения и канализации для бюджетных организаций, в результате чего допущено незаконное получение выручки на сумму 104 млн руб. В этом же объединении проверкой установлено нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда и объектов городского благоустройства, в сумме 145 млн руб. Незаконно полученная выручка восстановлена в доход бюджета, уменьшен размер дотации на 842 млн руб., с объединения взысканы штрафные санкции на сумму 290 млн руб.

Калинковичским ГПОЖКХ Гомельской области, несмотря на запрет вышестоящей организации, был заключен договор на ремонт кровель с негосударственной организацией. Однако последняя к ремонтным кровельным работам, предусмотренным договором, не приступала и после получения средств на сумму свыше 600 млн руб. прекратила свою деятельность. При этом руководство ГПОЖКХ своевременно не передало следственным органам материалы о злоупотреблении.

В Солигорском городском производственном объединении ЖКХ "Комплекс" Минской области за счет средств, выделенных на приобретение и установку групповых приборов учета тепловой энергии и воды для жилищного фонда, приобретен программно-аппаратный комплекс на базе персональных компьютеров. Общий размер нецелевого использования бюджетных средств составил 805,1 млн руб. Указанная сумма и штраф в размере 1610,2 млн руб. взысканы с объединения в доход бюджета.

При проверке министерством ценовой целесообразности проводимых сделок по закупке материально-технических ресурсов на промышленных предприятиях и ГП "Белинкоммаш" установлены случаи приобретения материалов и комплектующих изделий без согласования с СПО "Коммунальник" по ценам, превышающим уровень цен на рынке. Всего по проверенным предприятиям переплата составила 292 млн руб. Кроме того, за счет завышения наценки на отпускаемую продукцию ГП "Белинкоммаш" необоснованно получило с потребителей 10,3 млн руб.

Работа с жалобами. Остается значительным количество жалоб и обращений граждан как в центральный аппарат, так и в областные управления по проблемам эксплуатации жилья.

Руководители областного, городского и районного уровней не обеспечили выполнение решений коллегии по улучшению работы с обращениями граждан, не добились неукоснительного соблюдения всеми работниками аппаратов Закона "Об обращениях граждан".

Исполнительская и трудовая дисциплина. Не полностью были изжиты в прошедшем году нарушения исполнительской дисциплины в части своевременного информирования руководства министерства об аварийных ситуациях на объектах отрасли.

Так, несвоевременно была проинформирована диспетчерская служба министерства при порыве водовода в г. Минске, остановке водозабора в г. Новополоцке, авариях на канализационных коллекторах в городах Слуцке и Могилеве и других объектах.

Не везде на местах уделялось достаточно внимания анализу и изучению причин увеличения или уменьшения расхода топливно-энергетических ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг.

В минувшем году вследствие грубых нарушений трудовой дисциплины, правил и технологии производства работ, отсутствия средств индивидуальной защиты на производстве погибло 13 работающих, 8 из которых находились в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ущерб от пожаров и возгораний составил около 4 млрд руб.

В 1997 году привлечено к дисциплинарной ответственности 320 должностных лиц и материальной - 275, освобождено от занимаемой должности 30 человек.

Ряд руководителей допускает невыполнение требований приказа по министерству о ежегодном прохождении переподготовки кадров.

На неудовлетворительном уровне находится правовое обеспечение в ремонтно-строительных организациях.

Заработная плата. В минувшем году в отрасли обострилась проблема оплаты труда. Темпы роста средней заработной платы работников жилищно-коммунального хозяйства на 15-25 пунктов отставали от средних по республике. Уровень средней заработной платы работников основной деятельности отрасли был на 12% ниже минимального потребительского бюджета.

По уровню оплаты труда жилищно-коммунальное хозяйство находится на 10-м месте среди отраслей народного хозяйства республики и на 4-м месте среди отраслей непроизводственной сферы. В результате этого наметилась тенденция роста текучести кадров, преимущественно среди рабочих массовых профессий (оператор котельной, слесарь-сантехник, слесарь-ремонтник и др.). За 11 месяцев 1997 года в жилищно-коммунальном хозяйстве текучесть кадров составила около 19%, а по отдельным объединениям и предприятиям превысила 30%.

Жилье. В минувшем году вследствие сложного финансового состояния предприятий, дефицита местных бюджетов не удалось добиться качественного улучшения ситуации с обеспечением работников отрасли жильем. Жилищные условия улучшили 160 работников, за счет средств предприятий построено 127 квартир. Однако количество нуждающихся в улучшении жилищных условий не сокращается. На 1 января 1998 г. их число превысило 7 тыс. человек. Значительно сократилось количество выделяемого исполкомами служебного жилья. В минувшем году работникам отрасли из этого фонда выделено 89 квартир.

Принципиальным решением данных проблем является обеспечение самофинансирования объединений и предприятий отрасли. Жилищно-эксплуатационные организации должны постепенно отказываться от бюджетных дотаций, наращивая доходы от аренды нежилых помещений, объемы платных услуг и прочих доходов. Только переход на полное самофинансирование освободит предприятия отрасли от устанавливаемых Минтруда и Минфином ограничений размера заработной платы работников и фондов социального развития коллективов.

ЗАДАЧИ

Основное направление деятельности руководителей всех уровней - обеспечение строгого соблюдения технологических режимов, своевременное и качественное выполнение всех регламентных и режимно-наладочных работ, а также техническое перевооружение объектов, нацеленное на повышение качества предоставляемых потребителям услуг при одновременной экономии всех видов ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических. В 1998 году должен быть обеспечен рост объемов платных услуг на 6% по сравнению с 1997 годом.

Инвестиционная деятельность. Одним из важнейших направлений инвестиционной деятельности отрасли в наступающем году является развитие мощностей действующих коммунальных объектов тепло-, водоснабжения, канализации для обеспечения потребностей жилищного строительства. Для этих целей необходимо выделение не менее 30% от общей суммы капиталовложений, направляемых на строительство жилья. Кроме того, важнейшей задачей является дальнейшее повышение эффективности функционирования коммунальных объектов за счет снижения затрат на производство и повышения качества коммунальных услуг.

Активизация инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования отрасли должна быть обеспечена при помощи строгого целевого расходования амортизационных отчислений и привлечения заемных средств на возвратной основе.

Повышение качества проектирования. Важной задачей в 1998 году будет обеспечение достаточно высокого научно-технического уровня разрабатываемых планов оргтехмероприятий и проектов технического перевооружения объектов. Обеспечение высокого уровня качества проектирования требует привлечения специализированных организаций и квалифицированных специалистов как для разработки, так и для экспертизы проектов. И тех и других в отрасли достаточно, поэтому нужно отказаться от привычки "экономить" на качестве проектов и обеспечивать своевременное финансирование проектных работ.

Программа работ отрасли на 1998 год.

Отраслевой промышленности в 1998 году необходимо обеспечить в сопоставимых ценах прирост объемов продукции на 8-9%, из них непродовольственных товаров народного потребления - на 12-13%, объемов экспорта - на 8-9% по сравнению с 1997 годом. Основными целевыми контролируемыми показателями работы промышленности в 1998 году будут уровни импортозамещения и сокращения товарообменных, то есть бартерных, операций.

В 1998 году промышленность отрасли должна продолжить работы по созданию опытного образца троллейбуса нового типа повышенной вместимости, разработку и внедрение технологии, оборудования и машин для объектов городского хозяйства. Нужно усилить работу по росту объемов и расширению номенклатуры продукции, повышению ее качества и конкурентоспособности. Для этого на промышленных предприятиях в соответствии с отраслевой программой "Качество" в текущем году будет проведена сертификация максимального числа выпускаемых изделий.

ПО "Белкоммунмаш" необходимо ориентироваться на реализацию троллейбусов в республике за счет средств эксплуатационных организаций горэлектротранспорта и местных бюджетов в связи с сокращением выделения на эти цели средств из государственного бюджета. Должна быть улучшена работа по формированию инновационного фонда, и определены наиболее эффективные направления его использования.

Энерго- и ресурсосбережение. В 1998 году должно быть обеспечено сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов на 8% по сравнению с 1997 годом. Повышение качества услуг теплоснабжения будет достигаться в текущем году в первую очередь за счет завершения оснащения жилищного фонда приборами учета и регулирования потребления тепловой энергии, а также совершенствования договорных отношений между поставщиками и потребителями теплоэнергии. Для этого будет завершена работа по оснащению котельных мощностью 10 и более Гкал в час приборами учета отпускаемой потребителям теплоэнергии. Необходимо обеспечить безусловное выполнение задания министерства по применению предварительно изолированных труб при ремонте и реконструкции тепловых сетей. Одной из важнейших задач жилищно-эксплуатационных организаций в новом году будет улучшение работы с населением.

Каждый жилец должен иметь точное представление об обязательном составе услуг, которые предоставляет жилищно-эксплуатационная организация. Входящие в состав или перечень услуги должны подразделяться на платные и "бесплатные", т. е. оплачиваемые за счет квартирной платы. Кроме того, каждая жилищно-эксплуатационная организация должна стремиться к максимально возможному увеличению своих доходов путем расширения перечня платных услуг, предоставляемых жителям обслуживаемых домов. В I полугодии 1998 года в целях сокращения просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги внедрить их предварительную оплату гражданами с опережением на один месяц и окончательным расчетом в следующем после отчетного месяце.

В целях повышения ответственности граждан за сохранность жилья, а также обеспечения постоянного повышения объемов и качества предоставляемых населению услуг необходимо продолжить совершенствование правовой базы жилищного хозяйства на основе результатов экспериментов в г. Бресте, Кобрине, Минске, Барановичах, Гомеле, Орше и других городах по созданию ассоциаций домовладельцев из числа нанимателей и собственников жилых и нежилых помещений, а также эксперимента по созданию и развитию в г. Лиде негосударственной жилищной компании.

Руководству Республиканского центра учета недвижимости необходимо принять меры по улучшению организационного и методического обеспечения деятельности подведомственных организаций, поскольку данные технических паспортов на жилые дома являются основой для разработки проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию жилищного фонда.

Прием ведомственного жилья. К концу 1998 года нужно принять 9,1 млн кв. м ведомственного жилья. Вместе с тем на 1.01.98 г. принято лишь 2,3 млн кв. м, или 43,9% от задания 1997 года. Поэтому руководителям областных управлений ЖКХ необходимо принять исчерпывающие меры по выполнению заданий правительства по приемке ведомственного жилфонда, объектов коммунального хозяйства, в том числе от конверсионных предприятий и в сельской местности, на баланс местных Советов.

Водопроводно-канализационное хозяйство. Руководители областных управлений, их заместители, работники центрального аппарата министерства должны незамедлительно перестроить свою работу, нацелив ее на решение проблем и ликвидацию негативных процессов в водопроводно-канализационном хозяйстве. Необходимо в полной мере использовать резервы энерго- и ресурсосбережения за счет технического перевооружения, внедрения передовой технологии, повышения технического уровня эксплуатации объектов.

В новом году предстоит значительно увеличить объемы работ по замене насосного оборудования артезианских скважин в соответствии с их дебитом, а также объемы работ по интенсификации водозаборов. Необходимо максимально использовать резервы экономии энергоресурсов за счет оптимизации режимов работы насосных станций второго подъема, автоматизации КНС. Должны быть приняты меры по более глубокой проработке и увязке по всей технологической цепочке работ по реконструкции и замене воздуходувного оборудования и систем аэрации на очистных сооружениях.

Горэлектротранспорт. В 1998 году должны быть приняты неотложные меры по восстановлению основных фондов горэлектротранспорта с привлечением средств не только республиканского, но и местных бюджетов, а также собственных средств эксплуатационных предприятий. С этой целью необходимо внести в исполкомы предложения об изменениях в положения о порядке использования транспортного сбора для обеспечения его справедливого распределения между видами городского и пригородного транспорта.

Исполнительская и трудовая дисциплина. В 1998 году будут повышены спрос и ответственность с руководителей подчиненных организаций за осуществление внутриведомственного контроля, соблюдение требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, за выполнение постановлений коллегий, приказов по министерству, требующих обеспечить соблюдение государственной дисциплины формирования и применения цен и тарифов.

В 1998 году должны быть приняты все возможные меры по совершенствованию системы оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства. Для этого управлению экономики министерства совместно с областными производственными управлениями необходимо детально проанализировать состояние оплаты труда после изменения с 1 января текущего года республиканской ставки 1 разряда и разработать предложения по совершенствованию оплаты труда в отрасли.

В наступившем году руководителями всех уровней должны быть приняты более строгие меры по обеспечению исполнительской дисциплины. Необходимо добиться существенного улучшения работы с обращениями граждан, поскольку эта работа тесно связана с общественной оценкой качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению объединениями, предприятиями и организациями отрасли.

Необходимо принять неотложные меры для улучшения проводимой министерством и подведомственными объединениями, предприятиями и организациями работы по предупреждению травматизма на производстве, улучшения условий труда работников.

В 1998 году необходимо полнее использовать поддержку профессиональных союзов.

В заключение заседания министр Б. В. Батура поблагодарил всех присутствующих и в их лице коллективы предприятий за проделанную работу и выразил надежду на то, что в наступившем году общими усилиями удастся сохранить и умножить наметившиеся положительные тенденции в производственном и социально-экономическом развитии отрасли.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость