Жилье нового типа — на поток
О ходе выполнения указов Президента Республики Беларусь от 22 декабря 1995 года № 516 "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства" и от 10 сентября 1996 года № 358 "О мерах по улучшению жилищных условий молодежи", итогах строительства жилья в г. Минске в 1997 году и задачах на 1998 год.
С целью выполнения планового задания по вводу жилых домов Мингорисполкомом, его службами, администрациями районов с участием предприятий-заказчиков и подрядных организаций отработаны и в течение года проведены мероприятия по организации финансирования, строительства и контроля хода возведения каждого дома. Разработаны и выданы задания поквартального ввода жилых домов каждому району города. Утверждены графики строительства и финансирования жилых домов по указам Президента №516, 483, 358, 555.
Еженедельно в Мингорисполкоме проводятся заседания штаба, осуществляющего организацию и контроль хода строительства жилья, с участием представителей АСБ "Беларусбанк", председателей ЖСК, руководителей подрядных организаций и заинтересованных служб Мингорисполкома.
В УКСе Мингорисполкома создан отдел по строительству домов ЖСК. Ежеквартально проводились рабочие совещания с председателями приемочных комиссий, руководителями предприятий-заказчиков, подрядных организаций по завершению работ на вводимых объектах, оформлению технической документации и своевременному вводу жилых домов в эксплуатацию.
Все заказчики обеспечивались земельными участками, проектно-сметной документацией, отрабатывались и согласовывались графики производства работ, оперативно переутверждались списки членов ЖСК, представлялись заявки в АСБ "Беларусбанк" на выделение кредитов, перераспределялись материальные и людские ресурсы с целью обеспечения непрерывности строительства.
Из средств городского бюджета в соответствии с указами Президента Республики Беларусь финансировалось строительство инженерных коммуникаций, улиц и дорог. Для выплаты безвозмездных субсидий из бюджета города и республики выделено и перечислено застройщикам 193,3 млрд рублей при плане 180,3 млрд рублей. Принимаемые меры в целом обеспечили выполнение планового задания 1997 года по строительству жилья в Минске.
Вместе с тем анализ работы участников строительства жилых домов показывает, что не все с должной ответственностью относились к выполнению программы ввода жилья в 1997 году.
Так, задание по вводу жилых домов во многих районах столицы не выполнено. Только 3 района (Заводской, Московский и Фрунзенский) перевыполнили свои задания. Не введены 2 дома в Ленинском районе, 2 дома - в Октябрьском, 3 дома - в Советском, 1 дом в Партизанском районе. Еще не включились в работу как координаторы процесса отделы строительства, созданные при администрациях районов. Пока они выполняют функции контролеров на завершающей стадии строительства, когда надо подписывать итоговые документы, акты приемки. Считаю, что этим отделам надо активнее включаться в работу с заказчиками и подрядными организациями с самого начала строительства.
Не выполнило свои плановые задания УКС Мингорисполкома. При плане 214,7 тыс. м2 жилья введено 202,69 тыс. м2 (или 94,5% от плана). Здесь заказчика подвели подрядные организации концерна "Минскстрой". АП "Стройтрест №4", АППСП "Монолит" не ввели по одному жилому дому.
Снизил по сравнению с прошлым годом объемы строительства жилья концерн "Минскстрой". При выполнении задания 1997 года в целом на 95,1% (при плане 324,2 тыс. м2 построено 308,4 тыс. м2) по отношению к 1996 году выполнение составило 95,8%.
Только за счет ввода индивидуальных жилых домов площадью 17,0 тыс. м2 в Минске в целом удалось выполнить программу жилья в 1997 году. Организации концерна "Минскстрой" ввели в 1997 году только 57,0% от всего введенного жилья. Успешно вышли на подрядный рынок города такие организации, как трест "Белтрансстрой", ЗАО "АресаСервисСтрой", "БелавтоМАЗремстроймонтаж", НПО "Комкон", ЗАО "СПС-Плюс", ОАО "Забудова" и ряд других.
Существенную задержку сроков ввода домов, особенно домов ЖСК, вызвало неритмичное финансирование строительства: выделение кредитов для ЖСК значительно отставало от капвложений в жилые дома в течение всего года.
Особые нарекания вызывает качество строительства. И здесь большие претензии к организациям концерна "Минскстрой". Особенно к домам, возведенным АППСП "Монолит". Из 600,5 млн рублей штрафных санкций, примененных за качество работ к подрядным организациям, 401,62 млн рублей приходится на долю организаций концерна "Минскстрой". Руководству концерна есть над чем задуматься.
Еще сложнее, на мой взгляд, будет идти выполнение программы строительства жилья в текущем году. В Минске предстоит ввести 640,0 тыс. м2 жилой площади, или в процентном отношении к прошлому году - 116,4%. В том числе 222,3 тыс. м 2 по указам Президента Республики Беларусь (№ 516 - 98,9 тыс. м2, № 483 - 62,7 тыс. м2, № 358 - 48,0 тыс. м2, № 555 - 12,7 тыс. м2).
УКСу Мингорисполкома предстоит ввести 279,0 тыс. м2 жилья, или 129,9% по отношению к 1997 году.
Подрядным организациям концерна "Минскстрой" - 494,9 тыс. м2, или 160,5% по отношению к 1997 году.
Задание еще более усложняется от того, что в текущем году нет такого количества незавершенного строительства, перешедшего с 1996 года, какое было в 1997 году.
Нами разработаны задания районам города по вводу жилых домов в 1998 году. Эти задания очень реальные. Нам вместе необходимо только правильно организовать работу по их выполнению.
С учетом роста объемов ввода жилых домов необходимо увеличить свои мощности подрядным организациям концерна "Минскстрой". Кроме выполнения программы 1998 года, в текущем году предстоит выполнить задел 1999 года (с увеличением объемов жилой площади до 740,0 тыс. м2).
Мы запланировали внести вопрос "О развитии производственной базы строительного комплекса Минска для выполнения программы строительства жилых домов и объектов социально-бытового назначения в 1998-2000 годах" на рассмотрение исполкома. Однако и самим строителям необходимо серьезно заняться проработкой и поиском решений по развитию своих мощностей, набором и подготовкой высококвалифицированных рабочих кадров. Пока строительные тресты концерна "Минскстрой" вводят только по 2-3 дома в год, или по 10-20 тыс. м2 жилья. Эти объемы надо увеличить в 2-3 раза.
Предприятием МАПИД "Минскжилстрой" сегодня произведено улучшение планировочных решений строящихся домов серий М-464 и Ш-90. Разработан проект дома, реализующий совершенно новый подход к КПД (с внутренними стенами из монолитного железобетона), а также вариант безригельного каркасного дома с ненесущими наружными стенами из мелкоштучных камней. Учитывая, что МАПИД является основным застройщиком новых микрорайонов, концерну "Минскстрой" и УКСу Мингорисполкома необходимо быстрее запускать эти дома в серийное строительство в 1998 году.
С увеличением объемов строительства жилых домов ЖСК в соответствии с указами Президента Республики Беларусь увеличивается количество привлекаемых к строительству людей: заказчиков, председателей ЖСК, которые очень плохо владеют юридическими и организационными знаниями по строительству и сдаче в эксплуатацию домов. Думаю, правильным будет, если мы организуем их обучение. А администрациям районов следует более тщательно и ответственно походить к подбору кандидатур председателей ЖСК.
В связи с изменениями, внесенными в СНиП по приемке законченных строительством домов в эксплуатацию, необходимо перестроиться и нашим городским инженерным службам. Необходимо начинать принимать инженерные сети в начале квартала ввода, а не в день подписания акта приемки.
На уровне правительства должны быть решены две проблемы. Во-первых, это кредитование через ЖСК семей, с низким уровнем материальной обеспеченности, и которых по настоянию банка-кредитора мы исключаем из списков ЖСК за неплатежеспособность, хотя завтра они, наверно, смогут заплатить, о чем и заключают кредитный договор.
Во-вторых, в текущем году следует отрегулировать равномерное предоставление кредитных средств строящимся ЖСК. Тогда мы современно введем все жилые дома.
Олег МОЗГО
С целью выполнения планового задания по вводу жилых домов Мингорисполкомом, его службами, администрациями районов с участием предприятий-заказчиков и подрядных организаций отработаны и в течение года проведены мероприятия по организации финансирования, строительства и контроля хода возведения каждого дома. Разработаны и выданы задания поквартального ввода жилых домов каждому району города. Утверждены графики строительства и финансирования жилых домов по указам Президента №516, 483, 358, 555.
Еженедельно в Мингорисполкоме проводятся заседания штаба, осуществляющего организацию и контроль хода строительства жилья, с участием представителей АСБ "Беларусбанк", председателей ЖСК, руководителей подрядных организаций и заинтересованных служб Мингорисполкома.
В УКСе Мингорисполкома создан отдел по строительству домов ЖСК. Ежеквартально проводились рабочие совещания с председателями приемочных комиссий, руководителями предприятий-заказчиков, подрядных организаций по завершению работ на вводимых объектах, оформлению технической документации и своевременному вводу жилых домов в эксплуатацию.
Все заказчики обеспечивались земельными участками, проектно-сметной документацией, отрабатывались и согласовывались графики производства работ, оперативно переутверждались списки членов ЖСК, представлялись заявки в АСБ "Беларусбанк" на выделение кредитов, перераспределялись материальные и людские ресурсы с целью обеспечения непрерывности строительства.
Из средств городского бюджета в соответствии с указами Президента Республики Беларусь финансировалось строительство инженерных коммуникаций, улиц и дорог. Для выплаты безвозмездных субсидий из бюджета города и республики выделено и перечислено застройщикам 193,3 млрд рублей при плане 180,3 млрд рублей. Принимаемые меры в целом обеспечили выполнение планового задания 1997 года по строительству жилья в Минске.
Вместе с тем анализ работы участников строительства жилых домов показывает, что не все с должной ответственностью относились к выполнению программы ввода жилья в 1997 году.
Так, задание по вводу жилых домов во многих районах столицы не выполнено. Только 3 района (Заводской, Московский и Фрунзенский) перевыполнили свои задания. Не введены 2 дома в Ленинском районе, 2 дома - в Октябрьском, 3 дома - в Советском, 1 дом в Партизанском районе. Еще не включились в работу как координаторы процесса отделы строительства, созданные при администрациях районов. Пока они выполняют функции контролеров на завершающей стадии строительства, когда надо подписывать итоговые документы, акты приемки. Считаю, что этим отделам надо активнее включаться в работу с заказчиками и подрядными организациями с самого начала строительства.
Не выполнило свои плановые задания УКС Мингорисполкома. При плане 214,7 тыс. м2 жилья введено 202,69 тыс. м2 (или 94,5% от плана). Здесь заказчика подвели подрядные организации концерна "Минскстрой". АП "Стройтрест №4", АППСП "Монолит" не ввели по одному жилому дому.
Снизил по сравнению с прошлым годом объемы строительства жилья концерн "Минскстрой". При выполнении задания 1997 года в целом на 95,1% (при плане 324,2 тыс. м2 построено 308,4 тыс. м2) по отношению к 1996 году выполнение составило 95,8%.
Только за счет ввода индивидуальных жилых домов площадью 17,0 тыс. м2 в Минске в целом удалось выполнить программу жилья в 1997 году. Организации концерна "Минскстрой" ввели в 1997 году только 57,0% от всего введенного жилья. Успешно вышли на подрядный рынок города такие организации, как трест "Белтрансстрой", ЗАО "АресаСервисСтрой", "БелавтоМАЗремстроймонтаж", НПО "Комкон", ЗАО "СПС-Плюс", ОАО "Забудова" и ряд других.
Существенную задержку сроков ввода домов, особенно домов ЖСК, вызвало неритмичное финансирование строительства: выделение кредитов для ЖСК значительно отставало от капвложений в жилые дома в течение всего года.
Особые нарекания вызывает качество строительства. И здесь большие претензии к организациям концерна "Минскстрой". Особенно к домам, возведенным АППСП "Монолит". Из 600,5 млн рублей штрафных санкций, примененных за качество работ к подрядным организациям, 401,62 млн рублей приходится на долю организаций концерна "Минскстрой". Руководству концерна есть над чем задуматься.
Еще сложнее, на мой взгляд, будет идти выполнение программы строительства жилья в текущем году. В Минске предстоит ввести 640,0 тыс. м2 жилой площади, или в процентном отношении к прошлому году - 116,4%. В том числе 222,3 тыс. м 2 по указам Президента Республики Беларусь (№ 516 - 98,9 тыс. м2, № 483 - 62,7 тыс. м2, № 358 - 48,0 тыс. м2, № 555 - 12,7 тыс. м2).
УКСу Мингорисполкома предстоит ввести 279,0 тыс. м2 жилья, или 129,9% по отношению к 1997 году.
Подрядным организациям концерна "Минскстрой" - 494,9 тыс. м2, или 160,5% по отношению к 1997 году.
Задание еще более усложняется от того, что в текущем году нет такого количества незавершенного строительства, перешедшего с 1996 года, какое было в 1997 году.
Нами разработаны задания районам города по вводу жилых домов в 1998 году. Эти задания очень реальные. Нам вместе необходимо только правильно организовать работу по их выполнению.
С учетом роста объемов ввода жилых домов необходимо увеличить свои мощности подрядным организациям концерна "Минскстрой". Кроме выполнения программы 1998 года, в текущем году предстоит выполнить задел 1999 года (с увеличением объемов жилой площади до 740,0 тыс. м2).
Мы запланировали внести вопрос "О развитии производственной базы строительного комплекса Минска для выполнения программы строительства жилых домов и объектов социально-бытового назначения в 1998-2000 годах" на рассмотрение исполкома. Однако и самим строителям необходимо серьезно заняться проработкой и поиском решений по развитию своих мощностей, набором и подготовкой высококвалифицированных рабочих кадров. Пока строительные тресты концерна "Минскстрой" вводят только по 2-3 дома в год, или по 10-20 тыс. м2 жилья. Эти объемы надо увеличить в 2-3 раза.
Предприятием МАПИД "Минскжилстрой" сегодня произведено улучшение планировочных решений строящихся домов серий М-464 и Ш-90. Разработан проект дома, реализующий совершенно новый подход к КПД (с внутренними стенами из монолитного железобетона), а также вариант безригельного каркасного дома с ненесущими наружными стенами из мелкоштучных камней. Учитывая, что МАПИД является основным застройщиком новых микрорайонов, концерну "Минскстрой" и УКСу Мингорисполкома необходимо быстрее запускать эти дома в серийное строительство в 1998 году.
С увеличением объемов строительства жилых домов ЖСК в соответствии с указами Президента Республики Беларусь увеличивается количество привлекаемых к строительству людей: заказчиков, председателей ЖСК, которые очень плохо владеют юридическими и организационными знаниями по строительству и сдаче в эксплуатацию домов. Думаю, правильным будет, если мы организуем их обучение. А администрациям районов следует более тщательно и ответственно походить к подбору кандидатур председателей ЖСК.
В связи с изменениями, внесенными в СНиП по приемке законченных строительством домов в эксплуатацию, необходимо перестроиться и нашим городским инженерным службам. Необходимо начинать принимать инженерные сети в начале квартала ввода, а не в день подписания акта приемки.
На уровне правительства должны быть решены две проблемы. Во-первых, это кредитование через ЖСК семей, с низким уровнем материальной обеспеченности, и которых по настоянию банка-кредитора мы исключаем из списков ЖСК за неплатежеспособность, хотя завтра они, наверно, смогут заплатить, о чем и заключают кредитный договор.
Во-вторых, в текущем году следует отрегулировать равномерное предоставление кредитных средств строящимся ЖСК. Тогда мы современно введем все жилые дома.
Олег МОЗГО
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике жилищное строительство