Программа действий Минжилкомхоза

20 января в Минске прошло заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. В работе заседания принял участие заместитель премьер-министра Г. В. Новицкий, руководители ряда министерств и других органов центрального управления, облисполкомов, Мингорисполкома, предприятий отрасли. На заседании рассмотрен вопрос "Об итогах хозяйственно-финансовой деятельности в 1997 году и программе действий отрасли на 1998 год". Докладчик-министр Б. В. Батура и выступающие взыскательно проанализировали работу за прошедший год и определили задачи на текущий.

Критика, прозвучавшая на заседании коллегии, была определена рабочей атмосферой министерства и стилем работы руководителей отрасли, а не правилами в работе. Действительно, чтобы сделать шаг веред в теперешней экономической ситуации, правильнее всего найти и устранить все то, что сдерживает, что мешает, что скрывает резервы.

ОБЩИЕ ИТОГИ

Услуги. По сравнению с 1996 годом прирост объемов услуг составил: по водоснабжению - 1,9, по водоотведению - 1,5, по теплоснабжению, 2,8%; площадь обслуживаемого жилищного фонда возросла на 5,5, перевозка пассажиров городским электрическим транспортом на 12,5%.

Рост объемов отпуска воды и соответственно пропуска стоков произошел за счет ввода в эксплуатацию мощностей после нового строительства, реконструкции, а также приемки на баланс ведомственных коммунальных объектов. По тем же причинам произошло увеличение объемов отпуска теплоэнергии собственной выработки, несмотря на повышение средней температуры наружного воздуха по сравнению с 1996 годом.

Ввод общей площади жилищного фонда местных Советов после капитального ремонта возрос с 184,7 тыс. кв. м в 1996 г. до 223,1 тыс. кв. м в 1997 г., или на 20,2%.

Промышленность. В минувшем году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, промышленность отрасли обеспечила рост объемов производства продукции, выполненных работ и услуг на 13% по отношению к 1996 году. За этот же период выпущено продукции производственно-технического назначения на 533 млрд рублей, или 131% к плану, реализовано готовой продукции на 540 млрд рублей, или 133% к заданию.

Объем поставок промышленной продукции на экспорт в два раза превысил плановое задание. Достигнуто это благодаря успешной работе ПО "Белкоммунмаш", гомельского завода "Коммунальник" и слонимской ОЭФ "Гостиничная мебель", на которых от 30 до 45% объема реализованной продукции составили поставки на экспорт.

Развитию производственных и коммерческих отношений с отечественными и зарубежными партнерами способствовало участие предприятий отраслевой промышленности в 9 международных специализированных выставках. Министерством были организованы три из них: 5-я международная "Все для дома", 2-я международная "Экспогород", 2-я международная "Стройинвест". Благодаря участию в выставках предприятия отрасли нашли новых партнеров и рынки сбыта. В результате в различные регионы Российской Федерации реализовано 52 троллейбуса ПО "Белкоммунмаш", около 3,5 тыс. единиц наборов мебели и столярных изделий фабрики "Гостиничная мебель", вентиляторы осиповичского завода "Коммаш", гидранты пожарные, регуляторы давления и регуляторы расхода гомельского завода "Коммунальник".

Импорт и импортозамещение. В отраслевой промышленности темпы роста импорта (115,6%) в минувшем году были значительно ниже темпов роста объемов производства продукции. Отношение объема импорта к экспорту в 1996 г. составляло 84%, а в 1997 г. снизилось до 72%. Этому способствовало выполнение ПО "Белкоммунмаш" заданий государственной программы по импортозамещению в области производства статических преобразователей и штангоуловителей для троллейбусов. Гомельский завод "Коммунальник" освоил выпуск дымососов, ранее ввозимых из России, НПП "Энергия" - автоматики для котлов КБНГ, импортировавшейся из Украины. Осиповичский завод "Коммаш" перешел на выпуск мусоровозов на базе отечественных шасси автомобилей МАЗ.

Практически на каждом промышленном предприятии отрасли в прошлом году освоено производство новых видов изделий. ПО "Белкоммунмаш" приступило к изготовлению опытного образца нового низкопольного троллейбуса повышенной вместимости модели АКСМ-303.

Инвестиции. Работа по совершенствованию инвестиционной деятельности осуществлялась путем сокращения объемов нового строительства и направления капиталовложений на техническое перевооружение, интенсификацию и реконструкцию действующих производственных мощностей. Капитальные вложения в первоочередном порядке осваивались на объектах с высоким уровнем готовности технологий и оборудования к вводу в эксплуатацию.

За счет всех источников финансирования освоено 1300 млрд руб. государственных капитальных вложений. Это позволило ввести в действие мощности водозаборных сооружений на 92,5 тыс. куб. м в сутки, очистных сооружений канализации - на 4,8 тыс. куб. м в сутки, котельных - на 35,9 Гкал в час, 71,1 км сетей водоснабжения, 13,9 км сетей канализации, 11,9 км сетей теплоснабжения, 6 км троллейбусных линий. Для работников системы построено 72 квартиры в жилых домах общей площадью 4716 кв. м. Сданы в эксплуатацию 90 объектов коммунального хозяйства. За счет концентрации инвестиций на пусковых объектах введено мощностей водозаборных сооружений на 29%, очистных сооружений на 15%, котельных на 16% больше, чем в 1996 году.

На объектах, строящихся за счет средств республиканского бюджета, освоено 450 млрд руб., или 107% от выделенных средств, в том числе на приобретение троллейбусов направлено 150,1 млрд руб. Из централизованного инновационного фонда министерства на строительство важнейших объектов отрасли было выделено 4,9 млрд руб.

Энерго- и ресурсосбережение. Выполнены задания по энерго- и ресурсосбережению при производстве продукции, работ и услуг.

Объединениями и предприятиями отрасли сэкономлено около 100 тыс. т условного топлива и около 40 млн кВт•ч электроэнергии. В целях экономии энергоресурсов 111 коммунальных котельных переведены на сжигание газа, мазута и твердых видов топлива. В результате на 15% сокращен годовой объем потребления дорогостоящего печного бытового топлива, а в Брестской и Витебской областях его расход снижен до минимума.

В рамках внедрения новых технологических решений в коммунальной энергетике завершаются работы по переводу коммунальной котельной в г. Гродно на режим мини-ТЭЦ, что позволит совместно с производством тепловой энергии вырабатывать электрическую энергию для собственных нужд в количестве 8,2 млн кВт•ч в год.

Выполнение энергосберегающих мероприятий в минувшем году позволило сэкономить на объектах ВКХ около 17 млн кВт•ч электроэнергии.

К началу 1998 года жилищный фонд местных Советов на 96% оборудован приборами группового учета холодной воды и на 25% - тепловой энергии. Системами регулирования отпуска тепла на нужды отопления оснащены 188 ЦТП, а на нужды горячего водоснабжения - 747 ЦТП, что составляет соответственно 14 и 53% от общего числа ЦТП, где имеется техническая возможность регулирования.

Начата реализация разработанной министерством государственной программы модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 годы. На городском электрическом транспорте в минувшем году благодаря улучшению работы на линии по контролю за оплатой проезда пассажиров себестоимость перевозок в сопоставимых условиях снижена на 18,8%.

Законодательная деятельность. Одним из важнейших направлений деятельности министерства в минувшем году являлась работа по совершенствованию законодательных основ реформирования жилищно-коммунального хозяйства с целью развития рыночных отношений и унификации с законодательством Российской Федерации. Специалистами министерства в минувшем году разработаны проект нового Жилищного кодекса и проекты законов "О совместных домовладениях", "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь", "Об обеспечении населения питьевой водой" и другие акты и нормативные документы.

Благоустройство населенных пунктов. В минувшем году министерством был предпринят ряд шагов по укреплению нормативной базы для этой важной работы.

С октября прошлого года в рамках программы первоочередных мер по комплексному развитию территорий и населенных пунктов Республики Беларусь введены в действие разработанные Минжилкомхозом "Правила благоустройства и содержания территорий городов и городских поселков". Разработан проект положения о конкурсе на звание "Самый благоустроенный город Беларуси", который передан на рассмотрение Национальной комиссии по развитию населенных пунктов Республики Беларусь.

Решению проблемы комплексного развития населенных пунктов способствует проводимая Республиканским центром учета недвижимости работа по развитию кадастров недвижимого имущества.

Кадровая политика. В министерстве постоянно проводятся аттестация кадров и их учеба. Свыше 50 руководителей и специалистов прошли обучение, участвовали в семинарах по обмену опытом работы за границей. По направлениям предприятий 10 работников поступили и обучаются в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В республиканском и областных отраслевых учебно-методических центрах прошли переподготовку 10 841 работников, что на 28% больше, чем в 1996 году.

В минувшем году уменьшилось число обращений граждан по вопросам коммунального обслуживания. Более активно ведется работа по организации выездных приемов граждан, которых в прошлом году проведено 1657, что в 2,4 раза больше, чем в 1996 году. По личным вопросам принято 16 130 граждан, или на 23% больше, чем в предыдущем году.

ПРОБЛЕМЫ

Тарифы. Социальная политика государства, а также меры по сдерживанию инфляционных процессов ограничили в 1997 году рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим не удалось выполнить пункт отраслевых мероприятий, касающийся доведения тарифов до полного возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время население возмещает затраты за услуги на 43-45%.

Министерство не удовлетворяют результаты работы по совершенствованию текущих и прогрессивных нормативов потребления материальных и топливно-энергетических ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг на объектах-представителях. Как следствие этого темпы роста фактических затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в Гомельской, Витебской и Минской областях превышают среднереспубликанский уровень.

Энергосбережение. Не в полной мере отвечают требованиям темпы работ по энергосбережению. Не выполнены задания по оборудованию котельных приборами учета отпуска тепловой энергии в ЖКА "Миноблкоммунальник", УЖКХ Гомельского облисполкома и ряде объединений других областей.

Не все предприятия жилищно-коммунального хозяйства Минской, Гродненской, Могилевской областей с начала отопительного периода перешли на экономный режим работы котельных при положительных температурах наружного воздуха. В результате в октябре-ноябре прошлого года имели место факты перегрева жилых и административных зданий.

В период резкого похолодания в декабре 1997 года предприятиями концерна "Белэнерго", ведомственными котельными не выдерживались параметры теплоносителя, поступающего в жилые дома, в результате чего температура воздуха во многих квартирах снизилась ниже допустимого уровня. Данный факт свидетельствует также о том, что жилищно-эксплуатационные организации не обеспечили и не использовали возможности по оперативному регулированию количества теплоэнергии, подаваемой для отопления.

Недостаточными темпами проводятся работы в ряде областей по оборудованию жилищного фонда и ЦТП приборами группового учета и регулирования расхода тепловой энергии и воды. Особенно медленно внедряется коммерческое использование этих приборов для расчетов с населением в районных и городских объединениях ЖКХ. Не завершен процесс перезаключения договоров с организациями концерна "Белэнерго" на поставку теплоэнергии для нужд жилищного фонда. В недостаточных объемах проводятся работы по тепловой санации зданий.

В минувшем году в ряде объединений и предприятий на неудовлетворительном уровне проводилась работа по нормированию затрат электроэнергии на производство услуг водоснабжения и водоотведения. В результате указанные нормативы во многих случаях завышены. Так, в Гродненской области разница между установленным нормативом и фактическим потреблением электроэнергии на перекачку и очистку стоков составляет 8%, в Могилевской - 13%.

В 1997 году лишь незначительно уменьшился сброс в водоемы недостаточно очищенных сточных вод, который составил 9,8 млн куб. м (10,3 млн куб. м в 1996 г.). Многие очистные сооружения работают неудовлетворительно вследствие перегрузки.

На ряде объектов не проводятся научно обоснованные водоохранные мероприятия, обеспечивающие защиту водных источников от попадания в них опасных загрязнений. Гомельская эпидемиологическая вспышка прошедшего года еще раз выявила низкое качество разведочно-изыскательских работ, проектирования, строительства и эксплуатации водохозяйственных систем, отсутствие соответствующей нормативно-правовой документации, недостаточный уровень научных исследований в данном направлении.

Капитальный ремонт. В 1997 г. на капитальный ремонт жилищного фонда местных Советов было выделено 590,7 млрд руб., или 55,9% от нормативной потребности, что соответствует обеспеченности средствами на уровне 1992 года. Общий прирост ввода общей площади жилищного фонда после капремонта составил 38,4 тыс. кв. м. Этот прирост обеспечен в г. Минске (составил 45,5 тыс. кв. м, или 31,8%) и Витебской области (составил 1,5 тыс. кв. м, или 1,1%). В остальных областях республики ввод площади жилищного фонда после капитального ремонта по сравнению с 1996 годом уменьшился.

Жилищно-эксплуатационные организации не добились решительных сдвигов в работе с населением по обеспечению сохранности мест общего пользования и утеплению жилых помещений. Не обеспечено повсеместное внедрение в практику тендеров по распределению подрядов на капитальный ремонт жилых домов.

В Брестской, Витебской и Минской областях до сих пор не начаты работы по реализации государственной программы модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 годы. В остальных областях и г. Минске объемы работ составили лишь около 3% от объема капитального ремонта жилищного фонда.

Горэлектротранспорт. В минувшем году на предприятиях горэлектротранспорта не в полном объеме внедрен положительный опыт по усилению контроля за оплатой проезда пассажирами. В первую очередь это относится к ПП "Минскгорэлектротранс", где себестоимость перевозки пассажиров почти в два раза превышает аналогичный показатель в г. Бресте. В то же время затраты на 1 км пробега в г. Минске самые низкие в республике и составляют 10,1 тыс. руб. при среднереспубликанском уровне в 10,6 тыс. руб.

Низкими темпами проводились обновление и капитальный ремонт подвижного состава городского электротранспорта, в том числе внедрение экономичных троллейбусов новой модели в городах республики.

Финансовое положение. На протяжении 1997 года руководство министерства держало под постоянным контролем вопросы ликвидации кредиторской задолженности подведомственных предприятий, неоднократно указывая на то, что основным фактором ее образования является просроченная дебиторская задолженность потребителей коммунальных услуг. Однако, несмотря на предпринятые меры, коренным образом изменить ситуацию в части ликвидации просроченной задолженности не удалось.

Несвоевременное и неполное выделение бюджетных ассигнований на покрытие убытков не способствовало скорейшей ликвидации кредиторской задолженности объединений и предприятий.

По сравнению с 1996 годом дебиторская задолженность потребителей за предоставленные коммунальные услуги возросла на 8% и на начало 1998 года составила около 2 трлн руб. Это не позволило полностью ликвидировать кредиторскую задолженность за потребленные энергоресурсы, сумма которой осталась на уровне начала 1997 года и составляет около 1 трлн руб. Следует отметить, что текущее потребление газа за 1997 год возмещено в полном объеме. На протяжении отчетного года наиболее высокая величина кредиторской и дебиторской задолженностей сохраняется в объединениях, предприятиях и организациях УЖКХ Гомельского и ПУЖКХ Могилевского облисполкомов.

В результате сложилась ситуация, когда фактически все оборотные средства предприятий направляются на кредитование должников и на уплату процентов по этим кредитам в виде курсовой разницы.

Введение нового порядка очередности платежей за коммунальные услуги предоставляет руководителям объединений и предприятий дополнительные возможности для снижения дебиторской задолженности юридических лиц. В этой связи министерством будут предъявляться более строгие требования к результатам работы руководителей всех уровней по сокращению дебиторской задолженности.

Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 1998 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость