О территориальном развитии и имидже строительной организации
Расширенное заседание коллегии Минстройархитектуры РБ, посвященное итогам работы строительной отрасли в 1997 г. и мерам по обеспечению выполнения заданий социально-экономического развития страны на 1998 г., состоялось 23 января 1998 г. В работе коллегии приняли участие председатель Совета республики Национального собрания РБ П. В. Шипук, вице-премьер РБ Г. В. Новицкий, министр жилищно-коммунального хозяйства РБ Б. В. Батура, председатель БРК профсоюза строителей и работников промышленности строительных материалов П. П. Змитрович, заместители председателей облисполкомов, представители белорусской высшей школы и строительной науки, подрядных и проектных организаций.
С отчетным докладом выступил министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров.
В 1997 г. на развитие экономики и социальной сферы было направлено 62 трлн руб. капвложений, отметил Виктор Николаевич. В сопоставимых ценах это на 20% больше, чем в 1996 г. За этот период объемы подрядных работ в реальном исчислении возросли на 12%. Ввод в эксплуатацию жилых домов достиг
3.332.000 м2 общей площади. Это на 27% больше, чем в 1996 г. Введено в действие общеобразовательных школ на 14.158 ученических мест, дошкольных учреждений на 1400 мест, больниц на 1669 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 3857 посещений в смену.
Существенное влияние на работу строительного комплекса оказывает то, что с каждым годом возрастает объем инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций, внебюджетных фондов, средств населения, иностранных кредитов и инвесторов. В 1997 г. они составили 80% от общего объема инвестиций. Как правило, за этими капвложениями стоит конкретный хозяин, который хорошо знает, что он хочет иметь за свои деньги. Растет доля инвестиций предприятий и организаций негосударственного сектора экономики. Они достигли в 1997 г. почти 33%. Все больше средств вкладывается в производственное строительство, объемы которого в 1997 г. возросли на 4%, а его удельный вес достиг 58%.
Комплексный подход к формированию политики градостроительного развития намечен в генеральной схеме территориальной организации Республики Беларусь. В 1997 г. завершена разработка схемы расселения, являющейся базовым документом.
Важным мероприятием, проведенным министерством в 1997 году, явилась международная конференция по развитию коммуникационной системы Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва. В соответствии с рекомендациями ООН правительством образована Национальная комиссия по развитию населенных пунктов Республики Беларусь. Разработан план действий указанной комиссии, который охватывает все сферы деятельности, прямо или косвенно влияющие на качественный уровень среды обитания населенных мест.
Продолжается разработка документов в области создания законодательной и нормативно-правовой базы государственной территориальной политики и градостроительства. Национальным собранием одобрены внесенные Минстройархитектуры проекты дополнений в "Кодекс об административных правонарушениях", а также в Закон Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь", которыми вводятся экономические санкции за правонарушения в строительстве.
Институтом "БелНИИПградостроительства" выполнена работа по определению площадок для размещения жилищного строительства под объемы его ввода в 1998-2000 г. Подготовлены предложения по структуре жилищного строительства в 1998 г. и номенклатура малоэтажных жилых домов для строительства в городах и сельских населенных пунктах. Институтами "БелНИИС" и "НИПТИС" ведется работа по расширению практики применения каркасных конструктивных систем жилых и общественных зданий.
В научном плане эта проблема в основном решена. Завершены испытания фрагмента каркаса на основе изделий КПД. Разработаны рабочие чертежи объекта-представителя. Ресурсо- и энергоемкость здания снижена в 1,7 раза. В этом году МАПИД начнет строительство такого дома в Минске.
Завершена разработка трех проектов каркасных домов-представителей с гибкими планировочными решениями, которые обеспечивают снижение расхода основных строительных материалов и тепловой энергии примерно в 2 раза. Начато строительство этих домов.
Продолжалось создание национального комплекса нормативно-технических документов. Внесены изменения в СНБ "Строительная теплотехника", позволяющие на 7-10% снизить затраты тепла на 1 м2 стены из ячеистого бетона. Для увеличения долговечности элементов благоустройства внесены изменения, повышающие требования к их морозостойкости. Установлен оптимальный нормативный удельный годовой расход тепловой энергии на единицу площади (объема) для жилых зданий и объектов социально-культурного назначения, который позволяет до 20% сократить энергозатраты при их эксплуатации. Этот показатель приближен к общеевропейскому уровню.
С целью недопущения на строительный рынок некачественной продукции начата работа по выдаче технических свидетельств на применение новых и ввозимых из-за пределов государства строительных материалов, изделий, конструкций и технических решений. Введен ведомственный контроль за качеством строительных материалов. С 1 июля 1997 г. введена обязательная сертификация окон и балконных дверей.
В докладе Президента РБ на республиканском совещании по вопросам стратегии развития промышленного комплекса указано, что в 1998-2000 г. прирост валового внутреннего продукта должен быть обеспечен без увеличения энергопотребления. Основной показатель энергосбережения должен быть не ниже 10% по отношению к уровню потребления в 1997 г.
В текущем году наибольшее внимание мы должны уделить тем видам продукции, в себестоимости которых энергоресурсы составляют 30-70%. Программа министерства по энергосбережению должна определить потенциал энергосбережения на каждом предприятии и по министерству в целом.
Необходимо добиться того, чтобы средства внебюджетных централизованных инновационных фондов максимально использовались для внедрения новых эффективных конструкций, материалов и технологий на основе детально проработанных бизнес-планов.
При министерстве создан Комитет по надзору за ведением работ в строительстве с правами юридического лица. Этот орган государственного управления совместно с органами госстройнадзора исполкомов призван в полной мере задействовать всю систему экономико-правовых мер, направленных на обеспечение правопорядка в строительстве, повышение эффективности инвестиционной деятельности и качества строительства.
В последние годы возникло значительное число негосударственных субъектов хозяйствования. Снизилась производственная и исполнительская дисциплина. Ухудшилось организационно-техническое состояние базы контроля за качеством на производстве. Ликвидируются строительные лаборатории, технические отделы, не проводится соответствующее обучение.
Результаты работы органов государственного строительного надзора свидетельствуют о том, что практически на всех объектах выявляются серьезные нарушения технологии, строительных норм и правил, отступлений от проекта. Участниками инвестиционного процесса не соблюдаются в полной мере требования законодательных актов. Имеется много случаев самовольного строительства, производства строительно-монтажных работ без лицензий, утвержденных проектов и их экспертизы. Не обеспечивается установленный порядок приемки объектов в эксплуатацию. Заказчики, сетуя на низкое качество, оплачивают некачественно выполненные работы.
К сожалению, 1997 г. не стал переломным в части продвижения продукции, работ и услуг стройкомплекса РБ на внешний рынок. Несмотря на то что в целом экспорт продукции, работ и услуг стройкомплекса вырос, объемы подрядной деятельности за рубежом снизились по сравнению с 1996 г. на 6%. Это связано с рядом объективных и субъективных факторов.
До настоящего времени не урегулированы вопросы, связанные с двойным налогообложением подрядных организаций, работающих в Российской Федерации.
Вместе с тем наш экспортный потенциал еще далеко не исчерпан. Так, в сфере подрядной деятельности 65% процентов экспорта приходятся на 20% организаций. Из 91 предприятия промышленности стройматериалов свою продукцию поставляют в страны ближнего зарубежья 65.
В Минске, кроме концерна "Минскстрой", строительство и реконструкцию осуществляют десятки других организаций, в том числе и негосударственной формы собственности. Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Минске в 1997 г. составила 5,9 млн руб., или в 1,3-1,4 раза выше, чем в других регионах.
Необходимо навести порядок и в ценообразовании на продукцию стройиндустрии.
Большие возможности обуздания цен в строительстве связаны с расширением практики проведения подрядных торгов. Распределение заказов на тендерной основе позволяет существенно снижать стартовую цену объекта. В республике накоплен определенный опыт в этой области. В 1997 г. в результате проведения подрядных торгов по 136 объектам достигнуто снижение их стоимости в среднем на 5,9%. Необходимо добиться, чтобы подрядные торги проводились повсеместно, в соответствии с действующими законодательными актами и нормативными требованиями. На это направлено и утвержденное в ноябре 1997 г. в новой редакции "Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на территории РБ".
В семи учебных центрах, а также учебно-курсовых комбинатах и пунктах министерства прошли обучение 11 100 работников строительного комплекса, что выше уровня 1996 г. на 12%.
Начали функционировать курсы повышения квалификации специалистов по строительному и техническому надзору при факультете повышения квалификации Белорусской государственной политехнической академии.
Приоритетным остается в текущем году направление создания новых эффективных и долговечных кровельных, гидроизоляционных и отделочных материалов. Важное место в деятельности стройкомплекса РБ займет организация выпуска оконных и дверных блоков повышенного качества, отвечающих нормативным требованиям к теплоизоляции.
Подъем экономики - это прежде всего активизация инвестиционной деятельности. Эта работа будет направлена на вовлечение в экономический оборот незавершенного производства, на санацию основных фондов и жилищное строительство.
Восстанавливая производственный потенциал строительного комплекса, мы должны хорошо понимать, что в первоначальном виде он никогда уже не будет востребован. Это касается, прежде всего, его структуры, технического уровня и качества продукции, работ и услуг. Поэтому, вкладывая средства в восстановление тех или иных производств, технологических переделов, надо ориентироваться на перспективу их дальнейшего развития, учитывать конъюнктуру, складывающуюся на строительном внутреннем и внешнем рынках. Нельзя допустить, чтобы огромные усилия, затраченные обществом для создания накоплений и осуществления капитальных вложений, были направлены на воссоздание неэффективного производства, затратной экономики.
Мы все хорошо знаем, что у имущества, собственности всегда должен быть хозяин. Его отсутствие, хотя бы на непродолжительное время, приводит к огромным потерям. Сегодня в нашем законодательстве имеется пробел. У имущества обанкротившихся предприятий нет реального хозяина. Не решены вопросы финансирования затрат, связанных с их ликвидацией, сохранностью и дальнейшим использованием собственности.
Далее выступили председатель Комитета по надзору за ведением работ в строительстве В. В. Сыс, управляющий арендным строительно-монтажным трестом №19 Г. Ф. Курочкин, управляющий АП "Белсантехмонтаж-1" В. Э. Савицкий и еще целый ряд специалистов строительной отрасли республики. В заключение заседания слово взял вице-премьер Г. В. Новицкий. Именно он сообщил, что 65% столярки европейского качества, изготавливаемой в РБ, которой было бы достаточно для решения всех местных вопросов, пока что, к сожалению, уходит в Россию.
После этого начальник главного управления экономики Минстройархитектуры РБ Е. И. Драчук огласил перечень награжденных по итогам 1997 г. специалистов различных подразделений белорусской строительной отрасли. Десять коллег были удостоены почетных званий "Заслуженный строитель" и "Заслуженный работник промышленности строительных материалов", двенадцать награждены орденами, медалями и нагрудными знаками, восемнадцать - почетными грамотами Совмина РБ. В. Н. Ветров подчеркнул, что перечень мог бы быть гораздо длиннее, если бы не травматизм, не смертные случаи. Да, к сожалению, в течение 1997 г. предприятиями и организациями, входящими в систему министерства, был допущен рост травматизма по сравнению с 1996 г. Это, вероятно, связано с тем, что отдельные руководители забыли, что такое организационно-технологическая документация, проекты производства работ, технологические карты и стройгенпланы. А ведь репутация строительной организации, ее имидж во многом определяются культурой производства на объектах.
Сергей ЗОЛОТОВ
С отчетным докладом выступил министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров.
В 1997 г. на развитие экономики и социальной сферы было направлено 62 трлн руб. капвложений, отметил Виктор Николаевич. В сопоставимых ценах это на 20% больше, чем в 1996 г. За этот период объемы подрядных работ в реальном исчислении возросли на 12%. Ввод в эксплуатацию жилых домов достиг
3.332.000 м2 общей площади. Это на 27% больше, чем в 1996 г. Введено в действие общеобразовательных школ на 14.158 ученических мест, дошкольных учреждений на 1400 мест, больниц на 1669 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 3857 посещений в смену.
Существенное влияние на работу строительного комплекса оказывает то, что с каждым годом возрастает объем инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций, внебюджетных фондов, средств населения, иностранных кредитов и инвесторов. В 1997 г. они составили 80% от общего объема инвестиций. Как правило, за этими капвложениями стоит конкретный хозяин, который хорошо знает, что он хочет иметь за свои деньги. Растет доля инвестиций предприятий и организаций негосударственного сектора экономики. Они достигли в 1997 г. почти 33%. Все больше средств вкладывается в производственное строительство, объемы которого в 1997 г. возросли на 4%, а его удельный вес достиг 58%.
Комплексный подход к формированию политики градостроительного развития намечен в генеральной схеме территориальной организации Республики Беларусь. В 1997 г. завершена разработка схемы расселения, являющейся базовым документом.
Важным мероприятием, проведенным министерством в 1997 году, явилась международная конференция по развитию коммуникационной системы Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва. В соответствии с рекомендациями ООН правительством образована Национальная комиссия по развитию населенных пунктов Республики Беларусь. Разработан план действий указанной комиссии, который охватывает все сферы деятельности, прямо или косвенно влияющие на качественный уровень среды обитания населенных мест.
Продолжается разработка документов в области создания законодательной и нормативно-правовой базы государственной территориальной политики и градостроительства. Национальным собранием одобрены внесенные Минстройархитектуры проекты дополнений в "Кодекс об административных правонарушениях", а также в Закон Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь", которыми вводятся экономические санкции за правонарушения в строительстве.
Институтом "БелНИИПградостроительства" выполнена работа по определению площадок для размещения жилищного строительства под объемы его ввода в 1998-2000 г. Подготовлены предложения по структуре жилищного строительства в 1998 г. и номенклатура малоэтажных жилых домов для строительства в городах и сельских населенных пунктах. Институтами "БелНИИС" и "НИПТИС" ведется работа по расширению практики применения каркасных конструктивных систем жилых и общественных зданий.
В научном плане эта проблема в основном решена. Завершены испытания фрагмента каркаса на основе изделий КПД. Разработаны рабочие чертежи объекта-представителя. Ресурсо- и энергоемкость здания снижена в 1,7 раза. В этом году МАПИД начнет строительство такого дома в Минске.
Завершена разработка трех проектов каркасных домов-представителей с гибкими планировочными решениями, которые обеспечивают снижение расхода основных строительных материалов и тепловой энергии примерно в 2 раза. Начато строительство этих домов.
Продолжалось создание национального комплекса нормативно-технических документов. Внесены изменения в СНБ "Строительная теплотехника", позволяющие на 7-10% снизить затраты тепла на 1 м2 стены из ячеистого бетона. Для увеличения долговечности элементов благоустройства внесены изменения, повышающие требования к их морозостойкости. Установлен оптимальный нормативный удельный годовой расход тепловой энергии на единицу площади (объема) для жилых зданий и объектов социально-культурного назначения, который позволяет до 20% сократить энергозатраты при их эксплуатации. Этот показатель приближен к общеевропейскому уровню.
С целью недопущения на строительный рынок некачественной продукции начата работа по выдаче технических свидетельств на применение новых и ввозимых из-за пределов государства строительных материалов, изделий, конструкций и технических решений. Введен ведомственный контроль за качеством строительных материалов. С 1 июля 1997 г. введена обязательная сертификация окон и балконных дверей.
В докладе Президента РБ на республиканском совещании по вопросам стратегии развития промышленного комплекса указано, что в 1998-2000 г. прирост валового внутреннего продукта должен быть обеспечен без увеличения энергопотребления. Основной показатель энергосбережения должен быть не ниже 10% по отношению к уровню потребления в 1997 г.
В текущем году наибольшее внимание мы должны уделить тем видам продукции, в себестоимости которых энергоресурсы составляют 30-70%. Программа министерства по энергосбережению должна определить потенциал энергосбережения на каждом предприятии и по министерству в целом.
Необходимо добиться того, чтобы средства внебюджетных централизованных инновационных фондов максимально использовались для внедрения новых эффективных конструкций, материалов и технологий на основе детально проработанных бизнес-планов.
При министерстве создан Комитет по надзору за ведением работ в строительстве с правами юридического лица. Этот орган государственного управления совместно с органами госстройнадзора исполкомов призван в полной мере задействовать всю систему экономико-правовых мер, направленных на обеспечение правопорядка в строительстве, повышение эффективности инвестиционной деятельности и качества строительства.
В последние годы возникло значительное число негосударственных субъектов хозяйствования. Снизилась производственная и исполнительская дисциплина. Ухудшилось организационно-техническое состояние базы контроля за качеством на производстве. Ликвидируются строительные лаборатории, технические отделы, не проводится соответствующее обучение.
Результаты работы органов государственного строительного надзора свидетельствуют о том, что практически на всех объектах выявляются серьезные нарушения технологии, строительных норм и правил, отступлений от проекта. Участниками инвестиционного процесса не соблюдаются в полной мере требования законодательных актов. Имеется много случаев самовольного строительства, производства строительно-монтажных работ без лицензий, утвержденных проектов и их экспертизы. Не обеспечивается установленный порядок приемки объектов в эксплуатацию. Заказчики, сетуя на низкое качество, оплачивают некачественно выполненные работы.
К сожалению, 1997 г. не стал переломным в части продвижения продукции, работ и услуг стройкомплекса РБ на внешний рынок. Несмотря на то что в целом экспорт продукции, работ и услуг стройкомплекса вырос, объемы подрядной деятельности за рубежом снизились по сравнению с 1996 г. на 6%. Это связано с рядом объективных и субъективных факторов.
До настоящего времени не урегулированы вопросы, связанные с двойным налогообложением подрядных организаций, работающих в Российской Федерации.
Вместе с тем наш экспортный потенциал еще далеко не исчерпан. Так, в сфере подрядной деятельности 65% процентов экспорта приходятся на 20% организаций. Из 91 предприятия промышленности стройматериалов свою продукцию поставляют в страны ближнего зарубежья 65.
В Минске, кроме концерна "Минскстрой", строительство и реконструкцию осуществляют десятки других организаций, в том числе и негосударственной формы собственности. Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Минске в 1997 г. составила 5,9 млн руб., или в 1,3-1,4 раза выше, чем в других регионах.
Необходимо навести порядок и в ценообразовании на продукцию стройиндустрии.
Большие возможности обуздания цен в строительстве связаны с расширением практики проведения подрядных торгов. Распределение заказов на тендерной основе позволяет существенно снижать стартовую цену объекта. В республике накоплен определенный опыт в этой области. В 1997 г. в результате проведения подрядных торгов по 136 объектам достигнуто снижение их стоимости в среднем на 5,9%. Необходимо добиться, чтобы подрядные торги проводились повсеместно, в соответствии с действующими законодательными актами и нормативными требованиями. На это направлено и утвержденное в ноябре 1997 г. в новой редакции "Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на территории РБ".
В семи учебных центрах, а также учебно-курсовых комбинатах и пунктах министерства прошли обучение 11 100 работников строительного комплекса, что выше уровня 1996 г. на 12%.
Начали функционировать курсы повышения квалификации специалистов по строительному и техническому надзору при факультете повышения квалификации Белорусской государственной политехнической академии.
Приоритетным остается в текущем году направление создания новых эффективных и долговечных кровельных, гидроизоляционных и отделочных материалов. Важное место в деятельности стройкомплекса РБ займет организация выпуска оконных и дверных блоков повышенного качества, отвечающих нормативным требованиям к теплоизоляции.
Подъем экономики - это прежде всего активизация инвестиционной деятельности. Эта работа будет направлена на вовлечение в экономический оборот незавершенного производства, на санацию основных фондов и жилищное строительство.
Восстанавливая производственный потенциал строительного комплекса, мы должны хорошо понимать, что в первоначальном виде он никогда уже не будет востребован. Это касается, прежде всего, его структуры, технического уровня и качества продукции, работ и услуг. Поэтому, вкладывая средства в восстановление тех или иных производств, технологических переделов, надо ориентироваться на перспективу их дальнейшего развития, учитывать конъюнктуру, складывающуюся на строительном внутреннем и внешнем рынках. Нельзя допустить, чтобы огромные усилия, затраченные обществом для создания накоплений и осуществления капитальных вложений, были направлены на воссоздание неэффективного производства, затратной экономики.
Мы все хорошо знаем, что у имущества, собственности всегда должен быть хозяин. Его отсутствие, хотя бы на непродолжительное время, приводит к огромным потерям. Сегодня в нашем законодательстве имеется пробел. У имущества обанкротившихся предприятий нет реального хозяина. Не решены вопросы финансирования затрат, связанных с их ликвидацией, сохранностью и дальнейшим использованием собственности.
Далее выступили председатель Комитета по надзору за ведением работ в строительстве В. В. Сыс, управляющий арендным строительно-монтажным трестом №19 Г. Ф. Курочкин, управляющий АП "Белсантехмонтаж-1" В. Э. Савицкий и еще целый ряд специалистов строительной отрасли республики. В заключение заседания слово взял вице-премьер Г. В. Новицкий. Именно он сообщил, что 65% столярки европейского качества, изготавливаемой в РБ, которой было бы достаточно для решения всех местных вопросов, пока что, к сожалению, уходит в Россию.
После этого начальник главного управления экономики Минстройархитектуры РБ Е. И. Драчук огласил перечень награжденных по итогам 1997 г. специалистов различных подразделений белорусской строительной отрасли. Десять коллег были удостоены почетных званий "Заслуженный строитель" и "Заслуженный работник промышленности строительных материалов", двенадцать награждены орденами, медалями и нагрудными знаками, восемнадцать - почетными грамотами Совмина РБ. В. Н. Ветров подчеркнул, что перечень мог бы быть гораздо длиннее, если бы не травматизм, не смертные случаи. Да, к сожалению, в течение 1997 г. предприятиями и организациями, входящими в систему министерства, был допущен рост травматизма по сравнению с 1996 г. Это, вероятно, связано с тем, что отдельные руководители забыли, что такое организационно-технологическая документация, проекты производства работ, технологические карты и стройгенпланы. А ведь репутация строительной организации, ее имидж во многом определяются культурой производства на объектах.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 1998 год в рубрике новости