Технический надзор при производстве строительно-монтажных работ

Анализ материалов обследований строительных объектов, экспертной оценки проектных решений и применяемых методик расчетов конструкций показывает, что для эффективного решения проблем, связанных с эксплуатационной надежностью конструкций зданий и сооружений, качеством строительной продукции, необходима комплексная реорганизация правовых, экономических, технических и научных подходов на всех этапах инвестиционной деятельности в строительстве.

Основу подготовки строительной отрасли к "восприятию" системы управления качеством должны составить правовые акты, изменяющие сложившиеся при плановой экономике стереотипы принципов организации работы всех субъектов хозяйствования, задействованных на строительстве объектов. Это предполагает переход на новый уровень производственных отношений, в основе которого лежит механизм экономической заинтересованности и саморегулирования.

Особая роль в вопросах повышения качества строительства должна отводиться заказчику и его службе технического надзора. К сожалению, сегодня мы констатируем тот факт, что как от подрядчика, так и от заказчика в период спада строительного производства ушли лучшие кадры, способные квалифицированно решать стоящие перед ними задачи. Сегодня работа УКСов (облисполкомов и райисполкомов), других заказчиков сводится к поиску инвестиций, обеспечению своевременных расчетов за выполненные работы. И закономерно, что заказчик и подрядчик уступают друг другу: первый должным образом не спрашивает за качество, а второй не предъявляет претензий за несвоевременную оплату выполненных работ.

Взаимные уступки приводят к различным негативным последствиям в деятельности участников строительного процесса. С этим мириться дальше преступно.

К большому сожалению, деятельностью заказчиков, их проблемами в последние 20-25 лет практически никто серьезно не занимался. Их работа сегодня регламентируется положениями, утверждаемыми облисполкомами и райисполкомами, руководителями предприятий, в которых вопросы юридической ответственности за конечный результат деятельности не находят должной принципиальной оценки.

Затраты на содержание заказчика в настоящее время лимитированы независимо от сложности объекта, его удаленности и конкретных условий строительства. В отдельных случаях эти средства расходуются и на другие работы, не связанные со строительством объекта. Как известно, функции заказчика в области строительства жилья, социальной и коммунальной сфер в городах и районах Республики Беларусь возложены на управления капитального строительства, численность аппарата которых регламентируется общей численностью рай(гор)исполкомов и постоянно, из года в год, сокращается.

Сегодня в г. Минске в среднем на одного работника технического надзора приходится 10-15 объектов, а в областных и районных УКСах еще больше, уровень же заработной платы ниже, чем у подрядчика. Такое положение дел и обусловливает порою безответственное отношение работников технического надзора к качеству выполняемых работ, применяемых материалов, ведению исполнительной документации. Да и в состоянии ли этот работник, осуществляющий технический надзор, обеспечить в создавшихся условиях выполнение возложенных на него функций? Ответ предельно ясен: конечно же, в полном объеме - нет.

Положение дел усугубляется еще и тем, что зачастую все участники строительного процесса (проектировщик, заказчик, технический надзор и подрядчик) являются частью одной организационной структуры, что порождает конфликт интересов, подрывает авторитет технического надзора и в конечном итоге приводит к низкому качеству выполненных строительно-монтажных работ, несмотря на то что в Республике Беларусь действуют стандарты, отвечающие современным требованиям.

Из вышеизложенного предельно ясно, что на данном этапе усиление функций технического надзора является настоятельной и первейшей необходимостью. Данная задача может быть решена только путем введения законодательных норм, направленных на приведение методов технического надзора в строительстве в соответствие с методами и практикой, существующей в Европе, США и других странах. Прежде всего необходимо создать специальные независимые службы технического надзора, которые могут состоять из одного или нескольких лиц, прошедших обучение и имеющих квалификационный аттестат на право ведения технического надзора.

Службы организации технического надзора (СОТН) в каждом конкретном случае должны разрабатывать нормативно-технические документы по осуществлению технического надзора. В основу этих документов должны быть заложены широко используемые за рубежом рекомендации международной организации инженеров-консультантов (FIDIC). Опыт работы службы независимого технического надзора в Республике Беларусь уже имеется и с успехом применяется при модернизации автомобильной дороги Москва-Минск-Брест и строительстве газопровода Ямал-Западная Европа.

Примерная схема организации технадзора на строительной площадке по методологии FIDIC приведена ниже (см. схему).

Порядок ведения независимого технического надзора и его деятельность будут регламентированы во II квартале 1998 г., разрабатываемыми в настоящее время новыми СНБ.

Для успешной деятельности независимого технического надзора следует отказаться от существующей практики выделения фиксированной доли средств на осуществление технического надзора по любому проекту независимо от его сложности, квалификации подрядчиков и сметной стоимости работ.

Эти затраты не должны носить постоянный характер и, естественно, по каждому конкретному объекту будут различны. Например, в Западной Европе принято выделять на технический надзор от 3 до 7 процентов от общей стоимости работ, однако в каждом конкретном случае, по каждому проекту в отдельности они обосновываются по детальной смете, подготавливаемой консультантами или проектировщиками, и никогда не основываются на фиксированном процентном отношении. Очевидность того факта, что экономия средств за счет технического надзора на самом деле не является экономией, не вызывает сомнений. Финансовые последствия работ низкого качества, ведущие к значительному увеличению затрат на содержание и ремонт зданий и сооружений, сокращению сроков службы эксплуатации объектов, по своим размерам намного превышают суммы, сэкономленные в ходе строительства. Ярким примером вышеизложенного может служить проводимый в настоящее время капитальный ремонт крытого Комаровского рынка, ранее выполненные работы по усилению покрытия кинотеатра "Москва", имеющийся брак в выполнении отдельных видов работ при сооружении Дворца Республики и Северного железнодорожного вокзала в г. Минске, ряда других объектов.

Для создания юридической основы функционирования современной системы контрактных отношений между участвующими в реализации проекта сторонами необходимо изменение существующих правил договоров (контрактов) подряда, технических нормативов и стандартов, где должно найти отражение понятие "ИНЖЕНЕР" как юридическое лицо, осуществляющее технический надзор и организующее выполнение проекта, с которым заказчик заключает контракт.

Международный опыт показывает, что технический надзор на объекте будет функционировать должным образом только тогда, когда "ИНЖЕНЕР" наделен полномочиями и властью для того, чтобы применять на практике все условия контракта FIDIC. Для осуществления "ИНЖЕНЕРОМ" своих обязанностей в новые контрактные документы должны быть включены положения, позволяющие ему выступить в роли последней инстанции по всем вопросам, относящимся к качеству и оплате работ. Оплата за несоответствующие стандартам работы и материалы производиться не должна. Специалист технического надзора сможет контролировать качество только при наличии полномочий по контролю оплаты работ подрядчика.

Кроме того, необходимо включить в новые контрактные положения обязанности подрядчика по предоставлению заказчику ("ИНЖЕНЕРУ") плана обеспечения качества (ПОК) строительства объекта, организации строительной лаборатории на объекте, где в присутствии "ИНЖЕНЕРА" возможно было бы утвердить результаты испытаний применяемых строительных материалов.

В переходный период организационно независимыми службами технического надзора могут являться выделившиеся из УКСов отделы технического надзора, созданные в проектных организациях подразделения по этим работам, а также другие организации и предприятия независимо от форм собственности, которые будут иметь квалифицированные кадры инженеров, прошедших специальную подготовку и имеющих квалификационный аттестат. Эту работу необходимо осуществить в течение 1998 года, и предполагается, что в дальнейшем компании по техническому надзору будут выбираться на основе тендера, подобно тому, как уже сейчас выбираются подрядчики. Такой порядок, несомненно, будет способствовать улучшению состязательности и эффективности работы этих организаций.

Для дальнейшего развития организаций технического надзора необходимо постоянное присутствие специалистов непосредственно на строительной площадке. Эпизодический надзор не обеспечивает надлежащего качества работ. Это подтверждается и международным опытом, и опытом строительства в Беларуси жилых городков для переселения военнослужащих.

Количество работников технического надзора на объекте должно зависеть от ряда факторов, таких как квалификация подрядчика, сложность выполняемых работ, удаленность объекта, интенсивность производства работ, наличие базы качественных строительных материалов и др.

В отдельности все участники строительного процесса будто бы и стремятся к повышению качества выполняемых работ, а в целом не всегда получается хороший конечный результат. Одна из причин этого заключается в том, что мы привыкли жить по старым стереотипам, по старым правилам при производстве строительно-монтажных работ. Жизнь ушла вперед и настоятельно диктует необходимость вносить коррективы. Сегодня мною изложено только лишь одно из направлений реформирования - необходимость создания независимого института технического надзора в строительстве.

В целом же я считаю, что мы в 1998 году должны разработать новые общие правила ведения работ в строительстве, основанные на отечественном и зарубежном опыте, включающие в себя основные положения FIDIC (Международной организации инженеров-консультантов в строительстве).

Приглашая к открытому диалогу читателей газеты, хотелось бы услышать мнение всех заинтересованных.

В.В. СЫС


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 1998 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость