Итоги деятельности строительного комплекса за 1997 год

16 января в Министерстве архитектуры и строительства РБ состоится заседание коллегии, посвященное итогам деятельности строительного комплекса республики за 1997 год. 20 января аналогичная итоговая коллегия пройдет и в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РБ. Оба этих события - прекрасный повод для того, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы и проблемы строительной отрасли. В преддверии намечающихся итоговых коллегий редакция "СиН" решила провести опрос среди предприятий, организаций и специалистов, работающих в сфере строительства и смежных областях деятельности. Респондентам задавался один вопрос: "Какие проблемы, по вашему мнению, целесообразно было бы обсудить на итоговых коллегиях министерств?". Наша инициатива получила активную поддержку. Более того, специалисты высказывались не только в рамках поставленного вопроса, но и затрагивали более широкий спектр проблем, даже находящихся вне компетенции министерств. В предлагаемой подборке приводятся высказывания, показавшиеся нам наиболее интересными.

Генеральный директор многоотраслевого производственного объединения "Стройкомплекс" Д. И. Жизневский:

- Таких вопросов у меня нет. Это не означает, что у нас нет проблем. Просто мы их и решаем сами. Министерство архитектуры и строительства не поможет нам ни с поиском заказов, ни с поиском материалов, необходимых для их выполнения.

Директор БелНИИС А. И. Мордич:

- Мне нравятся взаимоотношения, которые наконец-то сложились у министерства и института. Техническая политика, осуществляемая министерством сегодня, предусматривает поддержку всех наших начинаний. Поэтому вполне естественно мое пожелание, чтобы это состояние сохранялось и в дальнейшем.

Доцент кафедры экономики строительства БГПА Л. И. Ильичев:

- Как инженера-строителя меня не может не занимать вопрос: каким в дальнейшем будет строительство в нашей стране? Государственным или частным? Или же возобладает некое состояние равновесия, разумного сочетания всех этих тенденций?

Как педагога же меня, разумеется, волнует дальнейшая судьба кадров, которые мы готовим. Может быть, есть смысл, наконец реализовать то, что давно практикуется на Западе и не раз обсуждалось самыми различными специалистами еще в СССР? Я имею в виду направление будущего инженера на производство после, скажем, трех лет его обучения в вузе. Может быть, он решит, что приобретенных знаний ему уже достаточно, тогда ему выдадут соответствующий диплом. Может быть, в процессе этой стажировки он перепробует несколько видов инженерной деятельности. В любом случае этот период поможет ему продуктивнее завершить учебу и легче найти себя на производстве. Молодые люди, которых мы учим, должны знакомиться со средой, в которой им предстоит вращаться. (Точно так же эта среда должна узнавать об их существовании.) И это взаимное узнавание должно происходить гораздо ранее момента получения диплома.

Хорошо, что в 1997 году практически все выпускники стройфака БГПА распределились по специальности. (Это - результат совпадения соответствующего государственного планирования и наших инициатив.) А то ведь в прежние годы, когда распределение было стопроцентно свободным, кто-то куда-то попадал, а кто-то и в "челноки" подавался.

В этой ситуации педагог невольно задумывается о смысле своей работы...

Старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории мостов (БГПА) Г. А. Горошко:

- Как ни банально это звучит, но вопрос соблюдения качества продолжает оставаться актуальным. Качества на всех стадиях инвестиционного процесса: при проектировании, строительстве, эксплуатации и инспекции объектов. Например, в прошедшем году пришлось столкнуться с фактами несоответствия заложенных в проекты характеристик бетона требованиям строительных норм. И это - несмотря на то, что соответствующие нормы проектирования (так называемые новые СНиП) действуют уже более 10 лет. По-прежнему имеют место аналогичные недопустимые отклонения характеристик бетона и на стадии строительства. Как показывает практика, при существующей системе эксплуатации сооружений информация об аварийном состоянии элементов мостов может быть скрытой по различным причинам. Отсутствие полной информации о действительном техническом состоянии мостов приводит к тому, что запрашиваемые некоторыми подразделениями средства на содержание мостов оказываются заниженными. Это может вызвать иллюзию того, что состояние мостов - нормальное. А между тем есть примеры эксплуатации некоторых мостов при недопустимом состоянии их элементов или за пределами расчетных запасов прочности.

Инженер-строитель, автор изобретений Н. Ф. Мельников:

- Хочется пожелать и министерству, и всем работающим в стройотрасли бесперебойной обратной связи со средствами массовой информации. Большинство авторов публикаций явно заинтересовано в нелицеприятной оценке излагаемого ими, в реагировании строительной общественности на их посылы. Только тогда факт появления в печати того или иного материала будет иметь какой-то смысл. Тогда сработает даже такая статья, в которой изложены неверные взгляды.

Сергей Глазков, директор строительной фирмы "Битумные технологии":

- Хотелось бы поставить перед коллегией два основных вопроса. Первый из них касается нового РДС 1.01.06-97 о порядке выдачи технических свидетельств на ввозимые или вновь производимые на территории республики строительные материалы и конструкции. Этот документ содержит подводные камни, которые усложняют и без того непростые условия, необходимые для выживания малых строительных фирм. По сути, документ в завуалированной форме вводит обязательную сертификацию для всех видов строительной продукции. Но для малых строительных фирм это слишком дорогостоящее и сложное мероприятие, требующее привлечения новых специалистов, сбора технической документации и т. д. Кроме того, существующий порядок выдачи технических свидетельств требует от фирм подробного описания используемых технологий, то есть - раскрытия своих "ноу-хау". Но твердой гарантии, что эта информация не будет использована конкурирующими предприятиями, нет.

Светлана Глазкова, менеджер по маркетингу строительной фирмы "Битумные технологии":

Вторая не менее актуальная проблема - отсутствие достоверной и конкретной статистической информации о работе организаций и предприятий строительной отрасли. Информация о строительстве, которую собирает Министерство статистики, слишком "глобальна" и поэтому не может служить подспорьем в деятельности маркетинговых служб строительных предприятий. Хотелось бы располагать сведениями о емкости рынка тех или иных строительных работ, о количестве фирм, имеющих лицензии на различные виды строительной деятельности, и количестве фирм, реально занимающихся этими видами деятельности, об объемах работ строительных предприятий. Целесообразно было бы организовать в Министерстве архитектуры и строительства сбор такой информации.

Бригадир комплексной бригады М. И. Бабина (ПТП ООО "Кэтрибэл", объект "Церковь Преображения Господня" по проспекту им. газеты "Правда"):

- Хочется пожелать всем, кто должен нашей фирме, чтобы они поактивнее рассчитывались. Дело доходит до того, что наш директор в сердцах говорит: уж лучше бы мы были кому-то должны...

Известный специалист-мостовик, кандидат технических наук П. В. Золотов:

- Республика Беларусь расположена на перекрестке дорог Европа-Россия, Северная Европа и Прибалтика-Украина и, естественно, должна получить существенный доход от транзитных транспортных потоков, проходящих по этим дорогам. Чем выше интенсивность этих транспортных потоков, тем больше доходов пойдет в казну Республики Беларусь. Поэтому важнейшая стратегическая цель соответствующих служб - обеспечить безотказный пропуск существующих и прогнозируемых транспортных потоков по АД РБ. Для достижения этой цели эксплуатационные характеристики автомобильных дорог должны поддерживаться на требуемом уровне. В значительной степени это относится и к мостам на автомобильных дорогах, эксплуатационные характеристики которых - грузоподъемность, долговечность и пропускная способность - во многих случаях далеки от требуемых. Здесь, во-первых, важна достоверность информации об этих характеристиках, которая обеспечивается доступностью к несущим элементам моста и профессионализмом специалистов. Во-вторых, важна эффективность технических решений, примененных в процессе ремонта или реконструкции моста. В течение 1955-1975 годов было построено много сборных железобетонных разъездных мостов с тавровыми балками, объединенными по диафрагмам на сварке. Под нагрузкой сварные соединения рассыпались, концы балок из-за нечеткого опирания и воздействия воды через деформационные швы разрушились, в то время как несущая способность балок оставалась высокой. Еще в начале 80-х годов мною "сотоварищи" было предложено использовать эти балки после соответствующей обработки как сборные элементы сборно-монолитных неразрезных пролетных строений, эксплуатационные характеристики которых существенно выше разрезных.

Однако строители (и заказчики им потворствуют) используют существующие балки не часто и только по наезженной технологической колее. Как тут не вспомнить Владимира Высоцкого, хотя он к мостам никакого отношения не имел! Видимо, для того чтобы выбраться из наезженной колеи, необходим, как нигде, административный нажим, к чему я и призываю руководителя Комитета по автомобильным дорогам А. В. Минина.

Кандидат технических наук, доцент И. Ф. Фиалко:

- С появлением новых строительных материалов и изделий все более актуальным становится вопрос соответствия разрабатываемых в Республике Беларусь стандартов технологиям изготовления этих самых материалов. Для его решения есть самые разнообразные пути: примечания, дополнения, изменения, приложения и так далее. Но заниматься этим обязательно нужно.

Прораб СУ-21 КПП "Минскпромстрой А. И. Жебрун сказал, что ему есть что сказать, однако после публикации подобного ответа ему придется искать новую работу. Бывшие в прорабской (объект - 150-квартирный жилой дом на углу улиц Кропоткина и Варвашени) рабочие СУ-21 дали понять, что очень часто квалификация строительного рабочего в Республике Беларусь не оценивается должным образом.

Начальник ГСП "Минскметрострой" А. Г. Серегин:

- Первый вопрос - вопрос финансирования. Разумеется, город напрягается изо всех сил, чтобы оно было бесперебойным, но у него не всегда это получается, и тогда перебои случаются у нас.

Второй вопрос - вопрос приобретения тех материалов, того оборудования, которые не производятся в Республике Беларусь, однако необходимы для строительства метрополитена. Приобретать приходится в основном в ближнем зарубежье (Россия, Украина, Литва). Это и мрамор, и металл, и электровозы, и породопогрузочные машины, и выпрямители, и оборудование для вентиляции выработок. Рассчитываться за все эти товары приходится либо долларами США, либо российскими рублями. Очень часто у нас возникают проблемы обмена этих валют в Нацбанке РБ.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость