Белорусская архитектурная школа растет и мужает
23 декабря в Доме архитектора состоялось подведение итогов смотра-конкурса творческих достижений белорусских проектных организаций всех форм собственности
Проведение этого мероприятия уже давно стало хорошей традицией, воплощаемой в жизнь по инициативе Белорусского союза архитекторов. Действительно, регулярные смотры-конкурсы творческих проектов позволяют отслеживать тенденции развития белорусской архитектурной школы и выявлять наиболее интересные авторские коллективы. Предыдущий расширенный смотр-конкурс достижений в области архитектуры состоялся в конце 1995 года. Тогда в нем приняли участие 120 творческих мастерских Белорусского союза архитекторов (БСА). В этом году количество участников мероприятия сократилось почти в три раза, зато их состав и "ведомственная принадлежность" стали более разнообразными. Свои работы на смотр-конкурс представили творческие мастерские, подчиняющиеся БСА, и независимые творческие мастерские, проектные институты государственной формы собственности и проектные подразделения частных строительных и ремонтных фирм. Пожалуй, можно отметить такую закономерность - несмотря на относительную немногочисленность (на смотр-конкурс были представлены работы 44 творческих коллективов), белорусские проектные организации продемонстрировали растущий профессионализм и компетентность. Во-первых, явно прослеживается шаг в сторону от "бумажной архитектуры".
Существенно уменьшился разрыв между творческими фантазиями архитекторов и реальными возможностями для их осуществления. Если 10-20 лет назад прекрасная "бумажная архитектура", в которой воплощались творческие поиски авторов, и существующие в реальности невыразительные и скучные объекты, недостойные называться архитектурными произведениями, представляли собой два непримиримых лагеря, две несовместимые стороны деятельности зодчих, то сейчас это противоречие довольно сильно сгладилось. Конечно, проблема получения заказов на проектирование и их нормального финансирования по-прежнему остается актуальной, но все же... Наконец-то стали появляться реализованные проекты, которыми могут гордиться их авторы. Смотр-конкурс продемонстрировал эту тенденцию.
Правда, среди реализованных проектов в подавляющем большинстве находятся такие "мелочи", как разработка интерьеров, реконструкция небольших существующих зданий и т. д. Это вполне объяснимо: заказчики, способные профинансировать проектирование и строительство или реконструкцию мелких объектов, уже появились, а черед масштабных строительных и градостроительных проектов еще не наступил. Итак, белорусская архитектура "поднимается" с малого, но поднимается достаточно уверенно и целенаправленно.
Из объектов "малой архитектуры" хотелось бы отметить интерьеры архитектора А. Трусова и разработки проектного подразделения строительной фирмы "КМК". Вообще, проектные предложения частных фирм, впервые участвующих в смотре-конкурсе архитектурных достижений, заслуживают отдельного рассмотрения. Даже президент Белорусского союза архитекторов Е.М. Ковалевский в своем кратком выступлении, посвященном итогам смотра-конкурса, отметил, что новые структуры, заявившие о себе в представленных на суд жюри работах (фирма "КМК", организация "Инко-проект" и другие), обладают большим творческим потенциалом.
Второй момент, который хотелось бы отметить, - это возросший уровень графической подачи проектов и более активное использование компьютерной техники при проектировании и итоговом художественном оформлении работ. Подавляющее большинство представленных проектов было выполнено в яркой графической манере, явно рассчитанной на "подачу товара лицом". Улучшилась и техника макетирования, что дало повод для разговоров об укреплении белорусской макетной школы, прозвучавших в ходе мероприятия.
На этом фоне несколько выделялись работы государственных проектных институтов, выполненные в более традиционном художественном ключе. Кстати, по оценкам жюри (для рассмотрения проектов было сформировано целых 9 альтернативных жюри, но об этом чуть позже), общий уровень проектных разработок как самих идей, так иих подачу, творческих мастерских оказался выше, чем у проектных институтов. Только три проектных института - "Минскгражданпроект", "Белпроект" и "Брестпроект" - вошли в двадцатку победителей.
Что касается регионального состава участников смотра-конкурса, то в подавляющем большинстве ими оказались творческие коллективы столицы. Из иногородних в мероприятии приняли участие только витебские и брестские проектировщики. Остальные области не прислали на конкурс своих представителей. Не сочли нужным или не рискнули померяться силами с минскими архитекторами? Неизвестно, но все равно жаль - стоило бы попробовать. Кстати, три авторских коллектива из Бреста - творческая мастерская А.А. Андреюка "Студио А3", творческая мастерская В.Г. Кескевича "АРТ-КИСО" и творческая мастерская В.Н. Чайковского "АПЧА" - оказались в двадцатке победителей, заняв 6-е, 10-е и 15-е место соответственно. 18-е место заняло ОАО "Брестпроект". Работы всей перечисленных структур, безусловно, интересны. Но наибольшее значение имеет разработка А.А. Андреюка - проект свободной экономической зоны "Брест". Это предложение явилось по сути единственным градостроительным проектом, представленным на смотре-конкурсе. Несколько забегая вперед, скажу, что архитектор Андреюк получил звание "человека года" в номинации "архитектура" согласно конкурсу рейтингов, проведенному Министерством культуры Республики Беларусь.
Но вернемся к мероприятию в Союзе архитекторов. Двадцатка победителей смотра-конкурса была определена по результатам сопоставления выводов девяти комиссий: административного жюри, академического жюри, жюри ветеранов (само собой разумеется, ветеранов архитектуры), жюри совета БСА, жюри преподавателей, жюри проектных институтов, жюри творческих мастерских, жюри лауреатов смотров и студенческого жюри.
Как выяснилось, мнения всех "взрослых" жюри не сильно отличались друг от друга. Были, конечно, определенные разногласия (например, академическое жюри отобрало только 12 лучших работ, оценив остальных участников ниже двадцатого места), но они не особенно повлияли на конечный результат отбора победителей. Студенческое жюри мыслило более радикально, отдавая предпочтение работам с компьютерной графической подачей.
Первые три места в смотре- конкурсе достижений в области архитектуры заняли творческие мастерские А.И. Чадовича, Б.Э. Школьникова и О.А. Воробьева. Вероятно, это ни для кого не стало неожиданностью. Большой опыт этих мастеров в сочетании с определенной иерархией, существующей в белорусском архитектурном мире, в очередной раз дали ожидаемый результат. Четвертое, пятое и шестое место заняли мастерские А.Г. Трусова, А.А. Соболевского и А.А. Андреюка соответственно.
Понимая, что беглый обзор экспозиции не может соперничать с кропотливой работой девяти жюри, рискну все же поделиться своими личными впечатлениями: очень понравились работы творческой мастерской А.А. Соболевского, проектного подразделения фирмы "КМК", творческой мастерской В.С. Белянкина и некоторые проекты, не значащиеся в списке победителей.
Что касается тематической направленности архитектурных предложений, то интересными показались разработки в области жилья и ландшафтного благоустройства, представленные на смотре-конкурсе.
В каком русле предстоит работать белорусским архитекторам в дальнейшем? Одно из предложений по этому поводу высказал министр архитектуры и строительства РБ В.Н. Ветров, присутствовавший на мероприятии. Подчеркнув свою уверенность в том, что все наработки белорусских зодчих со временем будут востребованы, министр предложил архитекторам и градостроителям обратить внимание на проблемы мелких поселений республики, которые в большинстве своем строились без единого архитектурного замысла и в настоящее время нуждаются в лучшем обустройстве. Вполне вероятно, что это направление в недалеком будущем станет темой нового архитектурного конкурса, проводимого под эгидой Министерства архитектуры и строительства РБ.
В любом случае, хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем белорусские архитекторы смогут реализовать свои новые творческие планы в максимальном объеме.
Светлана ЛОБАНОВА
Проведение этого мероприятия уже давно стало хорошей традицией, воплощаемой в жизнь по инициативе Белорусского союза архитекторов. Действительно, регулярные смотры-конкурсы творческих проектов позволяют отслеживать тенденции развития белорусской архитектурной школы и выявлять наиболее интересные авторские коллективы. Предыдущий расширенный смотр-конкурс достижений в области архитектуры состоялся в конце 1995 года. Тогда в нем приняли участие 120 творческих мастерских Белорусского союза архитекторов (БСА). В этом году количество участников мероприятия сократилось почти в три раза, зато их состав и "ведомственная принадлежность" стали более разнообразными. Свои работы на смотр-конкурс представили творческие мастерские, подчиняющиеся БСА, и независимые творческие мастерские, проектные институты государственной формы собственности и проектные подразделения частных строительных и ремонтных фирм. Пожалуй, можно отметить такую закономерность - несмотря на относительную немногочисленность (на смотр-конкурс были представлены работы 44 творческих коллективов), белорусские проектные организации продемонстрировали растущий профессионализм и компетентность. Во-первых, явно прослеживается шаг в сторону от "бумажной архитектуры".
Существенно уменьшился разрыв между творческими фантазиями архитекторов и реальными возможностями для их осуществления. Если 10-20 лет назад прекрасная "бумажная архитектура", в которой воплощались творческие поиски авторов, и существующие в реальности невыразительные и скучные объекты, недостойные называться архитектурными произведениями, представляли собой два непримиримых лагеря, две несовместимые стороны деятельности зодчих, то сейчас это противоречие довольно сильно сгладилось. Конечно, проблема получения заказов на проектирование и их нормального финансирования по-прежнему остается актуальной, но все же... Наконец-то стали появляться реализованные проекты, которыми могут гордиться их авторы. Смотр-конкурс продемонстрировал эту тенденцию.
Правда, среди реализованных проектов в подавляющем большинстве находятся такие "мелочи", как разработка интерьеров, реконструкция небольших существующих зданий и т. д. Это вполне объяснимо: заказчики, способные профинансировать проектирование и строительство или реконструкцию мелких объектов, уже появились, а черед масштабных строительных и градостроительных проектов еще не наступил. Итак, белорусская архитектура "поднимается" с малого, но поднимается достаточно уверенно и целенаправленно.
Из объектов "малой архитектуры" хотелось бы отметить интерьеры архитектора А. Трусова и разработки проектного подразделения строительной фирмы "КМК". Вообще, проектные предложения частных фирм, впервые участвующих в смотре-конкурсе архитектурных достижений, заслуживают отдельного рассмотрения. Даже президент Белорусского союза архитекторов Е.М. Ковалевский в своем кратком выступлении, посвященном итогам смотра-конкурса, отметил, что новые структуры, заявившие о себе в представленных на суд жюри работах (фирма "КМК", организация "Инко-проект" и другие), обладают большим творческим потенциалом.
Второй момент, который хотелось бы отметить, - это возросший уровень графической подачи проектов и более активное использование компьютерной техники при проектировании и итоговом художественном оформлении работ. Подавляющее большинство представленных проектов было выполнено в яркой графической манере, явно рассчитанной на "подачу товара лицом". Улучшилась и техника макетирования, что дало повод для разговоров об укреплении белорусской макетной школы, прозвучавших в ходе мероприятия.
На этом фоне несколько выделялись работы государственных проектных институтов, выполненные в более традиционном художественном ключе. Кстати, по оценкам жюри (для рассмотрения проектов было сформировано целых 9 альтернативных жюри, но об этом чуть позже), общий уровень проектных разработок как самих идей, так иих подачу, творческих мастерских оказался выше, чем у проектных институтов. Только три проектных института - "Минскгражданпроект", "Белпроект" и "Брестпроект" - вошли в двадцатку победителей.
Что касается регионального состава участников смотра-конкурса, то в подавляющем большинстве ими оказались творческие коллективы столицы. Из иногородних в мероприятии приняли участие только витебские и брестские проектировщики. Остальные области не прислали на конкурс своих представителей. Не сочли нужным или не рискнули померяться силами с минскими архитекторами? Неизвестно, но все равно жаль - стоило бы попробовать. Кстати, три авторских коллектива из Бреста - творческая мастерская А.А. Андреюка "Студио А3", творческая мастерская В.Г. Кескевича "АРТ-КИСО" и творческая мастерская В.Н. Чайковского "АПЧА" - оказались в двадцатке победителей, заняв 6-е, 10-е и 15-е место соответственно. 18-е место заняло ОАО "Брестпроект". Работы всей перечисленных структур, безусловно, интересны. Но наибольшее значение имеет разработка А.А. Андреюка - проект свободной экономической зоны "Брест". Это предложение явилось по сути единственным градостроительным проектом, представленным на смотре-конкурсе. Несколько забегая вперед, скажу, что архитектор Андреюк получил звание "человека года" в номинации "архитектура" согласно конкурсу рейтингов, проведенному Министерством культуры Республики Беларусь.
Но вернемся к мероприятию в Союзе архитекторов. Двадцатка победителей смотра-конкурса была определена по результатам сопоставления выводов девяти комиссий: административного жюри, академического жюри, жюри ветеранов (само собой разумеется, ветеранов архитектуры), жюри совета БСА, жюри преподавателей, жюри проектных институтов, жюри творческих мастерских, жюри лауреатов смотров и студенческого жюри.
Как выяснилось, мнения всех "взрослых" жюри не сильно отличались друг от друга. Были, конечно, определенные разногласия (например, академическое жюри отобрало только 12 лучших работ, оценив остальных участников ниже двадцатого места), но они не особенно повлияли на конечный результат отбора победителей. Студенческое жюри мыслило более радикально, отдавая предпочтение работам с компьютерной графической подачей.
Первые три места в смотре- конкурсе достижений в области архитектуры заняли творческие мастерские А.И. Чадовича, Б.Э. Школьникова и О.А. Воробьева. Вероятно, это ни для кого не стало неожиданностью. Большой опыт этих мастеров в сочетании с определенной иерархией, существующей в белорусском архитектурном мире, в очередной раз дали ожидаемый результат. Четвертое, пятое и шестое место заняли мастерские А.Г. Трусова, А.А. Соболевского и А.А. Андреюка соответственно.
Понимая, что беглый обзор экспозиции не может соперничать с кропотливой работой девяти жюри, рискну все же поделиться своими личными впечатлениями: очень понравились работы творческой мастерской А.А. Соболевского, проектного подразделения фирмы "КМК", творческой мастерской В.С. Белянкина и некоторые проекты, не значащиеся в списке победителей.
Что касается тематической направленности архитектурных предложений, то интересными показались разработки в области жилья и ландшафтного благоустройства, представленные на смотре-конкурсе.
В каком русле предстоит работать белорусским архитекторам в дальнейшем? Одно из предложений по этому поводу высказал министр архитектуры и строительства РБ В.Н. Ветров, присутствовавший на мероприятии. Подчеркнув свою уверенность в том, что все наработки белорусских зодчих со временем будут востребованы, министр предложил архитекторам и градостроителям обратить внимание на проблемы мелких поселений республики, которые в большинстве своем строились без единого архитектурного замысла и в настоящее время нуждаются в лучшем обустройстве. Вполне вероятно, что это направление в недалеком будущем станет темой нового архитектурного конкурса, проводимого под эгидой Министерства архитектуры и строительства РБ.
В любом случае, хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем белорусские архитекторы смогут реализовать свои новые творческие планы в максимальном объеме.
Светлана ЛОБАНОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 51 за 1997 год в рубрике архитектура