Международная фирма инженерного консалтинга Ove Arup & Partners
Ove Arup & Partners - это международная фирма инженерного консалтинга. Специалисты фирмы оказывают услуги в области инженерного дизайна, конструирования, проектирования и менеджмента различных объектов промышленного и гражданского строительства. Каждый из них готов и выполнить конкретное задание, связанное с любой из инженерно-строительных дисциплин, и дать наиболее исчерпывающую консультацию клиенту, стоящему перед необходимостью принятия того или иного технического решения. Смысл деятельности фирмы состоит в оказании клиенту технической помощи на таком уровне, чтобы тот, оказываясь лицом к лицу с проблемами своего бизнеса, чувствовал себя во всех отношениях вооруженным не в меньшей степени, чем любой специалист Ove Arup & Partners.
В штате фирмы - 4 000 сотрудников более чем 60 офисов, разбросанных по 40 странам мира. В конечном итоге об успехе коллектива в достижении поставленных целей свидетельствует завоеванная им репутация. В фирме внедрена и действует система формального контроля качества, поэтому каждое из выполненных заданий подвергается методичной, чтобы не сказать въедливой оценке. Кадровый подбор при создании каждого из творческих коллективов фирмы осуществляется таким образом, чтобы обеспечивались бесперебойные обоюдные связи исполнителей и с заказчиками, и с сотрудниками других подразделений, и со специалистами других консалтинговых фирм.
Фирма была основана 1 апреля 1946 г. Ове Арупом, который оставил строительную компанию Arup & Aru, созданную им за 8 лет до того вдвоем с двоюродным братом, для того, чтобы далее следовать стезей инженера-консультанта. Тогда ему было 50. Теперь, почти 53 года спустя, фирма, носящая его имя и руководствующаяся в своей деятельности его принципами, предпринимает новые начинания, закладывая базу технической политики грядущих десятилетий.
Ове Аруп умер в 1988 г. Несмотря на преклонный возраст, он до конца своих дней находился в расцвете творческих сил. На его глазах фирма его выросла из горстки проектировщиков, сотрудничающих, как бы то ни было, с наиболее прогрессивными архитекторами современности, в гигантскую международную семью профессионалов. Тогда их было 3 000 - архитекторов и специалистов по более узким разделам строительной науки... И сегодня фирма Ove Arup & Partners поддерживает тесные связи с наиболее прогрессивными деятелями современного строительного бизнеса - будь то клиенты или субподрядчики, представители правительственных кругов или частного капитала, педагоги или финансисты.
Эти 52 с половиной года были временем не только расширения и взлета Ove Arup & Partners - фирма прошла через несколько разновидностей форм собственности. Вначале ею безраздельно владел сам Ове Аруп, затем - несколько физических лиц, затем она стала состоять из двух корпораций. С 1992 г. фирма состоит из двух трестов. Деятельность одного из них традиционно основана на найме работников, второй же - чисто благотворительный. Эта поистине уникальная форма собственности целиком и полностью совпадает с философией фирмы.
Изменения произошли и в организации работы фирмы. Сегодня ее сотрудники стараются заставить работать на себя сами условия, в которых осуществляется их бизнес. Условия же год от года меняются все быстрее и быстрее, все радикальнее и радикальнее. С ростом экономически развитых центров и регионов инициативу государственных органов в области инвестирования проектов (особенно развития инфраструктуры) все чаще перехватывают частные предприниматели. Появляются и развиваются новые технологии, новые ремесла... Все это представляет новые головокружительные возможности, с другой стороны, это - цели, к которым все время стремится и под которыми решительно подписывается Ove Arup & Partners.
Сегодня фирма включает пять основных подразделений: деятельность трех связана с решением инженерных задач в области соответственно строительства, градостроения и промышленности, специалисты четвертого имеют дело с прочими видами современного бизнеса, пятое создано специально для проектирования и строительства объектов, расположенных в странах Юго-Восточной Азии.
Действительно, едва ли не добрая половина всего сотворенного Ove Arup & Partners отражается в водах Индийского и Тихого океанов. Но и в родной Великобритании хватает работы консультантам-международникам.
Так, в 1992 г. была начата работа над проектом возрождения Халм Сити - одного из южных пригородов Манчестера. Своего решения требовали насущные задачи жилищного строительства и трудоустройства населения. Выход виделся в одновременном создании мест проживания, работы и отдыха. В качестве совместных заказчиков проекта путепровода, который стал местной достопримечательностью, выступили городской совет Манчестера и компания Hulme Regeneration
Строительство путепровода было задумано в рамках реконструкции Стрэтфорд Роуд. Когда-то это была довольно важная магистраль, идущая с запада на восток. Потом перпендикулярно к ней в более низких отметках была проложена Принсесс Роуд для движения грузового транспорта с севера на юг и обратно. По всеобщему мнению, это и явилось основной причиной изоляции и упадка Халм Сити. Благодаря арочно-вантовому путепроводу, который, помимо всего прочего, задумывался как визуальный символ возрождения пригорода, двусторонний тупик был превращен в пересечение в двух уровнях.
Разумеется, подбор исполнителя проекта был осуществлен на конкурсной основе. В итоге первого тура, прошедшего в марте 1995 г., было отобрано шесть претендентов, в итоге второго, который состоялся в июне этого же года, заказчики остановились на коллективе проектировщиков под руководством Криса Уилкинсона из "Ove Arup & Partners".
Созданный ими проект был одновременно прост и уникален. Пролетное строение поддерживают тросы, прикрепленные к параболической диагональной арке, пересекающей ось Стрэтфорд Роуд под тупым углом. Арка, возвышающаяся над пролетным строением на 25 м, была запроектирована сборной из криволинейных коробчатых стальных секций, окрашенных алюминиевой краской. Трапецеидальное поперечное сечение арки имеет размеры 3х0,7 м в замке и 1,6х1,5 м в пятах. Переменность поперечного сечения в сочетании с явной асимметрией сооружения позволяет воспринимать его как нечто резко отличающееся от обычных новостроек. Визуальное восприятие арки наблюдателем, проезжающим как по Стрэтфорд Роуд, так и по Принсесс Роуд, постоянно меняется в процессе его движения.
Каждая из пят арки опирается на фундамент из высокопрочного бетона размерами 8,5х6,5х5,5 м на естественном основании, соединяясь с ним 32 анкерами диаметром 40 мм из высокопрочной стали.
Очертание арки в точности повторяет эпюру распора арки, возникающего в ней вследствие приложения в плоскости арки постоянных нагрузок от тросов, поддерживающих пролетное строение. Тем не менее пространственное положение кабелей способствует тому, что арка испытывает достаточно сильный изгиб из плоскости. Из этого в основном и исходили проектировщики, конструируя арку. В некоторых случаях необходимость учета данного фактора требовала до 75% несущей способности того или иного сечения. В результате арка в гораздо большей степени работает не как арка как таковая, а как изгибаемый элемент, испытывающий воздействие боковой нагрузки.
Для обеспечения адекватности работы конструкции на пространственный изгиб внутри коробчатые секции арки усилены продольными и поперечными диафрагмами жесткости, в том числе, разумеется, в местах крепления тросов к нижнему поясу арки.
По замыслу проектировщиков. каждая из коробчатых секций должна состоять из двух частей: большую образуют дно и борта стальной коробки с приваренными к ним нижними диафрагмами жесткости, меньшую - крышка с верхними. После закрывания коробки крышкой части были соединены двумя продольными сварными швами.
Правда, в замке арки, где кривизна ее наибольшая, а высота сечения - наименьшая, устройство диафрагм жесткости вызвало бы значительные дополнительные затруднения и расходы. Поэтому было решено в этом месте заполнить арку бетоном, роль же элементов жесткости в данном случае играют находящиеся внутри бетона длинные поперечные штыри. Для уменьшения веса замковой части арки был применен легкий бетон, а для обеспечения стопроцентной гарантии того, что не осталось не заполненных бетоном полостей, было предусмотрено приготовление достаточно подвижной бетонной смеси.
Каждый из 22 стальных тросов, поддерживающих 52-метровое пролетное строение, имеет диаметр, равный 51 мм, и минимальное сопротивление на разрыв, равное 216 т. Верхний конец каждого каната соединен с нижним поясом арки при помощи двух проушин и пальца, соединительная же муфта нижнего (для соединения с пролетным строением) выполнена в виде цилиндра с внешней резьбой. Асимметрично расположенные тросы веерообразно расходятся в двух противоположных направлениях, и левая и правая кромки пролетного строения поддерживаются тросами, прикрепленными к двум разным полуаркам.
Плита пролетного строения, изготовленная из композитного бетона, опирается на 17 поперечных балок, каждая из которых опирается концами на две продольные стальные балки, соединенные с тросами при помощи консольных скоб. Краю конструкции придано визуальное продолжение в виде стального трубчатого выступа, укрепленного снаружи консольных скоб.
Каждый конец пролетного строения опирается на устой на свайном основании (один конец - через два неподвижных шарнира, другой - через два подвижных). В середине каждой из двух крайних поперечных балок находится направляющая конструкция, предохраняющая пролетное строение от поперечного смещения, а также от скручивания вследствие действия усилий, передаваемых канатами.
Каждый из тротуаров отделен от проезжей части рядом тумб, предохраняющих от наезда большеколесного транспорта.
Принсесс Роуд, соединяющая манчестерский аэропорт с центром города, - четырехполосная магистраль с излишне широкой разделительной полосой. Про ект предполагал предварительное внеплощадочное изготовление всех частей сооружения с их последующей интенсивной сборкой на площадке, условия которой не давали строителям особо развернуться (что, кстати, и было оговорено в контракте).
На изготовление фундамента под каждую из арочных пят пошло по 270 м 3 бетона прочностью 50 Н/мм 2. Трещиностойкость этого бетона обеспечивается в температурном интервале от +70 оС до -20 оС.
Перед замоноличиванием в подпятные фундаменты высокопрочные анкера, которые должны обеспечивать совместную работу пят и арки, вмонтировывались в пространственные стальные рамы. Отверстия под анкера в соединительных фланцах рам и опорных плитах коробчатых секций для обеспечения их полного совпадения сверлились одновременно.
И арка и пролетное строение были смонтированы в течение одного октябрьского уик-энда, что также было оговорено контрактом. На эти 2 дня было закрыто движение по Принсесс Роуд. Пролетное строение прибыло на объект в виде отдельных балок, на разделительной полосе была произведена сборка балок в секции 17х17 м, которые затем при помощи кранов были установлены на временные опоры. Одновременно шел монтаж продольных балок.
Арка же первоначально состояла из 6 коробчатых секций длиной примерно по 15 м, которые далее были сварены в две 80-тонные полуарки на той же разделительной полосе Принсесс Роуд. Эти полуарки удерживались двумя 500-тонными кранами в вертикальном положении до тех пор, пока не были произведены все необходимые соединения в замке и пятах арки.
В следующий уик-энд настала очередь тросов. Одиннадцать асимметричных пар канатов натягивались одновременно при помощи гидравлических домкратов. После натяжения всех канатов было измерено напряжение, возникшее в каждом из них. Эти данные были сопоставлены с проектными.
На арку падает свет уличных фонарей, возвышающихся вдоль оснований откосов, ограничивающих Принсесс Роуд. В установленные на путепроводе тумбы вмонтированы красные отражающие светодиоды. В темное время суток они ясно отчеркивают границы проезжей части при падении на них лучей фар проезжающего транспорта и составляют эффектный контрапункт с серебристым блеском арки.
Строительство путепровода было завершено в апреле 1997 г., через 11 месяцев после начала. 11 мая 1997 г. движение по нему было официально открыто менеджером футбольного клуба "Манчестер Юнайтед" Элексом Фергюсоном. В церемонии также участвовали сэр Бобби Чарлтон, лорд-мэр с супругой и председатель манчестерского городского совета. Первым прошедшим по путепроводу экипажем был самый первый в мире "Роллс-Ройс", изготовленный, кстати, недалеко от стройплощадки. Открытие путепровода ознаменовало пятилетие развития халмской зоны Манчестера, поэтому вечером того же дня на территории бывшей стройплощадки был произведен праздничный салют.
Вы узнали о ходе выполнения Ove Arup & Partners одного из самых недавних своих контрактов. За пятьдесят два с лишним года были осуществлены реконструкция Britannic House в Лондоне и оперного театра в Глайденбурне, строительство Центра Помпиду в Париже и Museum of Fruit в Яманаши (Япония), аэропортов Каnsai в Осаке и Ben Gurion в Тель-Авиве, франкфуртского Коммерцбанка и гонконгского Central Plaza. Не однажды фирме приходилось сотрудничать с выдающимся архитектором современности сэром Норманом Фостером и возглавляемым им коллективом Foster & Partners. Плодами этого сотрудничества являются прекрасные здания и сооружения и в Великобритании и за ее пределами.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
В штате фирмы - 4 000 сотрудников более чем 60 офисов, разбросанных по 40 странам мира. В конечном итоге об успехе коллектива в достижении поставленных целей свидетельствует завоеванная им репутация. В фирме внедрена и действует система формального контроля качества, поэтому каждое из выполненных заданий подвергается методичной, чтобы не сказать въедливой оценке. Кадровый подбор при создании каждого из творческих коллективов фирмы осуществляется таким образом, чтобы обеспечивались бесперебойные обоюдные связи исполнителей и с заказчиками, и с сотрудниками других подразделений, и со специалистами других консалтинговых фирм.
Фирма была основана 1 апреля 1946 г. Ове Арупом, который оставил строительную компанию Arup & Aru, созданную им за 8 лет до того вдвоем с двоюродным братом, для того, чтобы далее следовать стезей инженера-консультанта. Тогда ему было 50. Теперь, почти 53 года спустя, фирма, носящая его имя и руководствующаяся в своей деятельности его принципами, предпринимает новые начинания, закладывая базу технической политики грядущих десятилетий.
Ове Аруп умер в 1988 г. Несмотря на преклонный возраст, он до конца своих дней находился в расцвете творческих сил. На его глазах фирма его выросла из горстки проектировщиков, сотрудничающих, как бы то ни было, с наиболее прогрессивными архитекторами современности, в гигантскую международную семью профессионалов. Тогда их было 3 000 - архитекторов и специалистов по более узким разделам строительной науки... И сегодня фирма Ove Arup & Partners поддерживает тесные связи с наиболее прогрессивными деятелями современного строительного бизнеса - будь то клиенты или субподрядчики, представители правительственных кругов или частного капитала, педагоги или финансисты.
Эти 52 с половиной года были временем не только расширения и взлета Ove Arup & Partners - фирма прошла через несколько разновидностей форм собственности. Вначале ею безраздельно владел сам Ове Аруп, затем - несколько физических лиц, затем она стала состоять из двух корпораций. С 1992 г. фирма состоит из двух трестов. Деятельность одного из них традиционно основана на найме работников, второй же - чисто благотворительный. Эта поистине уникальная форма собственности целиком и полностью совпадает с философией фирмы.
Изменения произошли и в организации работы фирмы. Сегодня ее сотрудники стараются заставить работать на себя сами условия, в которых осуществляется их бизнес. Условия же год от года меняются все быстрее и быстрее, все радикальнее и радикальнее. С ростом экономически развитых центров и регионов инициативу государственных органов в области инвестирования проектов (особенно развития инфраструктуры) все чаще перехватывают частные предприниматели. Появляются и развиваются новые технологии, новые ремесла... Все это представляет новые головокружительные возможности, с другой стороны, это - цели, к которым все время стремится и под которыми решительно подписывается Ove Arup & Partners.
Сегодня фирма включает пять основных подразделений: деятельность трех связана с решением инженерных задач в области соответственно строительства, градостроения и промышленности, специалисты четвертого имеют дело с прочими видами современного бизнеса, пятое создано специально для проектирования и строительства объектов, расположенных в странах Юго-Восточной Азии.
Действительно, едва ли не добрая половина всего сотворенного Ove Arup & Partners отражается в водах Индийского и Тихого океанов. Но и в родной Великобритании хватает работы консультантам-международникам.
Так, в 1992 г. была начата работа над проектом возрождения Халм Сити - одного из южных пригородов Манчестера. Своего решения требовали насущные задачи жилищного строительства и трудоустройства населения. Выход виделся в одновременном создании мест проживания, работы и отдыха. В качестве совместных заказчиков проекта путепровода, который стал местной достопримечательностью, выступили городской совет Манчестера и компания Hulme Regeneration
Строительство путепровода было задумано в рамках реконструкции Стрэтфорд Роуд. Когда-то это была довольно важная магистраль, идущая с запада на восток. Потом перпендикулярно к ней в более низких отметках была проложена Принсесс Роуд для движения грузового транспорта с севера на юг и обратно. По всеобщему мнению, это и явилось основной причиной изоляции и упадка Халм Сити. Благодаря арочно-вантовому путепроводу, который, помимо всего прочего, задумывался как визуальный символ возрождения пригорода, двусторонний тупик был превращен в пересечение в двух уровнях.
Разумеется, подбор исполнителя проекта был осуществлен на конкурсной основе. В итоге первого тура, прошедшего в марте 1995 г., было отобрано шесть претендентов, в итоге второго, который состоялся в июне этого же года, заказчики остановились на коллективе проектировщиков под руководством Криса Уилкинсона из "Ove Arup & Partners".
Созданный ими проект был одновременно прост и уникален. Пролетное строение поддерживают тросы, прикрепленные к параболической диагональной арке, пересекающей ось Стрэтфорд Роуд под тупым углом. Арка, возвышающаяся над пролетным строением на 25 м, была запроектирована сборной из криволинейных коробчатых стальных секций, окрашенных алюминиевой краской. Трапецеидальное поперечное сечение арки имеет размеры 3х0,7 м в замке и 1,6х1,5 м в пятах. Переменность поперечного сечения в сочетании с явной асимметрией сооружения позволяет воспринимать его как нечто резко отличающееся от обычных новостроек. Визуальное восприятие арки наблюдателем, проезжающим как по Стрэтфорд Роуд, так и по Принсесс Роуд, постоянно меняется в процессе его движения.
Каждая из пят арки опирается на фундамент из высокопрочного бетона размерами 8,5х6,5х5,5 м на естественном основании, соединяясь с ним 32 анкерами диаметром 40 мм из высокопрочной стали.
Очертание арки в точности повторяет эпюру распора арки, возникающего в ней вследствие приложения в плоскости арки постоянных нагрузок от тросов, поддерживающих пролетное строение. Тем не менее пространственное положение кабелей способствует тому, что арка испытывает достаточно сильный изгиб из плоскости. Из этого в основном и исходили проектировщики, конструируя арку. В некоторых случаях необходимость учета данного фактора требовала до 75% несущей способности того или иного сечения. В результате арка в гораздо большей степени работает не как арка как таковая, а как изгибаемый элемент, испытывающий воздействие боковой нагрузки.
Для обеспечения адекватности работы конструкции на пространственный изгиб внутри коробчатые секции арки усилены продольными и поперечными диафрагмами жесткости, в том числе, разумеется, в местах крепления тросов к нижнему поясу арки.
По замыслу проектировщиков. каждая из коробчатых секций должна состоять из двух частей: большую образуют дно и борта стальной коробки с приваренными к ним нижними диафрагмами жесткости, меньшую - крышка с верхними. После закрывания коробки крышкой части были соединены двумя продольными сварными швами.
Правда, в замке арки, где кривизна ее наибольшая, а высота сечения - наименьшая, устройство диафрагм жесткости вызвало бы значительные дополнительные затруднения и расходы. Поэтому было решено в этом месте заполнить арку бетоном, роль же элементов жесткости в данном случае играют находящиеся внутри бетона длинные поперечные штыри. Для уменьшения веса замковой части арки был применен легкий бетон, а для обеспечения стопроцентной гарантии того, что не осталось не заполненных бетоном полостей, было предусмотрено приготовление достаточно подвижной бетонной смеси.
Каждый из 22 стальных тросов, поддерживающих 52-метровое пролетное строение, имеет диаметр, равный 51 мм, и минимальное сопротивление на разрыв, равное 216 т. Верхний конец каждого каната соединен с нижним поясом арки при помощи двух проушин и пальца, соединительная же муфта нижнего (для соединения с пролетным строением) выполнена в виде цилиндра с внешней резьбой. Асимметрично расположенные тросы веерообразно расходятся в двух противоположных направлениях, и левая и правая кромки пролетного строения поддерживаются тросами, прикрепленными к двум разным полуаркам.
Плита пролетного строения, изготовленная из композитного бетона, опирается на 17 поперечных балок, каждая из которых опирается концами на две продольные стальные балки, соединенные с тросами при помощи консольных скоб. Краю конструкции придано визуальное продолжение в виде стального трубчатого выступа, укрепленного снаружи консольных скоб.
Каждый конец пролетного строения опирается на устой на свайном основании (один конец - через два неподвижных шарнира, другой - через два подвижных). В середине каждой из двух крайних поперечных балок находится направляющая конструкция, предохраняющая пролетное строение от поперечного смещения, а также от скручивания вследствие действия усилий, передаваемых канатами.
Каждый из тротуаров отделен от проезжей части рядом тумб, предохраняющих от наезда большеколесного транспорта.
Принсесс Роуд, соединяющая манчестерский аэропорт с центром города, - четырехполосная магистраль с излишне широкой разделительной полосой. Про ект предполагал предварительное внеплощадочное изготовление всех частей сооружения с их последующей интенсивной сборкой на площадке, условия которой не давали строителям особо развернуться (что, кстати, и было оговорено в контракте).
На изготовление фундамента под каждую из арочных пят пошло по 270 м 3 бетона прочностью 50 Н/мм 2. Трещиностойкость этого бетона обеспечивается в температурном интервале от +70 оС до -20 оС.
Перед замоноличиванием в подпятные фундаменты высокопрочные анкера, которые должны обеспечивать совместную работу пят и арки, вмонтировывались в пространственные стальные рамы. Отверстия под анкера в соединительных фланцах рам и опорных плитах коробчатых секций для обеспечения их полного совпадения сверлились одновременно.
И арка и пролетное строение были смонтированы в течение одного октябрьского уик-энда, что также было оговорено контрактом. На эти 2 дня было закрыто движение по Принсесс Роуд. Пролетное строение прибыло на объект в виде отдельных балок, на разделительной полосе была произведена сборка балок в секции 17х17 м, которые затем при помощи кранов были установлены на временные опоры. Одновременно шел монтаж продольных балок.
Арка же первоначально состояла из 6 коробчатых секций длиной примерно по 15 м, которые далее были сварены в две 80-тонные полуарки на той же разделительной полосе Принсесс Роуд. Эти полуарки удерживались двумя 500-тонными кранами в вертикальном положении до тех пор, пока не были произведены все необходимые соединения в замке и пятах арки.
В следующий уик-энд настала очередь тросов. Одиннадцать асимметричных пар канатов натягивались одновременно при помощи гидравлических домкратов. После натяжения всех канатов было измерено напряжение, возникшее в каждом из них. Эти данные были сопоставлены с проектными.
На арку падает свет уличных фонарей, возвышающихся вдоль оснований откосов, ограничивающих Принсесс Роуд. В установленные на путепроводе тумбы вмонтированы красные отражающие светодиоды. В темное время суток они ясно отчеркивают границы проезжей части при падении на них лучей фар проезжающего транспорта и составляют эффектный контрапункт с серебристым блеском арки.
Строительство путепровода было завершено в апреле 1997 г., через 11 месяцев после начала. 11 мая 1997 г. движение по нему было официально открыто менеджером футбольного клуба "Манчестер Юнайтед" Элексом Фергюсоном. В церемонии также участвовали сэр Бобби Чарлтон, лорд-мэр с супругой и председатель манчестерского городского совета. Первым прошедшим по путепроводу экипажем был самый первый в мире "Роллс-Ройс", изготовленный, кстати, недалеко от стройплощадки. Открытие путепровода ознаменовало пятилетие развития халмской зоны Манчестера, поэтому вечером того же дня на территории бывшей стройплощадки был произведен праздничный салют.
Вы узнали о ходе выполнения Ove Arup & Partners одного из самых недавних своих контрактов. За пятьдесят два с лишним года были осуществлены реконструкция Britannic House в Лондоне и оперного театра в Глайденбурне, строительство Центра Помпиду в Париже и Museum of Fruit в Яманаши (Япония), аэропортов Каnsai в Осаке и Ben Gurion в Тель-Авиве, франкфуртского Коммерцбанка и гонконгского Central Plaza. Не однажды фирме приходилось сотрудничать с выдающимся архитектором современности сэром Норманом Фостером и возглавляемым им коллективом Foster & Partners. Плодами этого сотрудничества являются прекрасные здания и сооружения и в Великобритании и за ее пределами.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 1997 год в рубрике архитектура