Портсмут - мирные будни бывшей военной гавани

В 1194 году английский король Ричард I приказал построить корабельную пристань на южном берегу Англии. Так началась славная история города Портсмута, неразрывно связанная с морем.

Приходящие в гавань суда с одного берега приветствует Круглая башня времен короля Генри VII, с другого - бывшее здание Королевского училища моряков-подводников. А самое старое здание здесь - норманский замок, окруженный еще более древними стенами времен Римской империи.

С Портсмутской гаванью связано множество важных событий в истории техники. Именно здесь был введен в строй первый сухой док, в 1799 году - сошел со стапелей первый пароход, здесь были построены многие суда, принесшие Британии славу владычицы морей. В ХIХ столетии здесь был сооружен промышленный комплекс, где ремонтировались многие из 684 судов, составлявших военно-морской флот Британии. В 1808 году в Портсмуте вошел в строй первый в мире завод, полностью оборудованный станками с паровым приводом.

В последние годы старая гавань, в течение столетий служившая военно-морскому флоту, примеряет гражданскую одежду. Вследствие сокращения ВМФ Великобритании и увеличения объемов морской торговли со странами бывшего СССР, сооружения и заводы Портсмута нуждаются в реконструкции. Многие производства уже закрыты или перепрофилированы. 240 гектаров земли, ранее занимаемые военными сооружениями и складами, уже интегрированы в городской ландшафт.

В настоящее время и в Портсмуте и в соседнем Госпорте планируется сделать исторические памятники, каковыми являются морские гавани, доступными для широкой публики. Местные власти поощряют развитие промышленности и предпринимательства в районах, окружающих гавань, чтобы восполнить сокращение рабочих мест, последовавшее за закрытием военных предприятий. Например, всемирно известная компания по строительству яхт "Camper & Nicholson" владеет судоверфью, которая действует как минимум с 1782 года. В настоящее время компания планирует реконструировать неиспользуемые морские стоянки, принадлежавшие ВМФ, приспособив их для яхт размером до 30 метров.

Возрождение Портсмутской гавани приурочено к 2000 году. К новому тысячелетию в Великобритании планируется провести реставрацию многих исторических памятников и открыть их для туристов. Вдоль обоих берегов гавани пролягут трехкилометровые пешеходные дорожки, будет совершать регулярные рейсы речной трамвай. Центром проекта станет башня высотой 165 метров, с которой туристы смогут увидеть всю гавань и соседние острова. На участке размером около 30 гектаров, ранее занимаемом военными складами, будут построены жилые дома, магазины и пристани для яхт и катеров.

Деньги, необходимые для реконструкции и развития района, будут выделены Британской комиссией празднования тысячелетия, координирующей работы по созданию туристских центров к 2000 году. Предстоит выполнить работы различного объема - от расширения уже существующих музеев до консервации и реставрации исторических зданий и судов. Планируется также открыть постоянно действующие экспозиции, посвященные истории и современности ВМФ, которые будут особенно интересны юным туристам.

Из Портсмута регулярно ходят паромы во Францию и Испанию, перевозя свыше трех миллионов пассажиров ежегодно. Планируется вложить определенные средства для введения в строй новых, более скоростных паромов, что увеличит экономическую значимость Портсмутской гавани, с учетом того, что имеется прямая железнодорожная линия от Портсмутской гавани до лондонской станции Ватерлоо.

ВМФ сохраняет свое присутствие в Портсмуте, здесь по-прежнему находится военно-морская база.

Работы по ремонту и реконструкции судов теперь будет производить гражданская судостроительная компания "Vosper Thornycroft", возрождающая ранее закрытый промышленный комплекс ВМФ. В будущем к историческим судам "Уорриор" и "Виктория" добавятся другие. Не исключено, что именно здесь встанет в будущем на вечный прикол "Британия", яхта королевы Елизаветы II. Без сомнения, возрождение Портсмутской исторической гавани привлечет множество инвесторов.

Галина ЛЕВИТАН


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 1997 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость