Новоя редакция строительных норм Республики Беларусь
5 декабря в Министерстве архитектуры и строительства РБ состоялось очередное заседание градостроительного совета. В число рассмотренных на нем вопросов вошло обсуждение новой редакции строительных норм Республики Беларусь.
Как известно, значительные изменения в реальной практике строительства и проектирования, произошедшие в республике в течение последних нескольких лет, потребовали корректировки соответствующих нормативных документов. Четвертая редакция СНБ, рассмотренная на градостроительном совете, предусматривает многие замечания и дополнения по изменению нормативной базы для строительства и проектирования. Новые строительные нормы будут распространяться на все виды строительства: возведение новых зданий и сооружений, реконструкцию, ремонт, реставрацию, инженерное благоустройство территории и т. д. При разработке проектной документации на все перечисленные виды работ организации-исполнители (независимо от формы собственности) должны придерживаться требований, заложенных в новых нормах.
В состав СНБ вошли таблицы с повышающими и понижающими коэффициентами для расчета стоимости различных видов проектных работ. Данные таблицы имеют рекомендательный характер и могут трактоваться проектными организациями по своему усмотрению с учетом конкретной специфики работ. При разработке таблиц была учтена дифференциация между традиционными и относительно новыми видами проектирования. Так, для расчета стоимости работ по проектированию объектов экспериментального строительства принят повышающий коэффициент 1,5; для объектов с применением импортного оборудования - 1,6, а для серийно повторяемых (бывших типовых) объектов - только 1,4. Расчет стоимости проектирования уникальных объектов - большепролетных сооружений, метрополитена и т. д. - вообще вынесен в отдельный блок и занимает довольно большой раздел новых строительных норм.
Повышающие коэффициенты для расчета архитектурно-планировочных решений проектов предусмотрены для объектов Минска и других крупных городов республики. Для разработки дополнительных вариантов проектов приняты понижающие коэффициенты. В качестве основной методики расчета стоимости проектирования принят расчет в базовых ценах 1991 года, умноженных на соответствующие коэффициенты. Как показало обсуждение СНБ, такая методика не идеальна и устраивает не всех проектировщиков. Но ей все-таки было отдано предпочтение по сравнению с методикой расчета по индексам изменения цен, принятой при определении стоимости строительно-монтажных работ. В новых СНБ также учитывается дифференциация в проектировании таких объектов, как гражданские и промышленные здания. Если расчет стоимости проектирования жилых и общественных зданий рассчитывается исходя из всей стоимости строительства, то разработка проектов промзданий исчисляется по стоимости строительно-монтажных работ без учета промышленного оборудования.
Одним из вопросов, вызывавших наибольшие споры при обсуждении всех предыдущих редакций СНБ, стало определение процентного соотношения оплаты архитектурной и рабочей частей проекта. В четвертой редакции новых строительных норм предлагается принять такое соотношение: 30% - на оплату архитектурного проекта и 70% - на оплату рабочей документации. Такое соотношение не вызвало единогласного одобрения всех проектных институтов. Тем не менее его приняли основополагающим, мотивируя это тем, что при одностадийном проектировании, при помощи которого выполняется большинство проектов, и архитектурную и рабочую часть выполняет одна проектная организация. Что касается эскизных решений, то их оплату рекомендуется производить в размере 15% от стоимости проектирования. Для разработки тендерной документации принят повышающий коэффициент 1,5 по отношению к стоимости архитектурного проекта. В новых СНБ впервые по сравнению с ранее действующими нормативными документами учитывается проектирование интерьеров - предлагается рассчитывать его в размере 8% от полной стоимости проектирования. Кроме того, в четвертой редакции строительных норм в категорию объектов повышенной сложности включены культовые сооружения и предложен способ расчета их проектирования. Что касается цен на выполнение проектных работ, то в новые СНБ включены два варианта их определения: твердые договорные цены (принимаемые при проектировании за короткие сроки, предоплате со стороны заказчика и т. д.) и открытые договорные цены (которые могут корректироваться с учетом стоимости проектных работ и других факторов). Еще одним важным сообщением, сделанным в ходе обсуждения СНБ, стал анонс специального положения о тендерной документации, которое будет разработано в самое ближайшее время.
Светлана ЛОБАНОВА
Как известно, значительные изменения в реальной практике строительства и проектирования, произошедшие в республике в течение последних нескольких лет, потребовали корректировки соответствующих нормативных документов. Четвертая редакция СНБ, рассмотренная на градостроительном совете, предусматривает многие замечания и дополнения по изменению нормативной базы для строительства и проектирования. Новые строительные нормы будут распространяться на все виды строительства: возведение новых зданий и сооружений, реконструкцию, ремонт, реставрацию, инженерное благоустройство территории и т. д. При разработке проектной документации на все перечисленные виды работ организации-исполнители (независимо от формы собственности) должны придерживаться требований, заложенных в новых нормах.
В состав СНБ вошли таблицы с повышающими и понижающими коэффициентами для расчета стоимости различных видов проектных работ. Данные таблицы имеют рекомендательный характер и могут трактоваться проектными организациями по своему усмотрению с учетом конкретной специфики работ. При разработке таблиц была учтена дифференциация между традиционными и относительно новыми видами проектирования. Так, для расчета стоимости работ по проектированию объектов экспериментального строительства принят повышающий коэффициент 1,5; для объектов с применением импортного оборудования - 1,6, а для серийно повторяемых (бывших типовых) объектов - только 1,4. Расчет стоимости проектирования уникальных объектов - большепролетных сооружений, метрополитена и т. д. - вообще вынесен в отдельный блок и занимает довольно большой раздел новых строительных норм.
Повышающие коэффициенты для расчета архитектурно-планировочных решений проектов предусмотрены для объектов Минска и других крупных городов республики. Для разработки дополнительных вариантов проектов приняты понижающие коэффициенты. В качестве основной методики расчета стоимости проектирования принят расчет в базовых ценах 1991 года, умноженных на соответствующие коэффициенты. Как показало обсуждение СНБ, такая методика не идеальна и устраивает не всех проектировщиков. Но ей все-таки было отдано предпочтение по сравнению с методикой расчета по индексам изменения цен, принятой при определении стоимости строительно-монтажных работ. В новых СНБ также учитывается дифференциация в проектировании таких объектов, как гражданские и промышленные здания. Если расчет стоимости проектирования жилых и общественных зданий рассчитывается исходя из всей стоимости строительства, то разработка проектов промзданий исчисляется по стоимости строительно-монтажных работ без учета промышленного оборудования.
Одним из вопросов, вызывавших наибольшие споры при обсуждении всех предыдущих редакций СНБ, стало определение процентного соотношения оплаты архитектурной и рабочей частей проекта. В четвертой редакции новых строительных норм предлагается принять такое соотношение: 30% - на оплату архитектурного проекта и 70% - на оплату рабочей документации. Такое соотношение не вызвало единогласного одобрения всех проектных институтов. Тем не менее его приняли основополагающим, мотивируя это тем, что при одностадийном проектировании, при помощи которого выполняется большинство проектов, и архитектурную и рабочую часть выполняет одна проектная организация. Что касается эскизных решений, то их оплату рекомендуется производить в размере 15% от стоимости проектирования. Для разработки тендерной документации принят повышающий коэффициент 1,5 по отношению к стоимости архитектурного проекта. В новых СНБ впервые по сравнению с ранее действующими нормативными документами учитывается проектирование интерьеров - предлагается рассчитывать его в размере 8% от полной стоимости проектирования. Кроме того, в четвертой редакции строительных норм в категорию объектов повышенной сложности включены культовые сооружения и предложен способ расчета их проектирования. Что касается цен на выполнение проектных работ, то в новые СНБ включены два варианта их определения: твердые договорные цены (принимаемые при проектировании за короткие сроки, предоплате со стороны заказчика и т. д.) и открытые договорные цены (которые могут корректироваться с учетом стоимости проектных работ и других факторов). Еще одним важным сообщением, сделанным в ходе обсуждения СНБ, стал анонс специального положения о тендерной документации, которое будет разработано в самое ближайшее время.
Светлана ЛОБАНОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 1997 год в рубрике проектирование