Строительство "Вокзал станции Минск-Пассажирский" и "Республиканский дворец культуры"
26 ноября 1997 г. вице-премьер РБ Г. В. Новицкий в сопровождении руководителей и специалистов Минстройархитектуры РБ, Мингорисполкома, производственного концерна "Минскстрой", Белорусской железной дороги, проектных институтов ГП "Минскпроект" и АП "Белпроект", Министерства культуры РБ, а также минских стройтрестов № 1 и 7 посетил строящиеся объекты "Вокзал станции Минск-Пассажирский" и "Республиканский дворец культуры".
О первом из этих объектов (генподрядчик - СУ-2 треста № 7) нам уже приходилось писать полтора года тому назад ("СиН" № 17 от 14 мая 1996 г.), с тех пор там произошли существенные изменения. После ознакомления с ходом работ как на нулевой отметке, так и в подвальных помещениях здания вокзала, примыкающего к Привокзальной площади, представители подрядчика (производственный концерн "Минскстрой", стройтрест №7) и заказчика (Белорусская железная дорога) обменялись сообщениями о ходе строительства. Президент производственного концерна "Минскстрой" В. Ф. Чичурин сообщил, что за счет активного подключения к участию в строительно-монтажных работах субподрядчиков, в частности стройтреста № 15, контингент работающих на объекте увеличился на 100 человек. Постоянно на объекте работает 260 человек, в выходные же дни при необходимости ставится столько людей, сколько бывает нужно. Это дает возможность осваивать не менее 15-20 млрд рублей ежемесячно. Сегодня 15-й трест располагает всеми материальными ресурсами и техническими средствами для прокладки инженерных сетей.
Уже проложен силовой кабель крупного сечения по улице Могилевской, сейчас осуществляется переключение нагрузок. На текущей неделе предполагается начать сооружение фундаментов под теплотрассу - это значительный объем работ. По другую сторону железнодорожных путей, на улице Дружной, также идет сооружение теплотрасс, водопроводных и канализационных сетей. Главной задачей ближайшего полугодия является завершение всех работ по 2-этажному корпусу, выходящему на Привокзальную площадь. Уже решен вопрос поставок гранита для облицовки фасадов (в декабре должно начаться финансирование этих поставок).
Все вопросы, связанные с объемами работ и инвестициями, постоянно рассматриваются совместно заказчиком, ген- и субподрядчиками. Комплексный укрупненный сетевой график составлен до конца 2000 г., когда должны быть завершены все работы по главному корпусу. Подробно же график выполнения объемов работ расписан на IV квартал 1997 г. - I квартал 1998 г. В январе предстоит корректировка задания 1998 г. по итогам 1997 г. После уточнения объемов работ, изменившихся в результате подключения инофирмы, будет составлен детальный локальный график на 1998 г. с тем, чтобы и далее контролировать выполнение работ, ежемесячно подводя нарастающий итог.
По-прежнему каждую пятницу на объекте проводится заседание штаба стройки. Членами штаба являются представители всех участников инвестиционного процесса. Из нерешенных вопросов наиболее животрепещущим является вопрос финансирования. Исполнители должны полностью рассчитаться за октябрь и ноябрь. Максимум до 20 декабря должна быть закрыта годовая программа использования капвложений, выделенных заказчиком на этот год, чтобы у генподрядчика не было никаких разногласий с субподрядчиками.
Далее была уточнена сумма, предполагаемая к освоению в 1998 г. в соответствии с КУСГ. С учетом сегодняшнего масштаба цен строймонтаж должен обойтись в 400 млрд рублей. Сумму же капвложений назвал первый заместитель начальника Белорусской железной дороги В. Н. Борисюк:
- Доля госбюджета - 320, Белорусской железной дороги - 80 млрд рублей. Переходящая сумма составляет 100 млрд рублей, итого 500 млрд рублей.
Он же добавил:
- Нет сомнения, что произошедшие на объекте сдвиги серьезны. Тем не менее они недостаточны. Освоение в декабре 30 млн капвложений было бы залогом нормального разгона на весь будущий год. Есть еще вопросы стыковки инженерных коммуникаций вокзала и города. То есть необходимо уточнить, что из этих работ должно выполняться за счет городского бюджета, а что - за счет средств, осваиваемых на объекте "Вокзал". Важно, чтобы все эти вопросы адекватно решались в течение каждого года из 3 лет, оставшихся до ввода первой очереди объекта.
Вице-премьер подчеркнул, что вообще проектный состав каждой из очередей, с которыми 10 лет назад все было вроде бы ясно, сегодня должен быть пересмотрен с учетом перспективы развития данной части Минска (и Привокзальной площади и прилегающих к ней территорий). Очевидно, необходимо допроектировать все необходимые подземные переходы, короче, все, что сегодня требуется для цивилизованного обслуживания пассажиропотоков. Никаких иных вариантов развития вокзала и Привокзальной площади в ближайшее десятилетие не предвидится - все возводимое необходимо достроить и начать нормально эксплуатировать.
- Думаю, - добавил В. Н. Борисюк, - проектировщики понимают, что пропускной способности запроектированного и возводимого вокзального комплекса до 2050 г. будет почти достаточно.
- Когда только начинались проектные работы, - спросил Г. В. Новицкий, -было, разумеется, стремление сделать что-то грандиозное?
- Но и тогдашние пассажиропотоки не должны сбрасываться со счетов, - напомнил Владимир Николаевич, - граница, 3 группировки войск...
- Перспектива дальнейшего развития по этой схеме окончательно не закрывается, - уточнил вице-премьер, - но вся документация, которая касается пускового комплекса, то есть первой очереди, должна быть пересмотрена и переутверждена. Необходимость нормальной эксплуатации отнюдь не предполагает излишнего размаха.
- Еще мы должны будем привести в порядок фасады нашей знаменитой пары башенных зданий, ворот города, - продолжил В. Н. Борисюк, - а еще (на этот счет уже дано задание "Минскпроекту") - здание пригородного вокзала, может быть, даже целиком за счет Белорусской железной дороги, с тем чтобы потом, в процессе работы над второй очередью, мы его уже не трогали. Там также предстоит ремонт фасадов, к тому же это здание нетехнологично.
В заключение пребывания на объекте вице-премьер пообещал и впредь оказывать всю поддержку, необходимую для того, чтобы ситуация 1996 г. здесь впредь не возникала, напомнил о необходимости строгого соблюдения технологической дисциплины и тщательного актирования всех скрытых работ и выразил надежду, что эксплуатационные качества готового объекта будут действительно соответствовать современным урбанистическим стандартам и не заставят вспомнить об аэропорте "Минск-2", где неоправданные нагромождения объемов не обеспечивали технологичности обслуживания пассажиров. Не должно быть также стремления сделать больше и быстрее за счет качества работ.
Беглый осмотр отдельных помещений почти готового РДК предшествовал отчету управляющего стройтрестом № 1 М. В. Найденова (генподрядные работы на объекте выполняет СУ-5 треста) о настоящем положении дел.
- Одной из положительных сторон сложившейся на объекте ситуации, - сказал Михаил Владимирович, - является активизация деятельности всех субподрядчиков, а также проектировщиков. Совершенно на ином уровне решаются вопросы, активизировалась и посещаемость наших штабов, некогда бывшая крайне низкой, и это радует. В результате мы практически выполнили задачу освоения 10 млрд рублей по инженерному корпусу и РДК, хотя следует сказать, что 2-миллиардному перевыполнению по инженерному корпусу сопутствует недовыполнение в размере около 1 млрд рублей по РДК в силу разных причин, хотя климатические условия нам и благоприятствовали. Дело в том, что с целью активизации работ на первом пусковом комплексе мы перебросили часть сил на инженерный корпус, поскольку это - сердце дворца. Решая судьбу инженерного корпуса, мы решаем судьбу первого пускового комплекса. Спасибо контролирующим нас службам, их специалисты немало подсказали нам и по исполнительной документации и по качеству работ. Конечно, объект долгое время находился в процессе строительства, недостатков накопилось много, и мы хотели бы и впредь, Виктор Васильевич, рассчитывать на вашу помощь.
Управляющий трестом обратился к присутствовавшему председателю Комитета по надзору за ведением работ в строительстве В. В. Сысу, но ответил ему вице-премьер, напомнив о том же, о чем чуть ранее он напоминал строителям вокзала: активизация штабной деятельности, возможно, влечет за собой какое-то давление на исполнителей; да, необходимо делать все возможное, чтобы избежать отставания, но не в ущерб качеству.
- Самое нежелательное, что вы можете допустить, - сказал Геннадий Васильевич, - это брак и передел. С учетом того, что в строительстве есть такие виды работ, которые за один раз вообще никогда не делаются, переделы в основном и являются причиной всевозможных отклонений от графика.
М. В. Найденов продолжил:
- Электрики обещали в течение ноября компенсировать свое частичное отставание, но сегодня необходимо поставить точку на нерешаемом пока что вопросе - постоянной схеме энергоснабжения объекта. Иначе ввод первого пускового комплекса окажется под угрозой срыва. И еще: в тресте до сих пор нет утвержденной документации на первый пусковой комплекс. Мы уже давно должны работать по заключениям госкомиссии, подписывать акты, и мы работаем в этом направлении, но понятно, что без официальной документации многих вопросов практически не решить. Для того же, чтобы разрабатывать локальные графики по второму пусковому комплексу в соответствии с директивным, нужна документация и на второй комплекс. Мы должны были получить ее в ноябре, но сегодня уже 26-е, а ее нет. Что же касается эксплуатации монтируемого оборудования (настолько уникального, что мне приходилось слышать, что у руководства РДК могут быть затруднения с наймом специалистов как по части аудиосистем, так и по части связи), то она уже должна осуществляться, эти специалисты уже нужны. Это - третий вопрос. Любой из присутствующих субподрядчиков вправе сейчас заявить, что ему пора кому-то передавать то, что он смонтировал, а передавать-то и некому. Увы, сегодня на стройке нет специалиста, который с нетерпением ждал бы, когда ему передадут этот самый первый пусковой комплекс для его эксплуатации.
После того как были заслушаны начальник УКС Мингорисполкома И. К. Туров, представляющий заказчика, директор РДК, назначенный на эту должность с 22 октября , представитель Министерства культуры РБ Москвичев и первый заместитель председателя Мингорисполкома Г. П. Сенькевич и выяснилось, в частности, что пока не решен вопрос о финансировании, о поставке эскалаторов (есть 4 предложения, но необходимо создать комиссию высококлассных экспертов для принятия решения - на каком из предложений остановиться), что пока принято на работу всего 4 человека из 35, которые должны составлять штат первого пускового комплекса, что пока не решен вопрос, кому должна быть передана находящаяся в инженерном корпусе трансформаторная подстанция - городской службе кабельных сетей или дирекции РДК (в данном направлении также работает независимая экспертиза), вице-премьер напомнил всем присутствующим, что в соответствии с указом Президента РБ Мингорисполкому совместно с производственным концерном "Минскстрой" следует в IV квартале 1997 г. осуществить ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса Дворца республики в составе инженерного корпуса, наружных инженерных сетей, административно-артистической части, а также выполнить благоустройство территории, прилегающей к этому пусковому комплексу.
- Если не будут приняты чрезвычайные меры, - сказал Г. В. Новицкий, - и все, кто здесь находится, думаю, со мной внутренне соглашаются, никакого ввода в эксплуатацию в этом квартале не будет. Вы говорите о финансировании? Я - гарант того, что у вас не будет проблем с финансированием. Полагаю, что еженедельно штаб на объекте с постановкой задач всем, кто имеет отношение к пуску, и контролем выполнения этих задач должен собирать Г. П. Сенькевич. Прорабом я здесь не буду, даже начальником штаба стройки не буду - есть кому этим заниматься. Но если городской власти мало - подключайте меня, и если есть в республике люди, что-то понимающие в вопросах, которые должны быть срочно решены, то все эти люди будут к вашим услугам. Если хотите, то и РДК, и минский вокзал, и Гомельский онкодиспансер - все три объекта, решение о строительстве которых закреплено указами Президента, являются своеобразным экзаменом для нашего строительного комплекса, это вопрос нашего престижа. А необходимые 35 человек должны быть набраны в течение недели. В конце концов, по теории вероятности, с третьей частью этого контингента в дальнейшем, возможно, придется расстаться по причине профнепригодности. Что же касается Министерства культуры РБ, то оно должно работать и с производственным концерном "Минскстрой", и с АП "Белпроект", и с дирекцией РДК в самом тесном контакте, обеспечивая эстетико-идеологическую часть всех принимаемых на объекте решений.
Сергей ЗОЛОТОВ
О первом из этих объектов (генподрядчик - СУ-2 треста № 7) нам уже приходилось писать полтора года тому назад ("СиН" № 17 от 14 мая 1996 г.), с тех пор там произошли существенные изменения. После ознакомления с ходом работ как на нулевой отметке, так и в подвальных помещениях здания вокзала, примыкающего к Привокзальной площади, представители подрядчика (производственный концерн "Минскстрой", стройтрест №7) и заказчика (Белорусская железная дорога) обменялись сообщениями о ходе строительства. Президент производственного концерна "Минскстрой" В. Ф. Чичурин сообщил, что за счет активного подключения к участию в строительно-монтажных работах субподрядчиков, в частности стройтреста № 15, контингент работающих на объекте увеличился на 100 человек. Постоянно на объекте работает 260 человек, в выходные же дни при необходимости ставится столько людей, сколько бывает нужно. Это дает возможность осваивать не менее 15-20 млрд рублей ежемесячно. Сегодня 15-й трест располагает всеми материальными ресурсами и техническими средствами для прокладки инженерных сетей.
Уже проложен силовой кабель крупного сечения по улице Могилевской, сейчас осуществляется переключение нагрузок. На текущей неделе предполагается начать сооружение фундаментов под теплотрассу - это значительный объем работ. По другую сторону железнодорожных путей, на улице Дружной, также идет сооружение теплотрасс, водопроводных и канализационных сетей. Главной задачей ближайшего полугодия является завершение всех работ по 2-этажному корпусу, выходящему на Привокзальную площадь. Уже решен вопрос поставок гранита для облицовки фасадов (в декабре должно начаться финансирование этих поставок).
Все вопросы, связанные с объемами работ и инвестициями, постоянно рассматриваются совместно заказчиком, ген- и субподрядчиками. Комплексный укрупненный сетевой график составлен до конца 2000 г., когда должны быть завершены все работы по главному корпусу. Подробно же график выполнения объемов работ расписан на IV квартал 1997 г. - I квартал 1998 г. В январе предстоит корректировка задания 1998 г. по итогам 1997 г. После уточнения объемов работ, изменившихся в результате подключения инофирмы, будет составлен детальный локальный график на 1998 г. с тем, чтобы и далее контролировать выполнение работ, ежемесячно подводя нарастающий итог.
По-прежнему каждую пятницу на объекте проводится заседание штаба стройки. Членами штаба являются представители всех участников инвестиционного процесса. Из нерешенных вопросов наиболее животрепещущим является вопрос финансирования. Исполнители должны полностью рассчитаться за октябрь и ноябрь. Максимум до 20 декабря должна быть закрыта годовая программа использования капвложений, выделенных заказчиком на этот год, чтобы у генподрядчика не было никаких разногласий с субподрядчиками.
Далее была уточнена сумма, предполагаемая к освоению в 1998 г. в соответствии с КУСГ. С учетом сегодняшнего масштаба цен строймонтаж должен обойтись в 400 млрд рублей. Сумму же капвложений назвал первый заместитель начальника Белорусской железной дороги В. Н. Борисюк:
- Доля госбюджета - 320, Белорусской железной дороги - 80 млрд рублей. Переходящая сумма составляет 100 млрд рублей, итого 500 млрд рублей.
Он же добавил:
- Нет сомнения, что произошедшие на объекте сдвиги серьезны. Тем не менее они недостаточны. Освоение в декабре 30 млн капвложений было бы залогом нормального разгона на весь будущий год. Есть еще вопросы стыковки инженерных коммуникаций вокзала и города. То есть необходимо уточнить, что из этих работ должно выполняться за счет городского бюджета, а что - за счет средств, осваиваемых на объекте "Вокзал". Важно, чтобы все эти вопросы адекватно решались в течение каждого года из 3 лет, оставшихся до ввода первой очереди объекта.
Вице-премьер подчеркнул, что вообще проектный состав каждой из очередей, с которыми 10 лет назад все было вроде бы ясно, сегодня должен быть пересмотрен с учетом перспективы развития данной части Минска (и Привокзальной площади и прилегающих к ней территорий). Очевидно, необходимо допроектировать все необходимые подземные переходы, короче, все, что сегодня требуется для цивилизованного обслуживания пассажиропотоков. Никаких иных вариантов развития вокзала и Привокзальной площади в ближайшее десятилетие не предвидится - все возводимое необходимо достроить и начать нормально эксплуатировать.
- Думаю, - добавил В. Н. Борисюк, - проектировщики понимают, что пропускной способности запроектированного и возводимого вокзального комплекса до 2050 г. будет почти достаточно.
- Когда только начинались проектные работы, - спросил Г. В. Новицкий, -было, разумеется, стремление сделать что-то грандиозное?
- Но и тогдашние пассажиропотоки не должны сбрасываться со счетов, - напомнил Владимир Николаевич, - граница, 3 группировки войск...
- Перспектива дальнейшего развития по этой схеме окончательно не закрывается, - уточнил вице-премьер, - но вся документация, которая касается пускового комплекса, то есть первой очереди, должна быть пересмотрена и переутверждена. Необходимость нормальной эксплуатации отнюдь не предполагает излишнего размаха.
- Еще мы должны будем привести в порядок фасады нашей знаменитой пары башенных зданий, ворот города, - продолжил В. Н. Борисюк, - а еще (на этот счет уже дано задание "Минскпроекту") - здание пригородного вокзала, может быть, даже целиком за счет Белорусской железной дороги, с тем чтобы потом, в процессе работы над второй очередью, мы его уже не трогали. Там также предстоит ремонт фасадов, к тому же это здание нетехнологично.
В заключение пребывания на объекте вице-премьер пообещал и впредь оказывать всю поддержку, необходимую для того, чтобы ситуация 1996 г. здесь впредь не возникала, напомнил о необходимости строгого соблюдения технологической дисциплины и тщательного актирования всех скрытых работ и выразил надежду, что эксплуатационные качества готового объекта будут действительно соответствовать современным урбанистическим стандартам и не заставят вспомнить об аэропорте "Минск-2", где неоправданные нагромождения объемов не обеспечивали технологичности обслуживания пассажиров. Не должно быть также стремления сделать больше и быстрее за счет качества работ.
Беглый осмотр отдельных помещений почти готового РДК предшествовал отчету управляющего стройтрестом № 1 М. В. Найденова (генподрядные работы на объекте выполняет СУ-5 треста) о настоящем положении дел.
- Одной из положительных сторон сложившейся на объекте ситуации, - сказал Михаил Владимирович, - является активизация деятельности всех субподрядчиков, а также проектировщиков. Совершенно на ином уровне решаются вопросы, активизировалась и посещаемость наших штабов, некогда бывшая крайне низкой, и это радует. В результате мы практически выполнили задачу освоения 10 млрд рублей по инженерному корпусу и РДК, хотя следует сказать, что 2-миллиардному перевыполнению по инженерному корпусу сопутствует недовыполнение в размере около 1 млрд рублей по РДК в силу разных причин, хотя климатические условия нам и благоприятствовали. Дело в том, что с целью активизации работ на первом пусковом комплексе мы перебросили часть сил на инженерный корпус, поскольку это - сердце дворца. Решая судьбу инженерного корпуса, мы решаем судьбу первого пускового комплекса. Спасибо контролирующим нас службам, их специалисты немало подсказали нам и по исполнительной документации и по качеству работ. Конечно, объект долгое время находился в процессе строительства, недостатков накопилось много, и мы хотели бы и впредь, Виктор Васильевич, рассчитывать на вашу помощь.
Управляющий трестом обратился к присутствовавшему председателю Комитета по надзору за ведением работ в строительстве В. В. Сысу, но ответил ему вице-премьер, напомнив о том же, о чем чуть ранее он напоминал строителям вокзала: активизация штабной деятельности, возможно, влечет за собой какое-то давление на исполнителей; да, необходимо делать все возможное, чтобы избежать отставания, но не в ущерб качеству.
- Самое нежелательное, что вы можете допустить, - сказал Геннадий Васильевич, - это брак и передел. С учетом того, что в строительстве есть такие виды работ, которые за один раз вообще никогда не делаются, переделы в основном и являются причиной всевозможных отклонений от графика.
М. В. Найденов продолжил:
- Электрики обещали в течение ноября компенсировать свое частичное отставание, но сегодня необходимо поставить точку на нерешаемом пока что вопросе - постоянной схеме энергоснабжения объекта. Иначе ввод первого пускового комплекса окажется под угрозой срыва. И еще: в тресте до сих пор нет утвержденной документации на первый пусковой комплекс. Мы уже давно должны работать по заключениям госкомиссии, подписывать акты, и мы работаем в этом направлении, но понятно, что без официальной документации многих вопросов практически не решить. Для того же, чтобы разрабатывать локальные графики по второму пусковому комплексу в соответствии с директивным, нужна документация и на второй комплекс. Мы должны были получить ее в ноябре, но сегодня уже 26-е, а ее нет. Что же касается эксплуатации монтируемого оборудования (настолько уникального, что мне приходилось слышать, что у руководства РДК могут быть затруднения с наймом специалистов как по части аудиосистем, так и по части связи), то она уже должна осуществляться, эти специалисты уже нужны. Это - третий вопрос. Любой из присутствующих субподрядчиков вправе сейчас заявить, что ему пора кому-то передавать то, что он смонтировал, а передавать-то и некому. Увы, сегодня на стройке нет специалиста, который с нетерпением ждал бы, когда ему передадут этот самый первый пусковой комплекс для его эксплуатации.
После того как были заслушаны начальник УКС Мингорисполкома И. К. Туров, представляющий заказчика, директор РДК, назначенный на эту должность с 22 октября , представитель Министерства культуры РБ Москвичев и первый заместитель председателя Мингорисполкома Г. П. Сенькевич и выяснилось, в частности, что пока не решен вопрос о финансировании, о поставке эскалаторов (есть 4 предложения, но необходимо создать комиссию высококлассных экспертов для принятия решения - на каком из предложений остановиться), что пока принято на работу всего 4 человека из 35, которые должны составлять штат первого пускового комплекса, что пока не решен вопрос, кому должна быть передана находящаяся в инженерном корпусе трансформаторная подстанция - городской службе кабельных сетей или дирекции РДК (в данном направлении также работает независимая экспертиза), вице-премьер напомнил всем присутствующим, что в соответствии с указом Президента РБ Мингорисполкому совместно с производственным концерном "Минскстрой" следует в IV квартале 1997 г. осуществить ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса Дворца республики в составе инженерного корпуса, наружных инженерных сетей, административно-артистической части, а также выполнить благоустройство территории, прилегающей к этому пусковому комплексу.
- Если не будут приняты чрезвычайные меры, - сказал Г. В. Новицкий, - и все, кто здесь находится, думаю, со мной внутренне соглашаются, никакого ввода в эксплуатацию в этом квартале не будет. Вы говорите о финансировании? Я - гарант того, что у вас не будет проблем с финансированием. Полагаю, что еженедельно штаб на объекте с постановкой задач всем, кто имеет отношение к пуску, и контролем выполнения этих задач должен собирать Г. П. Сенькевич. Прорабом я здесь не буду, даже начальником штаба стройки не буду - есть кому этим заниматься. Но если городской власти мало - подключайте меня, и если есть в республике люди, что-то понимающие в вопросах, которые должны быть срочно решены, то все эти люди будут к вашим услугам. Если хотите, то и РДК, и минский вокзал, и Гомельский онкодиспансер - все три объекта, решение о строительстве которых закреплено указами Президента, являются своеобразным экзаменом для нашего строительного комплекса, это вопрос нашего престижа. А необходимые 35 человек должны быть набраны в течение недели. В конце концов, по теории вероятности, с третьей частью этого контингента в дальнейшем, возможно, придется расстаться по причине профнепригодности. Что же касается Министерства культуры РБ, то оно должно работать и с производственным концерном "Минскстрой", и с АП "Белпроект", и с дирекцией РДК в самом тесном контакте, обеспечивая эстетико-идеологическую часть всех принимаемых на объекте решений.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 1997 год в рубрике технологии