Ценообразование в строительном комплексе Республики Беларусь

В республике на протяжении ряда лет проводилась работа по экономической подготовке строительного комплекса к переходу на рыночные условия хозяйствования. При этом принимаемые меры носили, как правило, упреждающий характер, что в значительной мере способствовало сохранению строительного потенциала в жестких условиях переходного периода как основы развития всего народного хозяйства республики.

На уровне правительства и Минстройархитектуры принимались решения по созданию системы ценообразования в строительстве, чутко реагирующей на субъективные перекосы формирования цены.

В основе такой системы заложен противозатратный принцип определения стоимости строительства, основанный на нормативном расходе трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, что стимулирует всех участников инвестиционного процесса к экономному расходованию ресурсов, приобретению их по более низким ценам. Для расчетов за выполненные работы по всем элементам затрат применяются индексы изменения стоимости, а начисление накладных расходов, плановых накоплений и прочих затрат производится не на основе сметной стоимости, подавляющую часть которой составляют материальные затраты, а только - основной (нормативной) заработной платы и затрат по эксплуатации машин и механизмов, что позволяет исключить заинтересованность подрядных организаций в увеличении материалоемкости строительства, приобретении и применении дорогостоящих материалов.

Очередным шагом на пути совершенствования системы ценообразования явилось создание в 1995 году служб по отслеживанию и прогнозированию цен в строительстве во всех регионах республики.

В обязанности региональных служб по отслеживанию входят сбор исходных данных о ценах на материальные ресурсы, машины и механизмы на предприятиях-изготовителях, в управлениях механизации, базах УПТК, о тарифах на автоперевозки и тепловую энергию, их анализ и передача в центральную службу.

Центральная служба анализирует, проверяет и сопоставляет исходные данные, представленные региональными службами, и производит расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам затрат по регионам и в среднем по республике, проводит единую политику в этой области.

Индексы рассматриваются и утверждаются Министерством архитектуры и строительства и в срок до 25 числа каждого месяца передаются региональным службам для доведения их до заинтересованных субъектов хозяйствования.

Индексы также публикуются в периодической печати (газеты "Республика", "Национальная экономическая газета").

Внедрение механизма декларирования стоимости пу-тем применения индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ и принимаемые министерством меры позволили существенно сдержать рост стоимости строительства.

Так, коэффициент роста среднегодовых индексов изменения стоимости по отношению к предыдущему периоду составил: в 1992 году - 28,7; в 1993 году - 17,6; в 1994 году - 11,7; в 1995 году - 7,1; в 1996 году - 1,27, что свидетельствует об устойчивой тенденции снижения темпов роста стоимости строительства.

Следует отметить, что индексы роста цен на 1 октября 1997 года по отношению к ценам 1991 года составили: строительно-монтажных работ - 10305,1; потребительских цен - 12 894,8; продукции производственно-технического назначения - 33 626,7.

Приказами Минстройархитектуры от 12.04.1996 года №90 и от 14.05.1996 года № 123 была поставлена задача перейти на расчеты по индексам материалов-представителей и машин-представителей.

Внедрение этих индексов проводилось на примере Витебской области, служба отслеживания которой являлась наиболее численно укомплектованной и технически оснащенной в республике, в основном благодаря содействию и помощи Витебского облисполкома.

Внедрение индексов по материалам-представителям и машинам-представителям дало дополнительное снижение стоимости строительства в области около 5%.

В результате апробации было разработано "Методическое руководство о порядке разработки и применения индексов изменения стоимости материалов-представителей и машин-представителей".

В августе 1997 года индексы по материалам-представителям и машинам-представителям были разработаны и направлены во все регионы республики для апробации, а с сентября того же года - для применения в расчетах за выполненные работы.

Переход на применение индексов изменения стоимости по материалам-представителям, которые учитывают оптимальную средневзвешенную их цену, стимулирует подрядные организации к поиску и приобретению материалов по более низким ценам, получению их непосредственно от изготовителей, минуя посреднические и коммерческие структуры.

В целях дальнейшего развития системы индексации стоимости строительства предусмотрена разработка индексов по отраслям народного хозяйства, в том числе по жилищному строительству. Это позволит более точно учитывать специфику строительства и повысит достоверность расчетов за выполненные работы.

Разработана "Методика по определению стоимости строительства 1 м 2 общей площади жилья, в том числе и строительства домов ЖСК, в базисных и текущих ценах" и одобрена облисполкомами, Мингорисполкомом, министерствами и ведомствами. Применение данной методики позволит осуществить единый подход к определению стоимости 1 м 2 общей площади жилья, упорядочит определение стоимости жилья по регионам и в целом по республике.

Стоимость строительства в значительной степени зависит от стоимости материалов, доля которых в объеме строительно-монтажных работ составляет почти 60%.

Для снижения стоимости строительных материалов и упорядочения ценообразования на материалы, изделия и конструкции на предприятиях стройматериалов и стройиндустрии внедряется нормативный метод ценообразования.

Внедрение этого метода остановило необоснованный рост отпускных цен на предприятиях стройматериалов и стройиндустрии, вызвало рост объема выпуска продукции, так как размер общехозяйственных и общепроизводственных расходов предприятий жестко "привязан" к объему выпуска продукции.

Например, снижение отпускных цен в результате внедрения нормативного метода ценообразования составило на Минском заводе строительных материалов - 9,5%; Светлогорском заводе ЖБИ стройтреста № 20 - 11; Солигорском ДСК - 10,6; Жлобинском заводе стройдеталей - 0,51%.

В настоящее время такой метод ценообразования применяется примерно на 70% предприятий.

Формирование новых подходов к ценообразованию проходит не без замечаний и предложений субъектов хозяйствования, которые обобщаются и учитываются в дальнейшей работе.

В настоящее время с учетом специфики работы подсобных производств строительных организаций разрабатываются "Методические указания по формированию цен на материалы, изделия и конструкции подсобного производства строительных организаций", внедрение которых позволит упорядочить ценообразование в подрядных организаций на продукцию собственного производства и потребления.

Предварительный анализ показывает, что цена такой продукции может быть по цене ниже отпускных цен специализированных предприятий за счет общих издержек на стройплощадку и подсобное хозяйство.

Производится также разработка норм накладных расходов и плановых накоплений на работы, выполняемые хозяйственным способом, что обеспечит снижение стоимости строительства.

Разработаны сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. Применение этих норм вместо круглогодичных должно упростить расчеты за выполненные работы и также обеспечить снижение стоимости строительства. В настоящее время создается межведомственная комиссия по контролю за ценообразованием в строительстве.

Приведенные выше данные показывают, насколько объемно и системно подошло Министерство архитектуры и строительства к регулированию цен в отрасли. Принимаемые министерством меры позволят обеспечить соответствие уровня стоимости строительства прогнозному уровню инфляции на 1997 год.

Николай ЛУКША


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 1997 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость