Методические указания по планированию себестоимости жилищно-коммунальных услуг
Утверждены приказом министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь 30 октября 1997 г., № 144
Настоящие методические указания предназначены для объединения в систему республиканских заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов, включаемых в договоры с местными исполнительными и распорядительными органами, заданий по снижению себестоимости производства жилищно-коммунальных услуг, стоимостных нормативов себестоимости жилищно-коммунальных услуг, текущих и прогрессивных нормативов потребления трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Составление планов снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг в подведомственных объединениях и предприятиях должно осуществляться в IV квартале года, предшествующего планируемому. Основными исходными данными для составления планов являются:
стоимостные нормативы себестоимости жилищно-коммунальных услуг на планируемый год по видам услуг в разрезе областей и г. Минска, доводимые приказом министра;
значения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, принятые Министерством финансов для расчетов к Закону "О бюджете Республики Беларусь" на соответствующий год;
задания для отрасли по экономии топливно-энергетических ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг, содержащиеся в республиканских мероприятиях по реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
текущие и прогрессивные нормативы потребления трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг;
отчетные данные о себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг в разрезе статей и элементов затрат.
Методической основой планирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг является использование при калькуляции затрат текущих нормативов потребления трудовых, материальных и в первую очередь топливно-энергетических ресурсов. При временном отсутствии текущих нормативов, до их разработки и утверждения в установленном порядке, при калькуляции затрат используются сложившиеся в отчетном периоде уровни потребления ресурсов.
Организационно-технической основой планирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг является постоянная работа по реализации организационно-технических мероприятий, направленных на сокращение потребления топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг и соответствующую корректировку текущих нормативов потребления ресурсов, а также разработка и реализация планов технического перевооружения коммунальных объектов с целью достижения перспективных нормативов потребления всех видов ресурсов при производстве продукции, работ и услуг.
Работа по корректировке текущих нормативов потребления материальных ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг должна включать в себя:
анализ существующего состояния объектов с целью выявления недостатков в технологии производства и резервов снижения затрат материальных ресурсов при производстве продукции, работ и услуг;
разработку организационно-технических мероприятий для приведения объектов в нормальное состояние (ремонт и замена оборудования, наладка и установление оптимальных режимов работы оборудования, консервация неиспользуемой части основных фондов и оборудования, утверждение и контроль за соблюдением технологических регламентов, тепловая реабилитация жилищного фонда) с определением необходимого объема затрат и экономического эффекта от внедрения мероприятий;
разработка предложений по корректировке текущих нормативов на основе достижения устойчивого снижения потребления материальных ресурсов.
Разработка прогрессивных нормативов потребления материальных, в первую очередь топливно-энергетических ресурсов, должна осуществляться на основе проектов технического перевооружения объектов, требующих привлечения капиталовложений и рассчитанных на реализацию в течение 2 - 5 лет. Прогрессивные нормативы разрабатываются и внедряются на объектах-представителях и служат перспективным ориентиром для остальных предприятий области, как в части разработки текущих нормативов потребления ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг, так и в части определения экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений при техническом перевооружении коммунальных объектов.
Процесс составления годового плана снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг состоит из следующих этапов.
1. В срок до 10 ноября года, предшествующего планируемому, городские, районные объединения и предприятия ЖКХ представляют в областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год; данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за вычетом затрат на капитальный, текущий ремонт основных фондов для подотраслей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, городского электротранспорта, а для жилищного хозяйства - за вычетом затрат на тепловую реабилитацию жилищного фонда за отчетный год; удельный вес затрат на топливо и электроэнергию в структуре себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год.
2. В срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому, областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома представляют в министерство сводные данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год; сводные данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за вычетом затрат на капитальный, текущий ремонт основных фондов и тепловую реабилитацию жилищного фонда за отчетный год; удельный вес затрат на топливо и электроэнергию в структуре себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год.
3. В срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, Минжилкомхоз на основе прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год доводит до областных управлений жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома задания по экономии топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции, работ и услуг; рассчитанные на их основе стоимостные нормативы себестоимости основных видов жилищно-коммунальных услуг в целом по областям и г. Минску.
Стоимостные нормативы себестоимости единицы жилищно-коммунальных услуг представляют собой значения себестоимости в базовом периоде, из структуры которой исключены затраты на капитальный, текущий ремонт основных фондов и затраты на тепловую реабилитацию жилищного фонда, а затраты на топливо и электрическую энергию снижены по сравнению с базовым периодом на величину доведенного задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.
4. В срок до 10 декабря года, предшествующего планируемому, областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома: рассчитывают и доводят до подведомственных объединений и предприятий задания по экономии топливно-энергетических ресурсов; объемы затрат на производство услуг, предусмотренные в бюджете на планируемый период; стоимостные нормативы себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг с таким расчетом, чтобы не превысить установленного для области, г. Минска стоимостного норматива себестоимости для каждого вида услуг.
5. В срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому, городские, районные объединения и предприятия ЖКХ представляют в областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома планы организационно-технических мероприятий, капитальных и текущих ремонтов основных фондов, работ по тепловой реабилитации жилищного фонда, а также планируемые объемы затрат на их проведение, используя в качестве ограничения суммы, предусмотренные в бюджете на планируемый год; расчеты себестоимости жилищно-коммунальных услуг по видам в разрезе объединений, предприятий и организаций ЖКХ на планируемый год, основанные на прогнозируемых объемах производства продукции, работ и услуг, а также на текущих нормативах потребления трудовых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, установленной правительством тарифной ставки 1 разряда, цен и тарифов на потребляемые ресурсы, норм амортизационных отчислений, ставок налогов и иных обязательных платежей, относимых на себестоимость; расчеты заданий по снижению себестоимости единицы услуг по видам. Задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг для подведомственных объединений и предприятий рассчитываются исходя из установленного на планируемый период процента снижения потребления топливно-энергетических ресурсов; удельного веса (в базовом периоде) расходов на топливо и электроэнергию в структуре себестоимости каждого вида услуг; удельного веса (в базовом периоде) и предполагаемого повышения (прироста) в планируемом периоде затрат на проведение организационно-технических мероприятий, капитальных и текущих ремонтов основных фондов, работ по тепловой реабилитации жилищного фонда.
Расчет задания по снижению себестоимости производится в следующем порядке. Например, если в себестоимости производства теплоэнергии 65% занимают затраты на топливо, 10% - затраты на электроэнергию, 3% - затраты на капитальный, текущий ремонты и тепловую реабилитацию жилищного фонда, то при задании по экономии ТЭР на 5% и предполагаемом приросте затрат на капитальный, текущий ремонты и тепловую реабилитацию жилищного фонда на 60% планируемый уровень снижения себестоимости должен составить: 5 0,65 + 5 0,10 - 60 0,05 = 0,75%.
При этом в планируемом периоде должны обеспечиваться условия сопоставимости с базовым периодом в соответствии с действующей методикой.
Рассчитанные таким образом задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг используются объединениями и предприятиями для уточнения текущих нормативов потребления ТЭР с учетом опыта отработки прогрессивных нормативов на объектах-представителях.
Уточненные прогнозные значения затрат на производство жилищно-коммунальных услуг по видам в разрезе статей и элементов затрат, а также рассчитанные задания по снижению себестоимости представляются в областные управления ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома на согласование.
6. В срок до 20 декабря года, предшествующего планируемому, областные управления ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома производят проверку представленных расчетов себестоимости и заданий по ее снижению на планируемый год, при необходимости их корректировку с целью обеспечения выполнения доведенных в целом для области, г. Минска стоимостных нормативов себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг; составляют план снижения себестоимости на будущий год в целом по области, г. Минску и в разрезе подведомственных объединений, предприятий, организаций и видов услуг; представляют на согласование в облисполкомы, Минский горисполком планы снижения себестоимости на будущий год в целом по области, г. Минску и в разрезе подведомственных объединений, предприятий, организаций и видов услуг.
7. В трехдневный срок после согласования в облисполкомах, Минском горисполкоме областные управления ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", УПКО, ГПУЖХ, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома доводят до всех подведомственных объединений, предприятий и организаций планы снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг на будущий год в целом по области, г. Минску и в разрезе подведомственных объединений, предприятий, организаций и видов услуг; представляют планы снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг в министерство для контроля за их выполнением.
8. Городские и районные объединения ЖКХ используют согласованные планы снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг для составления проектов договоров с местными исполнительными и распорядительными органами на проведение работ по эксплуатации жилищного фонда и предоставление населению коммунальных услуг.
9. Контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости, осуществляемый областными управлениями ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома, заключается в проверке соответствия уровней себестоимости услуг в сопоставимых с базовым периодом условиях стоимостным нормативам себестоимости, а также соответствия темпов снижения себестоимости в сопоставимых с базовым периодом условиях темпам сокращения объемов потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг. Достижение устойчивых результатов по экономии ТЭР в отчетном году должно завершаться предложениями по корректировке текущих нормативов расхода ресурсов на планируемый год.
Настоящие методические указания предназначены для объединения в систему республиканских заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов, включаемых в договоры с местными исполнительными и распорядительными органами, заданий по снижению себестоимости производства жилищно-коммунальных услуг, стоимостных нормативов себестоимости жилищно-коммунальных услуг, текущих и прогрессивных нормативов потребления трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Составление планов снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг в подведомственных объединениях и предприятиях должно осуществляться в IV квартале года, предшествующего планируемому. Основными исходными данными для составления планов являются:
стоимостные нормативы себестоимости жилищно-коммунальных услуг на планируемый год по видам услуг в разрезе областей и г. Минска, доводимые приказом министра;
значения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, принятые Министерством финансов для расчетов к Закону "О бюджете Республики Беларусь" на соответствующий год;
задания для отрасли по экономии топливно-энергетических ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг, содержащиеся в республиканских мероприятиях по реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
текущие и прогрессивные нормативы потребления трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг;
отчетные данные о себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг в разрезе статей и элементов затрат.
Методической основой планирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг является использование при калькуляции затрат текущих нормативов потребления трудовых, материальных и в первую очередь топливно-энергетических ресурсов. При временном отсутствии текущих нормативов, до их разработки и утверждения в установленном порядке, при калькуляции затрат используются сложившиеся в отчетном периоде уровни потребления ресурсов.
Организационно-технической основой планирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг является постоянная работа по реализации организационно-технических мероприятий, направленных на сокращение потребления топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг и соответствующую корректировку текущих нормативов потребления ресурсов, а также разработка и реализация планов технического перевооружения коммунальных объектов с целью достижения перспективных нормативов потребления всех видов ресурсов при производстве продукции, работ и услуг.
Работа по корректировке текущих нормативов потребления материальных ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг должна включать в себя:
анализ существующего состояния объектов с целью выявления недостатков в технологии производства и резервов снижения затрат материальных ресурсов при производстве продукции, работ и услуг;
разработку организационно-технических мероприятий для приведения объектов в нормальное состояние (ремонт и замена оборудования, наладка и установление оптимальных режимов работы оборудования, консервация неиспользуемой части основных фондов и оборудования, утверждение и контроль за соблюдением технологических регламентов, тепловая реабилитация жилищного фонда) с определением необходимого объема затрат и экономического эффекта от внедрения мероприятий;
разработка предложений по корректировке текущих нормативов на основе достижения устойчивого снижения потребления материальных ресурсов.
Разработка прогрессивных нормативов потребления материальных, в первую очередь топливно-энергетических ресурсов, должна осуществляться на основе проектов технического перевооружения объектов, требующих привлечения капиталовложений и рассчитанных на реализацию в течение 2 - 5 лет. Прогрессивные нормативы разрабатываются и внедряются на объектах-представителях и служат перспективным ориентиром для остальных предприятий области, как в части разработки текущих нормативов потребления ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг, так и в части определения экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений при техническом перевооружении коммунальных объектов.
Процесс составления годового плана снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг состоит из следующих этапов.
1. В срок до 10 ноября года, предшествующего планируемому, городские, районные объединения и предприятия ЖКХ представляют в областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год; данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за вычетом затрат на капитальный, текущий ремонт основных фондов для подотраслей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, городского электротранспорта, а для жилищного хозяйства - за вычетом затрат на тепловую реабилитацию жилищного фонда за отчетный год; удельный вес затрат на топливо и электроэнергию в структуре себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год.
2. В срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому, областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома представляют в министерство сводные данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год; сводные данные об ожидаемом выполнении себестоимости единицы по видам жилищно-коммунальных услуг за вычетом затрат на капитальный, текущий ремонт основных фондов и тепловую реабилитацию жилищного фонда за отчетный год; удельный вес затрат на топливо и электроэнергию в структуре себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг за отчетный год.
3. В срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, Минжилкомхоз на основе прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год доводит до областных управлений жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома задания по экономии топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции, работ и услуг; рассчитанные на их основе стоимостные нормативы себестоимости основных видов жилищно-коммунальных услуг в целом по областям и г. Минску.
Стоимостные нормативы себестоимости единицы жилищно-коммунальных услуг представляют собой значения себестоимости в базовом периоде, из структуры которой исключены затраты на капитальный, текущий ремонт основных фондов и затраты на тепловую реабилитацию жилищного фонда, а затраты на топливо и электрическую энергию снижены по сравнению с базовым периодом на величину доведенного задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.
4. В срок до 10 декабря года, предшествующего планируемому, областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома: рассчитывают и доводят до подведомственных объединений и предприятий задания по экономии топливно-энергетических ресурсов; объемы затрат на производство услуг, предусмотренные в бюджете на планируемый период; стоимостные нормативы себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг с таким расчетом, чтобы не превысить установленного для области, г. Минска стоимостного норматива себестоимости для каждого вида услуг.
5. В срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому, городские, районные объединения и предприятия ЖКХ представляют в областные управления жилищно-коммунального хозяйства, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома планы организационно-технических мероприятий, капитальных и текущих ремонтов основных фондов, работ по тепловой реабилитации жилищного фонда, а также планируемые объемы затрат на их проведение, используя в качестве ограничения суммы, предусмотренные в бюджете на планируемый год; расчеты себестоимости жилищно-коммунальных услуг по видам в разрезе объединений, предприятий и организаций ЖКХ на планируемый год, основанные на прогнозируемых объемах производства продукции, работ и услуг, а также на текущих нормативах потребления трудовых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, установленной правительством тарифной ставки 1 разряда, цен и тарифов на потребляемые ресурсы, норм амортизационных отчислений, ставок налогов и иных обязательных платежей, относимых на себестоимость; расчеты заданий по снижению себестоимости единицы услуг по видам. Задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг для подведомственных объединений и предприятий рассчитываются исходя из установленного на планируемый период процента снижения потребления топливно-энергетических ресурсов; удельного веса (в базовом периоде) расходов на топливо и электроэнергию в структуре себестоимости каждого вида услуг; удельного веса (в базовом периоде) и предполагаемого повышения (прироста) в планируемом периоде затрат на проведение организационно-технических мероприятий, капитальных и текущих ремонтов основных фондов, работ по тепловой реабилитации жилищного фонда.
Расчет задания по снижению себестоимости производится в следующем порядке. Например, если в себестоимости производства теплоэнергии 65% занимают затраты на топливо, 10% - затраты на электроэнергию, 3% - затраты на капитальный, текущий ремонты и тепловую реабилитацию жилищного фонда, то при задании по экономии ТЭР на 5% и предполагаемом приросте затрат на капитальный, текущий ремонты и тепловую реабилитацию жилищного фонда на 60% планируемый уровень снижения себестоимости должен составить: 5 0,65 + 5 0,10 - 60 0,05 = 0,75%.
При этом в планируемом периоде должны обеспечиваться условия сопоставимости с базовым периодом в соответствии с действующей методикой.
Рассчитанные таким образом задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг используются объединениями и предприятиями для уточнения текущих нормативов потребления ТЭР с учетом опыта отработки прогрессивных нормативов на объектах-представителях.
Уточненные прогнозные значения затрат на производство жилищно-коммунальных услуг по видам в разрезе статей и элементов затрат, а также рассчитанные задания по снижению себестоимости представляются в областные управления ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО Мингорисполкома на согласование.
6. В срок до 20 декабря года, предшествующего планируемому, областные управления ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома производят проверку представленных расчетов себестоимости и заданий по ее снижению на планируемый год, при необходимости их корректировку с целью обеспечения выполнения доведенных в целом для области, г. Минска стоимостных нормативов себестоимости по видам жилищно-коммунальных услуг; составляют план снижения себестоимости на будущий год в целом по области, г. Минску и в разрезе подведомственных объединений, предприятий, организаций и видов услуг; представляют на согласование в облисполкомы, Минский горисполком планы снижения себестоимости на будущий год в целом по области, г. Минску и в разрезе подведомственных объединений, предприятий, организаций и видов услуг.
7. В трехдневный срок после согласования в облисполкомах, Минском горисполкоме областные управления ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", УПКО, ГПУЖХ, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома доводят до всех подведомственных объединений, предприятий и организаций планы снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг на будущий год в целом по области, г. Минску и в разрезе подведомственных объединений, предприятий, организаций и видов услуг; представляют планы снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг в министерство для контроля за их выполнением.
8. Городские и районные объединения ЖКХ используют согласованные планы снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг для составления проектов договоров с местными исполнительными и распорядительными органами на проведение работ по эксплуатации жилищного фонда и предоставление населению коммунальных услуг.
9. Контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости, осуществляемый областными управлениями ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома, заключается в проверке соответствия уровней себестоимости услуг в сопоставимых с базовым периодом условиях стоимостным нормативам себестоимости, а также соответствия темпов снижения себестоимости в сопоставимых с базовым периодом условиях темпам сокращения объемов потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг. Достижение устойчивых результатов по экономии ТЭР в отчетном году должно завершаться предложениями по корректировке текущих нормативов расхода ресурсов на планируемый год.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 1997 год в рубрике экономика