Минжилкомхоз Беларуси: рост и экономия
31 октября в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства прошло заседание коллегии, на котором подведены итоги за 9 месяцев текущего года и определены меры по завершению года. Сегодня о работе отрасли рассказывает начальник управления экономики министерства В. В. Воложинец.
В основу работы объединений, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства республики в 1997 г. были положены решения итоговой коллегии министерства от 22 января 1997 г. и "Отраслевые мероприятия по реализации "Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг." Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 1996 г. № 570 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 1997 год" объединениям, предприятиям и организациям отрасли установлены задания по приросту объемов производства продукции и услуг на 6%, а также по экономии энергоресурсов на производство продукции, работ и услуг на 8% по сравнению с 1996 г.
Промышленными предприятиями отрасли за январь-сентябрь текущего года обеспечен рост объемов производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 108,6%, при запланированном росте 106%. Объем товарной продукции составил 360 654 млн руб., или 126,2% от планируемого. Реализовано готовой продукции на 353 993 млн руб., или 122,6% от планируемой. Остатки готовой продукции на 01.10.1997 г. составили 17 315 млн руб., что меньше месячного объема производства. Объем экспортных поставок промышленных предприятий отрасли составил 3 928 тыс. долларов США, или 218% от планируемого. Поставки осуществлены в Россию, Казахстан, Украину, Молдову. Основные изделия, поставляемые на экспорт, - это троллейбусы, запасные части к ним, мебель, столярные изделия, вентиляторы, гидранты пожарные, регуляторы давления, регуляторы расхода, горелки. Создано дочернее предприятие "Электротранспривод" для изготовления электронных узлов троллейбусов модели АКСМ-201 на производственных площадях ПО "Белкоммунмаш".
Работа отрасли за 9 месяцев 1997 г. проходила в условиях дефицита финансовых ресурсов, обусловленного кризисом неплатежей. Вместе с тем в результате принятых мер за период с 1 июля по 1 октября 1997 г. дебиторская задолженность объединений, предприятий и организаций отрасли сократилась с 2361,6 до 1 906,0 млрд руб., или на 19,3%. Это дало возможность полностью оплачивать текущую и снизить просроченную кредиторскую задолженность за потребленные энергоресурсы с 2207,4 до 1 117,2 млрд руб., или на 49,4%. Результаты работы по погашению задолженности за природный газ и энергию будут рассмотрены в виде отдельного вопроса на заседании коллегии министерства.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1997 г. № 651 "О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 1997-1998 гг." министерством совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом проведена работа по подготовке предприятий жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. Выполнены основные объемы подготовительных работ, включая задания по замене теплосетей, ремонту котлов большой мощности и профилактическому ремонту котельных. Выполнено задание по замене неэкономичных чугунных отопительных котлов на стальные; заменен 231 чугунный котлоагрегат при плане 236 котлов.
На 1.10.97 г. запасы топочного мазута составили 126,5 тыс. тонн, а на 20.10.97 г. 169,9 тыс. тонн, что полностью соответствует установленному заданию. В целях сокращения затрат на производство тепловой энергии постоянно проводится работа по переводу котельных на сжигание более дешевых видов топлива: газа, мазута, местных видов топлива.
В рамках программы по подготовке коммунальных объектов к работе в осенне-зимнем периоде в запланированных объемах произведены ремонты сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. В основном завершена подготовка жилищного фонда местных Советов к эксплуатации в зимних условиях. Выполнены профилактический ремонт и опрессовка внутридомовых систем инженерного оборудования, основные работы по ремонту кровель и стыков стеновых панелей. Продолжается работа по передаче подъездов на общественную сохранность, которая способствует привлечению граждан к экономии тепловой и электрической энергии, потребляемой жилищным фондом.
За 9 месяцев 1997 г. не допущено снижения объемов жилищно-коммунальных услуг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Увеличение объемов отпуска воды потребителям и соответственно пропуска стоков за 9 месяцев 1997 г. в целом по системе министерства на 2,8 и 3,3% произошло в основном за счет роста объемов в Гомельской области - на 7,3 и 3,4%, Могилевской - на 6,1 и 7,9% и Брестской - на 5,5 и 8,7%. Этот рост связан в основном с приемкой на баланс ведомственного жилищного фонда и коммунальных объектов.
Снижение объемов отпуска теплоэнергии собственной выработки на 3,2% произошло в связи с повышением средней температуры наружного воздуха по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В то же время рост выработки тепловой энергии по Гомельской области - на 16,6%, Минской - на 1,3 обусловлен приемкой в коммунальную собственность ведомственных объектов теплоэнергетики.
Рост объемов перевозок пассажиров городским электротранспортом в целом по республике на 25,9% объясняется в основном результатами распространения брестского опыта и сокращением числа неоплаченных пассажирами поездок.
Объем платных услуг, оказанных населению объединениями, предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства за 9 месяцев 1997 г., возрос на 40,4% по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. Рост объемов платных услуг определяется в основном повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 января, 1 апреля на 15% и с 1 сентября 1997 г. на 20%, их индексацией в 1997 году на 12,9%, а также увеличением натуральных объемов услуг за счет приемки ведомственного жилищного фонда и коммунальных объектов.
В результате повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 сентября текущего года в среднем по республике уровень возмещения затрат населением составляет по эксплуатации жилищного фонда - 33,4%, водоснабжению -25,3, канализации -31,5, отоплению - 45,9, горячему водоснабжению - 25,8, вывозу мусора и обезвреживанию твердых бытовых отходов -80,0%.
В отчетном периоде областными, городскими и районными управлениями, объединениями и предприятиями отрасли продолжалась работа по экономии затрат и снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Установленные задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг путем сокращения расхода топливно-энергетических, материальных, трудовых и финансовых ресурсов за счет внедрения прогрессивных технологий производства в целом по системе министерства выполнены.
Снижение себестоимости единицы оказанных жилищно-коммунальных услуг в целом по республике в сопоставимых условиях составило (приложение 4): по тепловой энергии собственной выработки -1,5%, эксплуатации жилищного фонда -4,1, водоснабжению -2,3, водоотведению -2,2, городскому электротранспорту -18,8%.
Лучших результатов в снижении себестоимости тепловой энергии добились жилищно-коммунальная ассоциация (ЖКА) "Миноблкоммунальник" и ПУ ЖКХ Брестского облисполкома, обеспечив снижение данного показателя соответственно на 2,6 и 2,3%. Наименьшие темпы снижения себестоимости теплоэнергии достигнуты в ПУЖКХ Гродненского и УЖКХ Гомельского облисполкомов (снижение себестоимости на 0,2 и 0,3%).
Наиболее высокие темпы снижения себестоимости эксплуатации жилищного фонда местных Советов достигнуты в ПУЖКХ Брестского, Гродненского и Могилевского облисполкомов - 6,0; 5,0 и 4,3%. Существенно ниже среднереспубликанских темпы снижения данного показателя в УЖКХ Гомельского - на 2,2%.
При общем выполнении установленных заданий по снижению себестоимости водоснабжения в целом по республике максимальное сокращение данного показателя обеспечили ПУЖКХ Брестского и Гродненского облисполкомов -на 4,0 и 3,0% соответственно.
Практически не снизилась себестоимость водоснабжения на подведомственных предприятиях УЖКХ Гомельского облисполкома и ассоциации "Миноблкоммунальник", где снижение данного показателя составило 1,4 и 1,7%.
По канализации максимальный уровень снижения себестоимости достигнут в ПУЖКХ Брестского облисполкома и ПО "Минскводоканал" - 4,4 и 3,7% соответственно. В то же время в ПУЖКХ Могилевского и УЖКХ Гомельского облисполкомов снижение составило только 1,5 и 1,6%.
В снижении себестоимости перевозок пассажиров горэлектротранспортом лучших результатов добились ПУЖКХ Витебского облисполкома и ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома, обеспечившие снижение данного показателя соответственно на 31,1 и 23,4%.
При этом в ПУЖКХ Брестского облисполкома себестоимость перевозок пассажиров троллейбусами практически не снизилась (0,5%).
В результате работ по внедрению энергосберегающих мероприятий на предприятиях отрасли за 9 месяцев текущего года сэкономлено 86,7 тыс. тонн условного топлива, при этом снижение составляет 7% по сравнению с уровнем прошлого года, при задании -8%.
Областными и минскими городскими отраслевыми управлениями жилищно-коммунального хозяйства проводится недостаточная работа по обеспечению и контролю за экономным использованием топлива и электроэнергии, внедрением прогрессивных норм расхода энергоресурсов на производство работ и услуг. Так, за III квартал 1997 г. в объединениях и предприятиях ПУЖКХ Витебского облисполкома удельный расход составил: топлива на выработку 1 Гкал теплоэнергии -209,3 кг при утвержденной норме 188,1 кг. До сего времени отсутствуют утвержденные нормы расхода электроэнергии на электротягу городского электрического транспорта. Перерасход электрической энергии в летние месяцы (май-сентябрь) имел место в ПО"Минскгорэлектротранс", за III квартал текущего года он составил 231 тыс. кВт•ч.
В Брестском ОРСТ прирост объема товарной продукции в текущем году составил 36,8%, а потребление ТЭР возросло только на 14%. В тоже время в Витебском ОРСТ при росте товарной продукции на 6,9% увеличение электропотребления составило 12%.
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 1997 г. № 855 "О дальнейшем внедрении приборного учета расхода газа, воды и тепловой энергии" продолжалась работа по оборудованию жилфонда, ЦТП и котельных приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов. На 1.10.97 г. 80% жилфонда оснащено приборами группового учета расхода холодной воды и 44% ЦТП -приборами учета тепловой энергии. Из 863 ЦТП, обеспечивающих как отопление, так и горячее водоснабжение, на 129 ЦТП (15% от общего числа) установлены автоматические регуляторы подачи тепла на отопление в зависимости от температуры наружного воздуха.
Выполнение работ сдерживается недостаточным финансированием и дефицитом производства отечественных приборов группового учета холодной воды. Так, из предусмотренных на эти цели в областных бюджетах 103 млрд руб., выделено 48,5 млрд руб., или 47%, из предусмотренных 169,9 млрд руб. из централизованного инновационного фонда Минтопэнерго выделено 57,8 млрд руб., или 34%.
Руководство ПУЖКХ Могилевского облисполкома в отчетном периоде не решило вопроса о поступлении финансовых средств из местных бюджетов для установки приборов учета при запланированных на эти цели 10 млрд руб.
В отчетном периоде финансирование нововведений, обеспечивающих экономию материальных и финансовых ресурсов отрасли, проводилось за счет государственного бюджета и инновационного фонда министерства. Для выполнения заданий государственных научно-технических программ "Городское хозяйство" и "Городской транспорт" в составе 24 проектов в 1997 г. выделено бюджетных средств в объеме 11,981 млрд руб., или 63% от запланированной на год суммы.
В силу ограниченности средств инновационного фонда в текущем году финансируется незначительное количество проектов из числа рассмотренных на президиуме НТС министерства. На эти цели за 9 месяцев 1997 г. направлено 1341,8 млн руб. из средств инновационного фонда министерства. Ограниченность средств на проведение проектных и опытно-конструкторских работ требует от всех участников инновационного процесса сосредоточения усилий на скорейшей реализации и внедрении результатов проектов с целью получения максимально возможного экономического эффекта.
За 9 месяцев текущего года на строительстве коммунальных объектов отрасли освоено 341162 млн руб., или 81% объема капитальных вложений, запланированных на год. В то же время сумма выделенных из республиканского бюджета капиталовложений на эти цели составила 242 631 млн руб., или 58% годового объема.
Вместе с тем освоение капитальных вложений по областям не одинаково. Если по Витебской области этот показатель составляет 312% к плану года, по Брестской области - 116%, то по Гродненской области - всего 63%. Руководству ПУЖКХ Гродненского облисполкома необходимо принять срочные меры по увеличению объемов освоения капитальных вложений в IV квартале 1997 г.
На текущий год на капитальный ремонт жилищного фонда выделено бюджетных средств в сумме 555,4 млрд руб. Обеспеченность финансовыми ресурсами в текущем году в среднем по республике составила 52,6%. Минимальный уровень данного показателя, 31,7%, имеет место в Брестской области, максимальный, 79,9%, в г. Минске.
Ввод общей площади после капитального ремонта увеличился к уровню прошлого года на 12,9 тыс. кв. м. и составил 114,7 тыс. кв. м.
Не нашли широкого применения в хозяйственной практике тендеры на выполнение подрядных работ. Если в Гродненской, Витебской и Минской областях они практически не применяются для выбора подрядчика, то в г. Минске, Брестской и Гомельской областях в текущем году ими было охвачено соответственно 86,2; 71,5 и 41,0% объектов ремонта, что позволило уменьшить стоимость работ почти на 3,7 млрд руб., или на 1,7%.
Начиная с 1993 г. удельный вес работ по капитальному ремонту жилищного фонда в общем объеме работ ремонтно-строительных объединений отрасли постоянно сокращается. В текущем году средний удельный вес этих работ составляет в АРСП "Минскремстрой" 43,1%, в то время как в остальных регионах республики - от 10,5% в Могилевском ОПРСО до 25,1% в Витебском ГПСРСТ. На фоне уменьшения в программах ремонтно-строительных трестов удельного веса капитального ремонта жилищного фонда наметилась ярко выраженная тенденция увеличения объемов работ, выполняемых сторонними подрядными организациями и хозяйственным способом.
По данным за 9 месяцев 1997 г., удельный вес работ по капитальному ремонту жилфонда, выполненных сторонними организациями, составил в Гомельской области 65,1%, Брестской -61,0%, Минской - 52,6 и Гродненской -32,8%. Наибольший удельный вес работ, выполняемых жилищно-эксплуатационными организациями отрасли хозяйственным способом, составил 34,8% в Минской области, 20,5 - в Гродненской области и 15% в Витебской области. Все это указывает на низкую конкурентоспособность ремонтно-строительных организаций, поскольку их услуги не пользуются спросом у жилищно-эксплуатационных организаций отрасли.
За 9 месяцев 1997 г. продолжалась работа по начислению гражданам безналичных жилищных субсидий. Вследствие повышения с 1 сентября 1997 г. тарифов на жилищно-коммунальные услуги в отчетном периоде количество субсидируемых семей увеличилось на 1,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя сумма субсидии, начисленная одной семье, в целом по республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 40,2 тыс. руб., или на 28,7%. Вследствие этого средняя величина начисленной субсидии на одну семью колеблется от 83,2 до 112,5 тыс. руб. Общая сумма начисленных за 9 месяцев1997 г. субсидий на 9,2 млрд руб. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост среднемесячной заработной платы за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по республике составил 179,5%, по предприятиям и организациям Минжилкомхоза -154,4%; в том числе по жилищно-коммунальному хозяйству - 155,8%, по ремонтно-строительному производству -174,9 и по промышленности -177,0%.
Вахтанг ВОЛОЖИНЕЦ
В основу работы объединений, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства республики в 1997 г. были положены решения итоговой коллегии министерства от 22 января 1997 г. и "Отраслевые мероприятия по реализации "Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг." Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 1996 г. № 570 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 1997 год" объединениям, предприятиям и организациям отрасли установлены задания по приросту объемов производства продукции и услуг на 6%, а также по экономии энергоресурсов на производство продукции, работ и услуг на 8% по сравнению с 1996 г.
Промышленными предприятиями отрасли за январь-сентябрь текущего года обеспечен рост объемов производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 108,6%, при запланированном росте 106%. Объем товарной продукции составил 360 654 млн руб., или 126,2% от планируемого. Реализовано готовой продукции на 353 993 млн руб., или 122,6% от планируемой. Остатки готовой продукции на 01.10.1997 г. составили 17 315 млн руб., что меньше месячного объема производства. Объем экспортных поставок промышленных предприятий отрасли составил 3 928 тыс. долларов США, или 218% от планируемого. Поставки осуществлены в Россию, Казахстан, Украину, Молдову. Основные изделия, поставляемые на экспорт, - это троллейбусы, запасные части к ним, мебель, столярные изделия, вентиляторы, гидранты пожарные, регуляторы давления, регуляторы расхода, горелки. Создано дочернее предприятие "Электротранспривод" для изготовления электронных узлов троллейбусов модели АКСМ-201 на производственных площадях ПО "Белкоммунмаш".
Работа отрасли за 9 месяцев 1997 г. проходила в условиях дефицита финансовых ресурсов, обусловленного кризисом неплатежей. Вместе с тем в результате принятых мер за период с 1 июля по 1 октября 1997 г. дебиторская задолженность объединений, предприятий и организаций отрасли сократилась с 2361,6 до 1 906,0 млрд руб., или на 19,3%. Это дало возможность полностью оплачивать текущую и снизить просроченную кредиторскую задолженность за потребленные энергоресурсы с 2207,4 до 1 117,2 млрд руб., или на 49,4%. Результаты работы по погашению задолженности за природный газ и энергию будут рассмотрены в виде отдельного вопроса на заседании коллегии министерства.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1997 г. № 651 "О подготовке народного хозяйства республики к работе в осенне-зимний период 1997-1998 гг." министерством совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом проведена работа по подготовке предприятий жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. Выполнены основные объемы подготовительных работ, включая задания по замене теплосетей, ремонту котлов большой мощности и профилактическому ремонту котельных. Выполнено задание по замене неэкономичных чугунных отопительных котлов на стальные; заменен 231 чугунный котлоагрегат при плане 236 котлов.
На 1.10.97 г. запасы топочного мазута составили 126,5 тыс. тонн, а на 20.10.97 г. 169,9 тыс. тонн, что полностью соответствует установленному заданию. В целях сокращения затрат на производство тепловой энергии постоянно проводится работа по переводу котельных на сжигание более дешевых видов топлива: газа, мазута, местных видов топлива.
В рамках программы по подготовке коммунальных объектов к работе в осенне-зимнем периоде в запланированных объемах произведены ремонты сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. В основном завершена подготовка жилищного фонда местных Советов к эксплуатации в зимних условиях. Выполнены профилактический ремонт и опрессовка внутридомовых систем инженерного оборудования, основные работы по ремонту кровель и стыков стеновых панелей. Продолжается работа по передаче подъездов на общественную сохранность, которая способствует привлечению граждан к экономии тепловой и электрической энергии, потребляемой жилищным фондом.
За 9 месяцев 1997 г. не допущено снижения объемов жилищно-коммунальных услуг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Увеличение объемов отпуска воды потребителям и соответственно пропуска стоков за 9 месяцев 1997 г. в целом по системе министерства на 2,8 и 3,3% произошло в основном за счет роста объемов в Гомельской области - на 7,3 и 3,4%, Могилевской - на 6,1 и 7,9% и Брестской - на 5,5 и 8,7%. Этот рост связан в основном с приемкой на баланс ведомственного жилищного фонда и коммунальных объектов.
Снижение объемов отпуска теплоэнергии собственной выработки на 3,2% произошло в связи с повышением средней температуры наружного воздуха по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В то же время рост выработки тепловой энергии по Гомельской области - на 16,6%, Минской - на 1,3 обусловлен приемкой в коммунальную собственность ведомственных объектов теплоэнергетики.
Рост объемов перевозок пассажиров городским электротранспортом в целом по республике на 25,9% объясняется в основном результатами распространения брестского опыта и сокращением числа неоплаченных пассажирами поездок.
Объем платных услуг, оказанных населению объединениями, предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства за 9 месяцев 1997 г., возрос на 40,4% по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. Рост объемов платных услуг определяется в основном повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 января, 1 апреля на 15% и с 1 сентября 1997 г. на 20%, их индексацией в 1997 году на 12,9%, а также увеличением натуральных объемов услуг за счет приемки ведомственного жилищного фонда и коммунальных объектов.
В результате повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 сентября текущего года в среднем по республике уровень возмещения затрат населением составляет по эксплуатации жилищного фонда - 33,4%, водоснабжению -25,3, канализации -31,5, отоплению - 45,9, горячему водоснабжению - 25,8, вывозу мусора и обезвреживанию твердых бытовых отходов -80,0%.
В отчетном периоде областными, городскими и районными управлениями, объединениями и предприятиями отрасли продолжалась работа по экономии затрат и снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Установленные задания по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг путем сокращения расхода топливно-энергетических, материальных, трудовых и финансовых ресурсов за счет внедрения прогрессивных технологий производства в целом по системе министерства выполнены.
Снижение себестоимости единицы оказанных жилищно-коммунальных услуг в целом по республике в сопоставимых условиях составило (приложение 4): по тепловой энергии собственной выработки -1,5%, эксплуатации жилищного фонда -4,1, водоснабжению -2,3, водоотведению -2,2, городскому электротранспорту -18,8%.
Лучших результатов в снижении себестоимости тепловой энергии добились жилищно-коммунальная ассоциация (ЖКА) "Миноблкоммунальник" и ПУ ЖКХ Брестского облисполкома, обеспечив снижение данного показателя соответственно на 2,6 и 2,3%. Наименьшие темпы снижения себестоимости теплоэнергии достигнуты в ПУЖКХ Гродненского и УЖКХ Гомельского облисполкомов (снижение себестоимости на 0,2 и 0,3%).
Наиболее высокие темпы снижения себестоимости эксплуатации жилищного фонда местных Советов достигнуты в ПУЖКХ Брестского, Гродненского и Могилевского облисполкомов - 6,0; 5,0 и 4,3%. Существенно ниже среднереспубликанских темпы снижения данного показателя в УЖКХ Гомельского - на 2,2%.
При общем выполнении установленных заданий по снижению себестоимости водоснабжения в целом по республике максимальное сокращение данного показателя обеспечили ПУЖКХ Брестского и Гродненского облисполкомов -на 4,0 и 3,0% соответственно.
Практически не снизилась себестоимость водоснабжения на подведомственных предприятиях УЖКХ Гомельского облисполкома и ассоциации "Миноблкоммунальник", где снижение данного показателя составило 1,4 и 1,7%.
По канализации максимальный уровень снижения себестоимости достигнут в ПУЖКХ Брестского облисполкома и ПО "Минскводоканал" - 4,4 и 3,7% соответственно. В то же время в ПУЖКХ Могилевского и УЖКХ Гомельского облисполкомов снижение составило только 1,5 и 1,6%.
В снижении себестоимости перевозок пассажиров горэлектротранспортом лучших результатов добились ПУЖКХ Витебского облисполкома и ПО "Минскгорэлектротранс" Мингорисполкома, обеспечившие снижение данного показателя соответственно на 31,1 и 23,4%.
При этом в ПУЖКХ Брестского облисполкома себестоимость перевозок пассажиров троллейбусами практически не снизилась (0,5%).
В результате работ по внедрению энергосберегающих мероприятий на предприятиях отрасли за 9 месяцев текущего года сэкономлено 86,7 тыс. тонн условного топлива, при этом снижение составляет 7% по сравнению с уровнем прошлого года, при задании -8%.
Областными и минскими городскими отраслевыми управлениями жилищно-коммунального хозяйства проводится недостаточная работа по обеспечению и контролю за экономным использованием топлива и электроэнергии, внедрением прогрессивных норм расхода энергоресурсов на производство работ и услуг. Так, за III квартал 1997 г. в объединениях и предприятиях ПУЖКХ Витебского облисполкома удельный расход составил: топлива на выработку 1 Гкал теплоэнергии -209,3 кг при утвержденной норме 188,1 кг. До сего времени отсутствуют утвержденные нормы расхода электроэнергии на электротягу городского электрического транспорта. Перерасход электрической энергии в летние месяцы (май-сентябрь) имел место в ПО"Минскгорэлектротранс", за III квартал текущего года он составил 231 тыс. кВт•ч.
В Брестском ОРСТ прирост объема товарной продукции в текущем году составил 36,8%, а потребление ТЭР возросло только на 14%. В тоже время в Витебском ОРСТ при росте товарной продукции на 6,9% увеличение электропотребления составило 12%.
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 1997 г. № 855 "О дальнейшем внедрении приборного учета расхода газа, воды и тепловой энергии" продолжалась работа по оборудованию жилфонда, ЦТП и котельных приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов. На 1.10.97 г. 80% жилфонда оснащено приборами группового учета расхода холодной воды и 44% ЦТП -приборами учета тепловой энергии. Из 863 ЦТП, обеспечивающих как отопление, так и горячее водоснабжение, на 129 ЦТП (15% от общего числа) установлены автоматические регуляторы подачи тепла на отопление в зависимости от температуры наружного воздуха.
Выполнение работ сдерживается недостаточным финансированием и дефицитом производства отечественных приборов группового учета холодной воды. Так, из предусмотренных на эти цели в областных бюджетах 103 млрд руб., выделено 48,5 млрд руб., или 47%, из предусмотренных 169,9 млрд руб. из централизованного инновационного фонда Минтопэнерго выделено 57,8 млрд руб., или 34%.
Руководство ПУЖКХ Могилевского облисполкома в отчетном периоде не решило вопроса о поступлении финансовых средств из местных бюджетов для установки приборов учета при запланированных на эти цели 10 млрд руб.
В отчетном периоде финансирование нововведений, обеспечивающих экономию материальных и финансовых ресурсов отрасли, проводилось за счет государственного бюджета и инновационного фонда министерства. Для выполнения заданий государственных научно-технических программ "Городское хозяйство" и "Городской транспорт" в составе 24 проектов в 1997 г. выделено бюджетных средств в объеме 11,981 млрд руб., или 63% от запланированной на год суммы.
В силу ограниченности средств инновационного фонда в текущем году финансируется незначительное количество проектов из числа рассмотренных на президиуме НТС министерства. На эти цели за 9 месяцев 1997 г. направлено 1341,8 млн руб. из средств инновационного фонда министерства. Ограниченность средств на проведение проектных и опытно-конструкторских работ требует от всех участников инновационного процесса сосредоточения усилий на скорейшей реализации и внедрении результатов проектов с целью получения максимально возможного экономического эффекта.
За 9 месяцев текущего года на строительстве коммунальных объектов отрасли освоено 341162 млн руб., или 81% объема капитальных вложений, запланированных на год. В то же время сумма выделенных из республиканского бюджета капиталовложений на эти цели составила 242 631 млн руб., или 58% годового объема.
Вместе с тем освоение капитальных вложений по областям не одинаково. Если по Витебской области этот показатель составляет 312% к плану года, по Брестской области - 116%, то по Гродненской области - всего 63%. Руководству ПУЖКХ Гродненского облисполкома необходимо принять срочные меры по увеличению объемов освоения капитальных вложений в IV квартале 1997 г.
На текущий год на капитальный ремонт жилищного фонда выделено бюджетных средств в сумме 555,4 млрд руб. Обеспеченность финансовыми ресурсами в текущем году в среднем по республике составила 52,6%. Минимальный уровень данного показателя, 31,7%, имеет место в Брестской области, максимальный, 79,9%, в г. Минске.
Ввод общей площади после капитального ремонта увеличился к уровню прошлого года на 12,9 тыс. кв. м. и составил 114,7 тыс. кв. м.
Не нашли широкого применения в хозяйственной практике тендеры на выполнение подрядных работ. Если в Гродненской, Витебской и Минской областях они практически не применяются для выбора подрядчика, то в г. Минске, Брестской и Гомельской областях в текущем году ими было охвачено соответственно 86,2; 71,5 и 41,0% объектов ремонта, что позволило уменьшить стоимость работ почти на 3,7 млрд руб., или на 1,7%.
Начиная с 1993 г. удельный вес работ по капитальному ремонту жилищного фонда в общем объеме работ ремонтно-строительных объединений отрасли постоянно сокращается. В текущем году средний удельный вес этих работ составляет в АРСП "Минскремстрой" 43,1%, в то время как в остальных регионах республики - от 10,5% в Могилевском ОПРСО до 25,1% в Витебском ГПСРСТ. На фоне уменьшения в программах ремонтно-строительных трестов удельного веса капитального ремонта жилищного фонда наметилась ярко выраженная тенденция увеличения объемов работ, выполняемых сторонними подрядными организациями и хозяйственным способом.
По данным за 9 месяцев 1997 г., удельный вес работ по капитальному ремонту жилфонда, выполненных сторонними организациями, составил в Гомельской области 65,1%, Брестской -61,0%, Минской - 52,6 и Гродненской -32,8%. Наибольший удельный вес работ, выполняемых жилищно-эксплуатационными организациями отрасли хозяйственным способом, составил 34,8% в Минской области, 20,5 - в Гродненской области и 15% в Витебской области. Все это указывает на низкую конкурентоспособность ремонтно-строительных организаций, поскольку их услуги не пользуются спросом у жилищно-эксплуатационных организаций отрасли.
За 9 месяцев 1997 г. продолжалась работа по начислению гражданам безналичных жилищных субсидий. Вследствие повышения с 1 сентября 1997 г. тарифов на жилищно-коммунальные услуги в отчетном периоде количество субсидируемых семей увеличилось на 1,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя сумма субсидии, начисленная одной семье, в целом по республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 40,2 тыс. руб., или на 28,7%. Вследствие этого средняя величина начисленной субсидии на одну семью колеблется от 83,2 до 112,5 тыс. руб. Общая сумма начисленных за 9 месяцев1997 г. субсидий на 9,2 млрд руб. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост среднемесячной заработной платы за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по республике составил 179,5%, по предприятиям и организациям Минжилкомхоза -154,4%; в том числе по жилищно-коммунальному хозяйству - 155,8%, по ремонтно-строительному производству -174,9 и по промышленности -177,0%.
Вахтанг ВОЛОЖИНЕЦ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 1997 год в рубрике экономика