Жизнеобеспечение и развитие городов
Работа одной из секций первой белорусской конференции "Жизнеобеспечение и развитие городов", состоявшейся 28-30 октября 1997 г., была посвящена экологии города.
Председатель Минского городского комитета по экологии А. И. Вострокнутов в своем выступлении остановился на экологических проблемах Минска и путях их решения. Немаловажное значение при принятии правильных управленческих решений в области охраны окружающей среды, сказал Анатолий Иванович, имеют наличие кадастра природных ресурсов и осуществление мониторинга окружающей среды. Сложность окончательного решения задач, которые включает мониторинг, состоит в том, что осуществление мониторинга не под силу какой-то одной организации, министерству, ведомству. Для этого должны быть объединены усилия многих структур.
Так, мониторинг состояния воздушного бассейна города ведется центром контроля окружающей среды Белгидромета на стационарных постах контроля, органами Санэпиднадзора в санитарно-защитных зонах предприятий и на основных транспортных магистралях, Мингоркомэкологии - на источниках загрязнения воздушного бассейна предприятиями.
Контроль водного бассейна осуществляется на створах Свислочи выше и ниже городской черты Минска. Лаборатория Мингоркомэкологии в основном специализируется на контроле выпуска ливневых коллекторов Минской станции аэрации. Задача лаборатории состоит в выявлении источников загрязнения водоемов и виновников разовых сбросов загрязнений. Лабораторный контроль деятельности Минской станции аэрации осуществляется также лабораторией ПО "Минскводоканал". Эта же лаборатория осуществляет контроль сбросов промышленных предприятий в хозяйственно-бытовую канализацию, оказывая тем самым помощь органам санэпидслужбы. С целью усиления контроля обобщения данных всех ведомств в единую систему мониторинга Минским городским комитетом по экологии к этой работе привлечены предприятие инженерной гидроэкологии "Экоcпектр" и СП "Минский центр мониторинга окружающей среды". Причем предприятие "Экоспектр" дополнительно взяло на себя лабораторный контроль качества воды в водохранилищах и на дополнительных створах в черте города, а также лесной мониторинг в пригородной зоне. Оно же занимается математической обработкой и программированием имеющихся в различных службах данных о состоянии атмосферного воздуха.
К сожалению, организации мониторинга препятствует ряд проблем. В частности, недостаточно участие органов госсаннадзора в предоставлении информации для обобщения. Налицо отставание в разработке и практической реализации концепции мониторинга. (Этими вопросами на республиканском уровне занимается Белорусский научно-исследовательский центр "Экология".)
На базе совместно накопленного опыта Мингоркомэкологии, Белгидрометом и "Экоспектром" выпущен первый аналитический сборник-бюллетень о состоянии природной среды Минска и его пригородов, составленный по данным мониторинга за III квартал 1997 г. В дальнейшем планируется ежеквартальный выпуск бюллетеня, причем от квартала к кварталу документ будет совершенствоваться.
Разумеется, существуют экономические рычаги управления природопользованием. В последнее время в РБ создана система, реализующая принцип "платит тот, кто загрязняет", который широко применяется в мировой практике. Действуют и методы реализации этого принципа, например введение экологического налога за выбросы и сбросы предприятиями загрязняющих веществ. Средства от уплаты этого налога в фонды охраны природы всех уровней и используются для проведения природоохранных мероприятий. Поступают в указанные фонды также платежи предприятий за размещение отходов, штрафы и иски за нарушение природоохранного законодательства.
В 1996 г. в Минский городской фонд охраны природы поступило таким образом 108 млрд рублей, из них 68 млрд было передано на строительство следующей очереди Минской станции аэрации. В 1997 г. планируется поступление 150 млрд рублей, из которых на строительство МСА будет передано 100 млрд.
Нельзя не сказать о наметившейся негативной тенденции перекладывания на фонды охраны природы бремени бюджетных природоохранных расходов. Размер финансирования из природоохранного фонда не должен превышать 50% общего финансирования из бюджета. Кроме того, каждое предприятие само обязано финансировать свои природоохранные мероприятия - фонд финансирует лишь общегородские.
На более высоком уровне возобновлено издание газеты "Экология Минска". Недавно было создано Бюро экологических консультаций (BURENCO, Минск-Эйндховен). Деятельность бюро включает работу с предприятиями по внедрению на них системы экологического менеджмента в соответствии с евростандартом. Суть этого стандарта, который пока носит рекомендательный характер, состоит в требовании снижения энергозатрат и материалоемкости упаковочного материала на единицу продукции. К тому времени, когда стандарт будет принят Европейским союзом в качестве обязательного, он должен быть внедрен в РБ, иначе продукция отечественных предприятий не найдет сбыта в странах Западной Европы.
Разумеется, решение названных экологических проблем зависит и от того, насколько успешно развивается экономика города (а если конкретно, ликвидируется дефицит городского бюджета).
Заместитель министра здравоохранения РБ В. П. Филонов, директор БелНИИсангигиены С. М. Соколов, его заместитель П. А. Амвросьев и заведующая лабораторией гигиены атмосферного воздуха БелНИИсангигиены Т. Е. Науменко подготовили доклад "Экологические аспекты оценки риска атмосферных загрязнений для городского населения", с которым аудиторию ознакомила Т. Н. Науменко.
Система оценки риска, напомнила г-жа Науменко, активно разрабатывается Агентством охраны окружающей среды США для выбора оптимальных вариантов управления риском. Существующая в РБ система гигиенической регламентации загрязнения окружающей среды не является альтернативной, а органически связана с ней принципами и методами химической оценки безопасности веществ, на основании которых устанавливаются стандарты качества атмосферного воздуха - предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), соблюдение которых должно обеспечивать безопасность жизнедеятельности.
Процесс оценки риска воздействия загрязнителей окружающей среды на здоровье человека включает 4 этапа: идентификацию опасности, оценку связи "доза-эффект", оценку экспозиции и характеристику риска.
Вопросы методологии, правил и процедур оценки риска остаются открытыми для дальнейшего совершенствования. К сожалению, научные данные, касающиеся вопросов оценки риска, содержат значительные провалы, которые могут быть причиной ошибочного выбора альтернативного решения, связанного с управлением риском. Классический пример - то, что случилось в США с оценкой риска воздействия диоксина, который образуется в процессе сжигания отходов. Как известно, диоксин - один из наиболее опасных для человека канцерогенов. Допустимые ежедневные дозы воздействия диоксинов различались в интерпретации различных авторов на 3 порядка. Такие различия были обусловлены применением разных моделей экстраполяции от высоких доз в эксперименте к низким в окружающей среде, разных моделей межвидового преобразования дозы и различием коэффициентов неопределенности. Оценка риска, осуществляемая на таком уровне, сделала почти невозможным получение разрешения на строительство предприятий сжигания отходов где бы то ни было.
Последние научные данные, полученные с использованием двустадийной модели изучения канцерогенеза под воздействием диоксина, свидетельствуют о том, что потенциальная опасность низких доз диоксина на 2 порядка ниже, чем предполагалось первоначально. Эта неверная оценка риска привела к неоправданно дорогим решениям. Предприятия сжигания отходов не были построены. Отходы транспортировались на многие километры, нанося ущерб огромным площадям. Соответственно огромное количество денег было затрачено на оплату измерения следового количества диоксинов в воде, почве и воздухе. Все это, вместе взятое, представило еще большую опасность, чем выделение в малых количествах диоксинов при сжигании отходов на мусорных заводах.
Эпидемиологи, токсикологи, эксперты в разных странах мира используют различную терминологию, стандарты определения, различные концепции учета вредных воздействий. Нередко противоречива интерпретация результатов экспериментальных исследований. Все это и составляет методологические трудности установления стандартов качества атмосферы вообще и адекватного сопоставления результатов экспериментов, проведенных различными авторами, в частности.
Проблема эта не является академической. В правильном ее решении заинтересовано все общество в целом, поскольку от величины стандартов ПДК и ОБУВ зависит принятие решений об инвестировании той или иной сферы деятельности различных ведомств.
Поскольку РБ имеет намерение интегрироваться в европейское сообщество, проблема сопоставимости европейских и национальных стандартов качества атмосферного воздуха стоит весьма остро. Новые научные данные по токсикологии, эпидемиологии, атмосферным загрязнениям, методологии оценки риска послужили предпосылкой обновления и пересмотра "Руководства по контролю качества атмосферного воздуха в Европе". Проблема сопоставимости национальных и европейских стандартов качества атмосферы заключается во введении единых допустимых уровней загрязнения атмосферного воздуха для европейского региона. В развитие этой проблемы экспертами ВОЗ было подчеркнуто, что первостепенное значение имеет установление реалистических нормативов качества атмосферы. Среди же конкретных веществ, которые были классифицированы в порядке приоритетности, диоксиды азота и серы занимают первое место. Инициативные группы пересмотра и обновления стандартов созданы с ориентацией на них как на основные и классические загрязнители воздуха.
В связи с озабоченностью, выраженной белорусскими министерствами здавоохранения, топливно-энергетической промышленности, природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также экономики по поводу расхождения стандартов качества атмосферы и необходимости приведения величин национальных гигиенических регламентов к международным, БелНИИСГ были произведены анализ и оценка национальных стандартов, действовавших в разных странах в разное время. Более того, институтом был осуществлен современный анализ этапов гигиенического регламентирования содержания вредных веществ в атмосфере с привлечением концепции оценки риска, особенно в отношении различных моделей экстраполяции от высоких доз в экспериментах над животными к низким в окружающей среде, различных моделей видового преобразования доз и различных коэффициентов неопределенности.
Согласно основным положениям итогового документа Международной конференции, посвященной устойчивому развитию стран с переходной экономикой (Минск, апрель 1997 г.), который регламентирует обеспечение межгосударственного экологического паритета, основой управления качеством атмосферного воздуха служит гигиенический регламент ПДК и ОБУВ. В настоящее время установлена величина ОБУВ без определения класса опасности для более чем 1 000 вредных веществ.
В соответствии с постановлением Совмина РБ ставка налога за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах лимитов, установленных для веществ, для которых не определен класс опасности, составляет 2 200 рублей за тонну выброса, в то время как в зависимости от класса опасности веществ ставки налога дифференцированы от 88 700 до 440000 рублей за тонну. Совершенно очевидно, что налог за выброс предприятиями вредных веществ в атмосферу не исчисляется должным образом. БелНИИСГ подготовлены методические указания по установлению ОБУВ и класса опасности веществ, загрязняющих атмосферный воздух населенных пунктов. Действуя в соответствии с положениями этого документа, специалисты института ведут соответствующую работу в рамках договорных отношений с промпредприятиями, однако в такой работе, как пересмотр класса опасности 1 000 вредных веществ, заинтересовано все общество в целом. Финансирование этой работы должно осуществляться централизованно.
Сегодня институтом произведена адаптация информационной моделирующей системы, предназначенной для оценки риска для здоровья человека, возникающего при воздействии на его организм токсинов и канцерогенов, содержащихся в виде примесей в продуктах питания, питьевой воде и атмосферном воздухе. Компьютерная информационная вычислительная система использует применяемые службами охраны окружающей среды США методические документы по оценке воздействия на здоровье человека комплекса токсинов и канцерогенов, а также принципы и критерии оценки безопасности химических веществ, принятые в сфере гигиенического регламентирования деятельности промпредприятий РБ. Данная система позволяет классифицировать существующие производства и технологии в соответствии с ущербом, который они причиняют окружающей среде и человеку. Таким образом, могут быть обоснованы приоритеты проведения мероприятий по снижению степени этого ущерба, что особенно важно в условиях крайней ограниченности средств, которые в настоящее время могут быть направлены на охрану природы.
Директор Центрального научно-исследовательского института комплексного использования водных ресурсов М. М. Черепанский в своем выступлении коснулся научно-методических основ и практических решений гидроэкологических проблем Минска. Жизнедеятельность этого города, как и любой другой крупной городской промышленной конгломерации, отметил он, должна быть обеспечена природными ресурсами, в том числе огромным количеством хозяйственной и питьевой воды.
Рост водопотребления и водоотведения, интенсивное использование территории водоохранных зон и прибрежных полос, зон санитарной охраны водозаборов в хозяйственных целях привели к существенным нарушениям количественного и качественного состояния водных ресурсов и как следствие к резкому обострению гидроэкологических проблем Минска. Проблемы эти в общем виде достаточно хорошо известны и для Минска могут быть сформулированы следующим образом.
Это пересыхание малых рек (в Минске полностью исчезли и заключены в подземные ливневые коллекторы малые реки Немига и Дражня, пересохли верховья рек Цна, Слепянка, Лошица и притока Лошицы - ручья Мышка). Это загрязнение поверхностных вод (качество воды реки Свислочь, основной водной артерии города, характеризуется III-IV классом загрязненности, то есть от умеренной до очень сильной, реки Лошица - V классом, Чижовского водохранилища - III классом, а водохранилище Курасовщина по существу превратилось в отстойник). Это загрязнение грунтовых и частично напорных водоносных горизонтов, используемых для хозпитьевого водоснабжения (ряд эксплуатационных скважин Минска отмечен повышенным содержанием бора, метана, радона и других загрязняющих веществ). Это, наконец, существенное осушение грунтовых водоносных горизонтов (на отдельных участках городской территории уровень грунтовых вод понижен до отметки минус 20 м, считая от дневной поверхности). Научные подходы к решению гидроэкологических проблем на урбанизированных территориях должны базироваться на единой политической основе. Многолетние исследования, обобщение передового зарубежного и отечественного опыта в решении гидроэкологических проблем крупных городов позволяют определить следующие основные методические принципы исследований в этой области.
Это принципы стабильности, взаимосвязи и взаимозависимости, значимости, множественности, прямых и обратных связей, а также равновесия между природным и прогнозируемым состоянием водных ресурсов.
Научные разработки ЦНИИКИВР, базирующиеся на этих принципах и направленные на решение гидроэкологических проблем Минска, связаны с обоснованием и разработкой схем и проектов водоохранных зон рек и водоемов города, восстановлением малых рек, определением возможностей размещения технологических баз опасных производств, разработкой системы мониторинга подземных вод.
Восстановление водоохранной зоны прибрежных полос водных объектов Минска является одним из наиболее действенных экологических мероприятий, защищающих водоемы от засорения и истощения. Под водоохранной зоной в пределах города понимается территория, прилегающая к акваториям водотоков и водоемов в пределах, которые устанавливаются специальными нормами лимитированного водо- и землепользования.
В составе водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы, в пределах которых ограничение хозяйственной деятельности сочетается с системой территориально нормированных инженерно-технологических водоохранных мероприятий.
Разработка проектов водоохранных зон и прибрежных полос рек и водоемов на урбанизированной территории имеет ряд специфических особенностей и осуществляется в результате проведения комплекса специальных исследований по расчету зон эффективного смыва взвешенных и загрязненных веществ в поверхностные источники, а также поступления загрязняющих веществ в составе стоков под землю.
При разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос рек и водоемов Минска было подготовлено "Временное положение о водоохранных зонах и прибрежных полосах рек и водоемов Минска" и составлена схема водоохранных зон и прибрежных полос. Все это было утверждено постановлениями Мингорисполкома от 2 июня 1994 г. Позднее, в 1995-1996 гг. были проведены дополнительные исследования, включавшие корректировку границ водоохранных зон Свислочи и ее притоков - Слепянки, Лошицы, Мышки, Немиги, Дражни, Тростянки. При этом был разработан проект водоохранных зон и прибрежных полос для реки Лошица.
Для определения возможности размещения объектов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах выделены специальные районы.
В настоящее время под влиянием активной хозяйственной деятельности уровень химической загрязненности водной среды Минска значительно возрос. Значительное влияние на качественный состав поверхностных вод оказывает факт попадания в источники дождевых и талых вод с растворенными в них стоками промпредприятий. Значительно ухудшилось качество речных вод. Содержание в них нефтепродуктов, тяжелых металлов, нитратов, аммонийного азота, органических веществ в несколько раз превышает ПДК.
В институте выполнен комплекс специальных исследований, направленных на изучение природных условий водосборов рек и изменение этих условий под влиянием антропогенной деятельности. Определен перечень рек, на которых возможно проведение инженерных мероприятий по восстановлению их стока. Исследованиями установлена возможность использования стока дождевой канализации после его очистки.
Наибольшую тревогу вызывает размещение в водоохранных зонах экологически небезопасных объектов городской инфраструктуры: АЗС, гаражей, автостоянок. Результаты комплексного обследования существующих АЗС службами Мингорисполкома показали, что практически все существующие АЗС не удовлетворяют современным экологическим и технологическим требованиям. Необходимы те или иные мероприятия по устранению целого ряда недостатков - где реконструкция, а где и ликвидация.
На примере решений о реконструкции и выносе существующих АЗС необходимо проведение экологических исследований, позволяющих определить возможность эксплуатации данных объектов при условии осуществления разработанных мероприятий, обеспечивающих безопасность их эксплуатации.
К сожалению, в настоящее время из-за отсутствия финансирования все эти работы - как по исследованию возможности восстановления, так и по восстановлению как таковому - приостановлены.
Сергей ЗОЛОТОВ
Председатель Минского городского комитета по экологии А. И. Вострокнутов в своем выступлении остановился на экологических проблемах Минска и путях их решения. Немаловажное значение при принятии правильных управленческих решений в области охраны окружающей среды, сказал Анатолий Иванович, имеют наличие кадастра природных ресурсов и осуществление мониторинга окружающей среды. Сложность окончательного решения задач, которые включает мониторинг, состоит в том, что осуществление мониторинга не под силу какой-то одной организации, министерству, ведомству. Для этого должны быть объединены усилия многих структур.
Так, мониторинг состояния воздушного бассейна города ведется центром контроля окружающей среды Белгидромета на стационарных постах контроля, органами Санэпиднадзора в санитарно-защитных зонах предприятий и на основных транспортных магистралях, Мингоркомэкологии - на источниках загрязнения воздушного бассейна предприятиями.
Контроль водного бассейна осуществляется на створах Свислочи выше и ниже городской черты Минска. Лаборатория Мингоркомэкологии в основном специализируется на контроле выпуска ливневых коллекторов Минской станции аэрации. Задача лаборатории состоит в выявлении источников загрязнения водоемов и виновников разовых сбросов загрязнений. Лабораторный контроль деятельности Минской станции аэрации осуществляется также лабораторией ПО "Минскводоканал". Эта же лаборатория осуществляет контроль сбросов промышленных предприятий в хозяйственно-бытовую канализацию, оказывая тем самым помощь органам санэпидслужбы. С целью усиления контроля обобщения данных всех ведомств в единую систему мониторинга Минским городским комитетом по экологии к этой работе привлечены предприятие инженерной гидроэкологии "Экоcпектр" и СП "Минский центр мониторинга окружающей среды". Причем предприятие "Экоспектр" дополнительно взяло на себя лабораторный контроль качества воды в водохранилищах и на дополнительных створах в черте города, а также лесной мониторинг в пригородной зоне. Оно же занимается математической обработкой и программированием имеющихся в различных службах данных о состоянии атмосферного воздуха.
К сожалению, организации мониторинга препятствует ряд проблем. В частности, недостаточно участие органов госсаннадзора в предоставлении информации для обобщения. Налицо отставание в разработке и практической реализации концепции мониторинга. (Этими вопросами на республиканском уровне занимается Белорусский научно-исследовательский центр "Экология".)
На базе совместно накопленного опыта Мингоркомэкологии, Белгидрометом и "Экоспектром" выпущен первый аналитический сборник-бюллетень о состоянии природной среды Минска и его пригородов, составленный по данным мониторинга за III квартал 1997 г. В дальнейшем планируется ежеквартальный выпуск бюллетеня, причем от квартала к кварталу документ будет совершенствоваться.
Разумеется, существуют экономические рычаги управления природопользованием. В последнее время в РБ создана система, реализующая принцип "платит тот, кто загрязняет", который широко применяется в мировой практике. Действуют и методы реализации этого принципа, например введение экологического налога за выбросы и сбросы предприятиями загрязняющих веществ. Средства от уплаты этого налога в фонды охраны природы всех уровней и используются для проведения природоохранных мероприятий. Поступают в указанные фонды также платежи предприятий за размещение отходов, штрафы и иски за нарушение природоохранного законодательства.
В 1996 г. в Минский городской фонд охраны природы поступило таким образом 108 млрд рублей, из них 68 млрд было передано на строительство следующей очереди Минской станции аэрации. В 1997 г. планируется поступление 150 млрд рублей, из которых на строительство МСА будет передано 100 млрд.
Нельзя не сказать о наметившейся негативной тенденции перекладывания на фонды охраны природы бремени бюджетных природоохранных расходов. Размер финансирования из природоохранного фонда не должен превышать 50% общего финансирования из бюджета. Кроме того, каждое предприятие само обязано финансировать свои природоохранные мероприятия - фонд финансирует лишь общегородские.
На более высоком уровне возобновлено издание газеты "Экология Минска". Недавно было создано Бюро экологических консультаций (BURENCO, Минск-Эйндховен). Деятельность бюро включает работу с предприятиями по внедрению на них системы экологического менеджмента в соответствии с евростандартом. Суть этого стандарта, который пока носит рекомендательный характер, состоит в требовании снижения энергозатрат и материалоемкости упаковочного материала на единицу продукции. К тому времени, когда стандарт будет принят Европейским союзом в качестве обязательного, он должен быть внедрен в РБ, иначе продукция отечественных предприятий не найдет сбыта в странах Западной Европы.
Разумеется, решение названных экологических проблем зависит и от того, насколько успешно развивается экономика города (а если конкретно, ликвидируется дефицит городского бюджета).
Заместитель министра здравоохранения РБ В. П. Филонов, директор БелНИИсангигиены С. М. Соколов, его заместитель П. А. Амвросьев и заведующая лабораторией гигиены атмосферного воздуха БелНИИсангигиены Т. Е. Науменко подготовили доклад "Экологические аспекты оценки риска атмосферных загрязнений для городского населения", с которым аудиторию ознакомила Т. Н. Науменко.
Система оценки риска, напомнила г-жа Науменко, активно разрабатывается Агентством охраны окружающей среды США для выбора оптимальных вариантов управления риском. Существующая в РБ система гигиенической регламентации загрязнения окружающей среды не является альтернативной, а органически связана с ней принципами и методами химической оценки безопасности веществ, на основании которых устанавливаются стандарты качества атмосферного воздуха - предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), соблюдение которых должно обеспечивать безопасность жизнедеятельности.
Процесс оценки риска воздействия загрязнителей окружающей среды на здоровье человека включает 4 этапа: идентификацию опасности, оценку связи "доза-эффект", оценку экспозиции и характеристику риска.
Вопросы методологии, правил и процедур оценки риска остаются открытыми для дальнейшего совершенствования. К сожалению, научные данные, касающиеся вопросов оценки риска, содержат значительные провалы, которые могут быть причиной ошибочного выбора альтернативного решения, связанного с управлением риском. Классический пример - то, что случилось в США с оценкой риска воздействия диоксина, который образуется в процессе сжигания отходов. Как известно, диоксин - один из наиболее опасных для человека канцерогенов. Допустимые ежедневные дозы воздействия диоксинов различались в интерпретации различных авторов на 3 порядка. Такие различия были обусловлены применением разных моделей экстраполяции от высоких доз в эксперименте к низким в окружающей среде, разных моделей межвидового преобразования дозы и различием коэффициентов неопределенности. Оценка риска, осуществляемая на таком уровне, сделала почти невозможным получение разрешения на строительство предприятий сжигания отходов где бы то ни было.
Последние научные данные, полученные с использованием двустадийной модели изучения канцерогенеза под воздействием диоксина, свидетельствуют о том, что потенциальная опасность низких доз диоксина на 2 порядка ниже, чем предполагалось первоначально. Эта неверная оценка риска привела к неоправданно дорогим решениям. Предприятия сжигания отходов не были построены. Отходы транспортировались на многие километры, нанося ущерб огромным площадям. Соответственно огромное количество денег было затрачено на оплату измерения следового количества диоксинов в воде, почве и воздухе. Все это, вместе взятое, представило еще большую опасность, чем выделение в малых количествах диоксинов при сжигании отходов на мусорных заводах.
Эпидемиологи, токсикологи, эксперты в разных странах мира используют различную терминологию, стандарты определения, различные концепции учета вредных воздействий. Нередко противоречива интерпретация результатов экспериментальных исследований. Все это и составляет методологические трудности установления стандартов качества атмосферы вообще и адекватного сопоставления результатов экспериментов, проведенных различными авторами, в частности.
Проблема эта не является академической. В правильном ее решении заинтересовано все общество в целом, поскольку от величины стандартов ПДК и ОБУВ зависит принятие решений об инвестировании той или иной сферы деятельности различных ведомств.
Поскольку РБ имеет намерение интегрироваться в европейское сообщество, проблема сопоставимости европейских и национальных стандартов качества атмосферного воздуха стоит весьма остро. Новые научные данные по токсикологии, эпидемиологии, атмосферным загрязнениям, методологии оценки риска послужили предпосылкой обновления и пересмотра "Руководства по контролю качества атмосферного воздуха в Европе". Проблема сопоставимости национальных и европейских стандартов качества атмосферы заключается во введении единых допустимых уровней загрязнения атмосферного воздуха для европейского региона. В развитие этой проблемы экспертами ВОЗ было подчеркнуто, что первостепенное значение имеет установление реалистических нормативов качества атмосферы. Среди же конкретных веществ, которые были классифицированы в порядке приоритетности, диоксиды азота и серы занимают первое место. Инициативные группы пересмотра и обновления стандартов созданы с ориентацией на них как на основные и классические загрязнители воздуха.
В связи с озабоченностью, выраженной белорусскими министерствами здавоохранения, топливно-энергетической промышленности, природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также экономики по поводу расхождения стандартов качества атмосферы и необходимости приведения величин национальных гигиенических регламентов к международным, БелНИИСГ были произведены анализ и оценка национальных стандартов, действовавших в разных странах в разное время. Более того, институтом был осуществлен современный анализ этапов гигиенического регламентирования содержания вредных веществ в атмосфере с привлечением концепции оценки риска, особенно в отношении различных моделей экстраполяции от высоких доз в экспериментах над животными к низким в окружающей среде, различных моделей видового преобразования доз и различных коэффициентов неопределенности.
Согласно основным положениям итогового документа Международной конференции, посвященной устойчивому развитию стран с переходной экономикой (Минск, апрель 1997 г.), который регламентирует обеспечение межгосударственного экологического паритета, основой управления качеством атмосферного воздуха служит гигиенический регламент ПДК и ОБУВ. В настоящее время установлена величина ОБУВ без определения класса опасности для более чем 1 000 вредных веществ.
В соответствии с постановлением Совмина РБ ставка налога за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах лимитов, установленных для веществ, для которых не определен класс опасности, составляет 2 200 рублей за тонну выброса, в то время как в зависимости от класса опасности веществ ставки налога дифференцированы от 88 700 до 440000 рублей за тонну. Совершенно очевидно, что налог за выброс предприятиями вредных веществ в атмосферу не исчисляется должным образом. БелНИИСГ подготовлены методические указания по установлению ОБУВ и класса опасности веществ, загрязняющих атмосферный воздух населенных пунктов. Действуя в соответствии с положениями этого документа, специалисты института ведут соответствующую работу в рамках договорных отношений с промпредприятиями, однако в такой работе, как пересмотр класса опасности 1 000 вредных веществ, заинтересовано все общество в целом. Финансирование этой работы должно осуществляться централизованно.
Сегодня институтом произведена адаптация информационной моделирующей системы, предназначенной для оценки риска для здоровья человека, возникающего при воздействии на его организм токсинов и канцерогенов, содержащихся в виде примесей в продуктах питания, питьевой воде и атмосферном воздухе. Компьютерная информационная вычислительная система использует применяемые службами охраны окружающей среды США методические документы по оценке воздействия на здоровье человека комплекса токсинов и канцерогенов, а также принципы и критерии оценки безопасности химических веществ, принятые в сфере гигиенического регламентирования деятельности промпредприятий РБ. Данная система позволяет классифицировать существующие производства и технологии в соответствии с ущербом, который они причиняют окружающей среде и человеку. Таким образом, могут быть обоснованы приоритеты проведения мероприятий по снижению степени этого ущерба, что особенно важно в условиях крайней ограниченности средств, которые в настоящее время могут быть направлены на охрану природы.
Директор Центрального научно-исследовательского института комплексного использования водных ресурсов М. М. Черепанский в своем выступлении коснулся научно-методических основ и практических решений гидроэкологических проблем Минска. Жизнедеятельность этого города, как и любой другой крупной городской промышленной конгломерации, отметил он, должна быть обеспечена природными ресурсами, в том числе огромным количеством хозяйственной и питьевой воды.
Рост водопотребления и водоотведения, интенсивное использование территории водоохранных зон и прибрежных полос, зон санитарной охраны водозаборов в хозяйственных целях привели к существенным нарушениям количественного и качественного состояния водных ресурсов и как следствие к резкому обострению гидроэкологических проблем Минска. Проблемы эти в общем виде достаточно хорошо известны и для Минска могут быть сформулированы следующим образом.
Это пересыхание малых рек (в Минске полностью исчезли и заключены в подземные ливневые коллекторы малые реки Немига и Дражня, пересохли верховья рек Цна, Слепянка, Лошица и притока Лошицы - ручья Мышка). Это загрязнение поверхностных вод (качество воды реки Свислочь, основной водной артерии города, характеризуется III-IV классом загрязненности, то есть от умеренной до очень сильной, реки Лошица - V классом, Чижовского водохранилища - III классом, а водохранилище Курасовщина по существу превратилось в отстойник). Это загрязнение грунтовых и частично напорных водоносных горизонтов, используемых для хозпитьевого водоснабжения (ряд эксплуатационных скважин Минска отмечен повышенным содержанием бора, метана, радона и других загрязняющих веществ). Это, наконец, существенное осушение грунтовых водоносных горизонтов (на отдельных участках городской территории уровень грунтовых вод понижен до отметки минус 20 м, считая от дневной поверхности). Научные подходы к решению гидроэкологических проблем на урбанизированных территориях должны базироваться на единой политической основе. Многолетние исследования, обобщение передового зарубежного и отечественного опыта в решении гидроэкологических проблем крупных городов позволяют определить следующие основные методические принципы исследований в этой области.
Это принципы стабильности, взаимосвязи и взаимозависимости, значимости, множественности, прямых и обратных связей, а также равновесия между природным и прогнозируемым состоянием водных ресурсов.
Научные разработки ЦНИИКИВР, базирующиеся на этих принципах и направленные на решение гидроэкологических проблем Минска, связаны с обоснованием и разработкой схем и проектов водоохранных зон рек и водоемов города, восстановлением малых рек, определением возможностей размещения технологических баз опасных производств, разработкой системы мониторинга подземных вод.
Восстановление водоохранной зоны прибрежных полос водных объектов Минска является одним из наиболее действенных экологических мероприятий, защищающих водоемы от засорения и истощения. Под водоохранной зоной в пределах города понимается территория, прилегающая к акваториям водотоков и водоемов в пределах, которые устанавливаются специальными нормами лимитированного водо- и землепользования.
В составе водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы, в пределах которых ограничение хозяйственной деятельности сочетается с системой территориально нормированных инженерно-технологических водоохранных мероприятий.
Разработка проектов водоохранных зон и прибрежных полос рек и водоемов на урбанизированной территории имеет ряд специфических особенностей и осуществляется в результате проведения комплекса специальных исследований по расчету зон эффективного смыва взвешенных и загрязненных веществ в поверхностные источники, а также поступления загрязняющих веществ в составе стоков под землю.
При разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос рек и водоемов Минска было подготовлено "Временное положение о водоохранных зонах и прибрежных полосах рек и водоемов Минска" и составлена схема водоохранных зон и прибрежных полос. Все это было утверждено постановлениями Мингорисполкома от 2 июня 1994 г. Позднее, в 1995-1996 гг. были проведены дополнительные исследования, включавшие корректировку границ водоохранных зон Свислочи и ее притоков - Слепянки, Лошицы, Мышки, Немиги, Дражни, Тростянки. При этом был разработан проект водоохранных зон и прибрежных полос для реки Лошица.
Для определения возможности размещения объектов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах выделены специальные районы.
В настоящее время под влиянием активной хозяйственной деятельности уровень химической загрязненности водной среды Минска значительно возрос. Значительное влияние на качественный состав поверхностных вод оказывает факт попадания в источники дождевых и талых вод с растворенными в них стоками промпредприятий. Значительно ухудшилось качество речных вод. Содержание в них нефтепродуктов, тяжелых металлов, нитратов, аммонийного азота, органических веществ в несколько раз превышает ПДК.
В институте выполнен комплекс специальных исследований, направленных на изучение природных условий водосборов рек и изменение этих условий под влиянием антропогенной деятельности. Определен перечень рек, на которых возможно проведение инженерных мероприятий по восстановлению их стока. Исследованиями установлена возможность использования стока дождевой канализации после его очистки.
Наибольшую тревогу вызывает размещение в водоохранных зонах экологически небезопасных объектов городской инфраструктуры: АЗС, гаражей, автостоянок. Результаты комплексного обследования существующих АЗС службами Мингорисполкома показали, что практически все существующие АЗС не удовлетворяют современным экологическим и технологическим требованиям. Необходимы те или иные мероприятия по устранению целого ряда недостатков - где реконструкция, а где и ликвидация.
На примере решений о реконструкции и выносе существующих АЗС необходимо проведение экологических исследований, позволяющих определить возможность эксплуатации данных объектов при условии осуществления разработанных мероприятий, обеспечивающих безопасность их эксплуатации.
К сожалению, в настоящее время из-за отсутствия финансирования все эти работы - как по исследованию возможности восстановления, так и по восстановлению как таковому - приостановлены.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 1997 год в рубрике экология