Минское метро - двадцать лет спустя
Именно столько лет назад в Минске в районе парка им. Челюскинцев был установлен первый деревянный забор с большой буквой "М" - в белорусской столице началось строительство метрополитена. В 1979 г. было создано специализированное управление строительства минского метрополитена - государственное строительное предприятие "Минскметрострой", до сих пор выступающее в качестве генподрядного. Генеральным проектировщиком является АП "Минскметропроект".
За это время ГСП "Минскметрострой" построило и ввело в эксплуатацию следующие объекты в Минске: первый участок первой линии метрополитена от станции "Институт культуры" до станции "Московская" (8,9 км, 8 станций, 1984 г.), второй - от станции "Московская" до станции "Восток" (1,7 км, 1986 г.), первый участок второй линии - от станции "Фрунзенская" до станции "Тракторный завод" (7,2 км, 6 станций, 1990 г.) и второй участок второй линии метрополитена - от станции "Фрунзенская" до станции "Пушкинская" (3 км, 2 станции, 1995 г.).
Всего за 20 лет введено в эксплуатацию 20,8 км двух линий метрополитена с 17 станциями. Сегодня в течение суток поезда минского метрополитена перевозят до полумиллиона пассажиров. В настоящее время ГСП "Минскметрострой" ведет работы по сооружению двух участков метрополитена. Протяженность участка второй линии от станции "Автозаводская" до станции "Могилевская" составит 1,8 км. Здесь будет устроено электродепо.
На участке этой же линии от станции "Пушкинская" до станции "Каменная горка" протяженностью 3,7 км будет три станции. Наконец, по участку второй линии от станции "Тракторный завод" до станции "Автозаводская" протяженностью 3,5 км не так давно прошел пробный поезд. Седьмого ноября состоится официальное открытие участка и ввод в действие станций "Партизанская" и "Автозаводская".
Помимо "Минскметростроя", в строительстве двух новых станций принимали участие коллективы более 40 специализированных организаций. Около 70 предприятий города и республики выполняли заказы стройки.
Ряд поставок был сделан из стран ближнего и дальнего зарубежья. На вводимом участке работают польские трансформаторы, российские вентиляторы и электрооборудование. Изготовленные в Санкт-Петербурге вагоны повезут пассажиров по рельсам, прокатанным в Украине. Для армирования ряда железобетонных конструкций применялась арматурная сталь, произведенная в Литве. Материалы, конструкции и изделия для архитектурного оформления станций приобретались в России, Украине, Италии, Германии, Финляндии, Греции.
В процессе строительства экономия средств за счет пересмотра объемно-планировочных решений станций, замены материалов, использования новых технологий и осуществления комплекса других мероприятий превысила 115 млрд рублей.
При строительстве участка в конструкции верхнего строения пути применены резиновые виброизоляторы для снижения уровня шума и вибрации при движении поездов. Для сварки рельсов использовалась новая сварочная головка, разработанная специалистами Киевского института сварки им. Е. О. Патона, что значительно улучшило качество стыков, повысило надежность конструкции пути.
Впервые в практике минского метрополитена для отделки служебных помещений применен новый финский звукопоглощающий материал Акусто. Для отопления помещений станции "Партизанская" смонтирована установка автономного теплоснабжения - также впервые.
В соответствии с программой развития сети минского метрополитена в ближайшие годы предусматривается строительство еще трех участков первой и второй линии метрополитена.
Участок первой линии от станции "Восток" до станции "Уручье", включающий две станции, будет иметь протяженность 2,2 км. На 5 км протянется от "Института культуры" до "Юго-Запада" еще один участок этой же линии, включающий 4 станции. На второй линии будет сооружен участок от станции "Кунцевщина" до станции "Красный Бор" протяженностью 1,6 км с одной станцией.
Градостроительные и инженерно-геологические условия строительства метрополитена в Минске квалифицируются как сложные или очень сложные (плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций, неустойчивые и сильно обводненные грунты, напорные подземные грунтовые воды, химическая агрессия.)
Строительство в таких условиях требует нестандартных проектных решений и использования уникальных технологий.
Помимо вышеупомянутых, ранее были внедрены такие технологические и конструктивные решения, как сооружение конструкций методом "стена в грунте", цельносекционная обделка перегонных тоннелей, механизированная чеканка швов железобетонных конструкций с применением смеси на основе безусадочных цементов, устройство безрулонной гидроизоляции конструкций.
Понимая острую потребность города в развитии сети самого экономичного, удобного, безотказного и экологически чистого транспорта, каковым является метрополитен, с одной стороны, и зная экономическое положение города и республики, с другой, коллективы минских метростроителей и проектировщиков с 1992 г. планомерно направляли свою деятельность на максимально возможное сокращение стоимости строительства.
Помимо упомянутого пересмотра объемно-планировочных решений станций, отменено строительство ряда дополнительных устройств, материалы и конструкции приобретаются преимущественно в РБ.
Если по введенному ранее участку метрополитена от станции "Фрунзенская" до станции "Пушкинская" общее фактически достигнутое снижение стоимости строительно-монтажных работ составило 15%, то по ныне вводимому участку "Тракторный завод"-"Автозаводская" оно приближается к 20%.
В настоящее время производственные мощности ГСП "Минскметрострой" загружены в среднем на 70%. При соответствующем финансировании строительства метрополитена есть возможность увеличить объемы производства на 20-30% и соответственно сократить сроки строительства. В состав предприятия входят тоннельный отряд, два строительно-монтажных управления, а также управление механизации и завод железобетонных изделий.
Алексей СЕРЕГИН
За это время ГСП "Минскметрострой" построило и ввело в эксплуатацию следующие объекты в Минске: первый участок первой линии метрополитена от станции "Институт культуры" до станции "Московская" (8,9 км, 8 станций, 1984 г.), второй - от станции "Московская" до станции "Восток" (1,7 км, 1986 г.), первый участок второй линии - от станции "Фрунзенская" до станции "Тракторный завод" (7,2 км, 6 станций, 1990 г.) и второй участок второй линии метрополитена - от станции "Фрунзенская" до станции "Пушкинская" (3 км, 2 станции, 1995 г.).
Всего за 20 лет введено в эксплуатацию 20,8 км двух линий метрополитена с 17 станциями. Сегодня в течение суток поезда минского метрополитена перевозят до полумиллиона пассажиров. В настоящее время ГСП "Минскметрострой" ведет работы по сооружению двух участков метрополитена. Протяженность участка второй линии от станции "Автозаводская" до станции "Могилевская" составит 1,8 км. Здесь будет устроено электродепо.
На участке этой же линии от станции "Пушкинская" до станции "Каменная горка" протяженностью 3,7 км будет три станции. Наконец, по участку второй линии от станции "Тракторный завод" до станции "Автозаводская" протяженностью 3,5 км не так давно прошел пробный поезд. Седьмого ноября состоится официальное открытие участка и ввод в действие станций "Партизанская" и "Автозаводская".
Помимо "Минскметростроя", в строительстве двух новых станций принимали участие коллективы более 40 специализированных организаций. Около 70 предприятий города и республики выполняли заказы стройки.
Ряд поставок был сделан из стран ближнего и дальнего зарубежья. На вводимом участке работают польские трансформаторы, российские вентиляторы и электрооборудование. Изготовленные в Санкт-Петербурге вагоны повезут пассажиров по рельсам, прокатанным в Украине. Для армирования ряда железобетонных конструкций применялась арматурная сталь, произведенная в Литве. Материалы, конструкции и изделия для архитектурного оформления станций приобретались в России, Украине, Италии, Германии, Финляндии, Греции.
В процессе строительства экономия средств за счет пересмотра объемно-планировочных решений станций, замены материалов, использования новых технологий и осуществления комплекса других мероприятий превысила 115 млрд рублей.
При строительстве участка в конструкции верхнего строения пути применены резиновые виброизоляторы для снижения уровня шума и вибрации при движении поездов. Для сварки рельсов использовалась новая сварочная головка, разработанная специалистами Киевского института сварки им. Е. О. Патона, что значительно улучшило качество стыков, повысило надежность конструкции пути.
Впервые в практике минского метрополитена для отделки служебных помещений применен новый финский звукопоглощающий материал Акусто. Для отопления помещений станции "Партизанская" смонтирована установка автономного теплоснабжения - также впервые.
В соответствии с программой развития сети минского метрополитена в ближайшие годы предусматривается строительство еще трех участков первой и второй линии метрополитена.
Участок первой линии от станции "Восток" до станции "Уручье", включающий две станции, будет иметь протяженность 2,2 км. На 5 км протянется от "Института культуры" до "Юго-Запада" еще один участок этой же линии, включающий 4 станции. На второй линии будет сооружен участок от станции "Кунцевщина" до станции "Красный Бор" протяженностью 1,6 км с одной станцией.
Градостроительные и инженерно-геологические условия строительства метрополитена в Минске квалифицируются как сложные или очень сложные (плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций, неустойчивые и сильно обводненные грунты, напорные подземные грунтовые воды, химическая агрессия.)
Строительство в таких условиях требует нестандартных проектных решений и использования уникальных технологий.
Помимо вышеупомянутых, ранее были внедрены такие технологические и конструктивные решения, как сооружение конструкций методом "стена в грунте", цельносекционная обделка перегонных тоннелей, механизированная чеканка швов железобетонных конструкций с применением смеси на основе безусадочных цементов, устройство безрулонной гидроизоляции конструкций.
Понимая острую потребность города в развитии сети самого экономичного, удобного, безотказного и экологически чистого транспорта, каковым является метрополитен, с одной стороны, и зная экономическое положение города и республики, с другой, коллективы минских метростроителей и проектировщиков с 1992 г. планомерно направляли свою деятельность на максимально возможное сокращение стоимости строительства.
Помимо упомянутого пересмотра объемно-планировочных решений станций, отменено строительство ряда дополнительных устройств, материалы и конструкции приобретаются преимущественно в РБ.
Если по введенному ранее участку метрополитена от станции "Фрунзенская" до станции "Пушкинская" общее фактически достигнутое снижение стоимости строительно-монтажных работ составило 15%, то по ныне вводимому участку "Тракторный завод"-"Автозаводская" оно приближается к 20%.
В настоящее время производственные мощности ГСП "Минскметрострой" загружены в среднем на 70%. При соответствующем финансировании строительства метрополитена есть возможность увеличить объемы производства на 20-30% и соответственно сократить сроки строительства. В состав предприятия входят тоннельный отряд, два строительно-монтажных управления, а также управление механизации и завод железобетонных изделий.
Алексей СЕРЕГИН
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 1997 год в рубрике жкх