Жизнеобеспечение и развитие городов


Необходимость регулярного проведения таких мероприятий, как прошедшие в Минске с 28 по 30 октября 1997 г. международная специализированная выставка "Экспогород-97" и конференция "Жизнеобеспечение и развитие городов" назрела давно. Целью выставки и конференции является рассмотрение в комплексе всех аспектов функционирования городского хозяйства, новых методов управления экономикой и развитием города, в том числе с использованием новейших информационных технологий. Обсуждение в широком кругу специалистов особенностей развития городов республики в новых социально-экономических условиях должно способствовать интеграции и взаимодействию городских служб и органов госуправления всех уровней, а значит, повышению эффективности функционирования городского хозяйства.

Работа конференции осуществлялась по четырем направлениям. Таким образом, 29-30 октября в ее рамках параллельно работали четыре секции: "Экономика. Планирование. Архитектура и строительство", "Жизнеобеспечение городов: жилищно-коммунальное хозяйство, энергообеспечение и энергоэффективность", "Информационное обеспечение развития населенных пунктов. Муниципальные ГИС" и "Экология города". Каждое из выступлений, прозвучавших на объединенном пленарном заседании 28 октября, предварило работу той или иной секции.

Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РБ А. А. Милькота, говоря о состоянии и аспектах развития отрасли, подчеркнул:

- В республике много внимания уделяется вопросам экономии топливно-энергетических ресурсов, разработана и действует долгосрочная программа энергосбережения до 2000 года. В результате принятых мер, направленных на экономию топливно-энергетических ресурсов, в прошлом году снижены удельные нормы расхода топлива котельными. При решении вопросов экономии тепла и воды, снижения себестоимости коммунальных услуг большое значение имеет внедрение приборов учета и систем регулирования. На 1 октября текущего года 80% жилфонда республики уже оснащено приборами группового учета расхода холодной воды, 44% центральных теплопунктов - приборами учета тепловой энергии. Автоматические регуляторы подачи тепла установлены на 15% всех ЦТП республики. Предприятия санитарной очистки ежегодно обрабатывают около 10 млн м3 твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на 163 полигона общей площадью около 900 га. Предприятиями саночистки охвачено свыше 80% городских населенных пунктов республики. Осуществляется определенная работа по совершенствованию процесса саночистки городов. Отвод земель для строительства новых полигонов переработки твердых бытовых отходов осуществляется только по разработанным ныне проектам на больших расстояниях от крупных городов. В целях сокращения транспортных расходов разработана проектно-сметная документация на строительство сортировочно-перегрузочных станций в Бресте и Минске.

Отраслевым предприятием "Техноресурс" разработана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствованная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8-2 раза, энергопотребление - в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-аналогами, действующими сегодня в СНГ. Развитие отрасли осуществляется на базе научно-технических мероприятий, которые были определены государственной республиканской программой "Жилищно-коммунальное хозяйство РБ", завершенной в прошлом году. В ходе дальнейшего развития этой программы появились две государственные научно-технические программы, рассчитанные на 1996-1998 гг.: "Городское хозяйство" и "Городской транспорт". Получила правительственное признание, выразившееся в ряде практических решений, необходимость перехода к безубыточному развитию отрасли. Именно это и является основным направлением ее развития (при условии стабилизации), а также систематическое снижение себестоимости продукции, работ и услуг. Залогом снижения себестоимости является сокращение топливно-энергетических и финансовых ресурсов за счет внедрения в производство прогрессивных технологий. Непременным условием снижения себестоимости является сохранение и постоянное повышение качества предоставляемых услуг.

Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ А. Н. Апацкий остановился на экологических проблемах белорусских городов и путях их решения.

- Экологические проблемы городов РБ обусловлены многими факторами, но важнейшим является концентрация промышленного производства. Большие предприятия нефтехимии, машиностроения, деревообработки, легкой и пищевой промышленности отравляют значительное количество природных ресурсов. (Не меньшей проблемой является концентрация автотранспорта.) Не везде имеются очистные сооружения, или они имеются, но работают неэффективно. Если стационарные источники способствуют ежегодному выбросу в атмосферу РБ 480 500 т различных загрязнителей, то передвижные - 1 610 000 т. РБ по-прежнему остается одной из немногих стран Европы, в которой активно используется содержащий некоторые из этих загрязнителей бензин. Концентрация фенола, окислов азота, сероуглерода значительно превышает нормативную. По-прежнему десятки тысяч людей проживают в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий. И по-прежнему одной из основных проблем белорусской экологии остается борьба с загрязнением поверхностных источников водоснабжения, проблема снабжения населения качественной водой. Обеспеченность республики природной питьевой водой - одна из лучших в Европе.

В перспективе питьевая вода вполне может стать одной из статей белорусского экспорта. Но мы крайне нерационально расходуем то, что имеем. Снижение ежемесячного расхода воды на душу населения в 1,75 раза позволило бы не строить в Минске 3-ю очередь очистных сооружений. На повестке дня стоит вопрос модернизации всей системы подачи воды и особенно контроля и учета поступления и распределения воды. Много питьевой воды расходуется не по назначению - на производственные и хозяйственные нужды. Нынешняя норма расхода воды вызывает острую нехватку очистных сооружений в 28 городах РБ, в том числе и в Минске. Население Фрунзенского, Московского и Октябрьского районов Минска частично либо полностью обеспечивается питьевой водой из поверхностных водоемов. Степень очистки этой воды такова, что, по мнению многих специалистов, разбираемая вода не только не пригодна для питья, но может быть причиной многих хронических заболеваний. Все загрязнители, которые попадают на поверхность земли, вместе с ливневыми стоками в конечном итоге оказываются в наших водоемах.

Еще проблема - из 20 000 т производимых ежегодно в РБ отходов 3 000 т являются токсическими. Дело здесь не только в несовершенстве технологии производства, но также и в том, что сеть предприятий вторичной переработки отходов развита чрезвычайно слабо. Не следует забывать и о необходимости захоронения частей отходов. По оценкам специалистов, под полигоны занято 100 000 га земли. Особую тревогу вызывает накапливание токсических отходов. Во времена СССР отходы эти вывозились по отраслевому принципу на Север, в Сибирь, Казахстан. Сейчас это практически невозможно. Сегодня соответствующие накопительные площадки предприятий РБ переполнены. В республике строится несколько площадок, но несмотря на усилия, прилагаемые министерством, темпы строительства недостаточны. Строительство предприятий вторичной переработки отходов является актуальнейшей проблемой РБ. Есть соответствующие программы и задания, выполнение которых возможно лишь совместными усилиями нескольких министерств и ведомств. Вообще, многие экологические проблемы больших городов есть следствие не столько технологической неизбежности, сколько экологической неосведомленности, а то и прямого экологического хулиганства как юридических, так и физических лиц.

Говоря о современных проблемах энергообеспечения городов, президент концерна "Белэнерго" В. В. Герасимов подчеркнул, что многие из этих проблем являются следствием физического и морального старения оборудования для получения топливно-энергетических ресурсов. Капитальный ремонт на сегодняшний день не является выходом из положения в подавляющем большинстве случаев. Требуются новые подходы, новые шаги по пути техперевооружения и реконструкции соответствующих предприятий. При этом надежность и безопасность должна разумно сочетаться с экономичностью. Раньше, когда задачи реконструкции решались плановым путем, при проектировании новых энергопредприятий на первый план выдвигался вопрос экономии капвложений - в основном за счет эксплуатационных затрат. Резкое подорожание энергоносителей привело к перемене многих приоритетов. С этим событием совпало начало структурной перестройки промышленности, которая сопровождалась определенным спадом валового производства. Плюс новые тенденции жилищного строительства, плюс начавшаяся в республике кампания по энергосбережению. Системы теплоснабжения неэффективно используются в летнее время, конструкции их материалоемки и представляют ряд затруднений при ремонте. Велики теплопотери при транспортировке тепла вследствие порой неоправданно большой протяженности магистралей, а также неэффективной теплоизоляции трубопроводов. Наиболее экономичной для республики представляется система совместной выработки тепла и электроэнергии в пределах единого технологического цикла - эксплуатация ее сберегает по крайней мере 25% топлива по сравнению с другими. Целесообразным является внедрение малых источников теплоснабжения - газо- и паротурбинных ТЭЦ.

С выступлением В. В. Герасимова тесно смыкается прозвучавшее следом выступление первого заместителя председателя Государственного комитета по энергосбережению и энергонадзору РБ В. Г. Федосеева. Подробно перечислив все причины непроизводительного перерасхода энергии (и наших с вами денег), в том числе и эксплуатацию технически несовершенного оборудования, и применение неэффективных изоляционных и ограждающих материалов, и отсутствие приборов учета и регулирования, и не всегда продуманные градостроительные решения, и заниженные тарифы, В. Г. Федосеев решительно высказался за внедрение системы взысканий и поощрений, которая, по идее, должна способствовать рационализации энергозатрат. (Вроде бы тот факт, что из-за рубежа энергоносители поступают отнюдь не задаром, сам по себе должен быть залогом подобного регулирования, тем не менее этого не происходит.) Причем нормативная документация, на которую неизбежно придется опираться в процессе внедрения, должна постоянно корректироваться с учетом появления новых технических и конструктивных решений, совершенствования приборов учета, ограждающих конструкций, систем регулирования распределения энергии и систем передачи тепла от производителя к потребителю. Реализовать задуманное в условиях разветвленной системы централизованного теплоснабжения, эксплуатируемой в населенных пунктах РБ, будет нелегко, но делать это так или иначе придется. По-видимому, есть смысл обратиться к опыту развитых стран Европы, где на основе системы налоговых льгот развивается производство возобновляемых источников энергии. Можно применять этот опыт к взаимоотношениям с предприятиями индустриального домостроения, понуждая их к производству более термостойких ограждений. Очевидна целесообразность финансирования энергосберегающих программ - после их реализации именно они являются наиболее мощной финансовой опорой городского хозяйства.

Заместитель министра архитектуры и строительства РБ, заместитель председателя Национальной комиссии по развитию населенных пунктов РБ А. И. Ничкасов, говоря о политике и практике этого развития, коснулся в первую очередь коммуникационного коридора № 2 "Париж-Берлин-Варшава-Минск-Моск-ва", а также нового коридора №9, связывающего регионы Черного и Балтийского морей. Концентрация населения (около 34% населения республики) и экономического потенциала в этих коридорах имеет тенденцию к устойчивому росту. В зоне влияния этих коридоров расположены основные города республики, крупные промышленные и культурные центры: Минск, Гродно, Барановичи, Орша, Бобруйск, Молодечно, которые в силу своего производственного и научно-технического потенциала оказывают существенное влияние на развитие экономики страны в целом.

По мере развития экономических связей с бывшими соседями по СССР и Варшавскому договору в благоприятном положении оказываются жители ими же самими созданных новых для РБ зон приграничного экономического сотрудничества. В указанных зонах наблюдаются все тенденции современного развития населенных пунктов - как позитивные, так и негативные. Есть в республике и территории, развитие которых заведомо ограничено, - в первую очередь пострадавшие вследствие аварии на ЧАЭС. В настоящее время площадь территории радиоактивного загрязнения достигает 20% всей площади республики. Здесь проживает до 12% населения РБ. Необходимо восстановление до нормального состояния подвергшегося чересчур активному осушению Полесья. Долина Припяти, так же как природные комплексы Березинского заповедника и национального парка "Беловежская пуща", являются ключевыми элементами экологической системы общеевропейского уровня. Бассейн Западной Двины, северная и центральная часть Полоцкой низины, долина Немана с Налибокской и Гродненской пущами, долина Днепра, долина Вилии с природным комплексом Нарочанской группы озер - ключевые элементы экологической системы международного уровня.

Во многом развитие системы расселения связано с развитием транспорта и инженерной инфраструктуры. Основными недостатками транспортной сети РБ являются низкое качество дорожного покрытия и дорожного обустройства, не соответствующее международным стандартам, а также низкая пропускная способность. Половина всех мостов и путепроводов республики также не соответствуют этим стандартам - ни по грузоподъемности, ни по габаритам. Разработана программа развития пограничной и приграничной инфраструктуры в местах переходов; сейчас местными и таможенными властями ведется большая работа по реализации этой программы. Низок уровень автосервиса, в частности на магистралях, связывающих Прибалтику с южными регионами, а также Европу с Россией. Как следствие бюджет республики, местные бюджеты недополучают многое из возможного. (Если читатель помнит, об этом же говорила на семинаре 12 сентября 1997 г. директор Бобруйского завода КПД М. М. Винокурова.)

А директор Немецко-белорусского дома (Карлсруэ) Патриция Руперт, говоря о перспективах развития европейских, в частности белорусских, городов, сопоставила ежегодные суммы на поддержание городской инфраструктуры, приходящиеся соответственно на каждого из жителей Карлсруэ и Минска, - 1 360 и 71 DM и отметила, что при таком скромном финансировании Минск выглядит достаточно привлекательно.


Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 1997 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость