Подрядные торги в строительстве.
В Беларуси готовится Положение о подрядных торгах в строительстве. Все увереннее входят в жизнь наших строителей подрядные торги, которые, как свидетельствует мировой опыт, являются мощным рычагом повышения эффективности капитального строительства за счет создания конкурентоспособной среды, обеспечивающей снижение стоимости, повышение качества, сокращение сроков возведения объектов, улучшение ряда других параметров строительного производства.
А наш, белорусский опыт, точнее, первые шаги освоения тендерного механизма, как и всякое новое дело, связаны с преодолением трудностей и в первую очередь с недостаточностью нормативно-методической базы. Конечно, определенная методическая основа уже подготовлена, что нашло свое отражение в Положении о порядке организации и проведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь, утвержденном 26 мая 1995 года постановлением коллегии Минстройархитектуры Республики Беларусь № 7. Однако на практике, в ходе реализации данного Положения выявляются все новые и новые вопросы, требующие уточнения или решения, в том числе на государственном уровне. В этой связи указанный выше документ претерпел коренную переработку, подготовлена вторая его редакция, учитывающая целый ряд совершенно новых и отдельные изменения и уточнения действующих методических положений и подходов. В настоящее время проект новой редакции Положения согласован с Минэкономики и Минфином Республики Беларусь и после его утверждения в установленном порядке (надеемся что это произойдет в самое ближайшее время) будет принят к исполнению в качестве действенного нормативно-методического инструмента. Ну а пока, чтобы удовлетворить жаждущих скорейшего выхода нового Положения и возможно снять, полностью или частично, многочисленные вопросы, возникающие в ходе проведения подрядных торгов, прокомментируем отдельные позиции долгожданного документа.
Прежде всего, во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 31 июля 1997 года № 417 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 1995 года № 242" предусматривается обязательное проведение подрядных торгов при строительстве объектов стоимостью свыше 70 тысяч минимальных заработных плат, что по состоянию на 1.09.1997 года составляет 10,5 млрд рублей и соответствует стоимости 20-квартирного жилого дома. Такой стоимостной критерий принят на основании анализа, который показал, что расходы по подготовке и проведению торгов, включающие затраты на разработку документации, публикацию объявления о торгах, оплату услуг экспертов, тендерной комиссии, почтовые, канцелярские, транспортные и другие затраты, в основном не зависят от стоимости строительства и представляют собой примерно одинаковую величину как для мелкого, так и для крупного объекта и в среднем составляют 30 млн рублей. Таким образом, при незначительной стоимости объекта, равной, например, как это предусматривалось ранее, 200 минимальным заработным платам, то есть 30 млн рублей, затраты на проведение торгов практически равны цене объекта. Следовательно, проведение торгов по таким объектам представляется экономически неоправданным, поскольку не обеспечивается главная цель торгов - снижение стоимости строительства, что подтверждается и мировым опытом их проведения.
Расчеты показывают, что при стоимости строительства объекта, равной 70 000 минимальных заработных плат, удельные затраты на проведение торгов составляют примерно 0,3% стартовой цены объекта, и далее, с увеличением крупности объекта и соответственно его стоимости они будут снижаться, что в свою очередь повышает эффективность данного мероприятия. При этом стоимость строительства, подлежащая сопоставлению с 70 000 минимальными заработными платами, определяется в текущих ценах, действующих на момент издания приказа о проведении подрядных торгов.
В новом Положении предусматривается, что преимущественно применяется открытая (публичная) форма торгов. Закрытые торги применяются только при строительстве экспериментальных объектов, а также в случае, если при возведении зданий, сооружений необходимо соблюдение особого режима, например по объектам оборонного и специального назначения. Во всех остальных случаях проводятся открытые торги.
Такое ужесточение выбора формы торгов потребовалось в связи с тем, что на первом этапе большая часть проведенных торгов осуществлялась по закрытой форме. Причем закрытые торги проводились, как правило, по обычным объектам дорожного, производственного, жилищного и социально-культурного строительства.
На наш взгляд, проведение подобных закрытых торгов ограничивает круг потенциальных участников среди подрядных организаций и создает определенный монополизм, что является сдерживающим моментом распространения тендерного механизма. Кроме того, возможности и резервы снижения стоимости обеспечения других показателей эффективности капитальных вложений при закрытых торгах в данном случае гораздо уже и меньше, так как они ограничены рамками известного, отработанного уровня технического и экономического состояния и деятельности известных подрядчиков, приглашенных участвовать в торгах.
Важную роль в деле успешного освоения тендерного механизма призвана сыграть информация о их проведении, о полученных результатах и т.д. В республике, как известно, уже введена статистическая отчетность по форме № 1-тендер "Отчет о результатах проведения подрядных торгов (тендеров) в строительстве". В новом Положении предусматривается, что заказчики на второй день после утверждения результатов торгов направляют своей вышестоящей организации, инвестору и Министерству архитектуры и строительства форму № 1-тендер. А Минстройархитектуры Республики Беларусь в специальном бюллетене ежемесячно будет публиковать результаты проведения подрядных торгов на территории Республики Беларусь.
В действующем Положении предусмотрено для ускорения процедуры торгов применение упрощенной формы их проведения, но не определены ее условия и порядок. В связи с этим в новом Положении в виде отдельного раздела предлагается применение упрощенного порядка проведения торгов при строительстве небольших несложных объектов, стоимостью строительства от 70 000 минимальных заработных плат до 300 000 минимальных заработных плат, а также объектов жилищного строительства независимо от их стоимости. При упрощенном порядке устанавливаются наиболее сжатые сроки подачи и рассмотрения тендерных предложений, а также подведения итогов торгов по сравнению с обычной формой их проведения. Кроме того, предусматривается также возможность принятия решения о победителе торгов сразу же на первом заседании тендерной комиссии после вскрытия пакетов с тендерными предложениями.
В новой редакции Положения впервые введен порядок рассмотрения споров между участниками торгов. При этом предусмотрено, что спорные вопросы могут возникнуть как на стадии подготовки, так и после подведения итогов конкурсной комиссией.
Следует отметить, что выход новой редакции Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов, конечно же, не исчерпывает решения всех многочисленных проблем, которые как снежный ком наворачиваются в ходе апробации тендерного механизма. В связи с этим в развитие данного Положения предусматривается разработка других методических документов, конкретизирующих, разъясняющих, углубляющих приведенные в нем отдельные аспекты.
Маргарита КАБОВА
А наш, белорусский опыт, точнее, первые шаги освоения тендерного механизма, как и всякое новое дело, связаны с преодолением трудностей и в первую очередь с недостаточностью нормативно-методической базы. Конечно, определенная методическая основа уже подготовлена, что нашло свое отражение в Положении о порядке организации и проведения торгов в строительстве на территории Республики Беларусь, утвержденном 26 мая 1995 года постановлением коллегии Минстройархитектуры Республики Беларусь № 7. Однако на практике, в ходе реализации данного Положения выявляются все новые и новые вопросы, требующие уточнения или решения, в том числе на государственном уровне. В этой связи указанный выше документ претерпел коренную переработку, подготовлена вторая его редакция, учитывающая целый ряд совершенно новых и отдельные изменения и уточнения действующих методических положений и подходов. В настоящее время проект новой редакции Положения согласован с Минэкономики и Минфином Республики Беларусь и после его утверждения в установленном порядке (надеемся что это произойдет в самое ближайшее время) будет принят к исполнению в качестве действенного нормативно-методического инструмента. Ну а пока, чтобы удовлетворить жаждущих скорейшего выхода нового Положения и возможно снять, полностью или частично, многочисленные вопросы, возникающие в ходе проведения подрядных торгов, прокомментируем отдельные позиции долгожданного документа.
Прежде всего, во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 31 июля 1997 года № 417 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 1995 года № 242" предусматривается обязательное проведение подрядных торгов при строительстве объектов стоимостью свыше 70 тысяч минимальных заработных плат, что по состоянию на 1.09.1997 года составляет 10,5 млрд рублей и соответствует стоимости 20-квартирного жилого дома. Такой стоимостной критерий принят на основании анализа, который показал, что расходы по подготовке и проведению торгов, включающие затраты на разработку документации, публикацию объявления о торгах, оплату услуг экспертов, тендерной комиссии, почтовые, канцелярские, транспортные и другие затраты, в основном не зависят от стоимости строительства и представляют собой примерно одинаковую величину как для мелкого, так и для крупного объекта и в среднем составляют 30 млн рублей. Таким образом, при незначительной стоимости объекта, равной, например, как это предусматривалось ранее, 200 минимальным заработным платам, то есть 30 млн рублей, затраты на проведение торгов практически равны цене объекта. Следовательно, проведение торгов по таким объектам представляется экономически неоправданным, поскольку не обеспечивается главная цель торгов - снижение стоимости строительства, что подтверждается и мировым опытом их проведения.
Расчеты показывают, что при стоимости строительства объекта, равной 70 000 минимальных заработных плат, удельные затраты на проведение торгов составляют примерно 0,3% стартовой цены объекта, и далее, с увеличением крупности объекта и соответственно его стоимости они будут снижаться, что в свою очередь повышает эффективность данного мероприятия. При этом стоимость строительства, подлежащая сопоставлению с 70 000 минимальными заработными платами, определяется в текущих ценах, действующих на момент издания приказа о проведении подрядных торгов.
В новом Положении предусматривается, что преимущественно применяется открытая (публичная) форма торгов. Закрытые торги применяются только при строительстве экспериментальных объектов, а также в случае, если при возведении зданий, сооружений необходимо соблюдение особого режима, например по объектам оборонного и специального назначения. Во всех остальных случаях проводятся открытые торги.
Такое ужесточение выбора формы торгов потребовалось в связи с тем, что на первом этапе большая часть проведенных торгов осуществлялась по закрытой форме. Причем закрытые торги проводились, как правило, по обычным объектам дорожного, производственного, жилищного и социально-культурного строительства.
На наш взгляд, проведение подобных закрытых торгов ограничивает круг потенциальных участников среди подрядных организаций и создает определенный монополизм, что является сдерживающим моментом распространения тендерного механизма. Кроме того, возможности и резервы снижения стоимости обеспечения других показателей эффективности капитальных вложений при закрытых торгах в данном случае гораздо уже и меньше, так как они ограничены рамками известного, отработанного уровня технического и экономического состояния и деятельности известных подрядчиков, приглашенных участвовать в торгах.
Важную роль в деле успешного освоения тендерного механизма призвана сыграть информация о их проведении, о полученных результатах и т.д. В республике, как известно, уже введена статистическая отчетность по форме № 1-тендер "Отчет о результатах проведения подрядных торгов (тендеров) в строительстве". В новом Положении предусматривается, что заказчики на второй день после утверждения результатов торгов направляют своей вышестоящей организации, инвестору и Министерству архитектуры и строительства форму № 1-тендер. А Минстройархитектуры Республики Беларусь в специальном бюллетене ежемесячно будет публиковать результаты проведения подрядных торгов на территории Республики Беларусь.
В действующем Положении предусмотрено для ускорения процедуры торгов применение упрощенной формы их проведения, но не определены ее условия и порядок. В связи с этим в новом Положении в виде отдельного раздела предлагается применение упрощенного порядка проведения торгов при строительстве небольших несложных объектов, стоимостью строительства от 70 000 минимальных заработных плат до 300 000 минимальных заработных плат, а также объектов жилищного строительства независимо от их стоимости. При упрощенном порядке устанавливаются наиболее сжатые сроки подачи и рассмотрения тендерных предложений, а также подведения итогов торгов по сравнению с обычной формой их проведения. Кроме того, предусматривается также возможность принятия решения о победителе торгов сразу же на первом заседании тендерной комиссии после вскрытия пакетов с тендерными предложениями.
В новой редакции Положения впервые введен порядок рассмотрения споров между участниками торгов. При этом предусмотрено, что спорные вопросы могут возникнуть как на стадии подготовки, так и после подведения итогов конкурсной комиссией.
Следует отметить, что выход новой редакции Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов, конечно же, не исчерпывает решения всех многочисленных проблем, которые как снежный ком наворачиваются в ходе апробации тендерного механизма. В связи с этим в развитие данного Положения предусматривается разработка других методических документов, конкретизирующих, разъясняющих, углубляющих приведенные в нем отдельные аспекты.
Маргарита КАБОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1997 год в рубрике новости