Общественные строительные подряды
С 14 по 17 октября 1997 г. в Минске прошел IХ Международный семинар стран Центральной, Восточной и Южной Европы (МОЕ/NUS) "Общественные строительные подряды".
Совещания и семинары с участием представителей этих стран проводятся при финансовой и организационной поддержке федерального министерства территориального планирования, строительства и градостроительства Германии и включают обмен опытом и выработку решений по различным направлениям в сфере строительства и эксплуатации зданий и сооружений. (Например, июньское совещание, которое также состоялось в Минске, было посвящено санации существующих жилых домов.) Немецкая сторона оказывает постоянную консультативную помощь строительной отрасли РБ в рамках Рабочей группы по производству строительных материалов и строительству белорусско-германского совета экономического сотрудничества.
Вопросами подрядных торгов в РБ занимаются сравнительно недавно. В 1995 г. был издан указ президента РБ "О подрядных торгах в капитальном строительстве." Согласно этому указу, проведение торгов обязательно при размещении заказов для всех строек, независимо от источника финансирования, если стоимость строительства превышает 70000 минимальных заработных плат, установленных в РБ. Были приняты также два постановления Совета министров РБ, обусловившие переход к рыночному механизму распределения заказов в строительстве. Таким образом, были созданы условия для развития конкуренции на рынке строительных услуг и приобретения строительными организациями республики опыта, необходимого для участия в зарубежных торгах.
Минстройархитектуры РБ в 1995 г. разработало и утвердило Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов в капитальном строительстве на территории РБ. Этот документ основан на изучении зарубежного опыта и тех знаний, которые были получены на семинарах, организованных федеральным министерством территориального планирования, строительства и градостроительства Германии. Был использован и опыт конкурсного размещения заказов на строительство жилых городков для военнослужащих выводимых из Германии воинских частей. Кроме этого, в республике разработаны практические пособия по подготовке и оформлению тендерной документации, а также Положение о комиссиях по проведению подрядных торгов. Тем самым в РБ было создано правовое поле для развития конкурентной среды в строительстве.
В настоящее время подготовлен и находится в стадии рассмотрения новый проект Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов. При его подготовке особое внимание было обращено на порядок разрешения споров между участниками торгов.
Важную роль в деле успешного освоения тендерного механизма призвана сыграть информация о проведении торгов, о полученных результатах. В этой связи в республике введена форма статистической отчетности, позволяющая анализировать состояние работы по проведению торгов.
В семинаре "Общественные строительные подряды" приняли участие представители Венгрии, Германии, Грузии, Латвии, Литвы, Польши, России, Украины и Эстонии.
Приветствуя участников мероприятия, заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. Д. Сидоренко сказал следующее.
- Позитивные сдвиги в экономике РБ хорошо прослеживаются по состоянию строительной отрасли республики. За 9 месяцев текущего года объем инвестиций увеличился почти на 20%, подрядных работ - на 12, выпуска стройматериалов - на 32%. Существенно возрос экспортный потенциал стройкомплекса. Сегодня около 20% объема продукции промышленности стройматериалов РБ поставляется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Белорусские строители трудятся на стройках России, Польши, Германии. За указанный срок специалистами белорусской строительной отрасли оказано услуг и продано продукции более чем на 2,5 трлн рублей.
В результате произошедших в нашем обществе качественных изменений у инвестиций появился настоящий хозяин, который стремится эффективно их использовать. А этого можно добиться лишь посредством создания конкурентной среды, в частности, важнейшего ее элемента - института подрядных торгов. Формирование в республике законодательной и нормативной базы подрядных торгов происходит по мере накопления необходимой информации от семинара к семинару.
Локальный монополизм крупных строительных подрядных организаций на строительном рынке ощущается нами в полной мере. Эти организации достались нам в наследство от плановой экономики. В результате их господства сегодняшний облик наших населенных пунктов слишком сильно напоминает экстерьер прошлых лет.
Финальным этапом торгов является заключение договоров. Во многих случаях подход к составлению договорной документации чрезмерно упрощен, что приводит к упущению таких необходимых мер экономической ответственности, как банковские гарантии, залоги, поручительства, страхование строительных рисков.
Мною названы два блока вопросов, решение которых позволит приблизить показатели строительной отрасли РБ к европейским и мировым. Мы должны будем передать следующему семинару эстафету в виде определенных наработок в этом направлении.
В ответном слове представитель министерства территориального планирования, строительства и градостроительства Германии Михаэль Альверманн подчеркнул, что все проблемы, стоящие перед строительной отраслью РБ, актуальны и для новых земель воссоединившейся Германии. При развитии строительного рынка в странах СНГ и Восточной Европы многое может быть почерпнуто из опыта решения этих проблем немецкими специалистами. Семинар должен явиться важным вкладом в развитие строительной науки.
Последовало представление делегаций, в ходе которого их члены сделали краткие сообщения о настоящем состоянии института общественных подрядов в своих странах.
Эстонские строители совместно с другими, соприкасающимися как со строительной, так и с законотворческой сферой специалистами страны провели определенную работу. В результате ряд действовавших в Эстонии законов, регламентирующих строительный подряд, был приведен в соответствие с европейскими нормами.
Примерно 2/3 всех выполняемых ежегодно в Латвии строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с государственными заказами и с заказами органов местного самоуправления. В основном данные объекты являются инженерными коммуникациями. Это автодороги, трубопроводы водоснабжения, канализации, очистные сооружения. Названные объекты обычно финансируются европейским и мировым банком, а также в определенной степени - из средств местного бюджета. Это вызывает необходимость постоянно организовывать международные тендеры и работать на условиях международных договоров. Возникают проблемы занятости местных фирм, равноправной конкуренции и конечной стоимости каждого из проектов, которая является залогом эффективности данных проектов. Вот почему сегодня весьма актуальным представляется повышение уровня ведения латвийскими специалистами различных деловых игр.
С 1 января 1997 года началось действие реформы государственного управления Польши. Вопросы строительных госзаказов находятся теперь в ведении министерства внутренних дел и администрации. Аналогичное положение существовало в стране перед Второй мировой войной. Вопросы строительной экономики перешли в ведение министерства экономики.
В Венгрии существует статистика организации тендеров. По сравнению с прошлым годом количество тендеров, проведенных в стройиндустрии, возросло на 25%. В соответствии с законодательством каждый участник был обязан заполнить квалификационный лист и направить его в комиссию, которая занимается организацией тендеров. Фирмы, принимающие участие в этих проектах, должны быть приглашены заказчиками на предмет информирования последних о своих намерениях по проведению работ, которые они обязаны реализовать в течение 2 лет. Существует иной путь - заказчик сам выбирает того, с кем он будет работать. Из заполнивших квалификационные листы фирм 28 находятся в строительной сфере (40% участников). Все они участвуют в проведении тендера. Правительственная директива разъясняет условия финансирования этого мероприятия из госбюджета. В Венгрии функционирует 848 учреждений, осуществляющих подобное финансирование, например, геологическая служба, службы занятости и разработки нормативов. Система действует с апреля месяца.
Представитель России г-н Кущенко - заместитель директора консультативного центра Госстроя России, являющегося головной организацией по проведению подрядных торгов, - согласился с выступавшими перед ним участниками других делегаций с тем, что не всегда законы той или иной страны могут регулировать каждый торг. Представляемая им организация работает на международном рынке с 1991 г. Наработанный опыт позволяет прийти к аналогичному выводу. Однако российские специалисты стараются учитывать и законодательно фиксировать все вопросы, появляющиеся и в ходе рыночной практики, и в ходе предыдущих семинаров. Например, в текущем году российскими специалистами проведено уже более 500 торгов. Из них примерно 45% финансировалось из государственных источников. При этом шла непрерывная работа по обновлению и уточнению методических рекомендаций и нормативных актов. Согласился г-н Кущенко и с тем, что низкая цена не всегда является верным критерием выбора нужного подрядчика. Необходимо самое пристальное рассмотрение пунктов конкурсной документации, которые должны безупречно выполняться всеми участниками торгов. Начиная с конца прошлого года значительно расширяется сеть региональных организаций, занимающихся торгами. И Госстрой, и министерства экономики и финансов России пришли к выводу, что в учебные программы вузов и техникумов необходимо включать специальную программу по проведению торгов. Сегодня занятия по данной программе уже проводятся. Кроме того, существуют соответствующие платные курсы по подготовке руководителей тендерных комитетов и организаторов торгов. Введена и форма отчетности, в соответствии с которой региональные организации по электронной почте либо факсу сообщают о проведенных торгах. Однако это требование четко выполняется пока только теми организациями, работа которых финансируется из госсредств. Велики объемы закупок строительных материалов, изделий и оборудования, осуществляемых Россией за рубежом. Цены их не могут быть ниже определенного уровня, и Россия вынуждена на это идти. А участие в торгах зарубежных кандидатов и привлечение инвестиций из-за рубежа являются действенными составляющими повышения качества товаров и услуг. Само общение с зарубежными партнерами благотворно влияет на развитие российской строительной отрасли.
Участие российских специалистов в семинаре "Общественные строительные подряды", несомненно, сыграло важную роль в сближении белорусских и российских нормативно-правовых документов в данной области. Кроме того, семинар предоставил возможность осуществления целенаправленной рекламной кампании продукции белорусских предприятий.
Сергей ЗОЛОТОВ
Совещания и семинары с участием представителей этих стран проводятся при финансовой и организационной поддержке федерального министерства территориального планирования, строительства и градостроительства Германии и включают обмен опытом и выработку решений по различным направлениям в сфере строительства и эксплуатации зданий и сооружений. (Например, июньское совещание, которое также состоялось в Минске, было посвящено санации существующих жилых домов.) Немецкая сторона оказывает постоянную консультативную помощь строительной отрасли РБ в рамках Рабочей группы по производству строительных материалов и строительству белорусско-германского совета экономического сотрудничества.
Вопросами подрядных торгов в РБ занимаются сравнительно недавно. В 1995 г. был издан указ президента РБ "О подрядных торгах в капитальном строительстве." Согласно этому указу, проведение торгов обязательно при размещении заказов для всех строек, независимо от источника финансирования, если стоимость строительства превышает 70000 минимальных заработных плат, установленных в РБ. Были приняты также два постановления Совета министров РБ, обусловившие переход к рыночному механизму распределения заказов в строительстве. Таким образом, были созданы условия для развития конкуренции на рынке строительных услуг и приобретения строительными организациями республики опыта, необходимого для участия в зарубежных торгах.
Минстройархитектуры РБ в 1995 г. разработало и утвердило Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов в капитальном строительстве на территории РБ. Этот документ основан на изучении зарубежного опыта и тех знаний, которые были получены на семинарах, организованных федеральным министерством территориального планирования, строительства и градостроительства Германии. Был использован и опыт конкурсного размещения заказов на строительство жилых городков для военнослужащих выводимых из Германии воинских частей. Кроме этого, в республике разработаны практические пособия по подготовке и оформлению тендерной документации, а также Положение о комиссиях по проведению подрядных торгов. Тем самым в РБ было создано правовое поле для развития конкурентной среды в строительстве.
В настоящее время подготовлен и находится в стадии рассмотрения новый проект Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов. При его подготовке особое внимание было обращено на порядок разрешения споров между участниками торгов.
Важную роль в деле успешного освоения тендерного механизма призвана сыграть информация о проведении торгов, о полученных результатах. В этой связи в республике введена форма статистической отчетности, позволяющая анализировать состояние работы по проведению торгов.
В семинаре "Общественные строительные подряды" приняли участие представители Венгрии, Германии, Грузии, Латвии, Литвы, Польши, России, Украины и Эстонии.
Приветствуя участников мероприятия, заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. Д. Сидоренко сказал следующее.
- Позитивные сдвиги в экономике РБ хорошо прослеживаются по состоянию строительной отрасли республики. За 9 месяцев текущего года объем инвестиций увеличился почти на 20%, подрядных работ - на 12, выпуска стройматериалов - на 32%. Существенно возрос экспортный потенциал стройкомплекса. Сегодня около 20% объема продукции промышленности стройматериалов РБ поставляется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Белорусские строители трудятся на стройках России, Польши, Германии. За указанный срок специалистами белорусской строительной отрасли оказано услуг и продано продукции более чем на 2,5 трлн рублей.
В результате произошедших в нашем обществе качественных изменений у инвестиций появился настоящий хозяин, который стремится эффективно их использовать. А этого можно добиться лишь посредством создания конкурентной среды, в частности, важнейшего ее элемента - института подрядных торгов. Формирование в республике законодательной и нормативной базы подрядных торгов происходит по мере накопления необходимой информации от семинара к семинару.
Локальный монополизм крупных строительных подрядных организаций на строительном рынке ощущается нами в полной мере. Эти организации достались нам в наследство от плановой экономики. В результате их господства сегодняшний облик наших населенных пунктов слишком сильно напоминает экстерьер прошлых лет.
Финальным этапом торгов является заключение договоров. Во многих случаях подход к составлению договорной документации чрезмерно упрощен, что приводит к упущению таких необходимых мер экономической ответственности, как банковские гарантии, залоги, поручительства, страхование строительных рисков.
Мною названы два блока вопросов, решение которых позволит приблизить показатели строительной отрасли РБ к европейским и мировым. Мы должны будем передать следующему семинару эстафету в виде определенных наработок в этом направлении.
В ответном слове представитель министерства территориального планирования, строительства и градостроительства Германии Михаэль Альверманн подчеркнул, что все проблемы, стоящие перед строительной отраслью РБ, актуальны и для новых земель воссоединившейся Германии. При развитии строительного рынка в странах СНГ и Восточной Европы многое может быть почерпнуто из опыта решения этих проблем немецкими специалистами. Семинар должен явиться важным вкладом в развитие строительной науки.
Последовало представление делегаций, в ходе которого их члены сделали краткие сообщения о настоящем состоянии института общественных подрядов в своих странах.
Эстонские строители совместно с другими, соприкасающимися как со строительной, так и с законотворческой сферой специалистами страны провели определенную работу. В результате ряд действовавших в Эстонии законов, регламентирующих строительный подряд, был приведен в соответствие с европейскими нормами.
Примерно 2/3 всех выполняемых ежегодно в Латвии строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с государственными заказами и с заказами органов местного самоуправления. В основном данные объекты являются инженерными коммуникациями. Это автодороги, трубопроводы водоснабжения, канализации, очистные сооружения. Названные объекты обычно финансируются европейским и мировым банком, а также в определенной степени - из средств местного бюджета. Это вызывает необходимость постоянно организовывать международные тендеры и работать на условиях международных договоров. Возникают проблемы занятости местных фирм, равноправной конкуренции и конечной стоимости каждого из проектов, которая является залогом эффективности данных проектов. Вот почему сегодня весьма актуальным представляется повышение уровня ведения латвийскими специалистами различных деловых игр.
С 1 января 1997 года началось действие реформы государственного управления Польши. Вопросы строительных госзаказов находятся теперь в ведении министерства внутренних дел и администрации. Аналогичное положение существовало в стране перед Второй мировой войной. Вопросы строительной экономики перешли в ведение министерства экономики.
В Венгрии существует статистика организации тендеров. По сравнению с прошлым годом количество тендеров, проведенных в стройиндустрии, возросло на 25%. В соответствии с законодательством каждый участник был обязан заполнить квалификационный лист и направить его в комиссию, которая занимается организацией тендеров. Фирмы, принимающие участие в этих проектах, должны быть приглашены заказчиками на предмет информирования последних о своих намерениях по проведению работ, которые они обязаны реализовать в течение 2 лет. Существует иной путь - заказчик сам выбирает того, с кем он будет работать. Из заполнивших квалификационные листы фирм 28 находятся в строительной сфере (40% участников). Все они участвуют в проведении тендера. Правительственная директива разъясняет условия финансирования этого мероприятия из госбюджета. В Венгрии функционирует 848 учреждений, осуществляющих подобное финансирование, например, геологическая служба, службы занятости и разработки нормативов. Система действует с апреля месяца.
Представитель России г-н Кущенко - заместитель директора консультативного центра Госстроя России, являющегося головной организацией по проведению подрядных торгов, - согласился с выступавшими перед ним участниками других делегаций с тем, что не всегда законы той или иной страны могут регулировать каждый торг. Представляемая им организация работает на международном рынке с 1991 г. Наработанный опыт позволяет прийти к аналогичному выводу. Однако российские специалисты стараются учитывать и законодательно фиксировать все вопросы, появляющиеся и в ходе рыночной практики, и в ходе предыдущих семинаров. Например, в текущем году российскими специалистами проведено уже более 500 торгов. Из них примерно 45% финансировалось из государственных источников. При этом шла непрерывная работа по обновлению и уточнению методических рекомендаций и нормативных актов. Согласился г-н Кущенко и с тем, что низкая цена не всегда является верным критерием выбора нужного подрядчика. Необходимо самое пристальное рассмотрение пунктов конкурсной документации, которые должны безупречно выполняться всеми участниками торгов. Начиная с конца прошлого года значительно расширяется сеть региональных организаций, занимающихся торгами. И Госстрой, и министерства экономики и финансов России пришли к выводу, что в учебные программы вузов и техникумов необходимо включать специальную программу по проведению торгов. Сегодня занятия по данной программе уже проводятся. Кроме того, существуют соответствующие платные курсы по подготовке руководителей тендерных комитетов и организаторов торгов. Введена и форма отчетности, в соответствии с которой региональные организации по электронной почте либо факсу сообщают о проведенных торгах. Однако это требование четко выполняется пока только теми организациями, работа которых финансируется из госсредств. Велики объемы закупок строительных материалов, изделий и оборудования, осуществляемых Россией за рубежом. Цены их не могут быть ниже определенного уровня, и Россия вынуждена на это идти. А участие в торгах зарубежных кандидатов и привлечение инвестиций из-за рубежа являются действенными составляющими повышения качества товаров и услуг. Само общение с зарубежными партнерами благотворно влияет на развитие российской строительной отрасли.
Участие российских специалистов в семинаре "Общественные строительные подряды", несомненно, сыграло важную роль в сближении белорусских и российских нормативно-правовых документов в данной области. Кроме того, семинар предоставил возможность осуществления целенаправленной рекламной кампании продукции белорусских предприятий.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 1997 год в рубрике новости