Основные критерии идеального жилища

"Мой дом - моя крепость". Пожалуй, вряд ли сыщется человек, не согласный с этой английской пословицей. Сюда, в свои четыре стены, возвращаемся мы и после напряженного рабочего дня, и после отпуска, проведенного на морском берегу. Будь то шикарная вилла или скромная однокомнатная квартирка - это место, где человек может быть просто самим собой, без всяких масок и личин. Ничто не скажет так много о человеке, как его жилище. К сожалению, далеко не каждый может позволить себе иметь именно такое жилище, о котором мечтает.

А что, собственно, означает фраза "дом моей мечты"? Немецкий психолог Антье Фладе попыталась найти ответ на этот вопрос. В результате проведенного ею исследования удалось определить основные критерии идеального жилища. В первую очередь, как и на заре человечества, жилище должно предоставлять человеку чувство защищенности и безопасности. Разумеется, по сравнению с первобытными временами потребности человека несколько расширились: речь идет не только о защите от холода, дождя и ветра, но и от шума, вредных выбросов в атмосферу, от чужих ушей и глаз, от посягательств преступников и излишнего интереса государства. Второй критерий - чувство надежности и постоянства. Это означает, что ничто не должно заставить человека покинуть свое жилье против его воли. В особенности это касается людей, вынужденных снимать жилье. Им необходима уверенность в том, что не произойдет резкого повышения арендной платы, что хозяева не потребуют немедленно освободить квартиру. Следующие критерии - возможность побыть в одиночестве или вдвоем с любимым человеком, а также пригласить гостей (возможность контактов и общения). К сожалению, именно здесь часто возникают проблемы. Во многих стандартных квартирах Германии, например, слишком маленькие кухни (они же и столовые), что ограничивает непринужденного дружеского общения за общим столом. Другая проблема немецких городов - не во всех домах есть палисадники или зеленые внутренние дворики, доступные для всех жителей дома, общие игровые площадки для детей. Часто внутренние дворики-"колодцы" доступны только жильцам первых этажей. При этом, как правило, жилой площади немцам хватает. Так, в 1965 году на каждого западного немца приходилось в среднем 1,3 комнаты (средняя площадь комнаты была в то время 17,3 кв. м). По данным 1995 года, на каждого западного немца приходилось уже 1,9 комнаты - почти две! Да и сами комнаты выросли до средней величины 19,7 кв. м. Квартиры становятся все больше, число жильцов в одной квартире - все меньше (по статистическим данным, в 1965 году в квартире средней площадью около 70 кв. м проживало в среднем 3,1 человека, а в 1993 году в квартире средней площадью почти 85 кв. м - только 2,3 человека).

Очень важным с точки зрения удовлетворенности жилищем является район, в котором оно находится. Все хотели бы жить в так называемом хорошем районе. При этом, что самое интересное, фактические признаки "хорошего" или "плохого" района чрезвычайно размыты. Не всегда в "хорошем" районе лучше инфраструктура сервиса, чище воздух или спокойнее соседи. Однако сам факт владения квартирой в районе, пользующемся плохой репутацией (неважно, соответствует это действительности или нет), вызывает чувство неудовлетворенности. При этом большую роль играет возможность сравнения с условиями проживания знакомых и родственников.

И, наконец, последний критерий из отмеченных Антье Фладе - возможность обставить и декорировать квартиру по своему вкусу. Из всех перечисленных критериев этот наиболее выполнимый. Тем не менее именно здесь многие терпят неудачу, несмотря даже на финансовые возможности, поскольку жильцы часто испытывают чувство, что в их квартире что-то "не то". Вроде бы и ремонт сделан по высшему разряду, и куплена красивая мебель - а все равно "не то". Не помогают ни бесконечные перестановки, ни замена предметов меблировки.

Поэтому в Германии и других странах мира все более популярной становится профессия консультанта по дизайну жилища. Франц Ванш, профессиональный психолог, специалист по гештальт-терапии, работает консультантом уже в течение десяти лет. А перед этим он четырнадцать лет был главным редактором журнала по дизайну интерьера "Schoener Wohnen", одного из самых популярных немецких журналов данной тематики. Некоторыми секретами своей профессии Франц Ванш поделился с репортерами журнала "Psychologie heute".

Великий немецкий философ нашего столетия Мартин Хайдеггер проанализировал происхождение современного немецкого глагола "wohnen" (проживать) и пришел к выводу, что глубинный смысл этого слова - ощущение свободы, мира и покоя. С такой трактовкой Франц Ванш полностью согласен. Чувство защищенности, безопасности и свободы относится к одной из основных, глубинных потребностей человека. И именно оно чаще всего находится под угрозой. Человек, не испытывающий такое чувство, не может расслабиться и полноценно отдохнуть. При этом очень часто чувство "бездомности" бывает неосознанным. "Бездомный" (который в действительности может быть обладателем шикарного особняка) до предела загружает себя работой, допоздна засиживается в офисе, торопится с одной деловой встречи на другую, постоянно ездит в командировки, ходит по ресторанам, просиживает в кино, словом, находит тысяча и одну причину, чтобы бывать дома как можно реже. А в его доме превосходно чувствуют себя уважаемые господа Мягкий Угол, Ковер и Мебельная Стенка - они-то и являются здесь настоящими хозяевами.

В основе профессии, которой посвятил себя Франц Ванш, лежат не мебельные каталоги и не дизайн-проекты. Речь идет о гораздо большем - о превращении жилища в родной дом. Ванш убежден, что человек должен ориентироваться в первую очередь не на общепринятые стандарты и тенденции моды, не на понятие "престиж", не на доставшуюся в наследство старинную мебель и (о ужас!) даже не на мнение супруга или других членов семьи, а исключительно на собственную индивидуальность. Это - отправной пункт, предусматривающий, однако, возможности для нахождения компромиссов. Многие люди чересчур доверяют архитекторам, дизайнерам или продавцам мебельных магазинов, теряя при этом, по убеждению Ванша, главное - возможность выбора согласно собственным вкусам и предпочтениям. Задача консультанта - помочь человеку осознать свои глубинные потребности, которые могут не соответствовать его представлению, скажем, о престижности или современности интерьера. Человек может восторгаться стилем "хай-тек", но при этом чувствует себя неуютно в квартире, обставленной в таком стиле, если его глубинным потребностям больше соответствует, например, стиль "кантри", не пользующийся популярностью по соображениям "несовременности" или "непрестижности".

Итак, проблема: в моей квартире что-то "не то". Как узнать, что именно? Франц Ванш предлагает разделить домашнюю жизнь на несколько составляющих и изучать каждую из них в отдельности. Это супружеская и семейная жизнь, возможность отдохнуть и расслабиться, совместное проживание с детьми, домашние работы.

Что необходимо для полноценного отдыха? Франц Ванш убежден: домашняя атмосфера должна предоставлять человеку то, чего он лишен в течение рабочего дня. Служащий, проводящий рабочий день в обстановке, не допускающей открытого проявления эмоций, в холодном деловом интерьере офиса, нуждается в возможности проявления чувств, в ярких ощущениях, в возможности просто наслаждаться тем, что видит и слышит, обоняет и осязает, даже в дополнительной физической активности. Возможно, ему нужна маленькая мастерская или хотя бы уголок, где он мог бы заняться своим хобби. Для другого, вероятно, необходимо как раз обратное - спокойно собраться с мыслями, наслаждаться покоем и умственной работой.

Своим "бездомным" клиентам Франц Ванш рекомендует, вопреки собственным привычкам, уйти с работы вовремя и, никуда не заходя, вернуться в свой дом. Переживание обычно избегаемых ощущений, убежден Ванш, является первейшим шагом к нахождению выхода и способствует осознанному принятию решения о необходимости перемен в обстановке жилища, возможно, даже его перепланировки или вообще переезда.

Многие проблемы супружеской жизни, считает Ванш, на самом деле являются в широком смысле слова жилищными проблемами. Квартирный вопрос способен испортить кого угодно. Женщина, муж которой ужасно храпит, после очередной бессонной ночи начинает сомневаться, любит ли она этого человека, и ненароком ее посещает мысль о разводе. По мнению Ванша, суть данной проблемы не в "несовпадении характеров", а в отсутствии второй спальни.

Чрезвычайно важным местом семейного общения является кухня. Кажется, что здесь может быть неясно? Все кухни устроены, в принципе, одинаково: рабочий стол, плита, духовка, мойка, шкафчики, полки. Все здесь предельно рационально, логично, практично, экономит силы и время хозяйки. Автором концепции современной кухни была женщина - известный архитектор из Вены Маргарета Шютте-Лихоцки. Созданная ею "Франкфуртская кухня", послужившая прообразом для большинства выпускаемых промышленностью кухонных гарнитуров, должна была так организовать рабочее место хозяйки, чтобы у нее оставалось как можно больше времени и сил для себя, для своей личной и культурной жизни. Однако оказалось, что такие идеально спланированные, почти стерильные кухни как бы внушают желание... сходить пообедать или поужинать в кафе либо ресторан. Если по тем или иным причинам "семейное бегство в ресторан" невозможно, недовольство накапливается, что может в совокупности с другими причинами привести к взрыву, делающему дальнейшую совместную жизнь невыносимой. Франц Ванш полагает, что одним из решающих является вопрос о том, кто хозяин на кухне. Как правило, - женщина. Именно она заправляет всеми кухонными делами, только для нее одной предназначен рабочий стол, только она решает, как должна кухня выглядеть, вплоть до мелочей. В большинстве семей остальные ее члены чувствуют себя на кухне как бы посторонними, не хозяевами, а всего лишь помощниками или, что хуже, прислугой "на подхвате". И это при том, что именно кухня играет одну их важнейших ролей в достижении чувства удовлетворенности жилищем, именно здесь должно формироваться семейное единство.

Франц Ванш советует начинать планирование кухни со списка дел, которые каждый из членов семьи любит делать на кухне (в том числе и не обязательно связанных с кулинарией), и лишь затем приступать к выбору и покупке кухонного оборудования и мебели. Идеальная кухня должна максимально удовлетворять потребности всех членов семьи.

Статистические данные подтверждают мнение Ванша. Основная часть денег, затраченных жителями Западной Германии на обустройство своих квартир, в сущности, тратится на удовлетворение потребностей в отдыхе и взаимном контакте членов семьи. В среднем 814 марок расходуют западные немцы на мебель ежегодно, в основном на мягкую и кухонную. Юрген Деген, председатель Немецкого союза производителей мягкой мебели, также убежден, что немецкие потребители предпочитают мебель, дающую чувство уюта и безопасности. К таковой главным образом относится добротная мебель в стиле "загородного дома", изготовленная из светлых пород дерева - чаще всего хвойных или бука.

Следующая проблема организации жилища - совместное проживание родителей, особенно работающих, с детьми. С самого начала встает вопрос: какие двери держать открытыми, какие - запирать. Ребенок растет, растут и границы доступности пространства. Как и в случае взаимоотношений между супругами, многие проблемы отношений между родителями и детьми, считает Ванш, являются следствием неправильной организации жилища. В частности, по мнению многих специалистов (и не только немецких), отец и особенно мать, вернувшись с работы, должны иметь возможность провести 15-20 минут в одиночестве, постепенно расслабляясь и отключаясь от проблем трудового дня, а не набрасываться на детей, тоскливо ожидающих очередной головомойки. По данным Ванша, лишенные этой возможности женщины часто ощущают себя "бездомными", их отношения с детьми ухудшаются. Для таких женщин обстановка в их комнате должна способствовать полному расслаблению, отключению от деловых проблем.

И, наконец, последний из основных аспектов домашней жизни - домашние работы. Как утверждает Франц Ванш, если домашние хлопоты превращаются в работу, в ненавистную обязанность, значит, предметы домашней обстановки требуют кардинального пересмотра. Обычно в этих случаях обязательно обнаруживаются ненужные предметы, с которыми по разным причинам жаль расстаться. Уход за ними (чистка, ремонт) отнимают слишком много времени и сил.

Франц Ванш не устает напоминать, что следует не себя приспосабливать к обстановке, а обстановку - к себе. При выборе материалов для ремонта квартиры, при покупке мебели и бытовой техники необходимо учитывать особенности своего характера и привычки. Например, тем, кто не любит тратить много времени на уборку, кто терпеть не может вытирать пыль, ни в коем случае нельзя покупать полированную мебель, застилать полы коврами или ковровыми покрытиями.

Огромную роль для создания помещения, соответствующего индивидуальным представлениям об уюте, играет выбор цвета. Швейцарский психолог Макс Люшер, автор цветового психотеста, известного как тест Люшера, экспериментальным путем установил зависимость между особенностями характера человека и его цветовыми предпочтениями. Согласно Люшеру, например, синий цвет отражает потребность в покое и расслабленности. Отмечено, что в помещениях синего цвета у людей снижаются частота дыхания и пульса, кровяное давление. Люди, предпочитающие синий цвет, пишет Люшер в книге "Сигналы личности", особенно нуждаются в таком жилище и интерьере, которые бы ощутимо порождали чувство покоя и защищенности. Возможно, им понравятся помещения с округленными стенами, альковами и нишами, толстые стены, старомодные окна, разделенные переплетом, а из материалов - натуральное дерево и мягкий на ощупь текстиль. Люшер предполагает, что человек, предпочитающий синий цвет, будет уютно чувствовать себя в интерьере, оформленном в стиле "кантри", с большим количеством подсвечников, цветов и прочих старомодных мелочей.

Согласно другой теории, приобретающей в наше время не меньшую популярность, цветовые тона жилища следует подбирать по принципу "четырех времен года". Авторы этой созданной в США теории взяли за основу краски живой природы. "Летние" и "зимние" интерьеры представляют собой комбинацию холодных цветовых тонов, "весенние" и "осенние" - теплых. Подбор осуществляется при помощи компьютера. Изображение помещения на экране раскрашивается в разные цвета и оттенки, при этом выбирается наиболее предпочитаемый вариант. Подобные услуги в совокупности с компьютерным подбором расстановки мебели стали уже привычными во многих странах мира. Некоторые торговые дома (в частности, шведский Ikea) предоставляют услуги по компьютерному моделированию интерьера бесплатно. Такая услуга служит к тому же отличной рекламой.

Галина ЛЕВИТАН


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1997 год в рубрике интерьер

©1995-2024 Строительство и недвижимость