Энергосбережение и охраны окружающей среды

26 сентября 1997 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь провело в Марьиной Горке и Жодино республиканский отраслевой научно-технический семинар "Об опыте внедрения достижений по энергосбережению и охране окружающей среды в ЖКА "Миноблкоммунальник". Участники семинара осмотрели объекты коммунального хозяйства, провели пленарное заседание, посетили выставку новых технологий. Сегодня мы начинаем публиковать материалы семинара. В заключительной статье будут напечатаны рекомендации семинара.

С основным докладом на семинаре выступил председатель правления ЖКА "Миноблкоммунальник" В. И. Кирильчик. Он рассказал об опыте работы по внедрению достижения научно-технического прогресса по энергосбережению и охране окружающей среды в ЖКА "Миноблкоммунальник".

В частности, он сказал, что задачи, стоящие перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по энергосбережению и охране окружающей среды, могут быть выполнены только при широком внедрении современных энергосберегающих технологий и оборудования с высоким КПД. Все это позволит снизить удельные нормы расхода энергоресурсов на единицу продукции, оказывать и выполнять услуги, а также работы.

Надо отметить, что проведение этих мероприятий неразрывно связано с оснащением коммунальных объектов приборами учета и регулирования энергоресурсов (газ, жидкое топливо, тепло, вода). Это позволяет производить оценку и анализ их потребления и исключает непроизводительные потери.

В Минской области коммунальные системы водоснабжения имеются в 43 населенных пунктах и включают 350 артезианских скважин общей мощностью 322,5 тыс.м 3/сут.; 1622,1 км водопроводных сетей и водоводов, 14 насосных станций 11-го и 111-го подъемов.

Системы канализации имеются в 41 населенных пунктах. Общая мощность очистных сооружений составляет 348,8 тыс.м 3/сут. В том числе мощность сооружений полной искусственной биологической очистки 326,0 тыс.м 3/сут. Протяженность сетей и коллекторов 1190 км. На них функционирует 113 канализационных насосных станций.

На сегодня в системе жилищно-коммунального хозяйства области эксплуатируется 133 котельные, в том числе мощностью свыше 10 Гкал/час 28 котельных, суммарная мощность которых 1263 Гкал/час, протяженность тепловых сетей 898 км. Среднегодовой расхода топлива 17 500 т. усл. топлива.

Жилой фонд местных Советов области насчитывает 4860 жилых домов общей площадью 4911,9 тыс.м 2, в том числе жилой площадью 3029,0 тыс. м 2. Жилищный фонд оборудован водопроводом на 89,2%, канализацией - на 86,6%, центральным отоплением - на 83,2%, горячим водоснабжением - на 73,5%.

В предыдущие годы (1995-1996) в области выявлены и реализованы имеющиеся внутренние резервы по устранению непроизводительных затрат электроэнергии на отопление, освещение и вспомогательное оборудование. Эти меры значительно снизили КПД по устранению попадания в хозфекальную канализацию поверхностных вод. Это позволило в среднем по области снизить себестоимость услуг водопроводно-канализационного хозяйства на 7,9%.

Дальнейшее снижение удельных норм расхода энергоресурсов может быть достигнуто только за счет повсеместного технологического и технического перевооружения отрасли, что требует в сою очередь значительных финансовых средств.

Нами разработана и согласована с Комитетом по энергосбережению программа энергосбережения на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства на 1996-1997 гг. В программу включены мероприятия по 19 населенным пунктам области. Они позволяют снизить расход электроэнергии на этих предприятиях на 20-30% и достигнуть годовой экономии электроэнергии при неизменных объемах оказываемых услуг в количестве 10 млн 645 тыс. кВт/час. Предварительная стоимость реализации этих мероприятий составляет 16,8 млрд рублей (в ценах на начало 1996 г.).

Основные направления программы предусматривают внедрение прогрессивных технологий очистки стоков, замену насосного оборудования, особенно в КНС, на более эффективное, с более высоким КПД, а также оборудования электроприводов на насосных агрегатах 2 и 3 подъемов с системами регулирования числа оборотов вращения вала двигателя.

В 1997 г. по сравнению с 1996 г. удельная норма расхода электроэнергии на подъем и подачу питьевой воды снижена с 0,94 кВт/час/м 3 до 0,8 кВт/час/м 3. На перекачку и очистку стоков норма также снижена и доведена в среднем по области до 0,95 кВт.ч/м 3.

Концепция проектирования и строительства новых коммунальных объектов предполагает в первую очередь сокращение стоимости и сроков строительства за счет поэтапного ввода пусковых комплексов с применением новейших технологий и с учетом фактической потребности каждого населенного пункта на данном этапе. Это позволяет сэкономить финансовые средства и снизить удельные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов. Во исполнение принятой нами программы технического перевооружения на 1996-2000 гг. произведена корректировка ранее разработанных проектов. Это позволило снизить сметную стоимость строительства очистных сооружений в г. п. Мядель и г. Воложине в среднем на 20%. Выделение пусковых комплексов при строительстве водозабора Винклеровский в г. Несвиже, водозабора Янкубовичи в г. Копыль, перепроектирование КНС в г. Дзержинск, г. п. Копыль позволило снизить сметную стоимость этих объектов в среднем на 25%.

Целенаправленная работа по внедрению научно-технического прогресса и экономии топливно-энергетических ресурсов проводится в коммунальной теплоэнергетике области.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров республики Беларусь от 13.06.1996 г. № 391 "О Республиканской программе по энергосбережению на период до 2000 года" разработана областная программа по экономии топливно-энергетических ресурсов. Основные направления этой программы - это ужесточение норм расхода топливно-энергетических ресурсов, выполнение мероприятий по энергосбережению, внедрение приборов учета и регулирования тепла и горячей воды.

По состоянию на 1.06.1997 г. по всем котельным области утверждены согласованные с Комитетом по энергосбережению и энергонадзору научно-обоснованные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов с учетом произведенных замен котлов и внедрения местных видов топлива.

Ассоциацией в 1997 г. разработаны мероприятия по энергосбережению с расчетом ожидаемого экономического эффекта, а также мероприятия по снижению себестоимости услуг теплоснабжения, включающие все основные направления энергосбережения. Главным направлением этих мероприятий является замена нефтяных видов топлива на природный газ и твердые виды топлива. В частности, уже в текущем году переведена на потребление природного газа принятая от завода "Модуль" котельная в г. Слуцке, в стадии наладки работы по переводу котла ДЕ-25/14 Гм, а также работы по переводу котла ДЕ-25/14 Гм в городской котельной г. Копыля Последний будет включен в работу к началу отопительного сезона. Ожидаемая экономия по топливу и эксплуатационным расходам по указанным котельным составит приблизительно 2,2 млрд рублей. Кроме этого, в текущем году начаты работы по переводу на природный газ самой большой у нас Слуцкой городской котельной и котельных, принятых от Министерства обороны в г. Марьина Горка и г. п. Крупки.

Благодаря целенаправленной работе предприятий тепловых хозяйств за 1996 г. получена экономия топлива 309 т. условного топлива, что составляет 0,18% от потребленного количества, электроэнергии - 5173 тыс. кВт/час, или 3,1% от общего потребления.

За 1-й кв. 1997 г. экономия топлива составила 205 т. условного топлива, электроэнергии - 1929 тыс. кВт/час, или соответственно 0,2% и 3,7% от общего потребления.

В настоящее время работы по организации приборного учета и регулирования температуры теплоносителя ведутся в соответствии с Постановлением СМ РБ № 855 от 9.07.97 г., ранее - в соответствии с Постановлением № 505.

Жилищно-коммунальными организациями Минской области проводится работа по внедрению приборов учета расхода тепла и воды в жилом фонде Местных советов. Установлены также приборы учета на источниках тепла, получаемого от предприятий и организаций других министерств и ведомств.

Для реализации программы энергосбережения на предприятиях и в организациях ЖКХ области заключены договоры на установку приборов учета воды и тепла с республиканским концерном "Белинкоммаш", АО "Субинвест", а также с созданным водомерным цехом ЖКА "Миноблкоммунальник" и с некоторыми другими организациями. Силами этих организаций проводится и сервисное обслуживание установленных приборов учета воды и тепла. Заключен договор на метрологическую аттестацию с заводом "Кобальт". Кроме того, на производственной базе ЖКА "Миноблкоммунальник" смонтирована собственная проливная станция для проверки приборов учета. А в настоящее время ведутся работы по созданию региональных филиалов цеха по установке, сервисному обслуживанию и проверке приборов учета в городах Борисове, Солигорске, Вилейке.

Разработано и утверждено решением облисполкома Положение о порядке взаиморасчетов за холодную, горячую воду и отопление при наличии приборного учета расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии. На предприятиях ЖКХ области созданы абонентские службы.

Главный инженер Жодинского предприятия тепловых сетей Л. Е. Кимейша при осмотре участниками семинара ЦТП № 6 поделился опытом проведения мероприятий по энергосбережению на объекте предприятий тепловых сетей г. Жодино.

В частности, он сказал, что производственное предприятие тепловых сетей организовалось в июле 1994 г., приняв на баланс 33 км тепловых сетей в 2 трубном исполнении и 21 ЦТП.

На сегодняшний день 40,8 км тепловых сетей (в 2-трубном исполнении) состоят на балансе нашего предприятия. На тепловых сетях имеется 24 ЦТП, 6 из них совмещены с повысительными насосами станциями.

От тепловых сетей нашего предприятия запитано 108 абонентов, имеющих 450 объектов теплоэнергии, из них 43% составляет жилой фонд.

В 1996 г. потребление теплоэнергии составило 399 тыс. Гкал. В том числе 171 тыс. Гкал - горячее водоснабжение.

В условиях энергетического кризиса наиболее актуальной остается проблема энергосбережения. В целях экономии энергоресурсов в 1996 г. на всех ЦТП были установлены регуляторы прямого действия УРТ-2М. Достоинства последнего: простота изготовления (исполнительный механизм - сильфон, заполненный ацетоном) и, как следствие, - простота эксплуатаци; дешевизна (цена на 1.08.97 г. - 970 тыс. рублей); эффективность (коэффициенты протечки только 0,05 при отсутствии нагрузки); работа в переменном гидравлическом режиме (паспортные характеристики выдерживаются при давлении от 1 до 2,5 атм.)

Недостатками клапанов УРТ-2М являются: необходимость периодического осмотра, максимально пропускная способность 25 т теплоносителя в час.

В связи с тем, что Жодинская ТЭЦ-25 в летний период не выдерживает температурный график 60-30° С; на всех ЦТП, в частности и на ЦТП № 6, предусмотрены обводные задвижки, позволяющие пропускать 70 т теплоносителя в час и не требующие ежедневного осмотра и ручной регулировки. Несмотря на указанные недостатки, УРТ-2М после внедрения позволили сэкономить 9% теплоэнергии, что составило 2,4 млрд рублей в год.

Для поддержания заданной температуры горячей воды в ЦТП-6 установлен автоматический регулятор ЕСПА-02П с контролером, так как основной нагрузкой данного ЦТП является баня, что требует соблюдения определенной температуры горячей воды.

Понятно, что экономить теплоэнергетические ресурсы можно, только наладив их учет. Поэтому каждое ЦТП оборудовано необходимыми приборами учета и контроля. Например, в ЦТП-6 - это два водомера на трубопроводе холодной воды, прибор учета теплоэнергии, электросчетчик.

Главный инженер ГПО Л. И. Матвеева непосредственно на объекте рассказала о развитии системы очистных сооружений городской канализации г. п. Марьина Горка.

За то время, что участок ВКХ находится в составе Пуховичского РПП ЖКХ (1990-1997), уровень сточных вод вырос в 4 раза, протяженность сетей возросла в 9 раз, количество ВНС и КНС увеличилось в 4,5 раза.

Эти очистные сооружения построены и запущены в эксплуатацию в конце 1992 г. На них предусмотрена полная биологическая очистка стоков. Обогащение стоков кислородом первоначально осуществлялось методом турбоаэрации (проектная мощность 6,7 тыс м 3 в сутки). В первый год эксплуатации очистных сооружений их загрузка по мощности составляла 15,1%. В 1994 году построен новый жилой район, стоки которого направлены на очистные сооружения (их загрузка по мощности достигла 39%). В 1995 г. построен коллектор для переброса стоков со старых полей фильтрации на очистные сооружения. Финансирование осуществлял Минский областной комитет по экологии. Загрузка очистных сооружений по мощности составила 88,2%. Не изменилась она и до сих пор. Но в конце года планируется увеличить ее до 118,1% (за счет закрытия полей фильтрации, ранее находившихся на балансе МО РБ). Заканчивается строительство коллектора, к концу года стоки будут приняты. Первоначально принятый согласно проекту метод турбоаэрации не позволил достичь степени очистки сточных воды, предусмотренной проектом, даже при загрузке в 15,1%. Турбоаэраторы оказались неработоспособными. Возникла необходимость реконструкции очистных сооружений. Был избран метод пневмоаэрации. Переход от него происходил в 2 этапа. Финансирование работ на первом этапе осуществлялось предприятием самостоятельно, затем, при получении положительного эффекта, - Минским областным комитетом по экологии. Реконструкция подходит к завершающему этапу. Будут построены еще 2 вторичных отстойника.

Все это позволяет даже при повышении проектной мощности достичь степени очистки в допустимых пределах и добиться определенной экономии энергетических ресурсов.

Выступая на пленарном заседании, начальник отдела института "Белкоммунпроект" В. А. Уласевич изложил концепцию института по внедрению новых технологий и оборудования при проектировании объектов коммунального хозяйства городов и поселков Минской области.

"Белкоммунпроект", - сказал докладчик, - при проектировании новых и реконструкции существующих сооружений особое внимание уделяет снижению капитальных вложений, экономии энергоресурсов и эксплуатационных затрат. Это достигается путем внедрения в проекты новых технологий, энергосберегающего оборудования и максимального использования существующих сооружений при их реконструкции.

Так, в области водоотведения на очистных сооружениях в городах Воложин и Мядель предусмотренная ранее двухступенчатая очистка заменена на одноступенчатую.

На канализационных насосных станциях в городах Дзержинске, Копыле, Мяделе, Слуцке энергоемкие насосы Рыбницкого завода заменены на более экономичные насосы фирмы "Flygt". Кроме экономии электроэнергии, в этом случае значительно снижается расход строительных материалов и нет необходимости в подводе тепла и воды.

Вышеуказанное относится и к новым насосным станция. При установке современных погружных насосов иловая станция заменяется двумя обычными колодцами. Значительно сокращается потребление электроэнергии при использовании новейших систем аэрации.

Так, при проектировании очистных сооружений в городах Воложин и Мядель применены системы аэрации АНПО "Жилкоммунтехника". А на одном из окислительных блоков, входящих в состав очистных сооружений г. Нарочь, применена комбинированная система аэрации, то есть существующая среднепузырчатая система с аэраторами "Сэнитэр" с перемешиванием сточных вод шведскими мешалками типа "Банан".

"Белкоммунпроектом" совместно с ЕПО "Экология" впервые для обеззараживания стоков на очистных сооружениях г. Мяделя запроектировано применение ПАВ-озонной технологии.

Все вышеуказанные мероприятия позволили снизить потребление электроэнергии в целом на 5300 тыс. Квт.ч/год, тепла - на 2200 Гкал/год, вод - на 240 тыс. м 3/год.

В "Белкоммунпроекте" имеется также ряд новых разработок в области водоснабжения.

Разработаны принципиально новая конструкция насосной станции 11-го подъема, в обсыпке, с применением погрузочных насосов фирмы KSB (насосы устанавливаются как в вертикальном, так и в горизонтальном положении).

Например, такое применение на водозаборе в г. Старые Дороги позволило отказаться от устройства дренажа и строительства дренажной насосной станции; от постоянного обслуживающего персонала; исключить отопление; значительно уменьшить количество запорной арматуры.

Такая же насосная проектируется и на водозаборе в г. Мяделе.

Институтом в настоящее время во всех проектах предусматривается отказ от фильтров-поглотителей для резервуаров. Фильтры-поглотители заменяются на гидропылеуловители, разработанные нашим институтом и согласованные с Минздравом и штабом ГО МВД.

Наш институт тесно сотрудничает с АНПО "Жилкоммунтехника" по применению новых фильтрующих загрузок на станциях обезжелезивания. К примеру, на станции обезжелезивания в г. Старые Дороги применена сложная загрузка, что позволило увеличить фильтроцикл до 3 суток и соответственно уменьшить объем промывной воды в 3 раза.

Наш институт совместно с Санкт-Петербургским отделением швейцарской фирмы "Krofta" выиграл тендер по совершенствованию очистки питьевой воды на Минской очистной водопроводной станции. Очистка предлагается на флотаторах фирмы "Krofta", что позволит отказаться от громоздкого здания фильтров, сооружений по обороту промывных воды и увеличить полезную емкость резервуаров на 10 тыс. м 3.

Генеральный директор ГО "Белводоканалремналадка" А. Д. Гуринович рассказал на семинаре о целевом планировании, развитии и реконструкции систем водоснабжения городов.

Водное хозяйство городов представляет собой сложную взаимосвязанную систему инженерных сооружений для забора, очистки и распределения воды, а также для отведения после использования воды у потребителя и для очистки сточных вод. Основными плановыми документами развития города и его инженерной инфраструктуры являлись генеральный план, технико-экономическое обоснование СТЭУ развития водоснабжения и водоотведения. При разработке указанных документов практически не учитывалось реальное санитарно-техническое состояние и не давалось комплексное решение водохозяйственных задач города. Поэтому указанные документы не стимулировали предприятия по решению задач рационального использования водных ресурсов и защиты их от истощения и загрязнения, а также нахождения путей снижения себестоимости и капиталовложения.

Комплексное целевое планирование в области городского водного хозяйства позволит включить социально-экономические, экологические и технические аспекты. Оно позволит учесть все краткосрочные и долгосрочные потребности и явления, интересы водопользователей (при одновременном сохранении экологической целостности и биологического разнообразия) и достичь соответствующее равновесие противоположных интересов на местном, национальном и трансграничном уровнях. Однако, пытаясь содействовать комплексному планированию, мы сталкиваемся с рядом таких серьезны трудностей, как недостаточный уровень их осуществления и реализации, неэффективные институциональные механизмы, отсутствие надлежащих финансовых ресурсов, достаточного объема надежных и адекватных данных и систем учета и контроля, информации о системе взаимосвязей в пределах водосборной площади (например, между землепользователем и использованием воды), неадекватные возможности на всех уровнях и недостаточный уровень информирования общественности.

Методика разработки таких программ включает: определение и прогноз достижения целевых нормативных показателей, характеризующих водное хозяйство города (удельное водопотребление одним жителем; эксплуатационные запасы водных ресурсов, мощность поверхностных и подземных водозаборов; степень использования водных ресурсов; удельный вес водопотребления населением и промышленностью, в том числе на технологические нужды, не требующие питьевого качества воды; степень охвата потребителей приборами учета; общее водоотведение; объем хозфекальных и производственных сточных воды, в том числе поступающих в городскую канализацию, объем сточных воды, пропущенных через очистные сооружения полной биологической очистки, в том числе с требуемой степенью очистки; количество образующихся осадков и степень их использования в сельском хозяйстве; себестоимость и средневзвешенный тариф 1 м 3; удельный расход электроэнергии по системам водоснабжения и водоотведения).

Определение и систематизация мероприятий по решению санитарно-экологических, технических, организационных экономических и целого ряда других задач являются главным назначением предлагаемой методологии в отношении перспективного развития городского водного хозяйства с целью экономически и экологически обоснованного обеспечения города водой, системами водоотведения, очистки сточных вод и утилизации осадков (путем превращения предприятия водопроводно-канализационного хозяйства в эффективную, ориентированную на рынок структуру, находящуюся в подчинении города), и производственно-технической оптимизации по западноевропейским стандартам (с учетом особенностей имеющихся структур и возможностей их доведения до этого уровня), а также целостного рассмотрения всех вододейственных предприятий для использования синергетических эффектов на благо всего города.

Известно, что решение столь жизненно важной и неотложной проблемы улучшения питьевого водоснабжения и качества подаваемой населению воды может быть достигнуто на основе комплексного подхода и осуществления целенаправленных мероприятий в цепи водозабор-водоподготовка-подача-потребитель.

Совершенно очевидно, что одновременное развертывание энергетических действий по всем направлениям требует сегодня многомиллионных инвестиций. В условиях дефицита финансовых средств это малореально. Более реальным на современном этапе является путь постепенных последовательных действий в направлении поставленной цели.

При дефиците бюджетных средств и других источников финансирования возникает задача выбора приоритетов постепенных и поэтапных инвестиций из различных источников.

Следует осуществить районирование городов и поселков по санитарно-гигиеническим и экологическим критериям.

Основным критерием будут дефицит и качество питьевой воды и степень риска загрязнения источника водоснабжения.

Районирование обеспечит обоснованное выявление приоритетов инвестиционной политики республики, области района и города, позволит определить последовательность кратко-, средне- и долгосрочных мероприятий по решению проблем снабжения населения питьевой водой.

Первоочередные краткосрочные (1-3 года) мероприятия необходимо выполнить в районах с острым дефицитом питьевой воды и плохим качеством исходной воды.

Реализация таких программ требует создания новой нормативно-правовой базы, значительных объемов финансирования и объединения условий республиканских, областных, районных и городских структур управления, ученых и специалистов, проектировщиков, строителей, эксплуатационников и изготовителей, привлечения частного и зарубежного капитала, создания приоритетных и льготных условий работы предприятий ВКХ.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1997 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость