Семинар по повышению квалификации для белорусских специалистов
1 октября 1997 г. в Минском международном образовательном центре представители Промышленно-торговой палаты Бонна и Контактного бюро Земли Северная Рейн-Вестфалия провели пресс-конференцию, посвященную итогам семинаров по повышению квалификации для белорусских специалистов.
Для начала следует сказать несколько слов о состоявшихся семинарах. Данные мероприятия были проведены по инициативе Промышленно-торговой палаты Бонна и Контактного бюро Земли Северная Рейн-Вестфалия при поддержке Министерства внешних экономических связей РБ и Министерства иностранных дел Германии. Финансирование мероприятий осуществлялось в рамках небезызвестной программы "Трансформ". Основной идеей семинаров, объединенных общим названием "Организация и ведение внешнеэкономической деятельности в Германии и других странах ЕС", стало оказание белорусским предприятиям и организациям консультационной помощи в вопросах продвижения изготавливаемой ими продукции на западноевропейский рынок. По разработанной немецкими консультантами программе прошли обучение и представители белорусских фирм, связанных со сферой строительства, - концерна "Амкодор", являющегося одним из крупнейших в республике производителей строительной техники, Бобруйского завода крупнопанельного домостроения, деревообрабатывающих предприятий ОАО "Витебскдрев" и ОАО "Барановичидрев", Белорусского союза промышленных монтажников и других организаций. Не остались в стороне и "теоретики" строительного дела - в работе семинаров приняли участие сотрудники Белорусской политехнической академии. Кстати, организаторы своеобразных "курсов повышения квалификации" придают большое значение тому, что новые знания смогли получить именно преподаватели ВУЗов, которые смогут передать полученную информацию более широкой аудитории.
На вопросы журналистов ответили управляющий Промышленно-торговой палаты Бонна г-н Ульрих, руководитель семинаров г-н Невиак и представитель Промышленно-торговой палаты Бонна в Минске г-н Августинский. Обобщая услышанную от них информацию, остановлюсь на некоторых моментах, которые показались мне наиболее интересными.
Итак, немецкие эксперты считают неверным категорическое утверждение, согласно которому вся без исключения продукция белорусских предприятий недостойна западных рынков сбыта. В республике выпускается продукция, которая благодаря своему качеству (вернее, благодаря балансу качества и цены) могут занять свою нишу на западноевропейских рынках. Проблема ее сбыта в Германии и других странах ЕС имеет два аспекта. Во-первых, часто продукцию бывает необходимо чуть-чуть преобразовать в соответствии с конкретными специфическими требованиями того или другого региона, "довести" изделия до того нужного состояния, которое послужит пропуском на западный рынок. Иногда требуется совсем незначительная трансформация. Важно только знать, как именно характеристики изделия нужно изменить. Поэтому особенно важным является разработка конкретной "адресной" стратегии. То есть предприятие должно определить для себя конкретную страну, выбранную для продвижения своих товаров, и детально изучить особенности ее рынка. Именно такую полезную информацию немецкие консультанты попытались донести до слушателей семинаров.
Второе "слабое место" многих белорусских производителей заключается в недостаточном знании маркетинга и неумении вести деловые переговоры с западными партнерами на должном уровне. Ликвидация этих пробелов стала одной из главных задач проведения семинаров. Несколько забегая вперед, скажу, что задача была успешно решена. Все белорусские специалисты, принявшие участие в работе семинаров, отметили, что смогут применить полученные знания на практике. Особенно важным является тот факт, что информацию получили именно те люди, которые в ней нуждаются (50% специалистов, прошедших обучение, являются сотрудниками отделов маркетинга, 30% - руководителями "среднего звена", 20% - руководителями высшего состава).
Не лишенной интереса показалась еще одна "мелочь", подмеченная немецкими консультантами. Наибольшую активность в процессе обучения, а следовательно, и больший интерес к предлагаемой информации, проявили представители частных фирм. Видимо, для них проблема продвижения своей продукции на западные рынки - не звук пустой, а насущная необходимость. Но это тема для отдельного разговора, и поэтому не буду в нее углубляться.
Завершая пресс-конференцию, ее организаторы рассказали журналистам о дальнейших планах Промышленно-торговой палаты Бонна и Контактного бюро Земли Северная Рейн-Вестфалия, касающихся белорусско-германского сотрудничества. На февраль 1998 года намечено проведение экономического форума "Европартнер", который состоится в Северной Рейн-Вестфалии. Предполагается, что в этом мероприятии примут участие и белорусские предприятия и организации.
Светлана ЛОБАНОВА
Для начала следует сказать несколько слов о состоявшихся семинарах. Данные мероприятия были проведены по инициативе Промышленно-торговой палаты Бонна и Контактного бюро Земли Северная Рейн-Вестфалия при поддержке Министерства внешних экономических связей РБ и Министерства иностранных дел Германии. Финансирование мероприятий осуществлялось в рамках небезызвестной программы "Трансформ". Основной идеей семинаров, объединенных общим названием "Организация и ведение внешнеэкономической деятельности в Германии и других странах ЕС", стало оказание белорусским предприятиям и организациям консультационной помощи в вопросах продвижения изготавливаемой ими продукции на западноевропейский рынок. По разработанной немецкими консультантами программе прошли обучение и представители белорусских фирм, связанных со сферой строительства, - концерна "Амкодор", являющегося одним из крупнейших в республике производителей строительной техники, Бобруйского завода крупнопанельного домостроения, деревообрабатывающих предприятий ОАО "Витебскдрев" и ОАО "Барановичидрев", Белорусского союза промышленных монтажников и других организаций. Не остались в стороне и "теоретики" строительного дела - в работе семинаров приняли участие сотрудники Белорусской политехнической академии. Кстати, организаторы своеобразных "курсов повышения квалификации" придают большое значение тому, что новые знания смогли получить именно преподаватели ВУЗов, которые смогут передать полученную информацию более широкой аудитории.
На вопросы журналистов ответили управляющий Промышленно-торговой палаты Бонна г-н Ульрих, руководитель семинаров г-н Невиак и представитель Промышленно-торговой палаты Бонна в Минске г-н Августинский. Обобщая услышанную от них информацию, остановлюсь на некоторых моментах, которые показались мне наиболее интересными.
Итак, немецкие эксперты считают неверным категорическое утверждение, согласно которому вся без исключения продукция белорусских предприятий недостойна западных рынков сбыта. В республике выпускается продукция, которая благодаря своему качеству (вернее, благодаря балансу качества и цены) могут занять свою нишу на западноевропейских рынках. Проблема ее сбыта в Германии и других странах ЕС имеет два аспекта. Во-первых, часто продукцию бывает необходимо чуть-чуть преобразовать в соответствии с конкретными специфическими требованиями того или другого региона, "довести" изделия до того нужного состояния, которое послужит пропуском на западный рынок. Иногда требуется совсем незначительная трансформация. Важно только знать, как именно характеристики изделия нужно изменить. Поэтому особенно важным является разработка конкретной "адресной" стратегии. То есть предприятие должно определить для себя конкретную страну, выбранную для продвижения своих товаров, и детально изучить особенности ее рынка. Именно такую полезную информацию немецкие консультанты попытались донести до слушателей семинаров.
Второе "слабое место" многих белорусских производителей заключается в недостаточном знании маркетинга и неумении вести деловые переговоры с западными партнерами на должном уровне. Ликвидация этих пробелов стала одной из главных задач проведения семинаров. Несколько забегая вперед, скажу, что задача была успешно решена. Все белорусские специалисты, принявшие участие в работе семинаров, отметили, что смогут применить полученные знания на практике. Особенно важным является тот факт, что информацию получили именно те люди, которые в ней нуждаются (50% специалистов, прошедших обучение, являются сотрудниками отделов маркетинга, 30% - руководителями "среднего звена", 20% - руководителями высшего состава).
Не лишенной интереса показалась еще одна "мелочь", подмеченная немецкими консультантами. Наибольшую активность в процессе обучения, а следовательно, и больший интерес к предлагаемой информации, проявили представители частных фирм. Видимо, для них проблема продвижения своей продукции на западные рынки - не звук пустой, а насущная необходимость. Но это тема для отдельного разговора, и поэтому не буду в нее углубляться.
Завершая пресс-конференцию, ее организаторы рассказали журналистам о дальнейших планах Промышленно-торговой палаты Бонна и Контактного бюро Земли Северная Рейн-Вестфалия, касающихся белорусско-германского сотрудничества. На февраль 1998 года намечено проведение экономического форума "Европартнер", который состоится в Северной Рейн-Вестфалии. Предполагается, что в этом мероприятии примут участие и белорусские предприятия и организации.
Светлана ЛОБАНОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1997 год в рубрике новости