Аукционы «Малая приватизация в Беларуси»

Четыре года назад 29 сентября 1993 года состоялся первый аукцион в рамках проекта Международной финансовой корпорации (МФК) "Малая приватизация в Беларуси".

Он стал точкой отсчета времени реформ обширного сектора коммунальной собственности, находящегося в распоряжении местных властей. Четыре года назад на помощь органам приватизации различного уровня пришли консультанты МФК, и понятие малой приватизации нашло свое конкретное воплощение в белорусской экономической действительности.

Открытие первого проекта МФК в Беларуси стало возможно после того, как в ноябре 1992 года наша республика стала членом этой международной организации, ставящей своей целью помочь становлению частного сектора в странах-участницах. Войдя в Международную финансовую корпорацию первой из республик бывшего Союза, Беларусь получила право не только на долю акций на общую сумму 5 миллионов 162 тысячи долларов, но и на различного рода помощь корпорации. Так как наиболее действенным способом расширения частного сектора является приватизация, правительство Республики Беларусь обратилось в корпорацию за помощью в проведении этого процесса. Со дня основания первого проекта МФК в республике его финансирует Агентство США по международному развитию.

Консультанты проекта начали работу с создания оптимальной модели малой приватизации, которая отвечала бы нормам белорусского законодательства. Совместно с Госкомимуществом и местными органами приватизации была разработана процедура продажи предприятий и других объектов на аукционе, которая начала применяться в Бресте и по мере расширения проекта стала использоваться во всех областных и ряде районных центров. Видя результативность совместной с МФК работы, к проекту присоединялись новые города. В 1994 году это были уже не только Брест, но и Гродно, Орша, в 1995 году договоры о сотрудничестве с МФК подписали Кобрин, Барановичи, Лида, Новогрудок и Витебск, в 1996 году - Гомель, в этому году - Волковыск. В ближайшей перспективе проекта - заключение договора с Могилевом, городом, где уже работают консультанты МФК.

Аукцион стал одним из основных способов малой приватизации, обеспечил открытость и целенаправленность этого процесса, завоевал доверие представителей деловых кругов - покупателей приватизируемых объектов. В результате из 600 с небольшим объектов коммунальной собственности, приватизированных в стране с 1993 года путем продажи на аукционах, более 400 было продано на открытых торгах, организованных в рамка проекта.

Каждый из городов республики отличается своими особенностями. Специфика местной нормативной базы в области приватизации, разная структура отраслей обслуживания населения, различная степень их монополизации требовали разного подхода к их реформированию. Поэтому консультанты проекта участвовали не только в подготовке и проведении аукционов, но и в разработке и практической реализации мер по продаже в собственность помещений, арендуемых приватизированными предприятиями, приватизации арендованного госимущества, созданию товарищества собственников совместного домовладения.

Осенью 1996 года с внесением изменений в законодательство о приватизации сложились условия для значительного ускорения процессов реформирования государственной собственности. Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разгосударствления и приватизации государственной собственности Республики Беларусь" определил конец 1997 года сроком завершения приватизации государственных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Появились возможности снижать цены объектов при их повторном выставлении на торги, шире использовать выкуп госимущества. С принятием республиканского положения об аукционах стало возможным чаще выставлять непроданные объекты на повторные торги.

Если в 1993 году в рамках проекта удалось провести только 2 аукциона, то в 1994 году их было проведено 17, в 1995 - 28, в 1996 - 84, а в 1997 году уже подготовлено 70 аукционов. Таким образом, на 200 аукционах в рамках проекта было продано более 400 объектов приватизации на сумму более 150 миллиардов рублей, что эквивалентно более чем 10 миллионам 800 тысячам долларов. При содействии консультантов МФК и органов приватизации коллективы 50 структурных подразделений 16 арендных предприятий осуществили выкуп государственного имущества на сумму более 10,5 миллиардов рублей, или более 600 тысяч долларов.

Сегодня в 12 городах, где работает проект, приватизирован в среднем 41% предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В результате смены собственника на большинстве предприятий удалось добиться повышения эффективности их работы, возросли такие показатели, как рентабельность и товарооборот. По данным, охватывающим 403 объекта, после приватизации число работающих на них возросло на 12%. Увеличение числа рабочих мест особенно заметно на предприятиях общественного питания. В Бресте, где раньше других стали регулярно проводиться аукционы, в среднем по 3 новых рабочих места появилось на каждом из предприятий всех трех упомянутых отраслей. На 39% предприятий в результате приватизации возросла заработная плата. 109 предприятий продлили ежедневные часы работы, 94 стали работать без выходных, 46 закрыты только один день в неделю, 5 перешли на круглосуточный режим работы. 78% магазинов после приватизации стали держать свои двери открытыми для покупателей дольше обычного. В 254 случаях на приватизированных предприятиях сделан капитальный или косметический ремонт помещения либо ремонт фасада здания. На 130 объектах заменено устаревшее или пришедшее в негодность оборудование.

Население по достоинству оценило эти изменения. Оказались напрасными опасения, что из приватизированных гастрономов исчезнут продукты первой необходимости, что с приватизацией резко повысятся цены, что в трудовых коллективах пройдут массовый увольнения. В общественном создании частные предприятия выглядят все более привлекательными. Так, более 70% участников последнего социологического опроса в Минске считает приватизацию предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания необходимой, около 60% высказалось за то, чтобы приватизировать от половины до 100% объектов этих сфер. Даже люди пожилого возраста, которые в качестве наиболее приемлемого места работы для себя называют государственное предприятие, хотели бы видеть своих детей работающими в негосударственном секторе.

Опыт соседних с Беларусью стран - Польши, России, Украины - показал, что для достижения благоприятных результатов малой приватизации важны сжатые сроки ее проведения. Растягивание сроков малой приватизации дорого обходится белорусской экономике, а в конечном счете и населению страны. Усилия консультантов проекта и в дальнейшем будут направлены на то, чтобы помочь местным органам приватизации повысить темпы реформирования предприятий и довести к концу 1997 года долю приватизированных предприятий коммунальной собственности в среднем до 50%, а к концу 1998 года - до 75-80%.

Пресс-служба МФК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 1997 год в рубрике приватизация

©1995-2024 Строительство и недвижимость