Конструкции из стекла и стали
Конструкции из стекла и металла стали "визитной карточкой" современной архитектуры. Они широко применяются при строительстве зданий и сооружений самого разного типа и функционального назначения. Банки и офисы, промышленные и транспортные объекты все чаще и чаще проектируются и строятся со светопрозрачными фасадами, стеклянными перекрытиями, "зимними садами" и всеми прочими атрибутами новой архитектуры из стекла и металла.
Появление новых типов стекла (теплоизоляционного, огнестойкого, солнцезащитного, особо прочного и т. д.) позволило решить многие проблемы, связанные с устройством светопрозрачных конструкций, и расширило спектр возможностей архитектора и проектировщика. Прочно утвердившись в сфере нового строительства, "архитектура стекла и металла" начала постепенно распространяться и в области реконструкции. Превращение узких улиц в исторических центрах многих европейских городов в перекрытые торговые пассажи стало первым шагом данной экспансии. Но на этом практика применения светопрозрачных конструкций из стекла и металла при модернизации существующей застройки не ограничивается. Интересным примером гармоничного сочетания новой и старой архитектуры может служить музейный комплекс в Кельне, возведенный на берегу Рейна.
Концепция проекта
"Музей шоколада" изначально планировался как объект, в котором новейшие архитектурные разработки совместились бы с богатыми традициями города и региона. В концепции проекта предусматривалось, что вся история и технология шоколадного производства - начиная от сбора бобов какао и заканчивая художественным оформлением готовых изделий - должна была быть представлена посетителям в наглядной и доступной форме. Эта идея отразилась и на архитектурно-планировочном решении объекта. Объединение существующего исторического здания и новых архитектурных объемов в целостный комплекс позволило создать новый тип градостроительной среды, заслуживающий внимания специалистов.
Очень смелая реконструкция
Музей возник не на пустом месте. На участке, отведенном для строительства, находился один из архитектурных памятников города - старое здание таможни, возведенное в гавани Рейна еще в 1896 году. После принятия решения о строительстве музея данный объект, уже давно не использовавшийся по своему прямому назначению, перешел в ведение новых застройщиков. Что делать со старым зданием: сносить, законсервировать или реконструировать - этот вопрос долгое время оставался предметом для дискуссий. В результате был выбран компромиссный вариант: здание, прозванное из-за своей псевдороманской архитектуры "замком на Рейне", по проекту должно было быть включено в состав строящегося музейного комплекса и приспособлено под выполнение новых функций. Здание таможни, во всяком случае, его фасад, было решено оставить в первоначальном виде, так как объект на протяжении многих лет являлся визуальной доминантой прибрежной застройки. Проектировщики не рискнули разрушить сложившийся облик этой части города, а лишь дополнили его новыми элементами, выполненными в русле "хайтековской" эстетики.
Итак, музей был запроектирован как сочетание разновысотных архитектурных объемов с контрастными глухими и полностью остекленными фасадами. "Историческая часть" комплекса - старое здание таможни - сохранила свой строгий архитектурный стиль. Все ее элементы - "романские" башни с узкими окнами, остроконечные кровли, облицованные металлическими листами, арки, эркеры и другие детали - были отреставрированы в полном соответствии с первоначальным обликом здания. Зато новые объемно-пространственные блоки, пристроенные к историческому "ядру", вполне можно отнести к разряду архитектурных и конструктивных "ноу-хау". Смелая пластика фасадов, использование современных строительных и отделочных материалов, применение новейших технических приемов - совокупность всех этих факторов позволила создать действительно нечто необычное. Сочетание стекла и металла, контраст полностью остекленных и глухих фасадных поверхностей, многообразие архитектурных форм, игра света и тени и другие художественные приемы возвели новый музейный комплекс в ранг самых интересных и престижных городских построек.
Архитектурно-планировочное решение и конструкции комплекса
Здание таможни стало центральной частью музея, в которой разместились выставочные залы, атриумный "зимний сад" с тропическими растениями и некоторые технические помещения. К центральному объему с двух сторон были пристроены два дополнительных блока. Первый из них был решен как сложный объем, состоящий из нескольких полуцилиндрических частей, расположенных вокруг центрального ядра. Конструктивным и планировочным "стержнем" блока послужил узел лестничной клетки, имеющий в плане круглую форму. Лестничный узел, вынесенный за пределы основного архитектурного объема и облицованный металлическими листами, стал вторым (после "романской" башни старого здания) вертикальным элементом, определившим ритмический строй всего комплекса. В данном блоке разместились фойе, зал для заседаний и дискуссий, кафе-ресторан, магазин для продажи изделий из шоколада, а также помещения для администрации музея. Забегая вперед, отмечу, что именно в этом блоке была использована оригинальная конструкция навесного фасада из металлических и стеклянных элементов, благодаря которой проектировщикам удалось добиться интересных эффектов в освещении здания.
Второй блок, пристроенный к старому зданию таможни, также был решен в криволинейной пластичной форме. Его конфигурация в плане повторила очертания мыса, на котором разместился музейный комплекс. Благодаря большой площади остекления фасада этой части здания перед посетителями, находящимися в блоке, открывается прекрасная панорама - река, мост, собор и вся прибрежная застройка видны как на ладони. Пожалуй, именно в данном блоке обосновался один из наиболее интересных элементов музейного комплекса - машинный зал с многочисленными установками и агрегатами, в котором полностью воспроизводится технология изготовления шоколада. Конструктивное решение блока базируется на использовании двух основных элементов: опорного стоечно-рамного каркаса и навесного фасада, выполненного под определенным углом к поверхности земли. Благодаря "невертикальному" пластичному фасаду создается нетрадиционный, запоминающийся облик здания. Остекленный блок напоминает корабль или ассоциируется с неким специальным "портовым" сооружением.
Конструкция "зимнего сада"
Новый блок оранжереи для тропических растений, встроенный между двумя романскими башнями отреставрированного здания таможни, безусловно, стал "изюминкой" всего музейного комплекса. Во-первых, функция этого помещения сама по себе весьма необычна. В данном конкретном случае "зимний сад" задумывался не только как место для отдыха посетителей, но и как одна из частей экспозиции музея. Тропические растения, в основном деревья какао, рассматриваются как импровизированная плантация, с которой начинается процесс изготовления шоколада. Для посетителей, гуляющих в оранжерее, предоставляется возможность увидеть воочию природное "сырье" для производства шоколада. Во-вторых, "зимний сад" интересен с точки зрения использованных для его строительства материалов и конструкций. Для того чтобы обеспечить необходимый "тропический" микроклимат внутри блока, архитекторам потребовалось решить две основные задачи - защиту помещения от внешних температурных влияний и обеспечение максимально возможной светопроницаемости ограждающих конструкций объекта. Поэтому при возведении блока были использованы каркасная конструкция, выполняющая несущие функции, и легкие навесные фасады с минимальным количеством элементов из металла. Каркас был смонтирован из четырех угловых колонн диаметром 324 мм и четырех горизонтальных металлических ферм, расположенных в верхней части блока. Для передачи нагрузок от сооружения на грунт были использованы специальные фундаменты, установленные рядом с существующими фундаментами старого здания. Перекрытие блока было выполнено из металлических ферм облегченной конструкции, сваренных из полых металлических труб. Навесные фасады крепились к несущему каркасу при помощи жестко зафиксированных на опорных стойках уголков и профилей из легированной стали. Фасады, сконструированные по модульному принципу, монтировались из узких металлических рам и стеклянных заполнений непосредственно на месте строительства. Для поддержания требуемых микроклиматических характеристик внутри сооружения в навесных фасадах было использовано энергоэффективное стекло с высоким коэффициентом термического сопротивления. Для улучшения теплоизоляционных свойств фасада металлические рамы были снабжены полимерными уплотнениями, жестко фиксирующими стеклянные заполнения в требуемом положении. Кстати, по такому же принципу были выполнены и наклонные фасады других блоков музейного комплекса. Благодаря использованию лицевых металлических профилей минимальной толщины проектировщикам удалось добиться требуемых характеристик светопрозрачности фасада и достичь желаемого визуального эффекта в оформлении здания.
Необычное архитектурно-планировочное решение, применение самых современных конструктивных и технических приемов и удачный подбор отделочных материалов превратили музейный комплекс в Кельне в один из самых интересных объектов городской застройки. Сооружение комплекса стало реальным практическим примером гармоничного сосуществования "архитектуры стекла и металла" и исторически сложившейся градостроительной среды.
Александра ПОНОМАРЕВА
Появление новых типов стекла (теплоизоляционного, огнестойкого, солнцезащитного, особо прочного и т. д.) позволило решить многие проблемы, связанные с устройством светопрозрачных конструкций, и расширило спектр возможностей архитектора и проектировщика. Прочно утвердившись в сфере нового строительства, "архитектура стекла и металла" начала постепенно распространяться и в области реконструкции. Превращение узких улиц в исторических центрах многих европейских городов в перекрытые торговые пассажи стало первым шагом данной экспансии. Но на этом практика применения светопрозрачных конструкций из стекла и металла при модернизации существующей застройки не ограничивается. Интересным примером гармоничного сочетания новой и старой архитектуры может служить музейный комплекс в Кельне, возведенный на берегу Рейна.
Концепция проекта
"Музей шоколада" изначально планировался как объект, в котором новейшие архитектурные разработки совместились бы с богатыми традициями города и региона. В концепции проекта предусматривалось, что вся история и технология шоколадного производства - начиная от сбора бобов какао и заканчивая художественным оформлением готовых изделий - должна была быть представлена посетителям в наглядной и доступной форме. Эта идея отразилась и на архитектурно-планировочном решении объекта. Объединение существующего исторического здания и новых архитектурных объемов в целостный комплекс позволило создать новый тип градостроительной среды, заслуживающий внимания специалистов.
Очень смелая реконструкция
Музей возник не на пустом месте. На участке, отведенном для строительства, находился один из архитектурных памятников города - старое здание таможни, возведенное в гавани Рейна еще в 1896 году. После принятия решения о строительстве музея данный объект, уже давно не использовавшийся по своему прямому назначению, перешел в ведение новых застройщиков. Что делать со старым зданием: сносить, законсервировать или реконструировать - этот вопрос долгое время оставался предметом для дискуссий. В результате был выбран компромиссный вариант: здание, прозванное из-за своей псевдороманской архитектуры "замком на Рейне", по проекту должно было быть включено в состав строящегося музейного комплекса и приспособлено под выполнение новых функций. Здание таможни, во всяком случае, его фасад, было решено оставить в первоначальном виде, так как объект на протяжении многих лет являлся визуальной доминантой прибрежной застройки. Проектировщики не рискнули разрушить сложившийся облик этой части города, а лишь дополнили его новыми элементами, выполненными в русле "хайтековской" эстетики.
Итак, музей был запроектирован как сочетание разновысотных архитектурных объемов с контрастными глухими и полностью остекленными фасадами. "Историческая часть" комплекса - старое здание таможни - сохранила свой строгий архитектурный стиль. Все ее элементы - "романские" башни с узкими окнами, остроконечные кровли, облицованные металлическими листами, арки, эркеры и другие детали - были отреставрированы в полном соответствии с первоначальным обликом здания. Зато новые объемно-пространственные блоки, пристроенные к историческому "ядру", вполне можно отнести к разряду архитектурных и конструктивных "ноу-хау". Смелая пластика фасадов, использование современных строительных и отделочных материалов, применение новейших технических приемов - совокупность всех этих факторов позволила создать действительно нечто необычное. Сочетание стекла и металла, контраст полностью остекленных и глухих фасадных поверхностей, многообразие архитектурных форм, игра света и тени и другие художественные приемы возвели новый музейный комплекс в ранг самых интересных и престижных городских построек.
Архитектурно-планировочное решение и конструкции комплекса
Здание таможни стало центральной частью музея, в которой разместились выставочные залы, атриумный "зимний сад" с тропическими растениями и некоторые технические помещения. К центральному объему с двух сторон были пристроены два дополнительных блока. Первый из них был решен как сложный объем, состоящий из нескольких полуцилиндрических частей, расположенных вокруг центрального ядра. Конструктивным и планировочным "стержнем" блока послужил узел лестничной клетки, имеющий в плане круглую форму. Лестничный узел, вынесенный за пределы основного архитектурного объема и облицованный металлическими листами, стал вторым (после "романской" башни старого здания) вертикальным элементом, определившим ритмический строй всего комплекса. В данном блоке разместились фойе, зал для заседаний и дискуссий, кафе-ресторан, магазин для продажи изделий из шоколада, а также помещения для администрации музея. Забегая вперед, отмечу, что именно в этом блоке была использована оригинальная конструкция навесного фасада из металлических и стеклянных элементов, благодаря которой проектировщикам удалось добиться интересных эффектов в освещении здания.
Второй блок, пристроенный к старому зданию таможни, также был решен в криволинейной пластичной форме. Его конфигурация в плане повторила очертания мыса, на котором разместился музейный комплекс. Благодаря большой площади остекления фасада этой части здания перед посетителями, находящимися в блоке, открывается прекрасная панорама - река, мост, собор и вся прибрежная застройка видны как на ладони. Пожалуй, именно в данном блоке обосновался один из наиболее интересных элементов музейного комплекса - машинный зал с многочисленными установками и агрегатами, в котором полностью воспроизводится технология изготовления шоколада. Конструктивное решение блока базируется на использовании двух основных элементов: опорного стоечно-рамного каркаса и навесного фасада, выполненного под определенным углом к поверхности земли. Благодаря "невертикальному" пластичному фасаду создается нетрадиционный, запоминающийся облик здания. Остекленный блок напоминает корабль или ассоциируется с неким специальным "портовым" сооружением.
Конструкция "зимнего сада"
Новый блок оранжереи для тропических растений, встроенный между двумя романскими башнями отреставрированного здания таможни, безусловно, стал "изюминкой" всего музейного комплекса. Во-первых, функция этого помещения сама по себе весьма необычна. В данном конкретном случае "зимний сад" задумывался не только как место для отдыха посетителей, но и как одна из частей экспозиции музея. Тропические растения, в основном деревья какао, рассматриваются как импровизированная плантация, с которой начинается процесс изготовления шоколада. Для посетителей, гуляющих в оранжерее, предоставляется возможность увидеть воочию природное "сырье" для производства шоколада. Во-вторых, "зимний сад" интересен с точки зрения использованных для его строительства материалов и конструкций. Для того чтобы обеспечить необходимый "тропический" микроклимат внутри блока, архитекторам потребовалось решить две основные задачи - защиту помещения от внешних температурных влияний и обеспечение максимально возможной светопроницаемости ограждающих конструкций объекта. Поэтому при возведении блока были использованы каркасная конструкция, выполняющая несущие функции, и легкие навесные фасады с минимальным количеством элементов из металла. Каркас был смонтирован из четырех угловых колонн диаметром 324 мм и четырех горизонтальных металлических ферм, расположенных в верхней части блока. Для передачи нагрузок от сооружения на грунт были использованы специальные фундаменты, установленные рядом с существующими фундаментами старого здания. Перекрытие блока было выполнено из металлических ферм облегченной конструкции, сваренных из полых металлических труб. Навесные фасады крепились к несущему каркасу при помощи жестко зафиксированных на опорных стойках уголков и профилей из легированной стали. Фасады, сконструированные по модульному принципу, монтировались из узких металлических рам и стеклянных заполнений непосредственно на месте строительства. Для поддержания требуемых микроклиматических характеристик внутри сооружения в навесных фасадах было использовано энергоэффективное стекло с высоким коэффициентом термического сопротивления. Для улучшения теплоизоляционных свойств фасада металлические рамы были снабжены полимерными уплотнениями, жестко фиксирующими стеклянные заполнения в требуемом положении. Кстати, по такому же принципу были выполнены и наклонные фасады других блоков музейного комплекса. Благодаря использованию лицевых металлических профилей минимальной толщины проектировщикам удалось добиться требуемых характеристик светопрозрачности фасада и достичь желаемого визуального эффекта в оформлении здания.
Необычное архитектурно-планировочное решение, применение самых современных конструктивных и технических приемов и удачный подбор отделочных материалов превратили музейный комплекс в Кельне в один из самых интересных объектов городской застройки. Сооружение комплекса стало реальным практическим примером гармоничного сосуществования "архитектуры стекла и металла" и исторически сложившейся градостроительной среды.
Александра ПОНОМАРЕВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1997 год в рубрике архитектура