Куритиба — экологическая столица Бразилии

В Бразилии много крупных городов. Для большинства из них характерен общий набор проблем, типичных для крупных городов стран "третьего мира": бедность, антисанитария, перенаселенность. Город Куритиба - одно из немногих исключений. Город с населением 1,6 млн человек часто называют "экологической столицей Бразилии".

"Обыкновенное чудо" смогла сотворить организация под названием "Куритибский исследовательский институт городского планирования" (IPPUC). В конце 1965 года здесь был разработан генеральный план города, предусматривающий увеличение площади зеленых насаждений и приоритетное развитие общественного транспорта.

Город имеет радиально-кольцевую планировку. Из центра радиально расходятся пять основных транспортных артерий, соединенных кольцевыми дорогами. Вначале расширение площади городской застройки сдерживалось окружающим город кольцом лесопарковых зон. Когда возможность внутреннего роста была исчерпана, вокруг города возникли пять жилых районов, каждый из которых соединен магистралью с центром города. Центральные полосы магистралей предназначены исключительно для движения скоростных и экспресс-автобусов. Есть и отдельная полоса для автомобилей. В результате такого разделения транспортных потоков удалось создать надежную, эффективную и безопасную сеть автобусных маршрутов.

Около 1 100 городских автобусов совершают 12 500 поездок в день, перевозя ежедневно 1,3 миллиона пассажиров, что составляет 55 процентов общей потребности города в транспорте. По мере роста численности горожан (а за прошедшие годы население города утроилось) росла и сеть автобусных маршрутов. Сегодня в Куритибе действует пять типов автобусных маршрутов, позволяющих горожанам без проблем и излишних расходов добраться в любое место города. Во-первых, это экспресс-линии, проходящие вдоль пяти основных транспортных артерий города. Исключительно для этих маршрутов выделены средние полосы трассы. Двери этих автобусов выходят в сторону разделительной полосы, где оборудованы пересадочные станции. Второй тип маршрутов -скоростные "двойные" автобусы, также курсирующие по внутренним "автобусным" полосам трасс. Вместительность каждой машины - 270 пассажиров. Эти автобусы являются местной разработкой. Первые 27 таких автобусов появились в городе в 1992 году. Третий тип маршрутов - скоростные автобусы, проходящие как вдоль основных транспортных артерий, так и по крупным городским улицам. Вместительность скоростных автобусов - 110 пассажиров. Четвертый тип маршрутов связывает городские районы, расположенные между основными магистралями. И, наконец, пятый тип - густая сеть относительно коротких маршрутов, покрывающая всю территорию города. Эти маршруты подвозят пассажиров к пересадочным терминалам, откуда они могут пересесть на один из скоростных маршрутов. Для удобства пассажиров курсирующие по разным линиям автобусы окрашены в пять разных цветов: алый, серебристый, оранжевый, желтый и зеленый. В 1991 году автобусная сеть города была оборудована крытыми остановками с турникетами типа метрополитена. Решение оказалось чрезвычайно эффективным. За счет сокращения времени, необходимого для посадки и высадки пассажиров, появилась возможность интенсифицировать движение автобусов по маршрутам, увеличив пассажироперевозки втрое. Протяженность экспресс-маршрутов - 54 километра, а остальных маршрутов - около 500 километров. Сеть маршрутов покрывает 65 процентов площади города. Наземное метро, к тому же, чрезвычайно выгодно для пассажиров, которые оплачивают проезд только один раз. За 55 центов (что в 300 раз меньше, чем проезд на метро) пассажир может добраться в любой конец города. Это стало возможным благодаря единой системе инвестиций в транспортную инфраструктуру города. Автобусные линии Куритибы принадлежат десяти частным компаниям. Работу этих компаний координирует единый центр, при этом удается совместить интересы общественного сектора (безопасность, эффективность и доступность транспортной системы) с интересами частных компаний. При этом стоит отметить, что частные компании-владельцы не получают субсидий, а финансируются из фонда, в который поступают доходы от всех видов общественного транспорта.

Ежегодные расходы горожан на автобусные поездки благодаря социальным ценам на проезд составляют около 10 процентов от всех расходов на транспорт. В результате Куритиба потребляет на 30 процентов меньше бензина в расчете на душу населения, чем остальные бразильские города сопоставимого размера. И это при том, что город занимает второе место в стране по количеству частных автомобилей - один автомобиль на трех жителей города! Естественно, что "побочными явлениями" такой транспортной политики является резкое сокращение выбросов в атмосферу и менее напряженное движение на дорогах.

Вдоль основных транспортных артерий сосредоточены жилые районы города. Такая планировка в сочетании с эффективной системой общественного транспорта позволила разгрузить городской центр. Пятьдесят кварталов в центральных районах города превращены в пешеходные зоны. Их появление связано с почти детективной историей, ставшей городской легендой. Строительство пешеходных зон началось в 1972 году и поначалу было встречено в штыки владельцами магазинов, опасающимися за свои доходы. Дело дошло до суда. Однако тогдашний мэр города Джейм Лернер решил все-таки начать строительство, не дожидаясь решения суда. Поздно вечером в пятницу на улицах появилась строительная техника. К утру понедельника два пешеходных квартала были уже готовы. Пришедшие утром на работу продавцы и их хозяева были просто поставлены перед свершившимся фактом. В четверг было обнародовано решение суда о запрещении строительства пешеходных зон, но было уже поздно. Разъяренные владельцы автомобилей решили устроить марш протеста. Прикатив к месту строительства, они обнаружили, что на бывшей проезжей части раскатаны огромные полотнища бумаги, на которой радостно рисовали собравшиеся из окрестных домов дети. "Праздник рисования" так понравился горожанам, что стал традиционным, он повторяется каждую субботу с утра. Не в обиде оказались и торговцы. Пешеходные зоны привлекают огромное количество людей, объемы торговли значительно возросли. В ближайших планах городских властей - сооружение 150 километров велосипедных дорожек.

Огромное внимание городские власти уделяют экологическому образованию горожан. Без этого все усилия по созданию "экогорода" были бы напрасны. Все природоохранительные мероприятия держатся на взаимной ответственности горожан. В городе существует Свободный экологический университет. Само его здание - пример экологического подхода к строительству: оно построено на месте заброшенной каменоломни. При строительстве были использованы вторичные материалы, в том числе - старые телефонные столбы.

Кстати, о вторичных материалах. Городская программа "Мусор - это не мусор" была отмечена премией ООН. В результате продуманной системы экологического образования удалось добиться того, что теперь около 90 процентов жителей Куритибы не просто выбрасывают мусор, а сортируют его и сдают на вторичную переработку - точно так же, как это делают жители Гамбурга или Осло...

Еще один важный аспект - информация. Повсюду в городе можно увидеть информационные щиты и доски, где можно подробно прочитать о прилегающем районе, его исторических и архитектурных памятниках, а также о культурных, экологических и социальных программах, в результате которых город стал "бразильским чудом". Новые проекты постоянно и очень подробно обсуждаются в газетах.

Теперешний мэр Куритибы Рафаэль Грека уделяет огромное внимание социальным программам. А их в городе несколько сотен: от создания новой системы библиотек до организации помощи бездомным. Особенностью этих программ является предотвращение социального иждивенчества, которое стало бичом бедных районов даже в такой богатой стране, как США. Власти Куритибы действуют иначе, следуя народной мудрости, что накормить голодного можно один раз, угостив его рыбой, и на всю жизнь - научив его ловить рыбу. Чрезвычайно интересна образовательная программа LICEU, система профессиональной подготовки. Окончив курсы, здесь можно получить специальность повара, парикмахера, автомеханика, программиста или другую необходимую городу специальность. Большинство "лицеистов" - вчерашние крестьяне, переселенцы из близлежащих деревень, зачастую вообще не имевшие до этого никакой специальности. Для программы LICEU городские власти покупают дома в новых районах города и переоборудуют их в профессиональные училища. При этом учитываются особенности психологии людей, лишь недавно ставших жителями крупного города: вместо централизованных училищ с большим количеством учащихся создана система множества мелких, находящихся в непосредственной близости к местам проживания учеников, что способствует их быстрейшей ассимиляции к городской жизни. Трехмесячный курс обучения в училище LICEU обходится для ученика в символическую сумму - всего 4 доллара.

Для самых бедных районов города разработана программа "Путь на работу", аналогичная LICEU. В качестве учебных классов используются специально для этого переоборудованные и отремонтированные списанные автобусы. Автобусы переезжают из квартала в квартал, оставаясь в каждом на три месяца. Таким образом, к тем, кто не может ходить в школу, школа приезжает сама. Программа "Путь на работу" действует уже в течение четырех лет, и за это время свыше 100 000 человек смогли приобрести новую специальность.

Некоторые из программ сосредоточены на создании рабочих мест. Одна из них, под названием TUDO LIMPO (Все чисто), привлекает безработных к поддержанию чистоты и порядка в местах их проживания. При этом люди не только получают заработную плату, но и коренным образом меняют отношение к месту своего проживания, своими руками превращая его из "грязной дыры" в уютный чистый квартал.

Однако для некоторой части населения этих программ недостаточно. В первую очередь это алкоголики и наркоманы, нуждающиеся в реабилитации, прежде чем они смогут самостоятельно содержать себя. Для реинтеграции их в общество город создал ферму, которая называется просто "Фазенда". Здесь выздоравливающие алкоголики и наркоманы трудятся и проходят первый этап реабилитации.

Все эти программы, несложные и недорогие, но чрезвычайно действенные, являются фундаментальной частью городского планирования, превратившего Куритибу в "город для людей", в котором приятно жить. Все они преследуют главную цель - изменить мышление людей, помочь им почувствовать себя хозяевами своего города и своей жизни. Даже методы сбора средств на социальные программы служат этой цели. Например, по всему городу разбросана сеть сувенирных магазинчиков под названием "Возьми Куритибу с собой", все доходы от которой идут на финансирование социальных программ.

По распоряжению мэра города была выпущена серия школьных учебников для начальных классов, из которой малыши узнают много нового о своем родном городе. Кроме этого, городские власти инициировали целый ряд программ, цель которых - воспитание детей любящими и заботливыми хозяевами своего города.

Куритиба - наиболее быстро растущий город в Бразилии. Благодаря своим уникальным социальным программам, неповторимой городской атмосфере, так не похожей на другие бразильские мегаполисы, Куритиба привлекает значительное количество переселенцев. Естественно, что в этих условиях возникает жилищная проблема. Для многих городов Бразилии, да и не только Бразилии, остро стоит проблема скваттеров, самовольно захватывающих пустующее жилье (здесь такие поселения называются "фавелас") - первейший показатель того, что город не справляется с притоком новых жителей. Как же справляются с этой бедой в Куритибе? В районах на окраине города, предназначенных под новую застройку, строятся улицы, вдоль которых находятся предназначенные для продажи участки земли. Шестьдесят процентов новых поселенцев находят работу в строительстве, поэтому эти люди уже не испытывают трудностей при постройке собственных домов. При покупке у города земельного участка будущий домовладелец дополнительно получает два саженца деревьев и бесплатную консультацию с архитектором. Чтобы придать людям смелости и помочь в выборе типа жилья, город создал так называемую "улицу технологий", на которой каждый дом построен с использованием различных строительных технологий.

Имя предыдущего мэра города Джейма Лернера стало для жителей Куритибы символом процветания. В течение 25 лет, начиная с 1970 года, возглавлял он город. Архитектор по образованию, он смог собрать команду единомышленников, превративших Куритибу в экологическую столицу Бразилии. В настоящее время Лернер занимает пост губернатора бразильского штата Парана. Стоит ли удивляться, что его политический рейтинг - один из самых высоких во всей Латинской Америке?

Завершая рассказ об удивительном взлете бразильского города, следует, наверное, вспомнить замечательную пословицу: "Кто хочет сделать - ищет средства, кто не хочет - ищет причины".

ЛЕВИТАН


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1997 год в рубрике экология

©1995-2024 Строительство и недвижимость