Проблемы вывоза и переработки отходов из г. Минска
Гости города Минска всегда отмечают опрятность и чистоту белорусской столицы. Особенно она стала хороша после своего юбилея. Каким же образом обеспечивается хорошее состояние города? Об этом шел разговор 16 сентября на пресс-конференции в Мингорисполкоме. На вопросы журналистов отвечали: заместители председателя Мингорисполкома П. М. Семашко, начальник управления предприятий коммунального обслуживания г. Минска В. П. Колодко, председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды А. И. Вострокнутов. В результате встречи выяснилось следующее.
В городе ежегодно образуется около 300 тысяч тонн твердых бытовых отходов и 200 тысяч тонн промышленных. Это составляет объем в 3 млн м 3 (1 тонна отходов составляет 5 м 3). На очистку города и переработку бытовых отходов ежегодно расходуется 20-21 млрд рублей.
До 1990 года эти средства полностью выделялись из городского бюджета. С 1990 года с каждого жителя столицы стала взиматься плата в размере 2 тысяч рублей в месяц за вывоз отходов. При этом 1400 рублей используется на оплату спецавтотранспорта, 600 рублей на переработку. В ближайшие две недели Мингорисполком разработает новые тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов. Эти тарифы устанавливаются в соответствии с заявлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 9 сентября 1997 года и будут действовать до 1 января 1998 года. Что касается тарифов на вывоз и переработку промышленных отходов, то они значительно выше. В настоящее время вывоз и переработка городских отходов стали самоокупаемыми. Образовавшиеся бытовые отходы отвозятся спецавтотранспортом на полигоны. В городе действуют два полигона ("Северный" и "Тростенецкий") и завод по переработке пищевых отходов, расположенный в промзоне Шабаны. Завод перерабатывает около 70 тыс. тонн отходов в год. Компост, который получается на заводе, нельзя применять на сельхозугодьях, так как в нем имеются соли тяжелых металлов. Он может применяться для рекультивации выработанных карьеров, в лесопосадках. Однако в результате переработки отходов на заводе их объем уменьшается в 2-3 раза. Уменьшение объема позволяет продлить сроки эксплуатации полигонов. Как известно, промзона Шабаны войдет в создаваемую Минскую свободную экономическую зону. Это станет, по мнению присутствующих, благоприятным условием для привлечения инвестиций в развитие индустрии переработки бытовых отходов Минска.
Промышленные отходы по своему содержанию и токсичности разделяются на 4 класса опасности. 1 и 2 классЫ отходов относятся к особо опасным. Это отходы лакокрасочного производства, горючесмазочных материалов, кислот и т.д. В настоящее время в Минске и в Беларуси нет завода по переработке этих отходов. Поэтому их переработкой занимаются предприятия с вредным производством.
Некоторые предприятия производят накопления токсичных отходов, которые в дальнейшем отправляются на специальные заводы по переработке в сопредельные страны. Такое положение требует контроля, так как имеются случаи сбросов отходов в канализацию или на открытую местность.
За сбросы и другие нарушения при вывозе промышленных отходов городской Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в 1996 году оштрафовал субъекты хозяйствования на сумму более 4 млрд рублей. А Минский тракторный завод оштрафован в прошедшем году за вывоз отходов в неустановленные места на 2 млрд рублей.
Для недопущения таких явлений в Минске создано и функционирует специальное подразделение ГАИ. Чтобы обеспечить работу предприятий города Минска по переработке токсичных отходов, в настоящее время созданы и функционируют предприятия по переработке резинотехнических изделий, люминесцентных ламп, по изъятию из отходов солей тяжелых металлов, олова и свинца. Промышленные отходы 3 и 4 классов (шлаки, ветошь, бетон и т.д.) вывозятся на полигон "Прудище" площадью 22 га.
В работе по вывозу и переработке отходов имеется еще много проблем. Главнейшей из них является сортировка отходов. В состав бытовых отходов входит примерно 30% пищевых отходов, 30% бумаги, по 3-5% текстиля, дерева, пластика и т.д. С целью уменьшения объема отходов в городе имеются три основные организации, которые занимаются сбором вторичных ресурсов: "Минсккоопвторресурсы", "Минсквторресурсы" и завод "Экорес".
Кроме того, в городе много юридических лиц, занимающихся заготовкой вторичных ресурсов. Например, "Минсккоопвторресурсы" заключило договоры со всеми школами города о заготовке вторичных ресурсов. Всего за год по городу "Минсккоопвторресурсы" заготавливает более 13 тысяч тонн полезных отходов. Но этого явно недостаточно. В городе почти полностью исчезли пункты приема вторсырья. Новые коммерческие структуры этим видом деятельности почти не занимаются. Это связано, вероятно, с тем, что промышленность переработки вторсырья у нас не развита и вторичное сырье не имеет сбыта. Сортировка отходов дело выгодное, но дорогое.
В США крупные сортировочные комплексы имеют доходов до $15 млрд. Но стоят такие заводы более $100 млн. Нашей мэрии такие расходы пока не по карману. Сортировка отходов может проходить не только на специализированных предприятиях.
На Западе, особенно в Германии, сортировкой занимаются сами жители. Но для этого пришлось властям воспитывать своих граждан более 50 лет (два поколения). Агитация жителей заниматься такой деятельностью - одна сторона дела. Вторая сторона - это контейнеры, это вывоз, это развитая структура переработки и производство новой продукции. Все это понимает наш Мингорисполком и начинает делать первые шаги.
С целью улучшения работы по сбору и переработке муниципальных отходов готовится решение исполкома и предлагается программа на ближайшие годы и перспективу. Указанной программой предусмотрено строительство в городе перегрузочных станций. Бытовые отходы будут подвергаться сортировке и прессованию. Затем спрессованные в тюки отходы большегрузным транспортом будут вывозиться на полигоны. Планируется в 1998 году расширение полигона "Тростенецкий".
В программе предусмотрено реконструировать полигон радиоактивных отходов в пос. Сосны. В настоящее время ведутся проектные работы. Предусмотрено также строительство экспериментальной установки по сжиганию промышленных токсичных отходов 1 и 2 классов опасности в Чечерском районе Гомельской области.
Это предприятие строят все области республики. Участвует в строительстве и Минск. Мэрия уже перечислила на эти цели 1 млрд рублей. Планируется также значительно расширить сеть приемных пунктов вторичного сырья, расположенных непосредственно возле жилых домов микрорайонов. Программой предусматривается решение других вопросов, касающихся проблемы вывоза и переработки отходов из г. Минска.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
В городе ежегодно образуется около 300 тысяч тонн твердых бытовых отходов и 200 тысяч тонн промышленных. Это составляет объем в 3 млн м 3 (1 тонна отходов составляет 5 м 3). На очистку города и переработку бытовых отходов ежегодно расходуется 20-21 млрд рублей.
До 1990 года эти средства полностью выделялись из городского бюджета. С 1990 года с каждого жителя столицы стала взиматься плата в размере 2 тысяч рублей в месяц за вывоз отходов. При этом 1400 рублей используется на оплату спецавтотранспорта, 600 рублей на переработку. В ближайшие две недели Мингорисполком разработает новые тарифы на коммунальные услуги, в том числе и на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов. Эти тарифы устанавливаются в соответствии с заявлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 9 сентября 1997 года и будут действовать до 1 января 1998 года. Что касается тарифов на вывоз и переработку промышленных отходов, то они значительно выше. В настоящее время вывоз и переработка городских отходов стали самоокупаемыми. Образовавшиеся бытовые отходы отвозятся спецавтотранспортом на полигоны. В городе действуют два полигона ("Северный" и "Тростенецкий") и завод по переработке пищевых отходов, расположенный в промзоне Шабаны. Завод перерабатывает около 70 тыс. тонн отходов в год. Компост, который получается на заводе, нельзя применять на сельхозугодьях, так как в нем имеются соли тяжелых металлов. Он может применяться для рекультивации выработанных карьеров, в лесопосадках. Однако в результате переработки отходов на заводе их объем уменьшается в 2-3 раза. Уменьшение объема позволяет продлить сроки эксплуатации полигонов. Как известно, промзона Шабаны войдет в создаваемую Минскую свободную экономическую зону. Это станет, по мнению присутствующих, благоприятным условием для привлечения инвестиций в развитие индустрии переработки бытовых отходов Минска.
Промышленные отходы по своему содержанию и токсичности разделяются на 4 класса опасности. 1 и 2 классЫ отходов относятся к особо опасным. Это отходы лакокрасочного производства, горючесмазочных материалов, кислот и т.д. В настоящее время в Минске и в Беларуси нет завода по переработке этих отходов. Поэтому их переработкой занимаются предприятия с вредным производством.
Некоторые предприятия производят накопления токсичных отходов, которые в дальнейшем отправляются на специальные заводы по переработке в сопредельные страны. Такое положение требует контроля, так как имеются случаи сбросов отходов в канализацию или на открытую местность.
За сбросы и другие нарушения при вывозе промышленных отходов городской Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в 1996 году оштрафовал субъекты хозяйствования на сумму более 4 млрд рублей. А Минский тракторный завод оштрафован в прошедшем году за вывоз отходов в неустановленные места на 2 млрд рублей.
Для недопущения таких явлений в Минске создано и функционирует специальное подразделение ГАИ. Чтобы обеспечить работу предприятий города Минска по переработке токсичных отходов, в настоящее время созданы и функционируют предприятия по переработке резинотехнических изделий, люминесцентных ламп, по изъятию из отходов солей тяжелых металлов, олова и свинца. Промышленные отходы 3 и 4 классов (шлаки, ветошь, бетон и т.д.) вывозятся на полигон "Прудище" площадью 22 га.
В работе по вывозу и переработке отходов имеется еще много проблем. Главнейшей из них является сортировка отходов. В состав бытовых отходов входит примерно 30% пищевых отходов, 30% бумаги, по 3-5% текстиля, дерева, пластика и т.д. С целью уменьшения объема отходов в городе имеются три основные организации, которые занимаются сбором вторичных ресурсов: "Минсккоопвторресурсы", "Минсквторресурсы" и завод "Экорес".
Кроме того, в городе много юридических лиц, занимающихся заготовкой вторичных ресурсов. Например, "Минсккоопвторресурсы" заключило договоры со всеми школами города о заготовке вторичных ресурсов. Всего за год по городу "Минсккоопвторресурсы" заготавливает более 13 тысяч тонн полезных отходов. Но этого явно недостаточно. В городе почти полностью исчезли пункты приема вторсырья. Новые коммерческие структуры этим видом деятельности почти не занимаются. Это связано, вероятно, с тем, что промышленность переработки вторсырья у нас не развита и вторичное сырье не имеет сбыта. Сортировка отходов дело выгодное, но дорогое.
В США крупные сортировочные комплексы имеют доходов до $15 млрд. Но стоят такие заводы более $100 млн. Нашей мэрии такие расходы пока не по карману. Сортировка отходов может проходить не только на специализированных предприятиях.
На Западе, особенно в Германии, сортировкой занимаются сами жители. Но для этого пришлось властям воспитывать своих граждан более 50 лет (два поколения). Агитация жителей заниматься такой деятельностью - одна сторона дела. Вторая сторона - это контейнеры, это вывоз, это развитая структура переработки и производство новой продукции. Все это понимает наш Мингорисполком и начинает делать первые шаги.
С целью улучшения работы по сбору и переработке муниципальных отходов готовится решение исполкома и предлагается программа на ближайшие годы и перспективу. Указанной программой предусмотрено строительство в городе перегрузочных станций. Бытовые отходы будут подвергаться сортировке и прессованию. Затем спрессованные в тюки отходы большегрузным транспортом будут вывозиться на полигоны. Планируется в 1998 году расширение полигона "Тростенецкий".
В программе предусмотрено реконструировать полигон радиоактивных отходов в пос. Сосны. В настоящее время ведутся проектные работы. Предусмотрено также строительство экспериментальной установки по сжиганию промышленных токсичных отходов 1 и 2 классов опасности в Чечерском районе Гомельской области.
Это предприятие строят все области республики. Участвует в строительстве и Минск. Мэрия уже перечислила на эти цели 1 млрд рублей. Планируется также значительно расширить сеть приемных пунктов вторичного сырья, расположенных непосредственно возле жилых домов микрорайонов. Программой предусматривается решение других вопросов, касающихся проблемы вывоза и переработки отходов из г. Минска.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 1997 год в рубрике экология