Брюссель - город дождей, устриц и Рубенса
Признаться, еще месяц назад упоминание о Бельгии не вызвало бы в моей душе ни малейшего отклика. Представление об этой стране основывалось на зыбких воспоминаниях, сохранившихся после школьных уроков географии, и редких теленовостях, освещающих важнейшие события. И все же я не смогла бы с уверенностью ответить: каково государственное устройство Бельгии? На каком языке говорят ее жители? Как называется бельгийская денежная единица? Что же касается архитектуры этой загадочной для меня страны, то ее изучение и вовсе не предусматривалось учебным планом. Так бы и прожила всю жизнь в неведении, но благодаря подвернувшемуся случаю в один прекрасный день я оказалась в столице Бельгии - Брюсселе. Мне повезло: совершенно неожиданно для себя я открыла новый город - прекрасный, непохожий на виденные ранее.
Брюссель - не просто административный центр Бельгии, он ее сердце, ее голова и ее тело. Из 10 миллионов жителей Бельгии около 8 миллионов человек живут именно в Брюсселе. И это неслучайно: в радиусе 250 км вокруг города находятся Амстердам, Роттердам, Кельн, Дюссельдорф, Лилль, Реймс. Брюссель - один из самых крупных транспортных узлов Западной Европы. Удачное расположение Бельгии, соседями которой являются Нидерланды, Франция, Германия и Люксембург, послужило главной причиной превращения Брюсселя в столицу Европейского экономического сообщества. Столица Бельгии все чаще становится местом размещения финансовых и административных офисов западноевропейских стран.
В Брюсселе находится и штаб-квартира НАТО, вызывающая у туристов из стран социалистического блока особый интерес. Могу удовлетворить любопытство всех желающих: снаружи ничего интересного не видно. Однообразные корпуса совершенно "серой" архитектуры никак не отвечают сложившемуся представлению о материализованной в бетоне мощи НАТО.
Другое дело - исторический центр Брюсселя. Говоря об архитектуре этого города, нельзя не отметить, что здесь дольше, чем в других городах и странах, сохранились средневековые традиции зодчества. В то время, когда в Италии зародилась и расцвела Эпоха Возрождения, в Бельгии по-прежнему строили в стиле готики.
В Брюсселе расположена одна из красивейших площадей в Европе - Гранд-плас. Застройка площади начиналась в XV веке, когда в Италии уже сложились принципы формирования градостроительных ансамблей. Гранд-плас также можно считать сложившимся ансамблем, но он находится на более ранней исторической ступени, нежели творения итальянских зодчих.
Площадь имеет прямоугольные очертания и формируется практически сплошной периметральной застройкой, прерываемой лишь несколькими входящими на площадь улицами. В 1401 году по проекту архитекторов якобы ван Тиннена и Яна ван Рейсбрука было начато возведение городской ратуши, завершенное спустя 54 года. Главной особенностью ратуши можно считать то, что она является новым творческим прочтением образа городских торговых рядов, бывших очень важным жизненным центром Брюсселя. Ратуша обращает на себя внимание прежде всего масштабами: она вырастает из земли, как скала, заслоняя небо. Это громадная постройка в три очень высоких этажа, завершающиеся не менее высокой кровлей с четырьмя пинаклями по углам. Здание увенчано монументальной башней высотой 96 метров, которая по замыслу архитекторов должна была разместиться строго по центральной оси главного фасада. Однако в связи с тем, что строительство ратуши велось по частям и в течение довольно длительного времени, ось немного сместилась в сторону. Кроме того, уровни верхних этажей в правой и левой частях здания не совпадают. Однако все эти детали ускользают от внимания туристов, рассматривающих брюссельскую ратушу. Интерес вызывает другое: ажурная башня, скульптура, резьба по камню. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи - прием, заимствованный из архитектуры торговых зданий, но в данном случае выполняющий только декоративную функцию. Два верхних этажа обильно украшены скульптурой. В пространстве между этажами и простенках расположено множество статуй.
Башня, несколько более массивная в первых, квадратных в плане ярусах в верхней части становится восьмигранной, превращаясь в легкую, стремительно растущую вверх конструкцию. Башня завершается высоким сквозным шатром, увенчанным позолоченной пятиметровой статуей св. Михаила - покровителя города.
Напротив ратуши расположен высокий и столь же ажурный "Дом короля", в котором некоторое время жили правители Брабанта. Несмотря на появившиеся в "Доме короля" элементы ренессансной архитектуры - трехъярусную колоннаду, позолоченные декоративные детали - он производит впечатление готического сооружения. Стоящие по разные стороны Гранд-плас ратуша и королевский дом словно переглядываются, наблюдают за происходящим на площади. Некогда на Гран-плас была установлена гильотина, летели с плеч головы, лилась кровь. Я вспомнила об этом на ночном представлении, когда под звуки музыки здания на площади озарялись цветными вспышками света: лиловыми, голубыми, красными. Освещались статуи неизвестных королей, каменные орнаменты, высокие башенки. Музыка вызывала в памяти воспоминания о происшедшем много веков назад. Потом все стихло, и Гранд-плас постепенно превратилась в обычную площадь старого города.
Слева и справа от ратуши сплошной лентой стоят дома цехов и гильдий (булочников, лодочников и т. д.). Узкие, вытянутые вверх фасады расчленены на травеи и богато украшены резьбой и позолотой. Национальные традиции - каркасность структуры, большие окна удачно сочетаются со свободно трактованной многоярусной ордерной системой, привнесенной новым архитектурным стилем (дома возводились в конце XVII-начале XVIII века). Мелкие членения фасадов, тщательно исполненные мелкие детали, треугольные или ступенчатые фронтоны домов гильдий выгодно подчеркивают масштабность ратуши и Дома короля.
В последнюю треть XVIII века в Брюсселе наблюдается развитие градостроительства. Городские власти проводят реконструкцию центральной части столицы, активно ведется благоустройство. Появляется новый градостроительный ансамбль в духе классицизма - Королевская площадь с церковью Сен-Жак-сюр. Перед зданием Брабантского совета разбивают Брюссельский парк, который живо напоминает Версальский парк трехлучевой композицией аллей.
Серьезным фактором, повлиявшим на развитие бельгийской архитектуры в XIX веке, послужил рост промышленности. В городе росли здания заводов и фабрик, вокруг которых формировались рабочие жилые кварталы. Контролировать их быстрый рост и влиять на архитектурный облик промышленных районов становилось все труднее. Производственные корпуса возводились, как правило, из стекла и металла, причем главным достоинством этих сооружений считалась дешевизна. В пригородах вокруг фабрик, как грибы, росли трущобы. В 1876 году состоялась официальная выставка, посвященная благоустройству. Целый раздел этой выставки был посвящен жилью для рабочих, однако широкого внедрения эти предложения не получили.
Брюссельцы были в числе первых жителей Европы, увидевших на улицах своего города трамваи. До сих пор это один из самых популярных видов городского транспорта.
Интересная деталь из жизни Бельгии: в 1913 году она становится членом Международного общества по строительству городов-садов. Однако красивая идея так и осталась неосуществленной, причиной, помешавшей ее реализации, явилась частная собственность на землю.
Что еще можно рассказать о достопримечательностях Брюс-селя? Разумеется, нельзя не упомянуть об Атомиуме - громадном макете молекулы железа, построенном в качестве павильона Бельгии на Всемирной выставке 1958 года. Что и говорить, сооружение это внушительное, но громоздкое: его высота 120 м, а диаметр каждого шара-атома - 18 м. Тем не менее брюссельцы им очень гордятся и с радостью организовывают в шарах Атомиума различные выставки.
Завершая рассказ о Брюсселе, я позволю себе шаг в сторону от архитектурно-строительной тематики. Разве можно говорить о Брюсселе и забыть о манекен-Пис? Небольшая бронзовая фигурка писающего мальчика принесла городу не меньше известности, чем любой из архитектурных памятников. Туристы в любое время дня фотографирую этого удивительного мальчика и оживленно обсуждают версии, объясняющие его, мягко говоря, необычное состояние. Экскурсоводы с явной гордостью сообщают, что весь год мальчик писает питьевой водой, но в ежегодный городской праздник воду заменяет лучшее бельгийское пиво, которое мэр самолично раздает горожанам.
Таков в общих чертах Брюссель. Хорош он или плох - судите сами. Но если когда-нибудь вам подвернется удобный случай, непременно поезжайте в Брюссель, хотя бы для того, чтобы проверить свои впечатления.
Надежда ЛОБАНОВА
Брюссель - не просто административный центр Бельгии, он ее сердце, ее голова и ее тело. Из 10 миллионов жителей Бельгии около 8 миллионов человек живут именно в Брюсселе. И это неслучайно: в радиусе 250 км вокруг города находятся Амстердам, Роттердам, Кельн, Дюссельдорф, Лилль, Реймс. Брюссель - один из самых крупных транспортных узлов Западной Европы. Удачное расположение Бельгии, соседями которой являются Нидерланды, Франция, Германия и Люксембург, послужило главной причиной превращения Брюсселя в столицу Европейского экономического сообщества. Столица Бельгии все чаще становится местом размещения финансовых и административных офисов западноевропейских стран.
В Брюсселе находится и штаб-квартира НАТО, вызывающая у туристов из стран социалистического блока особый интерес. Могу удовлетворить любопытство всех желающих: снаружи ничего интересного не видно. Однообразные корпуса совершенно "серой" архитектуры никак не отвечают сложившемуся представлению о материализованной в бетоне мощи НАТО.
Другое дело - исторический центр Брюсселя. Говоря об архитектуре этого города, нельзя не отметить, что здесь дольше, чем в других городах и странах, сохранились средневековые традиции зодчества. В то время, когда в Италии зародилась и расцвела Эпоха Возрождения, в Бельгии по-прежнему строили в стиле готики.
В Брюсселе расположена одна из красивейших площадей в Европе - Гранд-плас. Застройка площади начиналась в XV веке, когда в Италии уже сложились принципы формирования градостроительных ансамблей. Гранд-плас также можно считать сложившимся ансамблем, но он находится на более ранней исторической ступени, нежели творения итальянских зодчих.
Площадь имеет прямоугольные очертания и формируется практически сплошной периметральной застройкой, прерываемой лишь несколькими входящими на площадь улицами. В 1401 году по проекту архитекторов якобы ван Тиннена и Яна ван Рейсбрука было начато возведение городской ратуши, завершенное спустя 54 года. Главной особенностью ратуши можно считать то, что она является новым творческим прочтением образа городских торговых рядов, бывших очень важным жизненным центром Брюсселя. Ратуша обращает на себя внимание прежде всего масштабами: она вырастает из земли, как скала, заслоняя небо. Это громадная постройка в три очень высоких этажа, завершающиеся не менее высокой кровлей с четырьмя пинаклями по углам. Здание увенчано монументальной башней высотой 96 метров, которая по замыслу архитекторов должна была разместиться строго по центральной оси главного фасада. Однако в связи с тем, что строительство ратуши велось по частям и в течение довольно длительного времени, ось немного сместилась в сторону. Кроме того, уровни верхних этажей в правой и левой частях здания не совпадают. Однако все эти детали ускользают от внимания туристов, рассматривающих брюссельскую ратушу. Интерес вызывает другое: ажурная башня, скульптура, резьба по камню. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи - прием, заимствованный из архитектуры торговых зданий, но в данном случае выполняющий только декоративную функцию. Два верхних этажа обильно украшены скульптурой. В пространстве между этажами и простенках расположено множество статуй.
Башня, несколько более массивная в первых, квадратных в плане ярусах в верхней части становится восьмигранной, превращаясь в легкую, стремительно растущую вверх конструкцию. Башня завершается высоким сквозным шатром, увенчанным позолоченной пятиметровой статуей св. Михаила - покровителя города.
Напротив ратуши расположен высокий и столь же ажурный "Дом короля", в котором некоторое время жили правители Брабанта. Несмотря на появившиеся в "Доме короля" элементы ренессансной архитектуры - трехъярусную колоннаду, позолоченные декоративные детали - он производит впечатление готического сооружения. Стоящие по разные стороны Гранд-плас ратуша и королевский дом словно переглядываются, наблюдают за происходящим на площади. Некогда на Гран-плас была установлена гильотина, летели с плеч головы, лилась кровь. Я вспомнила об этом на ночном представлении, когда под звуки музыки здания на площади озарялись цветными вспышками света: лиловыми, голубыми, красными. Освещались статуи неизвестных королей, каменные орнаменты, высокие башенки. Музыка вызывала в памяти воспоминания о происшедшем много веков назад. Потом все стихло, и Гранд-плас постепенно превратилась в обычную площадь старого города.
Слева и справа от ратуши сплошной лентой стоят дома цехов и гильдий (булочников, лодочников и т. д.). Узкие, вытянутые вверх фасады расчленены на травеи и богато украшены резьбой и позолотой. Национальные традиции - каркасность структуры, большие окна удачно сочетаются со свободно трактованной многоярусной ордерной системой, привнесенной новым архитектурным стилем (дома возводились в конце XVII-начале XVIII века). Мелкие членения фасадов, тщательно исполненные мелкие детали, треугольные или ступенчатые фронтоны домов гильдий выгодно подчеркивают масштабность ратуши и Дома короля.
В последнюю треть XVIII века в Брюсселе наблюдается развитие градостроительства. Городские власти проводят реконструкцию центральной части столицы, активно ведется благоустройство. Появляется новый градостроительный ансамбль в духе классицизма - Королевская площадь с церковью Сен-Жак-сюр. Перед зданием Брабантского совета разбивают Брюссельский парк, который живо напоминает Версальский парк трехлучевой композицией аллей.
Серьезным фактором, повлиявшим на развитие бельгийской архитектуры в XIX веке, послужил рост промышленности. В городе росли здания заводов и фабрик, вокруг которых формировались рабочие жилые кварталы. Контролировать их быстрый рост и влиять на архитектурный облик промышленных районов становилось все труднее. Производственные корпуса возводились, как правило, из стекла и металла, причем главным достоинством этих сооружений считалась дешевизна. В пригородах вокруг фабрик, как грибы, росли трущобы. В 1876 году состоялась официальная выставка, посвященная благоустройству. Целый раздел этой выставки был посвящен жилью для рабочих, однако широкого внедрения эти предложения не получили.
Брюссельцы были в числе первых жителей Европы, увидевших на улицах своего города трамваи. До сих пор это один из самых популярных видов городского транспорта.
Интересная деталь из жизни Бельгии: в 1913 году она становится членом Международного общества по строительству городов-садов. Однако красивая идея так и осталась неосуществленной, причиной, помешавшей ее реализации, явилась частная собственность на землю.
Что еще можно рассказать о достопримечательностях Брюс-селя? Разумеется, нельзя не упомянуть об Атомиуме - громадном макете молекулы железа, построенном в качестве павильона Бельгии на Всемирной выставке 1958 года. Что и говорить, сооружение это внушительное, но громоздкое: его высота 120 м, а диаметр каждого шара-атома - 18 м. Тем не менее брюссельцы им очень гордятся и с радостью организовывают в шарах Атомиума различные выставки.
Завершая рассказ о Брюсселе, я позволю себе шаг в сторону от архитектурно-строительной тематики. Разве можно говорить о Брюсселе и забыть о манекен-Пис? Небольшая бронзовая фигурка писающего мальчика принесла городу не меньше известности, чем любой из архитектурных памятников. Туристы в любое время дня фотографирую этого удивительного мальчика и оживленно обсуждают версии, объясняющие его, мягко говоря, необычное состояние. Экскурсоводы с явной гордостью сообщают, что весь год мальчик писает питьевой водой, но в ежегодный городской праздник воду заменяет лучшее бельгийское пиво, которое мэр самолично раздает горожанам.
Таков в общих чертах Брюссель. Хорош он или плох - судите сами. Но если когда-нибудь вам подвернется удобный случай, непременно поезжайте в Брюссель, хотя бы для того, чтобы проверить свои впечатления.
Надежда ЛОБАНОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 1997 год в рубрике архитектура