Проектирование небольших населенных пунктов
Опыт проектирования небольших населенных пунктов показал, что подходы к размещению социальных и обещественно-бытовых служб здесь должны быть совершенно не такими, как в больших городах или микрорайонах, и не такими, какими они были в благословенные застойные годы, - в виде механического набора готовых типовых проектов отдельных служб.
На первый план выходит комплексность услуг - не только ради удобства жителей и ради снижения эксплуатационных затрат. Ведь в небольшом поселке спрос на услуги ограничен, каждый их вид в отдельности становится убыточным, а отказаться от них нельзя - не ездить же в город за каждой мелочью. В этих условиях объединение помещений и совмещение функций работниками сферы услуг позволяют повысить рентабельность служб, снизить затраты на коммунальное обслуживание. Вместо нескольких небольших зданий строится одно, что значительно дешевле и удобнее. Меньше территория застройки, меньше инженерных сетей, меньше вспомогательных помещений и служб, снижаются теплопотери. Архитектурное решение при этом тоже выигрывает: появляются возможности для интересных и разнообразных композиционных решений. Эти возможности в полной мере были использованы при создании 6-го квартала поселка ПО Нафтан.
Квартал разработан как многофункциональный комплекс для социального и бытового обслуживания населения, обучения и воспитания детей, для развития и отдыха. Находится он в центре поселка, на излучине двух главных улиц, в зеленой парковой зоне. Бульварами и аллеями он связан с набережной, пляжами, причалами. Благодаря островному положению в застройке, отсутствию жесткого разграничения территорий отдельных объектов, совмещению зеленых зон и площадок отдыха, использованию приемов биоклиматической архитектуры здания как бы раскрываются в сторону водоема, навстречу солнцу. Выразительность силуэта застройки создается за счет игры разновысоких объемов, открытых и закрытых пространств, разнообразия форм рельефа и озеленения. Остроту композиции придают фонари верхнего освещения и пристроенные соляры, создающие своеобразные световые эффекты в дневное и вечернее время. Здания хорошо просматриваются, меняя силуэтные очертания с близких и дальних визуальных точек.
Социально-бытовой центр - это кооперированное здание, в котором размещены предприятия и службы, необходимые для нормальной жизни поселка. Это в первую очередь КБО с соответствующим набором услуг. Это небольшие магазины с товарами повседневного спроса, небольшая гостиница. Это сауна с контрастными микробассейнами, бильярдной, пивным баром, прачечной самообслуживания.
Перед зданием СБЦ размещены автостоянки для центра, автобусные остановки, спортплощадки и т.д. Само здание выглядит достаточно интересно, что можно заметить на иллюстрациях. Расположено оно вблизи двух въездных дорог в поселок и хорошо просматривается с разных сторон.
Кооперированное здание учебно-воспитательного центра и детского сада с начальной школой - это больше, чем архитектурная разработка. Проект создавался в рамках эксперимента, проводимого в соответствии с программой, подготовленной Министерством образования и науки. Программа основана на результатах многолетних исследований и научных работ в области типологии детских учреждений, учитывает передовые тенденции и методики обучения, воспитания и оздоровления детей, местные расселенческие и демографические условия, является составной частью проводимой в республике реформы образования.
Для реализации принятых в программе организационно-педагогических принципов: обеспечения непрерывного процесса воспитания от дошкольного до старшего и школьного возраста, создания возможностей для беспрепятственного умственного, физического и эстетического развития детей, гуманизации обучения, внедрения новых форм ведения уроков и занятий, параллельной активной работы с родителями и населением в целом, превращения УВЦ в открытую структуру, социально-педагогический комплекс, тесно связанный с жизнью, при разработке проекта были использованы принципы и приемы биоклиматической архитектуры, представляющие систему проектных решений, обеспечивающих создание в здании благоприятного микроклимата для жизни и работы. Например, устройство соляра для создания зимнего сада и зеленой зоны, предназначенных для отдыха и фитотерапии.) Сюда относятся и приемы организации внутренних пространств зданий, ориентированные на оптимизацию психофизиологического состояния детей в процессе обучения и на соблюдение совеременных санитарно-гигиенических и педагогических требований. В частности, в проекте проходят экспериментальную проверку 5 принципиальных архитектурных решений учебного помещения, прямоугольный класс с увеличенной высотой и удельной площадью на ученика, классы и лаборатории с солярами, где снижается отвлекающее психологическое воздействие вида из окна, помещения для групповых и индивидуальных занятий по различным предметам с частичной трансформацией пространства, помещения для лекционных и факультативных занятий, оборудованные по принципу "аудитория-препараторская", а также классы, оборудованные индивидуальными ученическими местами, позволяющими переставлять мебель в течение учебного дня и даже урока. Здесь дети могут заниматься всем классом, группами или самостоятельно.
Большое внимание в проекте уделено внедрению энергосберегающих решений и технологий: компактные большепролетные объемы, блокировка зданий, повышение теплозащиты стен и оконных проемов, пассивное использование солнечной энергии (световые фонари, теплоаккумулирующие конструкции, пристройки-соляры), экономичные регулируемые системы отопления и вентиляции, горячего водоснабжения, электроснабжения, автоматическое регулирование этих систем, "зеленые" эксплуатируемые кровли, образующие систему ступенчатых террас, связанных лестницами между собой, с уровнем земли и окружающим ландшафтом.
Создание кооперированного здания учебно-воспитательного центра и детского сада с начальной школой по экспериментальной программе обеспечивает организацию непрерывного учебно-воспитательного процесса с переходом на современные методы обучения и развития детей без увеличения суммарного объема зданий. Затраты на строительство и эксплуатацию кооперированного здания снижаются на 25 - 30% по сравнению с традиционной схемой при несомненном повышении уровня комфорта и технологичности.
Комплекс УВЦ состоит из отдельных функциональных блоков и может вводиться в эксплуатацию поэтапно, назначение блоков может гибко видоизменяться в соответствии с потребностями. Они могут использоваться для размещения специализированных учебных заведений, научных центров, спортивных, эстетических, компьютерных, самодеятельных кружков или школ. Развитие в этом направлении со временем может привести к созданию престижного центра типа Дубны под Москвой.
Отдельные части и блоки здания этажами-террасами спускаются по прибрежному склону. Каждый планировочный уровень имеет выход на участок, благодаря чему здание органично вписывается в рельеф.
Блок 1 является главным входом в комплекс и решен в виде двухсветного форума с амфитеатром, зимним садом и выходом во внутренний открытый дворик. Форум используется для проведения концертов, собраний, разного рода торжеств и общественных мероприятий. В состав блока входят помещения администрации, спортивный центр с залом 18х36 м, теннисный холл, бильярдная, многофункциональный зал для аэробики и дискотеки, тир. Второй этаж занимают 8 - 11 классы.
Блок 2 - классы со спальнями для младших школьников, с солярами для отдыха, учебно-практических занятий и фитотерапии. Имеется отдельный вход с вестибюлем и гардеробом, озелененная центральная рекреация с фонарем верхнего света, оборудованная игровыми малыми формами и тренажерами.
Блок 3 - лаборатории и кабинеты со спецоборудованием, используемые для факультативной и кружковой работы: лингафонный кабинет, компьютерный класс, который одновременно является центром информации школы. В центральной озелененной рекреации размещается школьный музей.
Блок 4 предназначен для трудового воспитания и технического творчества. В него входят комбинированная мастерская по металлу и древесине, мастерские для изготовления наглядных пособий, кабинет для работы с тканями, кулинария, кабинет черчения и перспективных технологий. Имеется рекреация с верхним светом, используемая как выставочный зал.
В нерабочее время помещения блоков 3 и 4 используются для дополнительных и кружковых занятий с учащимися и населением.
Блок 5 - столовая. Круглый обеденный зал с верхним светом днем используется школьниками, вечером - в качестве кафе для населения поселка, для чего предусмотрен отдельный вход со стороны 5-го квартала. Загрузка столовой производится через внутренний загрузочный двор магазинов. Там имеются хозблок с гаражом и теплицей на крыше.
При обеденном зале есть витаминный бар и открытая терраса с видом на озеро. Крытые галереи связывают обеденный зал со школой и зрелищно-досуговым центром.
Зрелищно-досуговый центр задуман как 1-я очередь строительства. В его состав входят зал на 250 мест с вестибюлем и двухсветным фойе, библиотека, видеосалон, тренажерный зал, зал игровых автоматов, кружковые комнаты, гостиная с баром и камином, медпункт с кабинетом физиотерапии, магазины с торговой площадью 150 и 50 м 2, с внутренним заглубленным загрузочным двориком.
Своеобразно решен сад с начальной школой на 110-130 детей: здесь нет привычных групп и навесов, зато есть оздоровительная, игровая, музыкальная, экологическая и другие тематические зоны, центр приготовления пищи, бассейн, зимний сад.
Школа и детсад запроектированы как учреждения открытого типа, доступные всем жителям, и зоны отдыха их объединены с зоной отдыха квартала и всего поселка. Здесь есть универсальные площадки для спорта и отдыха, корты, партеры перед зданиями с зеленью, водоемами, фонтанами, беседками, скамейками, декоративным колодцем и прочими малыми формами, с террасами, мостиками, альпинарием, солнечными часами. К зоне примыкает гребной канал с эллингом для лодок, купальня, причалы, мостики для рыбной ловли. Свободный доступ к спортивным, культмассовым и учебным помещениям дает жителям возможность приобщиться к таким формам развития, отдыха и оздоровления, которые обычно в сельской местности просто отсутствуют.
Во всех элементах проекта ощущается творческий подход к делу. Необычная для школьных зданий архитектура дополняется столь же непривычными решениями интерьеров, построенными на взаимосвязи наружного и внутреннего пространства, оригинальными приемами и находками. Например, использование родника в композиции декоративного благоустройства открытого внутреннего дворика. Родник оформлен в виде грота с бьющим ключом. Вокруг него и далее вдоль ручья формируется зона отдыха с пешеходными мостиками через ручей, декоративными каменными горками с посадкой многолетних камнеломок, вечнозеленых кустарников и цветов по всей длине ручья до впадения в водоем.
Если задуманное удастся осуществить до конца, получится не показушный комплекс для демонстрации знатным гостям, а жилое образование с более высоким качеством жизни, которое может стать примером и своего рода "планкой" для жилищного строительства в республике, достойного XXI века.
Владимир БОРОВСКИЙ
На первый план выходит комплексность услуг - не только ради удобства жителей и ради снижения эксплуатационных затрат. Ведь в небольшом поселке спрос на услуги ограничен, каждый их вид в отдельности становится убыточным, а отказаться от них нельзя - не ездить же в город за каждой мелочью. В этих условиях объединение помещений и совмещение функций работниками сферы услуг позволяют повысить рентабельность служб, снизить затраты на коммунальное обслуживание. Вместо нескольких небольших зданий строится одно, что значительно дешевле и удобнее. Меньше территория застройки, меньше инженерных сетей, меньше вспомогательных помещений и служб, снижаются теплопотери. Архитектурное решение при этом тоже выигрывает: появляются возможности для интересных и разнообразных композиционных решений. Эти возможности в полной мере были использованы при создании 6-го квартала поселка ПО Нафтан.
Квартал разработан как многофункциональный комплекс для социального и бытового обслуживания населения, обучения и воспитания детей, для развития и отдыха. Находится он в центре поселка, на излучине двух главных улиц, в зеленой парковой зоне. Бульварами и аллеями он связан с набережной, пляжами, причалами. Благодаря островному положению в застройке, отсутствию жесткого разграничения территорий отдельных объектов, совмещению зеленых зон и площадок отдыха, использованию приемов биоклиматической архитектуры здания как бы раскрываются в сторону водоема, навстречу солнцу. Выразительность силуэта застройки создается за счет игры разновысоких объемов, открытых и закрытых пространств, разнообразия форм рельефа и озеленения. Остроту композиции придают фонари верхнего освещения и пристроенные соляры, создающие своеобразные световые эффекты в дневное и вечернее время. Здания хорошо просматриваются, меняя силуэтные очертания с близких и дальних визуальных точек.
Социально-бытовой центр - это кооперированное здание, в котором размещены предприятия и службы, необходимые для нормальной жизни поселка. Это в первую очередь КБО с соответствующим набором услуг. Это небольшие магазины с товарами повседневного спроса, небольшая гостиница. Это сауна с контрастными микробассейнами, бильярдной, пивным баром, прачечной самообслуживания.
Перед зданием СБЦ размещены автостоянки для центра, автобусные остановки, спортплощадки и т.д. Само здание выглядит достаточно интересно, что можно заметить на иллюстрациях. Расположено оно вблизи двух въездных дорог в поселок и хорошо просматривается с разных сторон.
Кооперированное здание учебно-воспитательного центра и детского сада с начальной школой - это больше, чем архитектурная разработка. Проект создавался в рамках эксперимента, проводимого в соответствии с программой, подготовленной Министерством образования и науки. Программа основана на результатах многолетних исследований и научных работ в области типологии детских учреждений, учитывает передовые тенденции и методики обучения, воспитания и оздоровления детей, местные расселенческие и демографические условия, является составной частью проводимой в республике реформы образования.
Для реализации принятых в программе организационно-педагогических принципов: обеспечения непрерывного процесса воспитания от дошкольного до старшего и школьного возраста, создания возможностей для беспрепятственного умственного, физического и эстетического развития детей, гуманизации обучения, внедрения новых форм ведения уроков и занятий, параллельной активной работы с родителями и населением в целом, превращения УВЦ в открытую структуру, социально-педагогический комплекс, тесно связанный с жизнью, при разработке проекта были использованы принципы и приемы биоклиматической архитектуры, представляющие систему проектных решений, обеспечивающих создание в здании благоприятного микроклимата для жизни и работы. Например, устройство соляра для создания зимнего сада и зеленой зоны, предназначенных для отдыха и фитотерапии.) Сюда относятся и приемы организации внутренних пространств зданий, ориентированные на оптимизацию психофизиологического состояния детей в процессе обучения и на соблюдение совеременных санитарно-гигиенических и педагогических требований. В частности, в проекте проходят экспериментальную проверку 5 принципиальных архитектурных решений учебного помещения, прямоугольный класс с увеличенной высотой и удельной площадью на ученика, классы и лаборатории с солярами, где снижается отвлекающее психологическое воздействие вида из окна, помещения для групповых и индивидуальных занятий по различным предметам с частичной трансформацией пространства, помещения для лекционных и факультативных занятий, оборудованные по принципу "аудитория-препараторская", а также классы, оборудованные индивидуальными ученическими местами, позволяющими переставлять мебель в течение учебного дня и даже урока. Здесь дети могут заниматься всем классом, группами или самостоятельно.
Большое внимание в проекте уделено внедрению энергосберегающих решений и технологий: компактные большепролетные объемы, блокировка зданий, повышение теплозащиты стен и оконных проемов, пассивное использование солнечной энергии (световые фонари, теплоаккумулирующие конструкции, пристройки-соляры), экономичные регулируемые системы отопления и вентиляции, горячего водоснабжения, электроснабжения, автоматическое регулирование этих систем, "зеленые" эксплуатируемые кровли, образующие систему ступенчатых террас, связанных лестницами между собой, с уровнем земли и окружающим ландшафтом.
Создание кооперированного здания учебно-воспитательного центра и детского сада с начальной школой по экспериментальной программе обеспечивает организацию непрерывного учебно-воспитательного процесса с переходом на современные методы обучения и развития детей без увеличения суммарного объема зданий. Затраты на строительство и эксплуатацию кооперированного здания снижаются на 25 - 30% по сравнению с традиционной схемой при несомненном повышении уровня комфорта и технологичности.
Комплекс УВЦ состоит из отдельных функциональных блоков и может вводиться в эксплуатацию поэтапно, назначение блоков может гибко видоизменяться в соответствии с потребностями. Они могут использоваться для размещения специализированных учебных заведений, научных центров, спортивных, эстетических, компьютерных, самодеятельных кружков или школ. Развитие в этом направлении со временем может привести к созданию престижного центра типа Дубны под Москвой.
Отдельные части и блоки здания этажами-террасами спускаются по прибрежному склону. Каждый планировочный уровень имеет выход на участок, благодаря чему здание органично вписывается в рельеф.
Блок 1 является главным входом в комплекс и решен в виде двухсветного форума с амфитеатром, зимним садом и выходом во внутренний открытый дворик. Форум используется для проведения концертов, собраний, разного рода торжеств и общественных мероприятий. В состав блока входят помещения администрации, спортивный центр с залом 18х36 м, теннисный холл, бильярдная, многофункциональный зал для аэробики и дискотеки, тир. Второй этаж занимают 8 - 11 классы.
Блок 2 - классы со спальнями для младших школьников, с солярами для отдыха, учебно-практических занятий и фитотерапии. Имеется отдельный вход с вестибюлем и гардеробом, озелененная центральная рекреация с фонарем верхнего света, оборудованная игровыми малыми формами и тренажерами.
Блок 3 - лаборатории и кабинеты со спецоборудованием, используемые для факультативной и кружковой работы: лингафонный кабинет, компьютерный класс, который одновременно является центром информации школы. В центральной озелененной рекреации размещается школьный музей.
Блок 4 предназначен для трудового воспитания и технического творчества. В него входят комбинированная мастерская по металлу и древесине, мастерские для изготовления наглядных пособий, кабинет для работы с тканями, кулинария, кабинет черчения и перспективных технологий. Имеется рекреация с верхним светом, используемая как выставочный зал.
В нерабочее время помещения блоков 3 и 4 используются для дополнительных и кружковых занятий с учащимися и населением.
Блок 5 - столовая. Круглый обеденный зал с верхним светом днем используется школьниками, вечером - в качестве кафе для населения поселка, для чего предусмотрен отдельный вход со стороны 5-го квартала. Загрузка столовой производится через внутренний загрузочный двор магазинов. Там имеются хозблок с гаражом и теплицей на крыше.
При обеденном зале есть витаминный бар и открытая терраса с видом на озеро. Крытые галереи связывают обеденный зал со школой и зрелищно-досуговым центром.
Зрелищно-досуговый центр задуман как 1-я очередь строительства. В его состав входят зал на 250 мест с вестибюлем и двухсветным фойе, библиотека, видеосалон, тренажерный зал, зал игровых автоматов, кружковые комнаты, гостиная с баром и камином, медпункт с кабинетом физиотерапии, магазины с торговой площадью 150 и 50 м 2, с внутренним заглубленным загрузочным двориком.
Своеобразно решен сад с начальной школой на 110-130 детей: здесь нет привычных групп и навесов, зато есть оздоровительная, игровая, музыкальная, экологическая и другие тематические зоны, центр приготовления пищи, бассейн, зимний сад.
Школа и детсад запроектированы как учреждения открытого типа, доступные всем жителям, и зоны отдыха их объединены с зоной отдыха квартала и всего поселка. Здесь есть универсальные площадки для спорта и отдыха, корты, партеры перед зданиями с зеленью, водоемами, фонтанами, беседками, скамейками, декоративным колодцем и прочими малыми формами, с террасами, мостиками, альпинарием, солнечными часами. К зоне примыкает гребной канал с эллингом для лодок, купальня, причалы, мостики для рыбной ловли. Свободный доступ к спортивным, культмассовым и учебным помещениям дает жителям возможность приобщиться к таким формам развития, отдыха и оздоровления, которые обычно в сельской местности просто отсутствуют.
Во всех элементах проекта ощущается творческий подход к делу. Необычная для школьных зданий архитектура дополняется столь же непривычными решениями интерьеров, построенными на взаимосвязи наружного и внутреннего пространства, оригинальными приемами и находками. Например, использование родника в композиции декоративного благоустройства открытого внутреннего дворика. Родник оформлен в виде грота с бьющим ключом. Вокруг него и далее вдоль ручья формируется зона отдыха с пешеходными мостиками через ручей, декоративными каменными горками с посадкой многолетних камнеломок, вечнозеленых кустарников и цветов по всей длине ручья до впадения в водоем.
Если задуманное удастся осуществить до конца, получится не показушный комплекс для демонстрации знатным гостям, а жилое образование с более высоким качеством жизни, которое может стать примером и своего рода "планкой" для жилищного строительства в республике, достойного XXI века.
Владимир БОРОВСКИЙ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 35 за 1997 год в рубрике проектирование